Очень значимое место в культуре нашей страны занимает образ святого Георгия-победоносца. Он запечатлен на нашем гербе и даже на наших деньгах-копейках, названных в честь изображения этого святого, который изображен в своем привычном образе всадника, сражающего копьем с коня страшного ящера. Между тем, в России есть одна единственная церковь, где еще более 800 лет назад этот святой был изображен безоружным, мирно ведущим дракона на поводке. Речь идет о древненовгородской староладожской церкви Св. Георгия, сохранившейся в первоначальном облике XII столетия.
Храм этот был построен и расписан около второй половины XII cтолетия в бывшем новгородском пригороде, Ладоге. Является типичной новгородской церковной постройкой того времени и, очевидно, строилось новгородской артелью (что не удивительно, ведь Новгород очень ревниво относился к своим обширным владениям и даже храмы предпочитал строить в своих землях самостоятельно. Например, в Новгородском пригороде Старая Руса вплоть до Конца Новгородской самостоятельности не возникло своей строительной артели и все храмы приезжали строить новгородские мастера. Да и Георгиевский храм в Ладоге в 1440-х годах тоже приезжали ремонтировать новгородцы. Если они и это делали сами, то уж строить церковь они тем более не могли доверить самим ладожанам. Внешне Георгиевский храм является типичной новгородской церковью своего времени, четырехстопной, одноглавой, одноапсидной, по-новгородски строгой и компактной, несмотря на то, что занимала в Ладоге доминирующее положение, так как стояло посредине тамошнего кремля. И внутренние фрески храма тоже являются характерным творением новгородской школы. Но одна из фресок совершенно уникальна по своему содержанию. Главный храмовый святой, Георгий Победоносец, изображен без копья. Он не убивает дракона, а ведет его спокойно на ленточке, как собаку на поводке. Формально, это тоже соответствует преданию, ведь дракона Георгий убил под конец, а до этого усмирил своими христианскими молитвами и мирно провел на ленточке-поводке по окрестному городу. Но если на всех остальных изображениях художники традиционно фиксировали момент убийства, то здесь, на этой фреске, запечатлен именно бескровный момент. Почему расписывающий староладожский храм новгородский художник выбрал его?
Думается, это связано с идеями Христианства, которая позиционирует себя, как религия добра, призывает к смирению, кротости и верует, что обратить в веру можно не только мечом, но и убеждениями, а твердые и смиренные христианские молитвы могут и без бою укротить всех злодеев, включая самого дьявола. Поэтому и Георгий здесь показан не просто храбрым воином, но настоящим христианским чудотворцем, способным и без копья, молитвами, укротить свирепого ящера. Глядя на эту фреску, даже не верующие люди порой задумываются на вечную тему, что побеждать можно не насилием, а силой воли и убеждением.
На этой картине если внимательно посмотреть на ленточке-поводке ведёт «змея» царица , а не георгий победоносец как написано в этой статье. А значит этой статье я не верю.