Речь идет именно об укладах, то есть об определенных устройствах жизни человеческих сообществ, а не об окладах жалованья, хотя оклады имеют значительное влияние на уклады. Прежде всего рассмотрим то, как живут сейчас люди в сельской местности.
В силу своих профессиональных обязанностей мне довольно часто приходится бывать не только в районных центрах, но и очень удаленных от города селах и деревнях. Да и вырос я тоже в сельской местности, превратившись в горожанина уже в довольно взрослом возрасте.
С точки зрения городского жителя, привыкшего к тому, что жизнь вокруг него все время кипит, шумит и бурлит, какая-нибудь деревенька в две-три улицы представляется очень скучным и даже тоскливым местом. Эти ощущения и еще более усиливаются в вечернее и ночное время, когда деревня погружается во тьму, слегка расцвеченную только яркими окнами домов. Читать далее
Архив рубрики: Факты
Первые впечатления от путешествия по Волге.
Оказалось крайне занятным открывать глаза и обнаруживать за окном новый пейзаж. Разный цвет воды, разная облачность, разная конфигурация берега – кто говорил, что берега рек похожи друг на друга?
По левому берегу раскинулись плавни – сеть проток, густо поросших камышом, заваленных деревьями и в путанице корневищ. Изредка в них видны силуэты лодок, живо напомнивших как столетия назад в плавнях устраивали засады лихие людишки, грабившие проходящие мимо торговые караваны. Лодок, временами, видно достаточно много, конечно, не как китайских джонок на какой-нибудь Янцзы – на такое количество никаких купцов не напасешься тогда! Некоторая часть волжских городов и возникла как ответ государства на подобные «шалости». Читать далее
Волжский круиз. Сборы и отплытие.
Отдых на воде по праву считается одним из лучших. Вода отличное лекарство от суеты городов. Плавные, неспешные струи размывают негатив и стрессы. Меж тем, течение вод отличается от застывшей красоты камня. В нем видно движение жизни. Растительность, также неплохое лекарство от стресса – обычно представлена на берегах в изобилии. Итак, решено – в круиз! Читать далее
Идет коза рогатая
Это одно из самых первых животных одомашненных человеком, что произошло около 9 000 лет назад, где-то в тех краях, где несколько тысяч лет спустя появились государства Древней Греции.
Человеку коза дает – не по своей воле, разумеется – молоко, шерсть, шкуру, кожу, мясо, а также рога и копыта. В общем, используется, можно сказать, целиком. Читать далее
Хороша страна Болгария
К этой стране у россиян всегда было трепетное отношение. Во-первых, мы же все-таки «братушки»»! Это слово вошло в обиход после русско-турецкой войны 1877-1878 годов, когда Россия фактически освободила Болгарию от 500-летнего турецкого ига. Во-вторых, Болгария была самой доступной страной для жителей России в эпоху «железного занавеса».
Но, в то же время следует признать, что Болгария всегда тяготела к Европе, Западу и Востоку, но вовсе не к России. Читать далее
Подвиги и курьезы
Лучше, чем Лесси
Братья и сестры наши меньшие иногда совершают такие неожиданные поступки, которые являются самыми настоящими подвигами. Или же люди вытворяют с животными такие вещи, которые иначе, как полной безответственностью не назовешь.
Английский пенсионер по имени Дерек Рамсден приехал вместе со своей супругой и двумя комнатными собачками отдохнуть в некий пансионат, и однажды пошел прогуляться со своими песиками в близлежащий парк.
Накануне был сильный дождь, практически ливень, и в одном месте парка, где через живописную низинку в земле был перекинут не менее живописный мостик, образовалась почти что болото. Читать далее
Дикий хомяк
Есть в природе Севера такой зверек, без которого вся жизнь в этих суровых краях просто замерла бы. Не было бы тут ни песцов, ни горностаев, ни полярных лисиц, и даже таким вроде бы травоядным животным, как северные олени, и тем без этого зверька пришлось бы худо. В общем, все они зависят от лемминга.
Сами лемминги – то есть большая группа грызунов, которые ближе всего находятся к хомякам – о своей жизненной важности не особенно задумываются. Мозгов у них для этого маловато!
А если бы они могли над этим задуматься, то сильно загрустили бы, поскольку не очень-то приятно быть для других зверей основной кормовой базой.
Когда леммингов рождается много, то и хищные звери плодятся очень хорошо, поскольку им есть чем питаться самим и чем кормить своих детенышей. И детенышей, кстати, у хищников, питающихся леммингами, в такие годы рождается очень много в одном помете, бывает что и 16-18! А если леммингов появляется мало, то самка песца может бросить умирать даже тех 2-4 детенышей, которых ей удалось выносить и родить в такой худой год.
Что же касается оленей, которые на Севере питаются в основном ягелем, то лемминги не являются, разумеется, их основной пищей, но к началу весны, когда весь ягель из-под снега оленями оказывается выеден, они могут подзакусить и случайно попавшимся под копыто леммингом. Так олени восполняют недостаток белка, который им тоже необходим.
Незаменимой кормовой базой для хищников лемминги стали в силу своей исключительной плодовитости. За весенне-летний сезон каждая самка лемминга может принести 2-4, а то и 6 пометов, и в каждом помете 4-6 детенышей!
Чем же прокормить всю эту ораву грызунов?
А тем, что северная природа прямо-таки стремительно выращивает за лето. Это всякие дикие травы, мхи, лишайники и вообще любые травянисто-древесные растения, которые только могут попасть на зуб этим грызунам.
Чем теплее и обильнее лето на растения – тем больше появляется леммингов.
Ну а затем этот природный маятник может резко качнуться в другую сторону.
Когда в своей округе лемминги съедают практически всю растительность, их охватывает сильное желание перемены мест. Начинается миграция леммингов. Это одно из самых впечатляющих зрелищ, которые только можно увидеть на Севере.
Лемминги могут перемещаться сплошным живым потоком, как будто бы охваченные какой-то всеобщей манией, не замечая ничего вокруг – даже того, например, что рядом с ними бегут песцы и лисы и закусывают до отвала прямо на ходу.
Когда на пути такого потока леммингов попадается водная преграда, они форсируют ее без всяких остановок, но отнюдь не каждый грызун способен доплыть до противоположного берега.
А еще многие годы ученых мучила загадка случавшихся время от времени резких сокращений численности леммингов. Речь шла даже об их массовых самоубийствах.
Оказалось – ничего подобного.
Просто все хомяковые очень агрессивно относятся к чужим выводкам. Чужих детенышей леммингов могут загрызть как самцы, так и самки. И когда леммингов немного, то их выводки располагаются далеко друг от друга.
А когда их много – то разные выводки находятся рядом, и взрослые животные без всякого зазрения совести могут загрызть чужих детенышей.
В общем, жуткие они звери, эти дикие хомяки!..
Заплыв председателя Мао через реку Янцзы
Успешное, хотя и неоднозначное экономическое развитие Китая в последние 35 лет в сознании жителей западного мира перекрыло все те исторические завихрения, которые Китаю пришлось пережить во время правления Мао Цзэдуна. Но неплохо бы вспомнить, что было тогда и сравнить с тем, что есть теперь.
Мао Цзэдун, как известно, был марксистом и коммунистом, который модифицировал марксизм в идеологическое учение с китайской спецификой, заточенное лично под него самого и его культ, который насаждался в некоторых районах Китая еще с начала 1930-х годов, а затем во всем Китае с 1949 года.
В 30-х годах в Китае была очень странная ситуация, когда в одной и той же стране существовало несколько государств. В основном страной правила партия Гоминьдан под предводительством генералиссимуса Чан Кайши.
Но в некоторых районах провинции Цзянси китайские коммунисты в 1931 году во главе с Мао Цзэдуном создали свое собственное коммунистическое государство, просуществовавшее около 3-х лет, пока его не ликвидировал Гоминьдан.
Причем для укрепления своей личной власти Мао среди своих же коммунистов провел репрессии, с физическим уничтожением многих своих противников.
20-го мая 1948-го года Чан Кайши вступает в должность президента Китайской республики, но уже 1 октября 1949 года Мао Цзэдун провозглашает в Китае новое государство – Китайскую народную республику, которой и руководил до самой своей смерти в 1976 году.
Мао Цзэдун всегда был идеалистом-книжником и в реальной экономике совершенно не разбирался. Ему хотелось всего и сразу. В конце 1950-х годов, желая одним махом добиться процветания страны, он провозглашает программу так называемого «Большого скачка». Программа эта была совершенно безумная. К примеру, сталь для «большого скачка» выплавляли народные коммуны в маленьких домнах, построенных где попало.
Никакой стали в таких домнах не получалось, конечно, а получался сплошной шлак.
«Большой скачок» провалился, причем принес многомиллионные человеческие жертвы, поскольку в стране наступила полная экономическая разруха. Тогда Мао Цзэдун временно отступил, и разгребанием последствий его исторических авантюр занялась группа политических прагматиков во главе с Дэн Сяопином.
Этой группе удалось за несколько лет нормализовать обстановку в стране, поскольку они проводили политику, которая была очень похожа на НЭП в СССР в 1920-е годы.
К 1966-му году Мао Цзэдун, недовольный успехами Дэн Сяопина, задвинул его на задний план, а на передний вновь выдвинул себя, провозгласив так называемую «Культурную революцию».
Причем 73-летний Мао Цзэдун доказал свою мощь так называемым заплывом через реку Янцзы, во время которого он с берега до берега этой реки переправился не самостоятельно, а с помощью большой сети, которую под ним удерживали два катера. Правда, в кинохронику эти два катера почему-то не попали.
Во время «культурной революции» Мао Цзэдун опирался на миллионы безграмотной китайской молодежи, организованной в отряды хунвейбинов.
Эти дикие стаи юных садистов и разрушителей в массовом порядке уничтожали книги, скульптуры, картины, произведения современного искусства, пытали и убивали людей.
И вновь Китай погрузился в хаос, который длился до самого начала 1970-х годов, когда фактически было признано, что «культурная революция» провалилась так же, как и «великий скачок».
Но до самой смерти «великого кормчего» в 1976 году в Китае продолжался экономический и политический хаос.
В 1977 году к руководству страны вновь вернулся Дэн Сяопин, которому тогда было 73 года, и при нем-то в КНР и началось то самое «экономическое чудо», которое мы наблюдаем посейчас.
Дэн Сяопин умер в 1997 году, в почтенном возрасте 94 лет, но парадокс в том, что этого на самом деле великого и мудрого руководителям в Китае чтят точно так же, как и безумного авантюриста Мао Цзэдуна.
Китайцы – очень загадочные люди.
Но очень, очень трудолюбивые.
Есть ли жизнь на Марсе
Есть ли жизнь на других планетах? Этот вопрос волнует человечество с тех самых пор, когда ученые отказались от геоцентризма. Раз Земля не является центром Вселенной, значит, где-то что-то или кто-то может быть. И если наукой доказано, что никакие боги не сходили с Олимпа, то, может, это были инопланетяне? А что, вполне возможный вариант. Ведь если в древности человек мог считать удар грома проявлением гнева какого-либо божества, то вполне мог принять инопланетянина за высшее существо, приписав ему божественные права, привилегии и действия.
Материализм склонен объявлять все религии суеверием чистейшей воды, объясняя их появление всего лишь страхом человека перед различными природными явлениями. Например, та же гроза – некий бог несется по небу в огненной колеснице, разбрасывая вокруг себя молнии, а гром – это грохот колесницы по облакам. Морская буря – это бог морей проявляет свое недовольство окружающей средой. Песчаная буря – демоны пустыни шалят. Обнаружили новый цветок – это некая богиня плакала по своей неудавшейся судьбе, и слезы ее превратились в цветы. И так далее.
Но представьте только, что современный самолет каким-то чудом провалился в далекое прошлое и приземлился, скажем, в окрестностях Афин. Древние греки были людьми просвещенными для своего времени, но вряд ли в их мироустройстве было место не то что для самолета, но даже для современных очков или тканей. Увидев перед собой человека будущего, они наверняка решили бы, что это – или божество, упавшее с Олимпа, или демон. Но однозначно – не такой же человек, как они сами.
А если не самолет? А если космический корабль? А в нем – и не люди вовсе. Пусть даже гуманоиды, но все же отличающиеся от человека. Таких легко наделить божественным статусом, тем более, что они должны знать и уметь гораздо больше, чем не то что древние греки, но даже и современные земляне (нам-то пока недоступен дальний космос). Представьте такого инопланетянина с таблеткой аспирина – чем не божество исцеления?
Так что, наличие у древних народов огромных пантеонов богов может являться косвенным доказательством того, что Землю посещали разумные существа с других планет. Тем более, что в этих древних религиях совсем немного философии, зато много различных притч о делах богов, входящих в пантеон – боги умеют летать, умеют исцелять неизлечимые (для того времени) болезни, умеют слышать и разговаривать на расстоянии (между прочим, чем не современный телефон), умеют передавать на расстояние изображение, владеют чудо-оружием и так далее. Многие знания и умения этих богов теперь являются достоянием каждого человека. Так, может, все-таки не боги? Может, все же инопланетяне?
И вот теперь курсируют упорные слухи, что американский марсоход Curiositi, работающий сейчас на Марсе, обнаружил доказательства существования инопланетной жизни. Например, были переданы снимки, обошедшие весь Интернет – на горизонте Марса летает НЛО! И резво так летает… И не понятно – или это мистификация, или вполне реальные снимки, на самом деле переданные с Красной планеты, а не изготовленные в фотолаборатории каких-то шутников.
Опять же, сообщали, что на Марсе обнаружен… стоптанный ботинок. Вот уж действительно чудо из чудес. Не какое-либо орудие труда или предмет искусства, даже не носитель информации, а – ботинок, да еще явно бывший в употреблении и употреблении активном. Спрашивается – откуда на Марсе могут взяться стоптанные ботинки? Нога человека там не ступала и, следовательно, ботинки не роняла. Но, может, это и не человеческая обувь? А то, что похожа… ну так если речь идет о гуманоидах, то почему бы им не носить ботинки? Вполне удобная штука.
Но это тоже может быть мистификацией.
Представляется вполне вероятным, что если бы на Марсе была жизнь, то ее уже обнаружили бы с Земли. Такую штуку, как радио, например, в кармане не спрячешь. И существа, владеющие тайной космических полетов, никак не могли пройти мимо радиосвязи.
А, может, на Марсе и нет своей жизни. Может, там располагается база инопланетян, которые изучают Землю? Может, именно с Красной планеты являются все эти контактеры, о которых кричат не только обитатели желтых домов, но и вполне уважаемые люди?
Пока вопрос остается открытым. Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – у науки пока нет однозначного и доказанного ответа на этот вопрос. Пока неизвестно даже – есть ли вообще жизнь на других планетах, по крайней мере – разумная жизнь. Все – на уровне предположений и гипотез, но никаких однозначных строгих доказательств.
Но может быть, если марсоход погуляет еще по поверхности Марса, он добудет не только стоптанный ботинок, но и вполне реальные доказательства инопланетной жизни или даже цивилизации?
Уникальная фреска, на которой Святой Георгий Победоносец не убивает дракона
Очень значимое место в культуре нашей страны занимает образ святого Георгия-победоносца. Он запечатлен на нашем гербе и даже на наших деньгах-копейках, названных в честь изображения этого святого, который изображен в своем привычном образе всадника, сражающего копьем с коня страшного ящера. Между тем, в России есть одна единственная церковь, где еще более 800 лет назад этот святой был изображен безоружным, мирно ведущим дракона на поводке. Речь идет о древненовгородской староладожской церкви Св. Георгия, сохранившейся в первоначальном облике XII столетия.
Храм этот был построен и расписан около второй половины XII cтолетия в бывшем новгородском пригороде, Ладоге. Является типичной новгородской церковной постройкой того времени и, очевидно, строилось новгородской артелью (что не удивительно, ведь Новгород очень ревниво относился к своим обширным владениям и даже храмы предпочитал строить в своих землях самостоятельно. Например, в Новгородском пригороде Старая Руса вплоть до Конца Новгородской самостоятельности не возникло своей строительной артели и все храмы приезжали строить новгородские мастера. Да и Георгиевский храм в Ладоге в 1440-х годах тоже приезжали ремонтировать новгородцы. Если они и это делали сами, то уж строить церковь они тем более не могли доверить самим ладожанам. Внешне Георгиевский храм является типичной новгородской церковью своего времени, четырехстопной, одноглавой, одноапсидной, по-новгородски строгой и компактной, несмотря на то, что занимала в Ладоге доминирующее положение, так как стояло посредине тамошнего кремля. И внутренние фрески храма тоже являются характерным творением новгородской школы. Но одна из фресок совершенно уникальна по своему содержанию. Главный храмовый святой, Георгий Победоносец, изображен без копья. Он не убивает дракона, а ведет его спокойно на ленточке, как собаку на поводке. Формально, это тоже соответствует преданию, ведь дракона Георгий убил под конец, а до этого усмирил своими христианскими молитвами и мирно провел на ленточке-поводке по окрестному городу. Но если на всех остальных изображениях художники традиционно фиксировали момент убийства, то здесь, на этой фреске, запечатлен именно бескровный момент. Почему расписывающий староладожский храм новгородский художник выбрал его?
Думается, это связано с идеями Христианства, которая позиционирует себя, как религия добра, призывает к смирению, кротости и верует, что обратить в веру можно не только мечом, но и убеждениями, а твердые и смиренные христианские молитвы могут и без бою укротить всех злодеев, включая самого дьявола. Поэтому и Георгий здесь показан не просто храбрым воином, но настоящим христианским чудотворцем, способным и без копья, молитвами, укротить свирепого ящера. Глядя на эту фреску, даже не верующие люди порой задумываются на вечную тему, что побеждать можно не насилием, а силой воли и убеждением.