Сегодня, 4 ноября 2011 года в России, как известно, праздник – День народного единства, день согласия и примирения. Конечно, такой праздник должен быть обязательно. Другое дело, что он установлен Госдумой только в 2004 году, и общество еще не осознало во всех тонкостях сам факт его существования.
К тому же инициатором установления данного праздника стала группа российских религиозных деятелей, а интерес общества к религии в нашей стране в настоящее время совсем не такой глубокий, как это было лет двадцать назад.
И уж конечно, тот уровень религиозности общества, каким он был в 1612 году, в год окончания Смутного времени, уже не вернется никогда.
Во-первых, высшее духовенство страны, причем всех конфессий, совершает сейчас те же самые ошибки, которое оно совершало и триста, и двести, и сто лет назад. История духовенство ничему не учит. По-прежнему служители всех без исключения религиозных культов на первое место выставляют религиозную, конфессиональную, а не общечеловеческую принадлежность.
Во-вторых, и в самом обществе тоже вновь созрело понимание того, что в религии спасения нет.
Спасение есть в вере.
Но между религией и верой и, тем более, религией и знанием – дистанции огромного размера.
И вообще, чрезмерное усиление религиозности – это самое опасное, что может произойти в любом обществе, любом государстве. Чем сильнее религиозность разных национальных групп – тем выше вероятность межнациональных столкновений. В прошлые эпохи такие столкновения не раз уже приводили к жестоким и многолетним войнам.
Через это прошли очень многие государства, и лучше бы уже всем государствам чему-то научиться и держать свое духовенство в рамках приличий, поскольку само оно, как выясняется, в этих рамках держаться не умеет и не желает.
Ну а то, что праздник 4-го ноября очень близок по дате к ушедшему в историю празднику 7-го ноября – то есть Великой Октябрьской социалистической революции, как она когда-то называлась – тоже совсем не случайно.
Инициаторам установления праздника 4-го ноября очень хотелось, чтобы этот новый праздник, корням которого уже почти 300 лет, вытеснил из общественного сознания праздник 7-го ноября.
Но произойдет ли это?
Да и надо ли навсегда вытеснять из общественного сознания память о революции 1917 года, а также о том, что произошло в результате нее?..
Уж очень много трагического, мерзкого, гадкого привнесла в общество та революция руками ее идеологов и их последователей.
И одновременно – очень много великого, грандиозного, захватывающего дух.
Каким-то парадоксальным, невероятным образом это совмещается.
И забывать обо всем этом навсегда, забывать об уроках всех революций и войн ХХ века не стоит никому.
Так что праздновать День народного единства мы будем обязательно.
Замечательный праздник!
Но не будем забывать и обо всех остальных днях – и в году, и в истории, и вообще в нашей жизни.
Архив рубрики: Главная
Нужен ли брачный контракт
С тех пор, как на постсоветском пространстве разрешили частную собственность, начал возникать вопрос о брачном контракте. Ведь разводов становится все больше, и если раньше при расторжении брака делить было почти нечего (ну, разве что машину и немногочисленную бытовую технику), то теперь речь идет уже о квартирах, коттеджах, дачах и так далее. И, конечно, обидно отдавать «все, что нажито непосильным трудом». Тем не менее, противников брачного контракта множество.
Как ни удивительно, в основном против брачного контракта настроены женщины. Аргументы при этом выдвигаются самые разнообразные. Начиная от: «а если я буду зарабатывать больше?!» и заканчивая «я ему – лучшие годы жизни, а он меня – с одной зубной щеткой на улицу?!». И, конечно, классика: «брачный контракт – это недоверие будущих супругов друг к другу. Если речь заходит о брачном контракте, значит, любви там нет! И нечего тогда вообще идти в загс!».
Но если разобраться как следует, то любовь не имеет к брачному контракту никакого отношения. Брачный контракт призван защищать финансовые интересы, собственность вступающих в брак, а также финансовые интересы будущих детей. И это – его основное назначение. Причем, речь идет не только о той собственности, что была у супругов до заключения брака, но и о той, которую они могут приобрести в будущем. И в брачном контракте предусматриваются различные случаи, в том числе и такие, когда доходы одного из супругов значительно выше. И, конечно же, с помощью брачного контракта можно уберечься от «одной зубной щетки».
Увы, в реальном мире приходится учитывать, что отношения двоих не так уж редко начинаются с пламенной любви, а заканчиваются взаимными обвинениями именно финансового плана. «Я работала, смотрела за детьми, содержала его родителей, пока он писал свою диссертацию! Я делала ремонт в его квартире! Я покупал холодильник, телевизор и мягкий уголок! Я строил дачу!» — и так далее, и тому подобное. И, что самое обидное, практически всегда подобные обвинения – чистая правда. Вот только это никак не помогает вернуть деньги, вложенные в семью, которая распалась, в семейную собственность, которая вдруг перестала быть семейной, а оказалась принадлежащей одному из супругов.
Тем не менее, множество женщин яростно отметают саму возможность заключения брачного контракта. «Если нет любви, то мне и деньги его не нужны!» — логичная позиция. С одной стороны. Но с другой, если как следует разобраться, то протестуют против брачного контракта те, кто не очень-то уверен в том, что их любовь – единственная и неповторимая, та самая, настоящая. Те, кто всеми силами пытается доказать, что брак заключается исключительно по любви, а финансы не имеют к этому никакого отношения. Ни настоящие, ни будущие.
Оно-то да, брак по любви – дело хорошее. Но как не учитывать финансы в семейной жизни? Семейная жизнь – это не только любовь с утра до ночи и с ночи до утра, это еще и быт, который, увы, не бесплатен. И кто-то должен оплатить бытовые удобства. Опять же – дети. Дети, которые требуют не только любви, но и финансовых затрат. И не маленьких. Брачный контракт предусматривает все, начиная от холодильника и заканчивая образованием детей.
Да, можно говорить о любви. Можно надеяться, что та любовь, которая имеется при заключении брака, продлится вечно. И тогда, конечно, финансовые проблемы уладятся сами собой. Но люди меняются. И случается, что кто-то из партнеров по браку встречает Его или Ее – новую любовь. А бывает, что это и не любовь вовсе, а так, бес в ребро, подтолкнувший в момент семейной ссоры.
И нередко грамотно составленный брачный контракт помогает сохранить семью – бесу в ребре приходится крепко призадуматься прежде, чем совершать резкие движения. Конечно, если речь идет именно о новой любви, то никакой брачный контракт не удержит, но и нужно ли в таком случае держать. А вот бесов в ребре очень даже неплохо посадить на короткий поводок, чтобы не бедокурили.
Давно пора забыть о наследии развитого социализма. Наличие собственности – не плохо, материальные блага – не плохо, защита финансовых интересов – нормальное явление. И брачный контракт – не недоверие к будущему мужу или жене, а всего лишь юридическое описание будущих семейных финансовых отношений.
Права семьи и права детей
Закономерность тут наблюдается такая: сначала в 1924 году была принята Женевская декларация прав ребенка, затем, 20-го ноября 1959 года, на основе этой декларации специальной резолюцией ООН была принята новая декларация прав ребенка, на основе которой возникла так называемая «ювенальная юстиция», ну а затем, в конце лета 2011 года дети и подростки, воспитанные в духе этих деклараций и этой юстиции, устроили в Великобритании массовое «веселье» с погромами и человеческими жертвоприношениями.
Ну да, конечно, жертвоприношений формально как бы и не было, но беснующаяся толпа подростков и детей всех рас и национальностей вела себя настолько дико, что жертвоприношения в этой обстановке были бы совершенно естественными. Тем более, что несколько человек в ходе погромов на самом деле погибли.
Почему же так получилось?
А потому, видимо, что эти вот декларации и эта вот юстиция нарушают какие-то основополагающие принципы воспитания детей и взаимоотношений детей и родителей.
Для Великобритании это особенно поразительно, поскольку совсем недавно в этой стране в массовых учебных заведениях официально практиковались физические наказания детей. Грубо говоря, порка. И в специальных школьных документах было четко указано, какие это могут быть наказания, и в каких случаях они могут применяться. И в течение долгих лет они применялись повсеместно.
Нет, порку одобрить нельзя. Но и бросаться из крайности в крайность тоже нельзя.
А то ведь дошло до того, что в США, Великобритании, странах Западной Европы 7-летний школьник заявляет родителям: «Вы не имеете право меня шлепать! И ставить в угол тоже! Это нарушает мои права! А если вы так сделаете, я напишу заявление на вас!..»
И ведь пишут на самом деле! И только потом осознают, что натворили, когда по правилам ювенальной юстиции в дела данной семьи вмешиваются органы опеки и просто-напросто отнимают детей у родителей, помещая их в детские приюты. А родители могут и под суд пойти, и в тюрьму сесть, и, что самое горькое для них, могут навсегда лишиться права даже видеть своих детей.
Прямо говоря, огромный вред ювенальной юстиции заключается в том, что в ней дети противопоставляются родителям, то есть разводятся по разные стороны «баррикад». В этом, очень может быть, заключается корень всех бед современного западного общества.
Так что совершенно неудивительно, что на фоне всевозможных деклараций, и активности органов опеки, уровень агрессии в семьях, как и уровень агрессии в обществе, не снижается.
Проблема в том, что государство превышает свои полномочия и пытается брать на себя такие функции, которые целиком и полностью должны находиться в ведении семьи. Декларация прав ребенка нисколько не отменяет того факта, что всякий ребенок до определенного возраста является не полностью дееспособным. Он не может нести полной ответственности за свои поступки и не может адекватно оценивать поступки взрослых.
В каких-то странах полная дееспособность наступает в 18-летнем возрасте, а в каких-то – в 21 год.
А вот родители как раз имеют полное право определять, как им воспитывать своих детей, какие на них налагать ограничения и какие предоставлять свободы по мере развития.
Чем больше доверия каждой конкретной семье – тем лучше для семьи и для общества. Родители ведь не в вакууме живут. Они являются гражданами общества, знают о его законах, любят своих детей…
Есть, конечно, родители-«отморозки». И для таких родителей и существует забота органов опеки.
Просто в такой заботе не должно быть перекосов, не должно быть крайностей, из-за которых дети даже из самых приличных семей в определенных ситуациях превращаются в диких зверенышей.
Почему развалился Советский Союз? Одна из причин
Экономический словарь определяет бартер, в основу словообразования которого положено французское barater – обменивать, как натуральный товарообмен, при котором одна вещь меняется на другую без денежной оплаты. Соответственно по своей правовой сути это сделка. Но не обычная. При её осуществлении не используется всеобщий эквивалент – деньги, т. к. в этом случае применяется элементарная, присущая ещё натуральному хозяйству схема — "товар за товар". Ну, и поскольку отсутствует всеобщий эквивалент, то пропорцию такого обмена обменивающиеся стороны определяют самостоятельно.
Но к чему вся эта сухая и не очень интересная экономическая теория, если большинство из нас ещё достаточно хорошо помнит те не очень веселые времена, когда даже зарплату выдавали не деньгами, а продукцией родных предприятий? Рыбными консервами, электрическими лампочками, печами для бань и саун…
Пик бартерного товарообмена в экономике уже независимой и суверенной России пришелся на середину 90-х. А вот начиналось всё немного раньше.
* * *
С первой бартерной операцией я столкнулся, когда Союз ещё живой был. Правда, недолго… Совсем недолго ему оставалось. Но мы тогда этого ещё не знали.
Жили своей жизнью. Планы какие-то строили.
Вот и у меня они были. И чтобы планы те из планов во что-то иное превратились, приехал я в Вологду. В институт поступать. Поселился, само собою, в гостинице. Ну, а куда мне ещё, если никаких родственников у меня в этом городе нет? Да и попал я в Вологду впервые. Ничего не знал ни о ней в целом, ни о каких её частностях.
Адрес дали в институте – я и почапал. Туда же, откуда пришел. К железнодорожному вокзалу. Как оказалось, гостиница рядом с ним располагалась.
И это невольное соседство определяло ритм жизни всех её постояльцев. Днем гостиница спала. И можно было спокойно готовиться к экзаменам, читать разные заумные книжки. А вечером просыпались барыги, что торговали на вокзале водкой, девчата, которые там же продавали, но уже совсем не её, и… Начинался круговорот людей по комнатам и коридорам. Конечно, шумно, суетно, но при определенной привычке — жить можно.
Иногда, даже весело. Только на следующий после «веселья» день книжки идут тяжело. На морально-волевых.
Поселили меня в двухместном номере. В котором я благополучно и прожил все вступительные экзамены. Конечно, не один. Правда, сосед, как правило, приходил так поздно, а уходил так рано, что я и узнать его — не успевал. Но иногда, особенно, если впереди маячили суббота и воскресенье, сосед застревал в номере на несколько дней.
Одним из таких несчастливцев оказался механик какого-то целинного совхоза из Северного Казахстана. У них водитель – вот растяпа! — неаккуратно поставил молоковоз под разгрузку. Ну, и пробил дырку в цистерне-ёмкости.
А как у нас тогда было заведено, цистерны эти, для удобства планирования и учета, делали на одном-единственном заводе Союза Советских. И, раз мужик ко мне в соседи попал, понятно на каком. Правильно, вологодском.
Вот целинник и приехал уточнить, как бы ему новенькую молочную цистерну на грузовичок приобрести. И есть ли они вообще на заводе в наличии?
Оказалось, что есть. Но за цистерну спросили с него не рублями. А тем, что их доблестный совхоз производит. Рисом, гречей, тушенкой.
Тушенку совхоз, правда, не выращивал, но супруга у механика была по торговой части. Поэтому он за эти мясные консервы даже не переживал. Позвонил в родные края – грузите, мол. Да и пошел на вокзал билеты покупать.
А я опять один на один со своими книжками остался.
* * *
Вот так впервые мимо меня и прошелестел этот самый бартер. И не насторожил даже. О том, чтобы испугать… И разговора никакого не было. Не до того. Экзамен на носу, а тут… Фигня какая-то. Народу деньги не нужны. Гречу с тушенкой им подавай!
Но мелочи – они, ведь, такие. Только на первый взгляд малозначимые. А присмотришься…
Не закрыл какой-то разгильдяй калитку в крепостной стене и взяли турки Византию. В результате — рухнула Восточная Римская империя. Империя! Из-за какой-то калитки.
Конечно, причин развала Союза много. Но сдается мне, что и бартер тут своё веское слово сказал. Финансы – кровеносная система любого государства. А деньги – кровь, что бежит по финансовым венам, артериям и сосудам от вологодского завода до северо-казахстанских краев. И дальше.
А если государственный организм теряет свою кровь… Он обречен. Если деньги этого государства оказываются не у дел, то всё остальное – вопрос времени. Надо только пождать немного. Совсем немного. И обязательно настанет такой момент, когда ненужным окажется уже само государство.
Так оно и вышло.
А плотно и основательно в мою жизнь – да и не только мою — бартер вошел значительно позже. Года через три-четыре. Когда все мы уже в другой стране жили.
Деньги и образование
В этом году один мой знакомый забрал свою четырехлетнюю дочь из муниципального детского сада и перевел ее обратно на домашнее воспитание. Надоели ежемесячные поборы со стороны персонала.
«На новую дверь», «на покраску забора», «на новый принтер, потому что старый сломался, а денег в бюджете на ремонт или покупку нового нет» и так далее и тому подобное.
Подчеркиваю – это самый обыкновенный муниципальный детский сад, в который семье моего знакомого пришлось «отстоять» очень длинную очередь, так что их дочь смогла пойти в садик только в три с половиной года.
Официальная ежемесячная оплата за одного ребенка составляет в месяц примерно полторы тысячи рублей. Неофициальные поборы ежемесячно, с родителей каждого ребенка – также до полутора тысяч.
Конечно, по сравнению со столичными масштабами, это совершенно незначительные суммы.
Но мой знакомый — человек принципиальный. Не упрямый, а именно принципиальный. К тому же ему не нравится, когда его держат за лоха. У него хорошая работа и вполне приличная зарплата. Заплатил он в этом детском саду один раз на «новую дверь». Второй раз дал денег на «покраску забора». В третий раз было еще что-то. Ну а после третьего раза ему стало понятно, что так будет продолжаться постоянно.
И вот это – самое плохое, что случилось с нашим дошкольным, школьным и высшим образованием за последние 20 лет. В начале 90-х, действительно, ситуация в детсадах и школах была аховая, родители просто вынуждены были поддерживать воспитательные и образовательные учреждения, чтобы детям было где находиться, и где учиться.
Но теперь-то ситуация кардинально другая. Денег в государственном бюджете более чем достаточно для поддержки системы образования на всех уровнях.
И при этом суммы неофициальных поборов только возрастают, потому что аппетиты тех, кто ими занимается, также постоянно растут.
В глубинке – это еще что!
В Москве суммы взяток воспитателям, учителям, директорам школ и детских дошкольных учреждений достигли таких масштабов, что просто голова кругом.
Но дело тут даже не в масштабах и суммах, а в том, что сознание не только педагогов, но и родителей искажено сиянием «золотого тельца».
Родители не только готовы платить, они хотят платить! И при этом требуют: «Сделайте нам красиво». В смысле – сделайте так, чтобы «наш ребенок учился лучше всех. Как это – у него нет способностей?!.. Как это – мы еще и сами должны с ребенком заниматься?!.. А вам мы за что деньги платим?!..»
Такие диалоги происходят в образовательных учреждениях сплошь и рядом.
А не надо брать деньги за то, за что их нельзя брать.
И не надо пытаться заменить деньгами свои родительские и человеческие обязанности.
Все равно не получится.
Беларусь чудотворная. Жировичи
В каждой стране, да что там, в каждой местности есть свои чудеса. В любой деревушке в любой точке земного шара можно услышать о каком-либо чуде, которое либо произошло прямо в этом местечке, либо в непосредственной близости. Чудотворные иконы, пещеры, где являлся кто-либо из святых, а то и сама Богоматерь, камни, которых касались святые руки, а теперь эти камни стали святынями и несут исцеления страждущим…
Рассказов о чудесах много. И, что интересно, наряду с чудесами, которые уже давно являются лишь преданиями, имеются и вполне современные. Кое-где вам могут показать источник, вода из которого считается целебной, более того – вы увидите даже исцеленных (и никакого мошенничества!), где-то есть иконы, прикосновение к которым также дарует исцеление искренне верующим и так далее. В Беларуси тоже есть свои чудеса. А точнее – святые места, даже посещение которых уже дает облегчение как в физических, так и в душевных страданиях. Одно из самых известных таких мест – Жировичский монастырь.
Вообще-то, это только называется так – монастырь. На самом деле это целый комплекс, включающий в себя помимо монастыря еще и храмы, часовни, семинарию и так далее. Вот в этом Жировичском Свято-Успенском монастыре и находится одна из главных святынь Беларуси – образ Жировичской Богоматери.
По преданию эта икона появилась совершенно чудесным образом то ли в 1470, то ли в 1515-1520 годах (вот насчет даты точных сведений нет). В соответствии с легендой, пастухи набрели в лесу на маленькую икону Богоматери – икона висела в ветвях грушевого дерева и сияла. Такой диковинный и явно святой образ отнесли местному пану. Но пан внимания на рассказ пастухов не обратил, а икону положил в сундук. Откуда она странным образом пропала – когда пан открыл сундук вечером того же дня, иконы уже не было. Зато на следующий день икона вновь объявилась на прежнем месте – в ветвях дикой груши. Может, пан и был скептиком, но скептиком верующим, и, получив столь явный знак, немедленно начал постройку храма в честь чудесного явления образа Богоматери.
Этот образ – действительно чудо. Нерукотворное изображение на кусочке яшмы (5,6×4,4 см), на котором при всей схематичности не только ясно узнается Богоматерь с Младенцем, не только видны нимбы, но даже ощущается любовь – при взгляде на икону сразу чувствуется покой и уверенность истинно материнской любви. Да, изображение несколько стерлось со временем, ведь столько верующих целовали икону, дотрагивались до нее, они просто отполировали кусочек камня. Да и хранилась икона долгое время без стекла, и пожар пережила, когда выгорела вся обитель. Тем не менее, образы Богоматери и Младенца явственно видны.
Кстати, о пожаре. Рассказывают, что около 1520 года (а, возможно, и позже) случился страшный пожар, уничтоживший все деревянные строения местечка, в том числе и храм, который в те времена был деревянным. Икону на пожарище не нашли, хотя искали со всем тщанием. Но через несколько дней дети повстречались с Богоматерью, сидящей на камне. Дети побоялись подойти к такому чуду, зато немедленно рассказали об этом взрослым. В те времена люди умели верить, и все селение во главе со священником отправилось к камню, около которого дети видели Богоматерь. На камне стояла горящая свеча, рядом с которой и лежала утраченная яшмовая икона. Еще на этом камне увидели изображение ладони и пальцев правой руки Богородицы. Камень немедленно огородили, а чудесный образ был в 1613 году помещен в каменный уже собор Успения Богородицы. И сейчас эта икона находится в этом соборе. А под храмом находится исток родника, когда-то бившего под грушей, в чьих ветвях впервые нашли икону Богоматери.
Говорят, что паломничество в Жировичи помогает исцеляться даже безнадежным больным, успокаивает душевные страдания, приносит счастье. И все чудеса связывают с образом Богоматери, так чудесно явившемся людям.
Но многие паломники в Жировичи стремятся вовсе не к иконе, точнее, не только к иконе. Множество людей едут, чтобы окунуться в чудотворные источники – их несколько вокруг монастыря. Особенно популярен источник в урочище Викня (около двух километров от монастыря). Вода из него считается целебной, ее пьют, в ней купаются – случается, что люди окунаются в воду посреди зимы, в мороз, и никакой простуды! И многие утверждают, что действительно излечиваются от недугов, что – помогает вода из чудесного источника.
Но если вы решите посетить Жировичи чтобы воспользоваться целебной силой источников, помните – без искренней веры не помогает вода. Только вера, настоящая вера, всей душой делает эту воду целебной.
Почему у Красной книги такой цвет?
Вообще красный цвет – это цвет тревоги, вызывающий напряжение, заставляющий человека насторожиться, предупреждающий о чем-то. И еще этот цвет побуждает что-то делать. В общем, спокойно рядом с чем-то красным, особенно если его много, нормальному человеку находиться сложно.
К тому же ведь красный цвет – это цвет крови и людей, и животных, и птицы, то есть всех теплокровных существ.
Вот потому и «Красной книги» такой цвет, поскольку она и предупреждает людей о чем-то, и заставляет их насторожиться, и призывает к совершенно конкретным действиям.
А вообще» название Красная книга» появилось в большинстве языков мира уже почти 50 лет назад.
Сначала, в 1948 году, возник Международный союз охраны животных (МСОЖ), год у Союза ушел на разного рода усушку-утруску организационных вопросов, а уже в 1949 году МСОЖ начала собирать информацию о «редких и находящихся под угрозой исчезновения видах животных и растений» — именно так была сформулирована задача в распространяемых Союзом призывах и документах.
Но прошло более 15 лет, прежде чем в 1966 году появились первые тома «Красной книги», в которых были запечатлены исчезающие животные со всеми их проблемами, возникшими по природным причинам, но чаще всего – из-за деятельности человека.
Пример деятельности международной организации заставил задумать о чем-то подобном и разные страны, вместе и по-отдельности.
Вскоре собственные «Красные книги» были учреждены в США, Австралии, Швеции, Японии, и затем, в 1974 году – в СССР. Уже к середине 1980-х годов в ней было перечислено 37 видов пресмыкающихся, 80 видов птиц, 94 вида млекопитающих, 681 вид высших растений, которым грозила полная гибель.
За 30 лет ситуация и в стране, и в мире только ухудшилась. Над живой природой фактически висит смертельная угроза. В Африке, Азии, Китае уничтожаются любые животные, поскольку тамошние люди едят все, что шевелится – пока его не убьют. Плюс к этому – деятельность всевозможных производств, каждое из которых, без исключения, так или иначе наносит вред природы.
Таково свойство современного производства. И если в начале ХХ века один вид животных исчезал за год, то сейчас один вид, то есть совокупность, популяция животных или растений исчезает чуть ли не каждую неделю!
В общем, «Красная книга» защищает не мышек или зверьков, погибающих под колесами автомобилей, например. Она защищает образ жизни животных, растений и людей тоже – тот образ жизни, в которой мы все живем в одной всеобщей биологической системе.
На самом деле даже со своими самыми навороченными технологическими достижениями человек все еще является частью этой системы, и совсем покинуть ее – значит, превратится в какое-то совсем новое существо.
Или же это будет вообще не существо?..
Нет, не хотелось бы, чтобы это произошло!
Лучше как следует осознать опасность, которую обозначает и международная «Красная книга», и «Красные книги» разных стран, и как следует заняться заботой о сохранении на Земле и животных, и растений.
Антиреклама для нелитературы
Есть у нас в России «писатель» с птичьей фамилией. Птица эта имеет неоднозначную репутацию. С одной стороны, она пустомеля, то есть кричит день-деньской непонятно о чем. С другой стороны, она предупреждает остальных лесных жителей о разных опасностях. Волк, допустим, погнался за зайкой сереньким. Или рыжая лиса вышла помышковать, и всем мышкам надо срочно прятаться в свои норки.
Вот так и у этого «писателя», точнее, неписателя, репутация сложилась неоднозначная. Он сам себе ее складывал. С одной стороны, многие его произведения написаны о таких вещах, которые даже представлять себе крайне неприятно. С другой стороны, этот неписатель обладает, к сожалению, явным литературным даром. Он умеет писать так, что те невероятные и совершенно отталкивающие вещи, о которых он рассказывает, кажутся читателям вполне правдоподобными. Читатели ужасаются, но не могут оторваться, а потом несколько дней ходят под впечатлением, и делятся ими с другими читателями на разных литературных сайтах и форумах.
Но ведь этот неписатель, которого участники одной молодежной общественной организации вполне заслуженно именуют «калоедом», как раз и добивается того, чтобы о нем говорили. Это для него очень важно. Пусть читатели ужасаются, испытывают чувство омерзения, но покупают и читают его нерассказы и неповести. Ведь многие заглядывают в его некнижки сначала из чувства любопытства: мол, неужели об этом и в самом деле можно написать? Но, заглянув, не останавливаются, а продолжают читать дальше. Засасывает потому что!
Лично я об этом неписателе узнал от одного из таких читателей, которого однажды засосало в ту самую массу…
И, узнавши, я тоже заглянул в пару нерассказов производителя этой массы. И прочитал в них по паре абзацев. Мне хватило — до сих пор вспоминаю о прочитанном с крайним омерзением. Читать дальше я не стал. И никому не советую читать такие неистории.
Просто в жизни есть вещи, которые нельзя делать ни в коем случае, поскольку они находятся за пределом допустимого. Об этих вещах не надо писать, о них не надо говорить, их не надо изображать ни в каком виде. Достаточно просто знать о них – более чем достаточно. Знать как раз для того, чтобы никогда их не делать в реальности.
Это вовсе не какие-то надуманные табу. Это обыкновенные нормы обыкновенной человеческой жизни.
Мухи и черви действительно питаются калом, у них такой метаболизм. Некоторые виды насекомых с удовольствием поедают себе подобных, для них это вполне привычно.
Для людей существует совершенно другая пища, и в физическом, и в духовном смысле, и оба этих смысла очень тесно связаны.
Сейчас этот неписатель вполне преуспевает, современная опера по его либретто даже была поставлена в Большом театре в Москве. То есть те непроизведения, о которых идет речь в этой статье, он писал на заре карьеры исключительно из прагматических соображений – для того, чтобы «подняться».
Ну вот, «поднялся». Прославился на весь мир. Находится на волне «успеха».
Очень жаль. Раньше таким приспособленцам был закрыт вход в приличное общество.
Очень бы хотелось, чтобы общество снова вспомнило об этих неписаных законах человеческого образа жизни.
Сын полка, дочь полка…
В 1945 году была издана повесть «Сын полка» Валентина Катаева, которая тут же на многие годы вошла в программу по литературе для средней школы. В 1981 году по этой повести на Свердловской киностудии был снят фильм с тем же названием.
В реальности же тех детей, которые разными путями оказывались на фронте, в воюющих воинских частях, называли воспитанниками. Кого-то из них подбирали сами солдаты и офицеры, и пристраивали в своих подразделениях легально или нелегально, а кто-то сбегал из дома в далеком тылу и добирался до фронта самостоятельно.
К слову сказать, таких детей, в основном мальчишек-подростков, желавших во что бы то ни стало попасть на фронт и сразиться против гитлеровцев, было довольно много. Но большинство из них задерживали воинские патрули и отправляли обратно домой.
Еще один вариант — это когда своих собственных детей брали с собой в свои части кадровые военнослужащие. Как это ни парадоксально, так для детей было безопаснее, чем оставаться в тылу без родительского присмотра.
По официальным данным, воспитанников частей, среди которых были и «сыновья» и «дочери», числилось в частях 3500 человек. Очень может быть, что это число занижено, и в реальности детей в частях на передовой было значительно больше. Просто не везде можно было зачислить их в части официально, и поэтому их присутствие на фронте просто скрывалось.
Самым младшим сыном полка был, по всей видимости, 6-летний Сережа Алешков, который в 1942 году в боях под Сталинградом спас командира части, когда того завалило в блиндаже. Сережа под обстрелом сумел добраться до солдат, позвал их на помощь, да еще и сам принял участие в откапывании блиндажа. За это он был удостоен медали «За боевые заслуги».
Сыны и дочери полков во время Великой Отечественной вообще совершили немало героических поступков. И у многих из них была такая насыщенная военными приключениями жизнь, что по ней можно запросто снимать захватывающее кино.
К примеру, 13 летняя санитарка Валя Таран уже на территории Германии спасла от взрыва госпиталь в городе Бернау. Она вовремя заметила заложенную взрывчатку. А начала служить санитаркой Валя еще в 10-летнем возрасте, в Керчи.
14-летняя пулеметчица Мария Щербак так и вообще воевала на равных со всеми.
Еще одна дочь полка, Наталья Чижик, тоже начинала служить санитаркой. Правда, ей в начале службы в 1941 году было уже почти 16 лет, и в 18 она стала полноправной военнослужащей, тоже пулеметчицей. Впоследствии она написала книжку о своем боевом пути, изданную в 1965 году.
Широко был известен самый юный летчик Великой Отечественной, Аркадий Каманин, сын летчика Николая Каманина. В 14-летнем возрасте Аркадий пилотировал легкий самолет У-2, на котором выполнял различные задания, и даже доставлял через линию фронта элементы питания для радиостанций партизанам. Пройдя всю войну даже без ранений, Аркадий скончался в 1947 году, в 19-летнем возрасте, от менингита…
А 12-летний Александр Колесников, сбежавший на фронт в 1943 году, стал разведчиком в танковой роте, неоднократно пробирался в тыл врага со специальными заданиями. Он сумел отыскать замаскированную железнодорожную ветку, по которой гитлеровцы поставляли технику и боеприпасы, и обозначить ее условными знаками для наших бомбардировщиков. А уже на обратном пути пробрался в немецкий поезд и прямо на ходу заложил в него взрывчатку, успев спрыгнуть в последний момент. Поезд, нагруженный боеприпасами, взлетел на воздух вместе с мостом. А Сашу подобрал фашистский катер, и гитлеровцы распяли подростка-разведчика, прибив его гвоздями за руки и ноги к двери… К счастью, однополчане успели спасти Сашу. После госпиталя он продолжил службу в своей части, опять попал в переделку, и 8-го мая, в новом госпитале, в Карлхорсте, оказался как раз напротив того здания, где маршал Жуков принимал капитуляцию у Кейтеля.
Но были на войне и другие «сюжеты», когда советские дети становились «сыновьями полков» в частях вермахта. Причем их зачисляли в части вполне официально, с выдачей обмундирования, денежного содержания и довольствия. Так случилось с Алексеем Васильевым, который во время оккупации Новгородской области прибился к немецкой медико-санитарной роте и прошел с ней всю войну. В 1945 году его часть сдалась американцам, и Алексей остался в Германии, поскольку другого выхода для него и не было. Всю жизнь он прожил в ФРГ, обзавелся семьей, и уже в 2009 году издал на собственные средства книжку о своих приключениях «Дитя войны».
Вот так – о ком-то написали профессиональные писатели и журналисты, кто-то сам написал о себе, а о ком-то уже никто и никогда не напишет…
Помянем в этот день их всех!
«Неожиданная» Великая Отечественная
Существует несколько излюбленных мифов, касающихся начала Великой Отечественной войны. Один из самых распространенных: нападение было неожиданным, хотя разведка задолго до него предупреждала о готовности Германии к войне, более того – назывались конкретные даты начала военных действий, были известны направления главных ударов немецкой армии, но нехороший Сталин боялся обвинения СССР в агрессии, не верил разведданным и не предпринял никаких мер, чтобы защитить страну. В связи с этим мифом возникает несколько вопросов.
Например: что делали миллионы солдат, сосредоточенных на западной границе СССР? Только не говорите, что они туда прогуляться вышли. Или, скажем, на учения. Три с лишним миллиона – это очень и очень солидная цифра для прогулок.
Или вот маленький факт, можно сказать, мизерный, по сравнению с масштабами войны, но весьма многозначащий: белорусские партизаны дали первый бой немецко-фашистским захватчикам 22 июня 1941 года. При этом, оружие у них было отнюдь не отнятое у врага, а командир этого партизанского отряда тоже не с Луны свалился – пятерых таких командиров назначили задолго до 1941 года, они знали расположение складов будущих партизанских отрядов (кстати, склады с оружием, боеприпасами и продовольствием тоже были заложены заранее), у них был намечен состав этих отрядов, места дислокации, возможность связи с Большой Землей и т.д.
Удивительно много тракторных заводов было на территории СССР. Да, конечно, индустриализация и механизация. Железный конь идет на смену крестьянской лошадке и так далее. Но все же – ну очень, очень много тракторных заводов. И, кстати, очень много трактористов. Более того – трактористок!
А ведь перестроить производство тракторов на производство танков – дело пяти минут. И не логичнее ли предположить, что такое количество тракторных заводов в предвоенном СССР связано вовсе не с повальной механизацией сельского хозяйства, а это была закладка будущих танковых заводов для обеспечения фронтов будущей войны? Кстати, в Одессе, Севастополе, Сталинграде на поля боя выпускали специфические «танки» — обычные трактора, укрытые бронелистами и оснащенные пулеметами. Оказалась вполне эффективная техника в бою.
Нюанс с трактористами – пересесть с трактора на танк тоже дело пяти минут. Не требуется даже дополнительного инструктажа. Так что, готовя трактористов для родных полей, одновременно готовили и танкистов.
С трактористками дело несколько иного рода. Трактористка и комбайнер – не самые лучшие профессии для женщин. Да, работали, но… ну, не женская это работа. Хотя бы потому, что даже мелкий ремонт такой техники (гусеница соскочила!) требует значительных физических усилий.
А приходилось ли вам смотреть фильм «Трактористы»? Снят он был в 1939 году. Увы, в прокате до войны пробыл недолго – подоспел пакт Молотова-Риббентропа, и было отнюдь не политкорректно держать в прокате картину, из которой явно следовало, что СССР ожидает войны с Германией и готовится к этой войне. В прокат фильм вернулся после начала Великой Отечественной войны и был потрясающе популярен.
В фильме есть дивные кадры: тракторист прокладывает борозду, а вокруг – разрывы бомб, пожарища и т.д., причем, очевидно, что все это только воображение тракториста, но тут же и подтекст – мы готовы и к этому. А чего стоит песня, которую поют трактористы:
Броня крепка, и танки наши быстры,
И наши люди мужества полны,
В строю стоят советские танкисты —
Своей великой Родины сыны.
Припев:
Гремя огнем, сверкая блеском стали
Пойдут машины в яростный поход,
Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин
И Первый маршал в бой нас поведёт!
И дивные сцены, в которых воевавший на Дальнем Востоке бригадир (харизматичный Николай Крючков) организует курсы военной подготовки. Причем, что характерно, для этих курсов находится и оружие – разбирать, собирать, смазывать, стрелять, и даже противогазы. А женщины-трактористки тоже желают принять участие в военной подготовке. И таки принимают!
Не является ли логичным выводом, что само существование женщин-трактористок, комбайнеров и т.д. – это результат выполнения плана по подготовке к войне? Ведь очевидно, что трактористы – будущие танкисты – будут мобилизованы сразу же после начала военных действий. Спрашивается – кто будет работать на полях? Правильно, они и работали. Героические советские женщины. И, увы, не только на тракторах и комбайнах. Пахали и на себе.
Кстати, слишком большим было не только количество тракторных заводов, но и электростанций за Уралом. Ну да, лампочка Ильича, пусть в каждой хате читают «Материализм и эмпириокритицизм» или апрельские тезисы при электрическом свете. Но есть и другое объяснение. Вспомним эвакуацию заводов (кстати, весьма организованную, несмотря на ужасающую спешку, можно сказать – удивительно организованную для совершенной неожиданности). Оборудование и даже рабочие отправлялись отнюдь не на деревню к дедушке, вовсе не куда глаза глядят, лишь бы подальше от фронта. Нет, все ехало и приезжало туда, где можно было буквально за считанные дни развернуть производство. При этом случалось, что начинали работать чуть не в чистом поле – стен не было, а вот электричество – было. И если без стен завод может работать, то без электричества – увы, никак. С этой точки зрения размножение электростанций в будущей зоне эвакуации выглядит совсем иначе, нежели обеспечение какой-нибудь бабульке возможности пользоваться благами цивилизации. Кстати, заодно и бабулек лампочками Ильича обеспечили.
И так далее, и тому подобное. Не нужно смотреть рассекреченные документы советской разведки, чтобы сообразить – да, руководство СССР знало о будущей войне. Более того, к этой войне готовились весьма активно. Достаточно посмотреть, какие фильмы снимались. Один «Александр Невский» чего стоит! Характерно, что в этой картине и враг-то – именно тот, с которым ожидалась война.
Говорить же о том, что халатность руководителей государства привела к поражениям первых дней войны, несколько нелепо. Нельзя ведь забывать о том, что против СССР выступил Вермахт – прекрасно обученные войска, уже благополучно скушавшие всю Европу и пережевывающие Африку. И тактика блицкрига весьма эффективна (что было продемонстрировано на примере той же Европы).
Между прочим, вон Англия и Франция готовились, готовились, выставили совместные войска, а Францию съели за неделю. Так – а-яй, бедная Франция! Но когда речь заходит о том, что СССР проигрывал первые месяцы войны – так а-яй, гнусный Сталин, который не подготовился к войне!
Да нет, все было подготовлено, как в той же Франции. Но представьте солдат, которые еще ни разу в жизни не были в настоящем бою. И – блицкриг. Что означает – танковые колонны, масштабные бомбардировки буквально с первых секунд и так далее. Мало того, что это весьма эффективно с военной точки зрения (к примеру, с аэродрома, который разбомбили через пять минут после начала военных действий, уже не поднимется ни один самолет, чтобы поддержать собственную пехоту или бомбить наступающего противника), это еще весьма эффективно психологически. Этакий аналог старой доброй «психической» атаки времен Читать далее