Речь идет именно об укладах, то есть об определенных устройствах жизни человеческих сообществ, а не об окладах жалованья, хотя оклады имеют значительное влияние на уклады. Прежде всего рассмотрим то, как живут сейчас люди в сельской местности.
В силу своих профессиональных обязанностей мне довольно часто приходится бывать не только в районных центрах, но и очень удаленных от города селах и деревнях. Да и вырос я тоже в сельской местности, превратившись в горожанина уже в довольно взрослом возрасте.
С точки зрения городского жителя, привыкшего к тому, что жизнь вокруг него все время кипит, шумит и бурлит, какая-нибудь деревенька в две-три улицы представляется очень скучным и даже тоскливым местом. Эти ощущения и еще более усиливаются в вечернее и ночное время, когда деревня погружается во тьму, слегка расцвеченную только яркими окнами домов.
На самом же деле, конечно, деревенскому жителю, у которого есть постоянная работа и живность во дворе, скучно не бывает. Ему всегда есть, чем заняться. Особенно это относится к старшему поколению.
И тут самое время вспомнить о первом потерянном укладе деревенской жизни – дореволюционном, общинном.
Электричества тогда не было, клубов, телевизоров, интернета, личных автомобилей тоже не было, а основной тягловой силой была лошадь.
И при этом жизнь в деревне отнюдь не была скучной.
Во-первых, она была заполнена каждодневным и разнообразным трудом. В нем, в таком труде, заключался основной смысл жизни на земле.
Во-вторых, при том укладе сельские жители умели очень хорошо развлекать себя сами, отнюдь не нуждаясь в выпивке для таких развлечений.
Это были всевозможные посиделки на завалинке, простые семейные праздники, на которые созывалась вся округа, и давным-давно сложившиеся ритуалы – например, сельские свадьбы и религиозные события.
Такой уклад, при котором небольшие сельские сообщества жили очень насыщенной культурной и духовной жизнью, в России был фактически уничтожен сталинской коллективизацией.
Но довольно скоро сложился второй уклад сельской жизни – колхозно-совхозный. Все сельские труженики превратились в наемных работников, развлечением и просвещением которых руководила «родная партия» большевиков-коммунистов.
Эти товарищи создали чрезвычайно неэффективную систему хозяйствования на селе, но при этом работа у каждого сельского труженика была всегда. И все – в основном – имели одинаковый уровень семейных доходов и были социально равны.
Плюс к этому – осенние «битвы за урожай», когда на подмогу к селу направлялись армейские силы, а также силы студентов и школьников.
Все это тоже массово объединяло народ.
Но данный уклад жизни был разрушен новыми-старыми преобразованиями, которые российская деревня переживает с конца 1980-х годов.
Сейчас складывается третий уклад сельской жизни, который характерен внедрением новых технологий работы в сельском хозяйстве и резким социальным расслоением.
На любой деревенской улице сейчас могут совсем рядом находиться домишко-завалюшка и современный коттедж с двором, мощеным тротуарной плиткой, на которой стоит навороченная авто-иномарка.
Сейчас, если у человека в селе есть работа, он может жить значительно лучше, чем жили работники совхозов и колхозники.
Но, увы, работы всем не хватает. И при этом современные с/х предприятия все время нуждаются в работниках, вот только их квалификация, их отношение к труду должны быть на совершенно другом уровне, чем тот, которых был у совхозников-колхозников.
Тут большая надежда на молодежь. Крупные современные с/х хозяйства готовы за свой счет учить молодых людей, но многие из них, к сожалению, устремляются в города, где жизнь им представляется значительно более интересной и насыщенной.
Но если все-таки удастся привлечь современную молодежь к работе в сельском хозяйстве – можно будет сказать, что в России сложился совсем новый уклад жизни на земле.
До этого пока далеко.