Архив рубрики: Главная

Черный день календаря

Черный день календаря
22 июня 1941 года навечно останется черным днем календаря для большинства народов, населяющих пространство бывшего Советского Союза. Это тот день, когда началась Великая Отечественная война, когда Советский Союз вступил во вторую мировую войну, причем – в качестве обороняющейся стороны, на которую вероломно напал агрессор.

Сейчас в мире, при обсуждении Великой Отечественной, в и целом Второй мировой войны, стало чуть ли не признаком хорошего тона осуждать Советский Союз. Говорят о том, что государство готовилось к наступательной войне, и Гитлер всего лишь предвосхитил нападение. Говорят о жестокости, проявляемой советскими солдатами на территории Германии. Говорят о тысячах изнасилованных немок. Об ужасах оккупации и прочем. Вот только почему-то упорно забывают о том, что нападающей стороной была все же Германия.

А что до жестокости советских солдат… конечно, жестокость невозможно оправдать, но все же можно понять, что люди, видевшие, что немецкая армия сделала на их земле, отнюдь не были настроены церемониться на германских территориях. Вспомним сожженные деревни – вместе с жителями, колодцы, забитые трупами детей, концлагеря смерти – не только для военнопленных, но и для мирного населения, детей и взрослых, абажуры из человеческой кожи и удобрения из лагерных крематориев (целый бизнес, между прочим, на котором неплохо наживались в Германии!). И многое, многое другое…

А советские солдаты – они ведь обычные люди, со всеми присущими людям достоинствами и недостатками. И – да – просто рассуждать о том, что нужно подставлять другую щеку, но попробуйте доказать это человеку, который похоронил всю семью, причем – зверски убитую. Попробуйте доказать это человеку, который видел изможденных дистрофичных детей в лагерях, жуткие ямы, наполненные трупами… Ведь Германия шла в Советский Союз не просто воевать, а – очищать территории. Население Советского Союза было предназначено на уничтожение. Тотальное. Без разбора. И на этом фоне крики об изнасилованных немках выглядят несколько театрально.

А что еще интереснее: сейчас почему-то появилась склонность напрочь забывать, откуда же «выросли ножки» у второй мировой войны. Предпочитают не говорить о Версальском мире, который поставил Германию на грань нищеты, и не удивительно, что так легко было увлечь немецкий народ идеей реванша. Предпочитают тихо молчать о том, как Англия, на которую надеялась Европа, спокойно сдавала страну за страной, попустительствуя хищническим нападениям войск вермахта. Да и сама Европа бросала в милитаристскую печь Германии чужие территории, считая, что таким образом купит свою свободу и неучастие в войне.

Молчат о том, что Сталин предлагал создать антигитлеровскую коалицию задолго до нападения на Советский Союз, буквально при первых агрессивных шагах Германии. Но ему отказали. Более того, упорно натравливали Гитлера именно на Советский Союз. И после всего этого крики о том, как Сталин гнусно поступил, заключив с Германией пакт о ненападении, тот самый пресловутый пакт Молотова-Риббентропа. Но помилуйте, а что же ему оставалось делать, если потенциальные союзники против Германии предпочитают тихо сидеть в кустах и даже более того – провоцировать нападение на Советский Союз? Ведь в той же Англии, которая теперь так гордится своим героизмом во второй мировой войне, было масса гитлеровских сторонников. Послов Гитлера, министров рейха принимали с огромным пиететом и почетом. Дамы высшего света восхищались Гитлером, джентльмены считали его талантливым политиком. Документальных подтверждений множество. Да, все это закончилось, когда Германия напала на Францию. Но ведь было! Так почему же Сталина и Советский Союз осуждают за пакт Молотова-Риббентропа, а бревна в своем глазу предпочитают в упор не видеть? Может быть, просто это кому-то выгодно?

Как выгодно «забывать» о высказывании Черчилля по поводу второго фронта. Знаменитый британский премьер тянул со вторым фронтом, так как считал, что оптимально будет, если Германия и Советский Союз уничтожат друг друга, а «благородная» Британия и США затем просто разделят освободившиеся территории. И когда советский народ страдал в страшной мясорубке войны, союзники подсчитывали возможные прибыли на различные случаи – Гитлер победит, СССР победит, никто не победит. В общем-то они рассчитывали на пиррову победу, чтобы добить оставшегося. Но вышло иначе. И открытие второго фронта было вовсе не для того, чтобы поддержать Красную Армию – она, собственно, уже не нуждалась остро в тот момент в такой поддержке, а вызвано было всего лишь страхом единоличной победы Советского Союза – ведь в этом случае не получилось бы урвать свой кусок пирога.

И мы сейчас склонны забывать обо всех этих уроках второй мировой войны. Мы склонны верить в сакраментальное: «заграница нам поможет». Только кто-нибудь задумался: а зачем мы нужны этой самой «загранице»? Может быть, нужны наши территории, наши ресурсы – как нужны были всегда? Может быть, речь вновь идет о том, как бы отнять, но для этого сейчас используются другие методы, не прямое военное нападение, а – идеологическое. Отказ от имперской идеи, поливание грязью истории Советского Союза… Но если б только Советского Союза! Так ведь поливается грязью вся история России! И Россию представляют немытой, грязной, голодной, тупой, завшивевшей крестьянской страной, которую пришли спасать иностранные доброхоты. И что удивительно – многие им верят. А ведь уничтожение национального самосознания, национальной гордости – это гораздо более эффективное оружие, нежели даже атомная бомба. Униженный морально народ сам отдаст все, что имеет, в надежде на мифическое спасение.

Так, может, пришло время, чтобы вспомнить все уроки второй мировой войны? Вспомнить и плохое, что было в нашей истории, и хорошее. Вспомнить не только грязь и кровь, но и великих ученых, и великих художников, и великих писателей, мыслителей, философов, гуманистов. Может быть пора перестать слепо преклоняться перед всем, что предлагает Запад? Ведь Троянский конь еще никому не принес ничего хорошего.

И пусть очередной черный день календаря станет тем днем, когда проснется память народа. И его гордость.

Военные марши и особенности национальной войны

Военные марши и особенности национальной войны
Вы никогда не прислушивались к военным маршам? Они частенько звучат в фильмах. Вам никогда не приходилось сравнивать военные марши различных стран? Очень интересно послушать один за другим русские, немецкие, французские и другие марши. И, вслушиваясь в звонкие ноты, начинаешь понимать – почему то или иное государство выигрывает войны, а другое – проигрывает. Понимать некоторые особенности различных наций и национального самосознания, национальной государственности. Удивительно, но военные марши – оригинальный, но весьма достоверный источник информации.

Французские военные марши больше похожи на танцевальные мелодии. Если подобная музыка и способна позвать в бой, то разве что на семейном фронте. После просмотра мультфильма «Мадагаскар-2» в голове прочно засела ассоциация: лев Алекс на состязаниях, считающий, что ритуальный бой представляет собой танец. Похоже, что именно так выглядела сама суть поведения французской армии во время второй мировой войны: они «танцевали», изображая бой, а противник просто и без затей ударил кулаком. Кстати, весьма характерный момент: уже после начала военных действий, когда французская армия стояла против германской, до самого наступления войск вермахта во французской армии существовали отпуска на выходные дни – для всех военнослужащих.

Любопытны шотландские военные марши. Звуки волынок настолько устрашающи, что одни они способны разогнать слабонервного противника. Но увы, оторванные от родной природы, они уже, что называется, не звучат. Боеспособность шотландцев тесно связана с их родиной. Хотя жуткие песни волынок предрасполагают к определенной военной агрессивности.

Английские военные марши – это джентльмен, собирающийся в поход. Причем, не обязательно в военный. Это вполне может быть прогулка по бульвару, туристический поход и так далее. При этом джентльмен очень озабочен тем, как он будет выглядеть, гораздо больше, чем тем, как он будет идти, чтобы достигнуть цели. После прослушивания английских военных маршей перестаешь удивляться, что несчастный танковый корпус Роммеля гонял по всей Африке английскую армию, как паршивого щенка. Роммель был озабочен достижением цели, а английская армия – правильностью завязывания галстука.

Но не следует забывать о том, что английский джентльмен весьма упрям, и если он уже собрался в поход, он в него отправится. И приложит все силы, чтобы достигнуть конечной точки. Конечно, он потеряет много времени, начищая до блеска ботинки и поправляя галстук, но при этом ни на минуту не забудет, для чего все это делается.

Немецкие военные марши чрезвычайно бравурны и буквально вылизаны. Это не столько призыв к бою, сколько призыв к порядку. Немцы любят порядок. И, соответственно, любят военные марши. Их милитаризм – всего лишь гипертрофированное стремление к порядку. Ибо где еще достигается максимальный порядок, как не в армии? По звонку подъем, по звонку отбой… Ну а если уж армия есть, то ее приходится применять. Помните: «если в первом акте на стене висит ружье…». Точно тот же принцип. А все он, знаменитый немецкий орднунг.

Американские военные марши отличаются разнообразием. То это музыка, призывающая в бой, то почти колыбельная. Так же изменяется отношение американцев к войне: то война для них – зло, то – жизненная необходимость. Очень показательны в этом отношении военные действия во Вьетнаме: то Америка посылает туда солдат, то отказывается признать за вернувшимися солдатами ветеранские привилегии. Америка не любит проигрывать. Если же приходится признать поражение, то гораздо проще заявить, что войны на самом деле никто и не хотел, а всегда и все стремились только к миру – и бравурная музыка немедленно сменяется успокоительными или веселыми танцами.

Русские военные марши отличаются основательностью. Россия долго раскачивается, русский мужик традиционно долго запрягает, но уж если запряг, то будет ехать до победного конца. Например, до Берлина. Поэтому все военные марши России подходят не только для парадов, но и даже для боя – под них вполне можно вести боевые действия. Именно эта особенность русских военных маршей была использована во время знаменитого парада в 1941 году в осажденной Москве, когда солдаты прямо с парада отправлялись в окопы. Марши не расслабляли их, не предлагали танцевальные мотивы. Напротив, суровая, даже несколько угрюмая музыка призывала: «В бой! В бой!». Именно поэтому русские солдаты больше предпочитают нейтральные песни. Вроде «Эх, яблочко, куды ж ты котисси!». Но уж если дело дошло до военных маршей – ждите гостей в Берлине.

Классическая литература и успех в жизни

Классическая литература и успех в жизни
Нередко возникает вопрос: а кому нужна классическая литература? Зачем ее вообще нужно учить, а тем более – в школе? Особенно часто этим вопросом задаются молодые люди, которые недоумевают – для чего нужно знать про Анну Каренину или кому нужен князь Болконский? Почему важна судьба князя Мышкина? Да, эти эпохи были, но уже давно закончились, оставив после себя лишь список дат и событий. Так для чего же нужно читать о давно прошедших временах, причем – отнюдь не историческое исследование, а художественную литературу?

Как-то на одном форуме мне довелось увидеть высказывание о классической литературе. Девушка утверждала, что классическая литература совершенно не нужна, так как точно такие же сюжеты можно найти в любой газете или увидеть по телевизору. Причем, они уже разобраны, определено – где хорошие, где плохие, как нельзя было действовать, а как нужно было. А на уроках литературы мало того, что требуют читать совершенно неинтересные и устаревшие книги, но еще и разбирать сюжеты и характеры персонажей.

К сожалению, мнение отнюдь не оригинальное и не единичное.

Однако, присмотримся к классической литературе внимательно. Действительно ли так уж она устарела, как утверждают апологеты газет и телевидения?

Да, сейчас уже не носят платья с кринолинами, у офицеров нет эполет, а молодые люди не приходят в гости в сюртуках или фраках. Да, многое из атрибутики изменилось. Но ведь это всего лишь мода. И совершенно неважно, имеются ли у Татьяны Лариной локоны, или она носит короткую стрижку. Главное – ситуация и характеры. А вот они-то как раз остались практически без изменения, за исключением той самой внешней атрибутики. К примеру, сегодняшняя Татьяна Ларина держит в руках не розу, а мобильный телефон, не пишет письма вручную, а пользуется компьютером и электронной почтой. И только-то.

Фактически классическая литература представляет собой справочник, содержащий множество различных сведений о разнообразных человеческих характерах и психотипах, ситуациях, в которых может оказаться человек в определенных условиях, способы разрешения тех или иных конфликтов.

Подробный разбор сюжетов и характеров персонажей, который представляется скучным многим ученикам, весьма и весьма полезен в дальнейшей жизни. Ведь такой разбор не только обучает думать и оценивать создавшуюся ситуацию самостоятельно, но и помогает узнать подобную же ситуацию в дальнейшем и, соответственно, быстро выбрать способ ее преодоления.

Например, если бы Анне Карениной (будь она настоящим человеком, а не вымышленным персонажем) довелось прочесть в детстве роман Толстого «Анна Каренина», то ее судьба могла бы сложиться совершенно иначе: она бы уже знала, где находятся подводные камни и каким образом можно их миновать. Ну а так она сама стала учебным примером для последующих поколений.

Можно согласиться с тем, что сюжеты имеют склонность повторяться. В конце концов, давно известно, что всего существует около тридцати сюжетов, ну а разница между ними достигается лишь мастерством автора, который не только делает определенного рода микс из различных сюжетных ходов, но и демонстрирует виртуозное владение языком.

Кстати сказать, еще одна польза от классической литературы: она обучает владению родным языком. Ни одна газетная статья, как бы она ни была увлекательна, на подобное не способна. Равно как и фильм – даже самый лучший. Ведь фильм – это в основном видеоряд, а газетная статья – всего лишь информация сегодняшнего дня.

И речь идет не только об изучении классической литературы родной страны. В равной степени все вышесказанное относится и к иностранной классической литературе. К тому же, иностранная классическая литература предлагает еще и менталитет других народов и наций.

Как это ни покажется странным, но успешность в современной жизни частенько зависит от тщательности изучения классической литературы в школьные годы. Нередко требуется быстро принимать сложные решения, и подготовка, полученная в результате изучения классической литературы, оказывает неоценимую помощь – классика предлагает нам готовые решения в неоднозначных ситуациях. И решения уже апробированные, с известными последствиями. Изучение классической литературы помогает оценивать людей, причем – оценивать достаточно быстро, достаточно точно предвидя их поступки в различных ситуациях и условиях. Набор подобных шаблонов – характеристики людей, социальных слоев, ситуаций, методов их решения – способствует успеху на выбранном жизненном пути.

Классическая литература – это драгоценность, и пренебрегать ею, отказываться от нее – это все равно что добровольно вылить воду, путешествуя в пустыне, да еще и радоваться, что рюкзак стал гораздо легче. Но ведь когда-нибудь захочется пить…

5 лет с момента переноса Бронзового солдата

5 лет с момента переноса Бронзового солдата
Сегодня, 26 апреля 2012 года, исполняется ровно 5 лет с того дня, как в городе Таллине, который является столицей не вполне дружественной к России стране Эстонии, был перенесен Бронзовый солдат – монумент советским солдатам, освобождавшим этот город во время Великой Отечественной войны. Правильно этот монумент называется «Памятник Неизвестному солдату», но простые граждане привыкли называть его Бронзовым солдатом.
Как привыкли, так и сейчас называют, потому что Бронзовый солдат, к счатью, не был уничтожен. Очень может быть, что нынешним правителям Эстонии хотелось сделать именно это, но они прекрасно понимали, что это был бы уж совсем перебор.
Так что Бронзовый солдат вот уже 5 лет находится на Военном кладбище Таллина. А 60 лет до этого находился в центре города, на том самом месте, где когда-то была братская могила 13 советских солдат, погибших в боях с гитлеровцами.
Интересно, что, убрав Бронзового солдата куда подальше, руководство Эстонии вознамерилось вместо этого символа прошедшей эпохи создать новый, который бы укреплял патриотизм эстонцев на какой-то современной основе.
Ну и в результате в Таллине был отгрохан памятник в виде стеклянного креста с подсветкой. Те, кто видел эту «инсталляцию», рассказывает, что во-первых, ее подсветка в разное время суток дает разные световые эффекты. Крест отливает то розовым, то оранжевым, то серо-буро-малиновым. Выглядит это как вполне современное шоу, но никакого благоговения не вызывает.
Наоборот.
Во-вторых, на вершине этого креста находится некий знак, который был государственным символом Эстонии в 20-х годах, когда она переживала период своей «первой независимости». Но дело в том, что именно этот знак был также символом эстонской дивизии СС во Второй мировой войне.
Впрочем, эстонским властям за эсэсовское прошлое части своих граждан отнюдь не стыдно. Наоборот, теперь это прошлое подается тоже как один из «славных» моментов многолетней борьбы эстонцев за независимость.
А вот изображение ордена Великой Отечественной войны, которое находилось вверху кирпичной стены за Бронзовым солдатом, когда он стоял в центре Таллина, на Военном кладбище так и не восстановили. Стену эту восстановили, а изображение ордена Великой Отечественной войны – нет.
Этот орден считается советским символом, а такие символы в Эстонии запрещены.
Но запретить настоящую память и настоящий патриотизм не может никто и нигде, даже в нынешней Эстонии.
9 мая каждого года к монументу Бронзового солдата люди несут цветы – точно так же, как они делали это ежегодно в этот день и в те времена, когда Бронзовый солдат стоял в центре Таллина.
К вечеру 9-го мая Бронзовый солдат уже просто утопает в цветах.
А вот к стеклянному шоу-кресту цветы не носит никто. Ну не носит, и все. Видимо, что-то в этом «символе» все-таки действует на людей отталкивающе.
Кстати о независимости. Формально Эстония ее добилась. А вместе с ней получила и около 300 миллионов долларов на «восстановление» в 90-е годы, и еще получила около 100 миллионов долларов, которые были заморожены на счетах Эстонии в иностранных банках после 1940 года.
Для крохотной прибалтийской страны, с насселением в 1 млн. 300 тысяч, это были очень существенные деньги.
Но они давно кончились – так же, как кончился и романтический период в отношениях Западной Европы с теми странами Восточной Европы, которые в начале 90-х годов вышли из-под «коммунистического ига» СССР.
Сейчас Эстонии приходится самой расхлебываться со своими экономическими проблемами. Очень многие эстонцы просто не могут найти работу в своей стране, и потому уезжают за рубеж. Под угрозой находится само существовании эстонского народа.
Но правители Эстонии продолжают гордиться своей «независимостью», ежегодно разрешают эсэсовские парады и ставят эпохальные памятники неизвестно чему.

Кто такие атеисты

Кто такие атеисты
В обыденном сознании утвердилась мысль, что атеисты – это люди, вообще отрицающие веру как таковую и энергично борющиеся против религий. Не зря же товарищ Ленин в свое время так и говорил: «Мы – воинствующие атеисты!»
Как показала история, вождь пролетариата наломал очень много дров в своей деятельности, так что лучше не стоит действовать его методами.
Воинствующие атеисты, вообще отрицающие какое-либо духовное начало в этой жизни и в самом деле существуют, но они — точно такие же религиозные фанатики, каких много, только кодекс веры у них другой. К тому же, когда у воинствующих атеистов случаются какие-нибудь серьезные передряги в личной жизни, они моментально забывают про свой атеизм и несутся в храмы, к служителям культа, где принимаются каяться, молиться, и откупаться от своих проблем материальными пожертвованиями.
Настоящие атеисты так себя не ведут.
Потому что атеисты не выступают против веры.
Не борются против религий.
Они вообще не борются «против».
Они борются «за».
В этом есть существенная разница.
Настоящие, убежденные атеисты выступают не на стороне веры, а на стороне знания, которое основывается у них не только на некоем объеме информации, но также и на чувстве.
Настоящие атеисты отлично знают, что все те заповеди, которые изложены в различных священных книгах, отражают общемировые, общечеловеческие законы бытия, и потому настоящие атеисты знают, что все эти заповеди – очень действенные, очень эффективные инструменты жизни.
Просто все те люди, которые когда-то писали эти книги – а все эти книги писали такие же люди, как и мы с вами – первыми определили самые основные общечеловеческие законы и первыми изложили их в связной форме.
В силу разных причин сознанание этих людей было проникнуто божественным духом.
И потому изложенные ими законы и правила приобрели божественный и религиозный смысл, хотя между собственно божественным и собственно религиозным есть огромная разница.
Довольно часто она приобретает даже антагонистический, то есть взаимоисключающий характер.
Божественное приходит к людям через душу, через глубинное осознание устройства жизни и всей Вселенной в целом.
Религиозное реализуется посредством различных ритуалов, на которых строится вся деятельность священнослужителей в любой религии.
Фактически именно от религиозных ритуалов зависит само существование этих людей, потому они так за них и держатся.
Божественное никаких ритуалов не требует. Оно проявляется в простом человеческом участии, сострадании, помощи ближнему и всему обществу.
Ключ к божественному – обыкновенное живое человеческое чувство, не определяемое раз и навсегда установленными формами.
Ритуалы требуют именно раз и навсегда установленных, «веками проверенных» форм.
Не будет религиозных ритуалов – не будет и необходимости в служителях культов.
Но ритуалы, однако, создают определенную организационную основу, которая многим помогает жить.
Так что все очень сложно устроено в этом мире в целом, и в мире религий в частности.

Подарки на 8-е марта

Подарки на 8-е марта
В магазинах – сумасшедший дом. Во все отделы ломятся измученные мужчины, пытаясь приобрести подарок по случаю Международного Женского дня. Кто-то ограничивается цветами, конфетами и шампанским. Уверенные в себе идут в отдел косметики, где быстро теряют свою уверенность, растворяясь в море различных вариантов. Кто-то покупает духи, ориентируясь на вкус продавщицы. Есть такие, которые пытаются приобрести «вещь, полезную в хозяйстве», и они оказываются в отделе посуды – выходят оттуда немного растерянные, унося с собой сковороду в упаковке из веселенькой бумаги в цветочках, перевязанную ленточкой…

Подарки бывают разнообразны. Дарят купоны на белье, дарят яхты (небольшие, не день рождения все же), абонементы в солярий или фитнесс-центр. Дарят кругосветные путешествия, путевки в санаторий, поездку на шикарный курорт, тур выходного дня вокруг родного города. Дарят торты, вымытую посуду, уборку в квартире, а иногда и квартиры. Машины. Куклу. Щенка. Ювелирные украшения. Предложение руки и сердца…

Подарков горы. Разнообразие поражает. Множество магазинов уверенно делают план в предпраздничные дни. Цветочные и кондитерские – безусловно, остальные – как повезет, но продажи все равно взлетают вверх.

Мужчины подсматривают – что покупает сосед по очереди? А вдруг это – именно то, что нужно! Они советуются друг с другом, окольными путями выспрашивают у женщин – а что бы они хотели получить в качестве подарка, мучатся сомнениями.

Но есть одно золотое правило для подарков на 8-е марта. Совершенно неважно – что именно будет подарено! И коробка конфет может оказаться куда как предпочтительнее яхты (даже большой). Самое главное – чтобы подарок был от души, чтобы в этой душе была романтика. Тогда и только тогда получательница подарка будет по-настоящему счастлива.

Дополнение от редактора (от имени всех мужчин):

А вообще удивительно и приятно, что праздник 8-го марта по-прежнему живет, и по-прежнему остается таким значимым для всех граждан нашей страны. Мужчин, женщин, взрослых, детей… Это — несмотря на то, что в последние годы у нас появилось очень много новых праздников, в том числе и День матери, отмечаемый в России в последнее воскресенье ноября.

И, может быть, в день 8-го марта всякой женщине, девушке, девочке приятно получить не столько сам подарок, сколько — внимание, которого никогда много не бывает. Очень важно, чтобы это внимание прекрасная половина человечества получала постоянно, в течение всего года.

А в день 8-го марта оно может быть выражено каким-то особенным образом, это пусть каждому мужчине подскажет его фантазия.

С праздником, дорогие наши, любимые, единственные, неповторимые, бесценные!

Выбор сделан

Выбор сделан
После того, как выборы президента России прошли, нельзя не написать об этом свершившемся факте. И почему-то хочется вспомнить сейчас о том, как все начиналось.
А начиналось все не в 1991-м, и не в 1993-м, и даже не в самом конце 1999-го, когда Борис Николаевич Ельцин добровольно ушел в отставку, а в 1985-м, когда во главе государства, тогда еще СССР, встал Михаил Сергеевич Горбачев.
По сравнению с предыдущими руководящими старцами М.С. Горбачев был совсем молод. Ему было всего-то 55 лет.
Л.И. Брежневу было 76 лет, когда он умер, сменившему его Ю.В.Андропову – почти 70, но перед смертью он очень сильно болел. Затем главной государства стал К.У. Черненко, и тоже вскоре умер, в возрасте 74 лет.
Так что еще совсем молодой – для руководителя такого ранга, жизнерадостный, обаятельный Михаил Сергеевич Горбачев сразу же покорил весь советский народ своей энергией и целеустремленностью.
Все поверили, что он знает, что надо делать, и куда вести страну.
И потому М.С. Горбачев пережил не одно звездное мгновение, когда на встречах с народом ему кричали: «Михаил Сергеевич, идите к нам!»
И он шел, и общался, и люди с радостью общались с ним.
Но, к сожалению, Михаил Сергеевич на самом деле не знал, что делать, и тем более не осознавал, какой вулкан он разбудил своими интуитивными, а часто и спонтанными решениями.
СССР вывел войска из Афганистана, из Германии, из всех восточно-европейских стран, и они, одна за другой, сразу же «сдали» своего бывшего «старшего брата», бросившись в объятья странам Общего рынка.
А затем не стало и Советского Союза, чего до сих пор очень многие бывшие граждане СССР, да и не только СССР не могут простить первому (и последнему) президенту этой страны.
Но что было – то было. По-другому уже не будет.
СССР нет уже более 20-ти лет, но Россия – есть!
И есть народ России, который за эти годы очень много чего прошел, и очень многое понял.
И, раз уж народ в этот раз сделал вот такой выбор – значит, так и должно быть.
Но страна Россия образца 2012 года – это уже совсем не та страна, которой она была в 1985-м, когда никто не знал, что делать и куда идти. И не та, которой она была в конце 1990-х, когда Б.Н. Ельцин принимал свое важнейшее решение.
Все-таки 1985-год был 27 лет назад. За это время выросло совершенно новое поколение, которое сформировалось в принципиально другой среде, нежели их родители и деды.
Среди этих молодых людей – успешные менеджеры, молодые ученые, творческие люди, начинающие политики, рабочие, преподаватели, врачи и люди разных других профессий. И тот выбор, который сделали мы все 4 марта 2012 года – это выбор, сделанный вместе с ними и для них.
В историческом смысле совсем скоро именно эти, сейчас еще совсем молодые люди, примут бразды правления великой страны под названием Россия.
А сейчас мы все — на этапе нового большого перехода, на этапе глобальных преобразований. Эти преобразования займут какое-то время, что совершенно логично.
Но никаких великих переломов больше не будет.
И не надо.

Невинность доверия и любви

Невинность доверия и любви
Этот фильм производит на разных людей очень разное впечатление. Очень уж он необычен – при том, что люди, вещи, предметы, деревья, животные, бабочки и потоки воды показаны в нем в самых естественных ракурсах.
И в то же время есть в этом фильме глубокая тайна, и даже не одна. А еще есть в нем любовь, доверие, свет и торжество жизни, хотя по ходу фильма одна из его юных героинь гибнет, а другая исчезает неизвестно куда.
Речь идет о фильме «Innocence» («Невинность») снятом в 2004-м году совместно Францией, Великобританией, Бельгией и Японией.
Где-то – то ли на этой Земле, то ли в параллельном пространстве, или вообще на небесах – растет густой лес, окруженный высокой стеной. А в этом лесу находятся пять маленьких домиков-коттеджей, и еще один большой дом, похожий на дворец.
В домиках живут девочки в возрасте от семи до двенадцати лет, а во дворец они ходят заниматься хореографией и биологией, и еще кое-чем, что до поры никому не известно.
Все в их окружении выглядит совершенно нормальным и основательным. В каждом домике есть уютная спальня и столовая, и умывальная комната, и самые обычные туалеты. Ухаживают за девочками пожилые женщины, практически старухи, в неприметных серых платьях.
Эти женщины накрывают на стол, и, очевидно, стирают одежду, постельное белье, наводят чистоту и все прочее. Сами девочки никаким физическим трудом не обременены, как будто они — особы высокого происхождения.
На самом же деле их происхождение окутано тайной, поскольку каждая из них прибывает в свой домик в комфортабельном гробу с прорезями для дыхания в виде семиконечной звезды…
Кроме девочек и старух, в мире фильма «Innocence» есть еще только две молодые учительницы-воспитательницы, одна из которых учит девочек биологии, а другая – хореографии. Других людей практически нет. Один только раз другие люди в фильме появляются почти как намек, как ряд полутеней, которых почти не видно и не слышно. И один раз в год в этот мир приезжает таинственная Директриса, чтобы посмотреть на успехи девочек в хореографии и забрать с собой одну из них.
Куда – не известно.
Зачем – неизвестно тоже.
Эта неизвестность никого не пугает, наоборот, практически каждая из девочек мечтает о том, чтобы Директриса выбрала именно ее, потому что почти каждой из них почему-то хочется выбраться из этого мира поскорей.
В этом мире, кстати, вообще нет никакого мрака, нет грязи, нет насилия.
Но зато есть строгие правила. Есть то, что разрешено, и то, что запрещено категорически.
Например, запрещено торопить события. Запрещено задавать лишние вопросы.
И когда, почти в самом начале фильма, одна из новеньких девочек погибает, это происходит всего лишь из-за того, что она хотела вырваться из этого мира раньше времени. А другая, чуть позже, не смогла смириться с ожиданием неизвестности, и потому исчезла.
Так, может быть, главная мораль этого фильма – как и всей жизни – в том и заключается, что никогда не надо торопить события? А нужно давать им дозреть, дорасти до своего предела, за которым открывается какой-то новый путь?..
Ведь в конце фильма, когда старшие девочки наконец-то выходят из своего дремучего леса, перед ними и в самом деле открывается новый, сияющий мир, полный радости и ожидания новых чудес.
Режиссер фильма, Люсиль Хаджихалилович, боснийка по происхождению, сумела в своем фильме не только рассказать потрясающе красивую, завораживающую историю, но и передать всему миру некое послание, которое каждый зритель будет расшифровывать в меру своего разумения.
Уже только ради одного этого всякому думающему человеку стоит посмотреть фильм «Innocence».

Если бремя социальной ответственности несет бизнес, то чем занимается государство?

Если бремя социальной ответственности несет бизнес, то чем занимается государство?
Да-да, вот именно так – чем? Чем у нас занимается государство, если социальная ответственность возложена на бизнес?

Я так понимаю, по поводу того, что возложена, никто спорить не собирается? А если кто вдруг решил до начала дискуссии слазить за словом в карман, то прежде, чем доставать его оттуда, может, стоит оглянуться вокруг и вглядеться пристально в лицо данной нам в ощущения субъективной реальности?

Сейчас первые три месяца (а в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – полгода) пособие по безработице (стыдливо обзываемое сохранением среднего заработка) платит уволенным работникам бизнес. Закупает современное медицинское оборудование для городских и районных больниц и поликлиник, в подавляющем большинстве случаев, опять – он же. Даже спортивные мероприятия типа Спартакиады народов Севера… Да-да, в том числе и бизнес. Более чем на 50% бюджет Спартакиады прошлого года (2,1 млн. руб.) сформирован за счет коммерческих структур.

Или вот, одно из последних решений нашего Конституционного Суда, принятое 09.02.2012 г. по результатам рассмотрения жалобы жительницы Республики Карелия Ирины Труновой, которым установлено, что работники внебюджетной сферы имеют равное право с бюджетниками на возмещение их расходов на проезд к местам отдыха и обратно. И если последним возмещение производится за счет бюджетных средств, то первым это обязан сделать работодатель. Тот самый, который их принял на работу. Бизнесмен, иначе говоря.

Вопрос даже не в том, откуда он возьмет деньги на этот проезд. В стоимость производимой продукции эти расходы не заложить. Иначе кто будет покупать товар по цене выше той, которую на такую же продукцию установили южные предприятия, не обязанные возмещать расходы на проезд своим работникам и, соответственно, имеющие меньшие издержки? И, чтобы уже северные издержки подвести под уровень южных, зарплату работникам, создавая резерв под компенсацию расходов,– не уменьшить. Кто при таком раскладе будет работать на севере, если за такие же деньги можно спокойно трудоустроиться на юге?

И даже не в том вопрос, какое время продержится бизнес под бременем социальной ответственности. Как надолго его хватит? Когда на его горб упадет та соломинка, которая нанесет российскому бизнесу травмы, уже не совместимые с его жизнью?

Вопрос в другом. А кто сказал, что у бизнеса должна быть какая-то мифическая социальная ответственность? Вот именно – ми-фи-чес-ка-я!

Вообще-то социальная функция – главная обязанность самого государства. Да-да, неэффективными видами деятельности – пенсионным обеспечением, здравоохранением, образованием и т. д., и т. п. — должно… Обязано заниматься государство. А бизнес занимается исключительно эффективными видами. Теми, которые не тратят, а создают. В т. ч. и прибавочный продукт, за счет которого (и только за счет него!), можно финансировать затратные отрасли, ничего не создающие, но необходимые обществу.

За то, что ему разрешено заниматься эффективным и прибыльным, бизнес платит государству отступные в виде налогов и за это освобождается от необходимости заниматься неэффективной социалкой. Поэтому миф о "социальной ответственности бизнеса" не что иное, как нежелание нашей власти заниматься тем, чем она должна и обязана заниматься только потому, что она – власть. И при таком раскладе возникает вполне естественный и, на мой взгляд, основной вопрос. Тот самый, что вынесен в заголовок статьи — Если наше государство усиленно перекладывает бремя социальной ответственности на бизнес, то чем думает заниматься оно само, освободившись от необходимости заниматься своей прямой и основной функцией?

Вопрос, конечно, интересный. Но попробовать ответить на него — можно. На мой взгляд, сейчас наша власть свои основные усилия сосредоточила на том, чтобы контролировать — а как же бизнес выполняет свои, отнюдь не мифические, а вполне реальные обязательства по социальной ответственности? Но чтобы контролировать – нужны люди. Которым платить надо. И платить – хорошо. Чтобы они, уже в свою очередь, хорошо контролировали. Так что если на круг, по всей стране, посчитать – деньги на контроль нужны немалые.

Так может государству легче – не контролировать? А просто взять и заняться тем делом, которым оно и обязано заниматься. Социалкой. Тем более, что денег, высвободившихся после увольнения контролеров, вполне должно на это хватить. Да и сами контролеры займутся чем-то полезным. Типа создания прибавочного продукта.

И будем мы все жить долго и счастливо. Прямо, как в цивилизованных странах.

Какими должны быть детские игрушки

Какими должны быть детские игрушки[u][/u]
Воспоминание детства – розовый пластмассовый медвежонок с лапками на резиночках. Еще один – огромный «шерстяной» медведь из рыжего меха с атласными подушечками на лапках. Этот меховой умел рычать, если его перевернуть. Куклы, которые говорили «Мама!», колясочки и мебель для кукол. Бумажные куклы, которым можно было рисовать одежду. Игрушки брата – радиоуправляемый танк, модели самолетов и кораблей, масса машинок, и даже огромный самосвал, в котором мы катались наравне со счетами (кататься на больших счетах было гораздо интереснее – они гремели!). Игрушки сына – конструкторы Lego, множество автомобилей, радиоуправляемых и нет, заводной луноход, музыкальные игрушки, огромный барабан (бабушка его выбросила через неделю, не выдержав грохота), компьютер…

Смотрю на современные детские игрушки, и как-то становится тоскливо. Да, многие из них называются развивающими. Разнообразные кубики, обучающие счету и чтению. Куча логических игрушек (вставь фигурку в подходящее отверстие и иже с ними). Есть даже компьютеры для самых маленьких – от года. И никто уже не катается на старых огромных счетах, да их уже и нет в продаже давным-давно. Действительно, кому они нужны, счеты, когда есть компьютеры?

И, может быть, это ностальгия. Или просто возрастное. Что-то вроде: когда мы были молодыми, то деревья были гораздо выше, солнце ярче, а трава – что нынешние деревья, но куда как зеленее! Ну вот не нравятся мне современные игрушки! Такие яркие, такие красивые, такие… потребительские.

Мысль о потребительских игрушках, то есть, обучающих не столько интеллект, сколько инстинкт потребления, возникла, когда я увидела у дочери подруги куклу Братц. Знаете, такая очаровашка… в наше время не было ничего подобного. Даже моя самая роскошная кукла, которая умела ходить и говорить целых три фразы («Мама!», «Хочу кушать!», «Пойдем гулять!») и рядом не стояла рядом с этой красоткой. Но! Мои куклы довольствовались платьями, которые я шила для них сама. Что это были за рукоделия – можете себе представить, но куклы не возражали. И постепенно эти платья становились все менее кошмарными. Собственно говоря, в результате такой тренировки я сейчас могу изобрести платье не хуже профессионального дизайнера одежды, а в некоторых случаях и лучше.

Да, но дело не в этом… Дело в том, что у современной новомодной куклы совсем другие потребности. Ей требуется то, другое, пятое и десятое. И все это стоит денег. Не мелких, кстати, денег. А как не купить, если в детском саду и школе у всех это есть? Как оставить своего ребенка без игрушки, которая распространена повсеместно? Как допустить, чтобы твой ребенок был вторым, а то и третьим сортом? И ведь это касается не только девочек. У мальчиков – свои проблемы. Например, новая модель мобильника. Мой племянник девяти лет от роду бился дома в истерике – ему дали старый мамин телефон (аж целых полгода был в эксплуатации!), не модной модели. Он отказывался идти в школу, так как – по его словам! – друзья сочтут его нищим! Телефон, с которым он мог бы показаться в школе, стоил $500. И это при том, что он учится отнюдь не в элитном заведении, а в самой обычной школе.

И вот возникает крамольная мысль: может быть, наши игрушки, которые говорили «Мама» и «Хочу кушать», лучше, чем современные, которые требуют новый автомобиль, норковую шубку, импортный спальный гарнитур и отдых непременно на собственной вилле на Лазурном берегу? Может, старые счеты, на которых катались мы с братом, куда лучше, чем нынешние детские компьютеры? Наши игрушки учили думать. Учили фантазировать. Учили что-то делать (хотя бы те же несчастные кукольные платья, или – попробовали бы вы собрать модель крейсера «Аврора» из набора крохотных пластмассовых деталек, которые нужно было склеивать!). А современные учат в основном потреблять.

И потом мы удивляемся, что наш мир становится все более и более потребительским. Хочу того и этого! Дай! Да-ай! А зачем? Но «зачем?» мало кого интересует. Главное – иметь! И все начинается с «безобидных» детских игрушек…

Может быть, пора задуматься об этом? Может быть, пора где-то провести черту, у которой стоило бы остановиться? Остановиться, и перестать потреблять! И начать думать и жить! Потому что потребление – это не жизнь.