Архив рубрики: Главная

«Ну, погоди!» запрещен

«Ну, погоди!» запрещен
До чего дошел прогресс! Прямо не верится ни собственным глазам, ни ушам: обожаемый поколениями детей мультфильм «Ну, погоди!» признали вредным для развития и запретили к показу в «детское» время. С 1 сентября «Ну, погоди!» будет считаться мультфильмом для взрослых со всеми вытекающими последствиями.

Оказывается, мультфильм «Ну, погоди!» полон сцен насилия, которые оказывают вредное влияние на детей – в соответствии с законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». И, соответственно, его следует запретить для показа детям. Теперь «Ну, погоди!» можно будет посмотреть исключительно в то время, когда идут передачи для взрослых, то есть, если он и попадет на экраны, то только в вечернее время – практически, как порнография.

Беда в том, что «Ну, погоди!» — это первая ласточка. Если руководствоваться подобными рассуждениями – о наличии сцен насилия, то придется запретить все русские народные сказки и мультфильмы по ним. Простой пример: приключения многочисленных Иванов-царевичей. Ни одна сказка, в которой фигурирует Иван-царевич, не обходится без насилия. Ведь царевичам приходится сражаться с разнокалиберным злом, начиная от многоглавых Змеев-Горынычей и заканчивая Кощеями. И зло, естественно, уничтожается.

Также запрещать нужно «Конька-горбунка» — как стихотворную сказку Ершова, так и очаровательный мультфильм, классику советского кинематографа. Ведь финал сказки просто ужасен, гибель царя страшна: «… бух в котел и там сварился»! Марьи-царевны, Марьи Моревны, Бабы Яги и прочие сказочные персонажи идеально соответствуют требованиям защитников детей – их следует вычистить так, чтобы и следов не осталось.

В общем, темный ужас.

Что характерно: те, кто запрещает «Ну, погоди!», совершенно не учитывают тот факт, что сцены насилия в этом мультфильме весьма специфичны. Главное: в нем не просто бьют волка всеми возможными способами, но – борются со злом. Нехороший волк-хулиган нападает на хорошего, мирного зайчика (типичный ботаник, кстати), и в результате получает на орехи. Все верно: добро всегда побеждает зло.

Обратите внимание, в мультфильме «Том и Джерри» далеко не все так однозначно. Там нет хорошей мышки и плохого кота. Наоборот, зачастую именно Джерри начинает войну против мирно спящего Тома, и – побеждает. Это уже не история о том, как добро победило зло, а нечто совсем иное! К примеру, многократно используемый в мультфильмах о Томе и Джерри ход с собачьей костью: Джерри, сделав очередную пакость, удирает от Тома, видит собаку, которая нянчит кость, крадет ее и подсовывает Тому, после чего собака страшно избивает кота. Какой вывод? Все просто: если сделал гадость – свали ее на другого, пусть этот другой отдувается.

Но «Ну, погоди!» — совсем иная раскладка. Заяц никогда не начинает военные действия. Первым всегда начинает волк, а заяц только применяет необходимую самооборону. И весьма успешно.

Тем не менее, мультфильм попадает под запрет, несмотря на то, что в нем нет абсолютно ничего вредного для детской психики, а даже наоборот – сплошная польза. Что, между прочим, подтверждается десятилетиями его проката.

Так к чему мы идем? Что останется на наших экранах? Что оставляют для воспитания наших детей? Винни-Пуха и Мумми-троллей? Это замечательные персонажи, но их явно недостаточно. К тому же, о каком воспитании детей можно вести речь, если дети не научатся отличать добро от зла? Если они не будут знать: Волк ведет себя плохо, а Заяц прав, потому что защищается от зла? Какими вырастут дети, если у них не будет сказок о добре и зле?

Русские герои на Западе

Русские герои на Западе
Считается, что Запад неровно дышит в сторону России уже много-много веков. Но причина, возможно в другом – это Россия много-много веков неровно дышит в сторону Запада. А началось это все еще с Петра Первого, дело которого подхватила через некоторое время Екатерина II.
Эта великолепная, единственная в своем роде русская царица, которая сделала для России столько, сколько не сделал ни единый руководитель страны ни до, ни после нее, была по своему происхождению немецкой принцессой из далеко не самого богатого рода.
И, оказавшись во главе огромной страны, которая на Западе считалась полудикой, Екатерина II принялась, кроме всего прочего, «работать над имиджем» России, что привело к некоторым крайностям.
Сама Екатерина II вела себя по отношению к Европе и остальному миру довольно снисходительно, если не сказать – с насмешкой. А вот ее придворные, восхищенные культурой, искусством и блеском правящих династий европейских стран, всячески перед Западом заискивали.
Эта традиция с годами и веками только закрепилась.
После Отечественной войны 1812 года ситуация еще более усугубилась. Европейцы никак не могли простить России, что великое воинство Наполеона в России было рассеяно по невообразимым российским пространствам и затем изничтожено почти полностью.
А в 1825 году произошло восстание декабристов, пятеро руководителей которого были просто казнены по приказу царя Николая Первого, что также очень не понравилось Западу.
Николая Первого сильно критиковали за жестокость потомки тех самых «просвещенных» европейских монархов, которые в свое время во множестве вешали, резали и травили своих отцов, братьев, сестер, мужей, жен и даже малых детей, чтобы убрать претендентов на трон.
Поэтому, вновь озаботившись имиджем своей страны и своим личным имиджем, Николай Первый в 1838 году пригласил в Россию французского маркиза Астольфа де Кюстина, чтобы тот совершил путешествие по стране, и затем написал о ней хвалебную книгу.
Астольф де Кюстин это путешествие совершил, но написал не хвалебную, а в целом правдивую книжку, которая вышла через год под названием «Россия в 1939 году».
В ней де Кюстин написал о нищете русского народа, о произволе русских помещиков, об отвратительном поведении государственных чиновников и в целом русского государства по отношению к своему собственному народу.
Разумеется, эта книга, которую царь Николай Первый прочел в подлиннике, ему очень сильно не понравилась, и он категорически запретил ее переводить и публиковать.
Она была опубликована уже в Советской России только сто лет спустя…
К сожалению, сейчас, уже почти двести лет после путешествия маркиза де Кюстина по России, мы все еще не можем сказать, что российские государственные чиновники научились уважать свой народ и в целом общество своей страны. Достаточно пойти по любой необходимости, за любой справкой в любое государственное учреждение, чтобы почти сразу же в этом убедиться.
Что же делать?
Ну, разумеется, ни в коем случае перед Западом не заискивать.
У них там полным-полно своих «скелетов в шкафах». Только начни открывать эти самые шкафы – оттуда такое начинает валиться, что волосы дыбом.
Ну а в нашей собственной стране сейчас происходит очень интересный процесс – воспитания наших чиновников. Прежде всего, это происходит благодаря свободному течению любой информации в самые разные стороны и возрастающей активности общества.
Сейчас уже недостаточно работать над имиджем, необходимо постоянно что-то делать в реальности.
Когда это происходит, реальные результаты тоже не заставляют себя ждать.

Януш Пшимановский. Человек, воспитавший целое поколение

Януш Пшимановский. Человек, воспитавший целое поколение
Сегодня мало кому известно, кто такой Януш Пшимановский. А когда-то, лет 25-30 тому назад, это имя знали не только в той стране, в которой он родился 20 января 1922 года, и которую он сначала, в сентябре 1939-го, защищал, а потом, плечом к плечу с бойцами Красной Армии, освобождал вместе со своими боевыми товарищами Войска Польского.

Наверное, именно военная молодость Пшимановского определила тематику его будущих произведений. Уже в 1950-ом читатели познакомились с его первой книгой, рассказывающей о том, как воевали его соотечественники в годы Второй мировой войны. В начале 60-х он, вместе с Овидием Горчаковым, написал «Вызываем огонь на себя». Повесть о подполье в оккупированном немцами смоленском поселке Сеща, где на стратегически важном аэродроме против общего врага вместе боролись советские, польские, чешские и словацкие патриоты. 16 февраля 1965 года советское телевидение начало показ снятого по этой книге одноименного четырех серийного фильма (режиссер Сергей Колосов). Чуть позже «Вызываем огонь на себя» с успехом прошел в советских кинотеатрах.

И имя Януша Пшимановского стало известно не только в Польше.

Но подлинную славу, а вместе с ней и любовь мальчишек практически всех стран социалистического лагеря ему принесло другое произведение. Написанная в 1964-70 гг. повесть «Четыре танкиста и собака».

Конечно, популяризации книги в немалой степени способствовал и телевизионный сериал (21 серия), три части которого (по 7 серий) были отсняты и вышли на экраны польского телевидения, соответственно, в 1966, 1969 и 1970 годах. Причем показ первой серии первой части был приурочен ко Дню Победы – 9 мая. На советском телевидении премьерная трансляция «Четырех танкистов» состоялась двумя годами позже – 25 сентября 1968 года.

Так мальчишки и девчонки Советского Союза узнали о доблестном экипаже 1-ой танковой бригады 1-ой армии Войска польского, у которого так же, как и у бригады, носившей имя героев Вестерплатте, было имя собственное. На броне танка Т-34 (сначала Т-34-76, а потом, после гибели первой боевой машины, — Т-34-85) был выведен не только его бортовой номер – 102, но и рядом с отпечатками ладоней всего экипажа — гордая надпись «Руды» («Рыжий»).

Правда, ни у первого командира танка – Ольгерда Яроша, ни у стрелка-радиста, а потом второго командира – Яна Коса, ни у наводчика — Густава Еленя, ни, тем более, у механика-водителя (по фильму – единственного не поляка в экипаже) — Григория Саакашвили не было волос такого цвета. Вполне возможно, рыжие подпалины были кое-где по шерсти у пятого, полноправного члена экипажа – немецкой овчарки по кличке Шарик, но к названию танка он не имел никакого отношения. Своё имя Т-34 с бортовым номером 102 получил в честь рыжеволосой русской санитарки Маруси по прозвищу «Огонек», в которую влюблен Янек (Ян Кос).

Да-да, молодость она – такая. Даже на войне, когда рядом гибнут твои друзья (как погибнет на подступах к Гданьску Ольгерд), ей не обойтись без любви. И в последней, 21-ой серии экипаж играет сразу две свадьбы. Янек женится на Марусе, Густлик (Густав Елень) на своей землячке, освобожденной из немецкой неволи Гонорате, так же, как и он, родом из Тешинской Силезии. А Гжесь (Григорий Саакашвили)… А Гжесь, глядя на друзей, решает жениться на радистке Лидке Вишневской!

В общем, по популярности с «Четырьмя танкистами и собакой» в Советском Союзе мог сравниться мало какой фильм. У сериала даже было не только официальное, но и народное название – «Три поляка, грузин и собака», а это, между прочим, говорит о многом.

Но фильм это — одно, а книга… Немного другое! До экрана доходит далеко не всё из содержания произведения. А что доходит, может, в той или иной степени, поменяться.

Так, например, если по фильму первый командир «Рудого» — поляк Ольгерд Ярош, то в книге это — лейтенант Василий Семенов, украинец. И последнее больше соответствует исторической правде.

Во-первых, из-за высоких требований к подготовке механиков-водителей и командиров танков в первых экипажах это были в подавляющем большинстве случаев приданные частям Войска Польского бойцы и командиры Красной Армии.

Во-вторых, у первого командира «Рудого» был реальный прототип. Направленный в 1943 году в Войско Польское вместе с другими советскими офицерами Виктор Васильевич Тюфяков. Об этом Пшимановский практически прямо говорит в другом своем произведении, документальной повести «Студзянки», детально описывающей встречный танковый бой на Магнушевском плацдарме в первой половине августа 1944 года, когда деревня Студзянки за неделю 14(!) раз переходила из рук в руки, а немцы назначили за голову Тюфякова награду в… 50 тысяч рейхсмарок! Правда, Виктор Васильевич был сибиряк, родом из Алтайского края. Но может на его трансформацию в украинца по тексту повести повлияло как то, что он заканчивал Полтавское танковое училище, так и то, что войну Тюфяков встретил в Одесском военном округе?

В общем, многие из моих сверстников, посмотрев фильм, тут же бежали в библиотеку, чтобы… Записаться в очередь на томик «Четырех танкистов». Несмотря на то, что в Советском Союзе эта книга Пшимановского выдержала четыре издания, достать её стоило больших трудов. Такой был на неё спрос.

Не меньшей популярностью книга пользовалась и в других странах социалистического лагеря. В ГДР «Четыре танкиста», были издана четырежды. В Чехословакии – 6 раз. Но все эти цифры не идут ни в какое сравнение с польскими. В Польше повесть Пшимановского вышла семнадцатью (!) изданиями.

Без всякого преувеличения можно сказать, что когда-то на этой книге и снятом по ней фильме выросло целое поколение. И не только в Польше. Уверен, что и сегодня, многие из моих сверстников хорошо помнят Янека, Густлика, Гжеся, пришедшего на смену Янеку нового заряжающего «Рудого» — Томека… А вместе с ними и Януша Пшимановского, человека, герои произведений которого и сегодня продолжают учить людей любить друг друга, ценить крепкую дружбу, честность, мужество и упорство.

Поздние дети: плюсы и минусы

Поздние дети: плюсы и минусы
В XIX столетии девушка двадцати лет считалась старой девой. В ХХ столетии было принято выходить замуж и рожать детей до 25 лет. Если же женщина в 30 лет не была замужем и у нее не было детей, то считалось, что с ней что-то не в порядке, как минимум – в психологическом плане. Сейчас все больше женщин выходят замуж и рожают детей после тридцати, а то и сорока лет.

Подобное положение вещей закономерно. Медицина плюс социальные условия просто предрасполагают к этому. В первую очередь – социальные условия. Ведь ребенка мало родить. Его еще нужно вырастить, дать ему образование. А все это стоит денег, причем – не маленьких. И если во времена загнивающего социализма мы имели бесплатное образование, ясли, детские сады, возможность растить детей даже с небольшой зарплатой, то сейчас все это удовольствие дорожает прямо на глазах. Уже приходится думать не только о платном высшем образовании, но даже и о среднем – если вы хотите, чтобы ваш ребенок чему-то научился, а не просто получил жевательную резинку для глаз в рамках программы обычной средней школы. Даже вопрос с одеждой не так прост. Советская школьная форма уравнивала детей из различных социальных слоев, теперь же разделение очень резкое, и может снабдить ребенка комплексом неполноценности, чего не хочет ни один нормальный родитель. Вот и приходится женщинам сначала делать карьеру, обеспечивать будущее, а уж затем – выходить замуж и рожать детей.

Мужчины, кстати, в тех же условиях: они вынуждены сначала заниматься карьерой и зарабатыванием денег на будущее, а уж затем – брак и рождение ребенка. Ведь любой нормальный мужчина мечтает не просто о наследнике, но о том, чтобы его ребенок получил в жизни все самое лучшее, максимум возможного. Что и старается обеспечить.

Но мужчинам легче. Им рожать не нужно. Их биологические часы тикают отнюдь не с такой неотвратимостью. Однако, современная медицина позволяет нормально рожать и женщинам после сорока.

К минусам поздних родов традиционно относят возраст родителей и их состояние здоровья. Почему-то принято считать, что к сорока годам люди уже должны разваливаться на части, сидеть на таблетках и думать исключительно о душе, а уж никак не о детях.

Следует заметить, что это представление о здоровье «старородящих» матерей в корне неверно. Женщина, планирующая позднюю беременность и роды, трепетно следит за своим здоровьем. Куда как трепетнее, чем молодые девушки, которые, собственно говоря, мало задумываются и о собственном здоровье, и о здоровье будущих детей. И зачастую у «старородящих» мам этого самого здоровья в разы больше, чем у двадцатилетних. Да и финансы позволяют обеспечить собственный организм и разнообразными витаминами, и занятиями в фитнес-клубах, и бассейном, и массажем, и поездками на отдых к морю, и многим, многим другим. Те же финансы позволяют обеспечить оптимальное медицинское обслуживание, что необходимо не только для «поздних» мам, но и для молодых (но вот они-то лишены такой финансовой поддержки, разве что родители помогут).

О возрасте родителей вспоминают в негативном плане, когда задумываются о продолжительности жизни. Мол, ребенок еще не успевает стать самостоятельным, а родители уже того… минимум – находятся в состоянии старческого слабоумия, полностью потеряли здоровье и нуждаются в постоянном уходе. И бедное юное дитя оказывается прикованным к старикам, которым вынуждено подавать таблетки и протертое овощное пюре.

Но как справедливо заметил известный персонаж Булгакова: «Беда не в том, что человек смертен, а в том, что он внезапно смертен». И никогда нельзя сказать, сколько кому отмеряно. Кто-то доживает до ста лет, находясь в здравом уме и твердой памяти, не нуждаясь ни в овощных пюре, ни в уходе, а кто-то едва дотягивает до половины этого срока, питаясь в основном лекарственными препаратами. Да и всякие катастрофы, автомобильные аварии и так далее… Так что любой человек, с родителями любого возраста может оказаться в неприятной ситуации, когда приходится оставить все свои дела и посвятить себя уходу за близкими, нуждающимися в опеке.

Зато «старородящие» родители всегда ощущают себя гораздо моложе – ведь у них появляется малыш, который буквально приносит вторую молодость в семью. Они лучше понимают потребности ребенка, лучше подготовлены к воспитанию ребенка, гораздо спокойнее решают проблемные вопросы (например, неизбежные проблемы подросткового периода). И очень редко передоверяют воспитание ребенка бабушкам и дедушкам, к чему склонны молодые родители. Ребенку же мама и папа нужны гораздо больше, чем самые лучшие на свете бабушки и дедушки.

И если разобраться внимательно, то оказывается, что у поздних детей гораздо больше плюсов, чем минусов – как для родителей, так и для самих детей. И, судя по тенденциям в обществе, все больше и больше женщин будут рожать «поздно» — после тридцати или сорока лет. И это вскоре станет нормой жизни.

Черный день календаря

Черный день календаря
22 июня 1941 года навечно останется черным днем календаря для большинства народов, населяющих пространство бывшего Советского Союза. Это тот день, когда началась Великая Отечественная война, когда Советский Союз вступил во вторую мировую войну, причем – в качестве обороняющейся стороны, на которую вероломно напал агрессор.

Сейчас в мире, при обсуждении Великой Отечественной, в и целом Второй мировой войны, стало чуть ли не признаком хорошего тона осуждать Советский Союз. Говорят о том, что государство готовилось к наступательной войне, и Гитлер всего лишь предвосхитил нападение. Говорят о жестокости, проявляемой советскими солдатами на территории Германии. Говорят о тысячах изнасилованных немок. Об ужасах оккупации и прочем. Вот только почему-то упорно забывают о том, что нападающей стороной была все же Германия.

А что до жестокости советских солдат… конечно, жестокость невозможно оправдать, но все же можно понять, что люди, видевшие, что немецкая армия сделала на их земле, отнюдь не были настроены церемониться на германских территориях. Вспомним сожженные деревни – вместе с жителями, колодцы, забитые трупами детей, концлагеря смерти – не только для военнопленных, но и для мирного населения, детей и взрослых, абажуры из человеческой кожи и удобрения из лагерных крематориев (целый бизнес, между прочим, на котором неплохо наживались в Германии!). И многое, многое другое…

А советские солдаты – они ведь обычные люди, со всеми присущими людям достоинствами и недостатками. И – да – просто рассуждать о том, что нужно подставлять другую щеку, но попробуйте доказать это человеку, который похоронил всю семью, причем – зверски убитую. Попробуйте доказать это человеку, который видел изможденных дистрофичных детей в лагерях, жуткие ямы, наполненные трупами… Ведь Германия шла в Советский Союз не просто воевать, а – очищать территории. Население Советского Союза было предназначено на уничтожение. Тотальное. Без разбора. И на этом фоне крики об изнасилованных немках выглядят несколько театрально.

А что еще интереснее: сейчас почему-то появилась склонность напрочь забывать, откуда же «выросли ножки» у второй мировой войны. Предпочитают не говорить о Версальском мире, который поставил Германию на грань нищеты, и не удивительно, что так легко было увлечь немецкий народ идеей реванша. Предпочитают тихо молчать о том, как Англия, на которую надеялась Европа, спокойно сдавала страну за страной, попустительствуя хищническим нападениям войск вермахта. Да и сама Европа бросала в милитаристскую печь Германии чужие территории, считая, что таким образом купит свою свободу и неучастие в войне.

Молчат о том, что Сталин предлагал создать антигитлеровскую коалицию задолго до нападения на Советский Союз, буквально при первых агрессивных шагах Германии. Но ему отказали. Более того, упорно натравливали Гитлера именно на Советский Союз. И после всего этого крики о том, как Сталин гнусно поступил, заключив с Германией пакт о ненападении, тот самый пресловутый пакт Молотова-Риббентропа. Но помилуйте, а что же ему оставалось делать, если потенциальные союзники против Германии предпочитают тихо сидеть в кустах и даже более того – провоцировать нападение на Советский Союз? Ведь в той же Англии, которая теперь так гордится своим героизмом во второй мировой войне, было масса гитлеровских сторонников. Послов Гитлера, министров рейха принимали с огромным пиететом и почетом. Дамы высшего света восхищались Гитлером, джентльмены считали его талантливым политиком. Документальных подтверждений множество. Да, все это закончилось, когда Германия напала на Францию. Но ведь было! Так почему же Сталина и Советский Союз осуждают за пакт Молотова-Риббентропа, а бревна в своем глазу предпочитают в упор не видеть? Может быть, просто это кому-то выгодно?

Как выгодно «забывать» о высказывании Черчилля по поводу второго фронта. Знаменитый британский премьер тянул со вторым фронтом, так как считал, что оптимально будет, если Германия и Советский Союз уничтожат друг друга, а «благородная» Британия и США затем просто разделят освободившиеся территории. И когда советский народ страдал в страшной мясорубке войны, союзники подсчитывали возможные прибыли на различные случаи – Гитлер победит, СССР победит, никто не победит. В общем-то они рассчитывали на пиррову победу, чтобы добить оставшегося. Но вышло иначе. И открытие второго фронта было вовсе не для того, чтобы поддержать Красную Армию – она, собственно, уже не нуждалась остро в тот момент в такой поддержке, а вызвано было всего лишь страхом единоличной победы Советского Союза – ведь в этом случае не получилось бы урвать свой кусок пирога.

И мы сейчас склонны забывать обо всех этих уроках второй мировой войны. Мы склонны верить в сакраментальное: «заграница нам поможет». Только кто-нибудь задумался: а зачем мы нужны этой самой «загранице»? Может быть, нужны наши территории, наши ресурсы – как нужны были всегда? Может быть, речь вновь идет о том, как бы отнять, но для этого сейчас используются другие методы, не прямое военное нападение, а – идеологическое. Отказ от имперской идеи, поливание грязью истории Советского Союза… Но если б только Советского Союза! Так ведь поливается грязью вся история России! И Россию представляют немытой, грязной, голодной, тупой, завшивевшей крестьянской страной, которую пришли спасать иностранные доброхоты. И что удивительно – многие им верят. А ведь уничтожение национального самосознания, национальной гордости – это гораздо более эффективное оружие, нежели даже атомная бомба. Униженный морально народ сам отдаст все, что имеет, в надежде на мифическое спасение.

Так, может, пришло время, чтобы вспомнить все уроки второй мировой войны? Вспомнить и плохое, что было в нашей истории, и хорошее. Вспомнить не только грязь и кровь, но и великих ученых, и великих художников, и великих писателей, мыслителей, философов, гуманистов. Может быть пора перестать слепо преклоняться перед всем, что предлагает Запад? Ведь Троянский конь еще никому не принес ничего хорошего.

И пусть очередной черный день календаря станет тем днем, когда проснется память народа. И его гордость.

Военные марши и особенности национальной войны

Военные марши и особенности национальной войны
Вы никогда не прислушивались к военным маршам? Они частенько звучат в фильмах. Вам никогда не приходилось сравнивать военные марши различных стран? Очень интересно послушать один за другим русские, немецкие, французские и другие марши. И, вслушиваясь в звонкие ноты, начинаешь понимать – почему то или иное государство выигрывает войны, а другое – проигрывает. Понимать некоторые особенности различных наций и национального самосознания, национальной государственности. Удивительно, но военные марши – оригинальный, но весьма достоверный источник информации.

Французские военные марши больше похожи на танцевальные мелодии. Если подобная музыка и способна позвать в бой, то разве что на семейном фронте. После просмотра мультфильма «Мадагаскар-2» в голове прочно засела ассоциация: лев Алекс на состязаниях, считающий, что ритуальный бой представляет собой танец. Похоже, что именно так выглядела сама суть поведения французской армии во время второй мировой войны: они «танцевали», изображая бой, а противник просто и без затей ударил кулаком. Кстати, весьма характерный момент: уже после начала военных действий, когда французская армия стояла против германской, до самого наступления войск вермахта во французской армии существовали отпуска на выходные дни – для всех военнослужащих.

Любопытны шотландские военные марши. Звуки волынок настолько устрашающи, что одни они способны разогнать слабонервного противника. Но увы, оторванные от родной природы, они уже, что называется, не звучат. Боеспособность шотландцев тесно связана с их родиной. Хотя жуткие песни волынок предрасполагают к определенной военной агрессивности.

Английские военные марши – это джентльмен, собирающийся в поход. Причем, не обязательно в военный. Это вполне может быть прогулка по бульвару, туристический поход и так далее. При этом джентльмен очень озабочен тем, как он будет выглядеть, гораздо больше, чем тем, как он будет идти, чтобы достигнуть цели. После прослушивания английских военных маршей перестаешь удивляться, что несчастный танковый корпус Роммеля гонял по всей Африке английскую армию, как паршивого щенка. Роммель был озабочен достижением цели, а английская армия – правильностью завязывания галстука.

Но не следует забывать о том, что английский джентльмен весьма упрям, и если он уже собрался в поход, он в него отправится. И приложит все силы, чтобы достигнуть конечной точки. Конечно, он потеряет много времени, начищая до блеска ботинки и поправляя галстук, но при этом ни на минуту не забудет, для чего все это делается.

Немецкие военные марши чрезвычайно бравурны и буквально вылизаны. Это не столько призыв к бою, сколько призыв к порядку. Немцы любят порядок. И, соответственно, любят военные марши. Их милитаризм – всего лишь гипертрофированное стремление к порядку. Ибо где еще достигается максимальный порядок, как не в армии? По звонку подъем, по звонку отбой… Ну а если уж армия есть, то ее приходится применять. Помните: «если в первом акте на стене висит ружье…». Точно тот же принцип. А все он, знаменитый немецкий орднунг.

Американские военные марши отличаются разнообразием. То это музыка, призывающая в бой, то почти колыбельная. Так же изменяется отношение американцев к войне: то война для них – зло, то – жизненная необходимость. Очень показательны в этом отношении военные действия во Вьетнаме: то Америка посылает туда солдат, то отказывается признать за вернувшимися солдатами ветеранские привилегии. Америка не любит проигрывать. Если же приходится признать поражение, то гораздо проще заявить, что войны на самом деле никто и не хотел, а всегда и все стремились только к миру – и бравурная музыка немедленно сменяется успокоительными или веселыми танцами.

Русские военные марши отличаются основательностью. Россия долго раскачивается, русский мужик традиционно долго запрягает, но уж если запряг, то будет ехать до победного конца. Например, до Берлина. Поэтому все военные марши России подходят не только для парадов, но и даже для боя – под них вполне можно вести боевые действия. Именно эта особенность русских военных маршей была использована во время знаменитого парада в 1941 году в осажденной Москве, когда солдаты прямо с парада отправлялись в окопы. Марши не расслабляли их, не предлагали танцевальные мотивы. Напротив, суровая, даже несколько угрюмая музыка призывала: «В бой! В бой!». Именно поэтому русские солдаты больше предпочитают нейтральные песни. Вроде «Эх, яблочко, куды ж ты котисси!». Но уж если дело дошло до военных маршей – ждите гостей в Берлине.

Классическая литература и успех в жизни

Классическая литература и успех в жизни
Нередко возникает вопрос: а кому нужна классическая литература? Зачем ее вообще нужно учить, а тем более – в школе? Особенно часто этим вопросом задаются молодые люди, которые недоумевают – для чего нужно знать про Анну Каренину или кому нужен князь Болконский? Почему важна судьба князя Мышкина? Да, эти эпохи были, но уже давно закончились, оставив после себя лишь список дат и событий. Так для чего же нужно читать о давно прошедших временах, причем – отнюдь не историческое исследование, а художественную литературу?

Как-то на одном форуме мне довелось увидеть высказывание о классической литературе. Девушка утверждала, что классическая литература совершенно не нужна, так как точно такие же сюжеты можно найти в любой газете или увидеть по телевизору. Причем, они уже разобраны, определено – где хорошие, где плохие, как нельзя было действовать, а как нужно было. А на уроках литературы мало того, что требуют читать совершенно неинтересные и устаревшие книги, но еще и разбирать сюжеты и характеры персонажей.

К сожалению, мнение отнюдь не оригинальное и не единичное.

Однако, присмотримся к классической литературе внимательно. Действительно ли так уж она устарела, как утверждают апологеты газет и телевидения?

Да, сейчас уже не носят платья с кринолинами, у офицеров нет эполет, а молодые люди не приходят в гости в сюртуках или фраках. Да, многое из атрибутики изменилось. Но ведь это всего лишь мода. И совершенно неважно, имеются ли у Татьяны Лариной локоны, или она носит короткую стрижку. Главное – ситуация и характеры. А вот они-то как раз остались практически без изменения, за исключением той самой внешней атрибутики. К примеру, сегодняшняя Татьяна Ларина держит в руках не розу, а мобильный телефон, не пишет письма вручную, а пользуется компьютером и электронной почтой. И только-то.

Фактически классическая литература представляет собой справочник, содержащий множество различных сведений о разнообразных человеческих характерах и психотипах, ситуациях, в которых может оказаться человек в определенных условиях, способы разрешения тех или иных конфликтов.

Подробный разбор сюжетов и характеров персонажей, который представляется скучным многим ученикам, весьма и весьма полезен в дальнейшей жизни. Ведь такой разбор не только обучает думать и оценивать создавшуюся ситуацию самостоятельно, но и помогает узнать подобную же ситуацию в дальнейшем и, соответственно, быстро выбрать способ ее преодоления.

Например, если бы Анне Карениной (будь она настоящим человеком, а не вымышленным персонажем) довелось прочесть в детстве роман Толстого «Анна Каренина», то ее судьба могла бы сложиться совершенно иначе: она бы уже знала, где находятся подводные камни и каким образом можно их миновать. Ну а так она сама стала учебным примером для последующих поколений.

Можно согласиться с тем, что сюжеты имеют склонность повторяться. В конце концов, давно известно, что всего существует около тридцати сюжетов, ну а разница между ними достигается лишь мастерством автора, который не только делает определенного рода микс из различных сюжетных ходов, но и демонстрирует виртуозное владение языком.

Кстати сказать, еще одна польза от классической литературы: она обучает владению родным языком. Ни одна газетная статья, как бы она ни была увлекательна, на подобное не способна. Равно как и фильм – даже самый лучший. Ведь фильм – это в основном видеоряд, а газетная статья – всего лишь информация сегодняшнего дня.

И речь идет не только об изучении классической литературы родной страны. В равной степени все вышесказанное относится и к иностранной классической литературе. К тому же, иностранная классическая литература предлагает еще и менталитет других народов и наций.

Как это ни покажется странным, но успешность в современной жизни частенько зависит от тщательности изучения классической литературы в школьные годы. Нередко требуется быстро принимать сложные решения, и подготовка, полученная в результате изучения классической литературы, оказывает неоценимую помощь – классика предлагает нам готовые решения в неоднозначных ситуациях. И решения уже апробированные, с известными последствиями. Изучение классической литературы помогает оценивать людей, причем – оценивать достаточно быстро, достаточно точно предвидя их поступки в различных ситуациях и условиях. Набор подобных шаблонов – характеристики людей, социальных слоев, ситуаций, методов их решения – способствует успеху на выбранном жизненном пути.

Классическая литература – это драгоценность, и пренебрегать ею, отказываться от нее – это все равно что добровольно вылить воду, путешествуя в пустыне, да еще и радоваться, что рюкзак стал гораздо легче. Но ведь когда-нибудь захочется пить…

5 лет с момента переноса Бронзового солдата

5 лет с момента переноса Бронзового солдата
Сегодня, 26 апреля 2012 года, исполняется ровно 5 лет с того дня, как в городе Таллине, который является столицей не вполне дружественной к России стране Эстонии, был перенесен Бронзовый солдат – монумент советским солдатам, освобождавшим этот город во время Великой Отечественной войны. Правильно этот монумент называется «Памятник Неизвестному солдату», но простые граждане привыкли называть его Бронзовым солдатом.
Как привыкли, так и сейчас называют, потому что Бронзовый солдат, к счатью, не был уничтожен. Очень может быть, что нынешним правителям Эстонии хотелось сделать именно это, но они прекрасно понимали, что это был бы уж совсем перебор.
Так что Бронзовый солдат вот уже 5 лет находится на Военном кладбище Таллина. А 60 лет до этого находился в центре города, на том самом месте, где когда-то была братская могила 13 советских солдат, погибших в боях с гитлеровцами.
Интересно, что, убрав Бронзового солдата куда подальше, руководство Эстонии вознамерилось вместо этого символа прошедшей эпохи создать новый, который бы укреплял патриотизм эстонцев на какой-то современной основе.
Ну и в результате в Таллине был отгрохан памятник в виде стеклянного креста с подсветкой. Те, кто видел эту «инсталляцию», рассказывает, что во-первых, ее подсветка в разное время суток дает разные световые эффекты. Крест отливает то розовым, то оранжевым, то серо-буро-малиновым. Выглядит это как вполне современное шоу, но никакого благоговения не вызывает.
Наоборот.
Во-вторых, на вершине этого креста находится некий знак, который был государственным символом Эстонии в 20-х годах, когда она переживала период своей «первой независимости». Но дело в том, что именно этот знак был также символом эстонской дивизии СС во Второй мировой войне.
Впрочем, эстонским властям за эсэсовское прошлое части своих граждан отнюдь не стыдно. Наоборот, теперь это прошлое подается тоже как один из «славных» моментов многолетней борьбы эстонцев за независимость.
А вот изображение ордена Великой Отечественной войны, которое находилось вверху кирпичной стены за Бронзовым солдатом, когда он стоял в центре Таллина, на Военном кладбище так и не восстановили. Стену эту восстановили, а изображение ордена Великой Отечественной войны – нет.
Этот орден считается советским символом, а такие символы в Эстонии запрещены.
Но запретить настоящую память и настоящий патриотизм не может никто и нигде, даже в нынешней Эстонии.
9 мая каждого года к монументу Бронзового солдата люди несут цветы – точно так же, как они делали это ежегодно в этот день и в те времена, когда Бронзовый солдат стоял в центре Таллина.
К вечеру 9-го мая Бронзовый солдат уже просто утопает в цветах.
А вот к стеклянному шоу-кресту цветы не носит никто. Ну не носит, и все. Видимо, что-то в этом «символе» все-таки действует на людей отталкивающе.
Кстати о независимости. Формально Эстония ее добилась. А вместе с ней получила и около 300 миллионов долларов на «восстановление» в 90-е годы, и еще получила около 100 миллионов долларов, которые были заморожены на счетах Эстонии в иностранных банках после 1940 года.
Для крохотной прибалтийской страны, с насселением в 1 млн. 300 тысяч, это были очень существенные деньги.
Но они давно кончились – так же, как кончился и романтический период в отношениях Западной Европы с теми странами Восточной Европы, которые в начале 90-х годов вышли из-под «коммунистического ига» СССР.
Сейчас Эстонии приходится самой расхлебываться со своими экономическими проблемами. Очень многие эстонцы просто не могут найти работу в своей стране, и потому уезжают за рубеж. Под угрозой находится само существовании эстонского народа.
Но правители Эстонии продолжают гордиться своей «независимостью», ежегодно разрешают эсэсовские парады и ставят эпохальные памятники неизвестно чему.

Кто такие атеисты

Кто такие атеисты
В обыденном сознании утвердилась мысль, что атеисты – это люди, вообще отрицающие веру как таковую и энергично борющиеся против религий. Не зря же товарищ Ленин в свое время так и говорил: «Мы – воинствующие атеисты!»
Как показала история, вождь пролетариата наломал очень много дров в своей деятельности, так что лучше не стоит действовать его методами.
Воинствующие атеисты, вообще отрицающие какое-либо духовное начало в этой жизни и в самом деле существуют, но они — точно такие же религиозные фанатики, каких много, только кодекс веры у них другой. К тому же, когда у воинствующих атеистов случаются какие-нибудь серьезные передряги в личной жизни, они моментально забывают про свой атеизм и несутся в храмы, к служителям культа, где принимаются каяться, молиться, и откупаться от своих проблем материальными пожертвованиями.
Настоящие атеисты так себя не ведут.
Потому что атеисты не выступают против веры.
Не борются против религий.
Они вообще не борются «против».
Они борются «за».
В этом есть существенная разница.
Настоящие, убежденные атеисты выступают не на стороне веры, а на стороне знания, которое основывается у них не только на некоем объеме информации, но также и на чувстве.
Настоящие атеисты отлично знают, что все те заповеди, которые изложены в различных священных книгах, отражают общемировые, общечеловеческие законы бытия, и потому настоящие атеисты знают, что все эти заповеди – очень действенные, очень эффективные инструменты жизни.
Просто все те люди, которые когда-то писали эти книги – а все эти книги писали такие же люди, как и мы с вами – первыми определили самые основные общечеловеческие законы и первыми изложили их в связной форме.
В силу разных причин сознанание этих людей было проникнуто божественным духом.
И потому изложенные ими законы и правила приобрели божественный и религиозный смысл, хотя между собственно божественным и собственно религиозным есть огромная разница.
Довольно часто она приобретает даже антагонистический, то есть взаимоисключающий характер.
Божественное приходит к людям через душу, через глубинное осознание устройства жизни и всей Вселенной в целом.
Религиозное реализуется посредством различных ритуалов, на которых строится вся деятельность священнослужителей в любой религии.
Фактически именно от религиозных ритуалов зависит само существование этих людей, потому они так за них и держатся.
Божественное никаких ритуалов не требует. Оно проявляется в простом человеческом участии, сострадании, помощи ближнему и всему обществу.
Ключ к божественному – обыкновенное живое человеческое чувство, не определяемое раз и навсегда установленными формами.
Ритуалы требуют именно раз и навсегда установленных, «веками проверенных» форм.
Не будет религиозных ритуалов – не будет и необходимости в служителях культов.
Но ритуалы, однако, создают определенную организационную основу, которая многим помогает жить.
Так что все очень сложно устроено в этом мире в целом, и в мире религий в частности.

Подарки на 8-е марта

Подарки на 8-е марта
В магазинах – сумасшедший дом. Во все отделы ломятся измученные мужчины, пытаясь приобрести подарок по случаю Международного Женского дня. Кто-то ограничивается цветами, конфетами и шампанским. Уверенные в себе идут в отдел косметики, где быстро теряют свою уверенность, растворяясь в море различных вариантов. Кто-то покупает духи, ориентируясь на вкус продавщицы. Есть такие, которые пытаются приобрести «вещь, полезную в хозяйстве», и они оказываются в отделе посуды – выходят оттуда немного растерянные, унося с собой сковороду в упаковке из веселенькой бумаги в цветочках, перевязанную ленточкой…

Подарки бывают разнообразны. Дарят купоны на белье, дарят яхты (небольшие, не день рождения все же), абонементы в солярий или фитнесс-центр. Дарят кругосветные путешествия, путевки в санаторий, поездку на шикарный курорт, тур выходного дня вокруг родного города. Дарят торты, вымытую посуду, уборку в квартире, а иногда и квартиры. Машины. Куклу. Щенка. Ювелирные украшения. Предложение руки и сердца…

Подарков горы. Разнообразие поражает. Множество магазинов уверенно делают план в предпраздничные дни. Цветочные и кондитерские – безусловно, остальные – как повезет, но продажи все равно взлетают вверх.

Мужчины подсматривают – что покупает сосед по очереди? А вдруг это – именно то, что нужно! Они советуются друг с другом, окольными путями выспрашивают у женщин – а что бы они хотели получить в качестве подарка, мучатся сомнениями.

Но есть одно золотое правило для подарков на 8-е марта. Совершенно неважно – что именно будет подарено! И коробка конфет может оказаться куда как предпочтительнее яхты (даже большой). Самое главное – чтобы подарок был от души, чтобы в этой душе была романтика. Тогда и только тогда получательница подарка будет по-настоящему счастлива.

Дополнение от редактора (от имени всех мужчин):

А вообще удивительно и приятно, что праздник 8-го марта по-прежнему живет, и по-прежнему остается таким значимым для всех граждан нашей страны. Мужчин, женщин, взрослых, детей… Это — несмотря на то, что в последние годы у нас появилось очень много новых праздников, в том числе и День матери, отмечаемый в России в последнее воскресенье ноября.

И, может быть, в день 8-го марта всякой женщине, девушке, девочке приятно получить не столько сам подарок, сколько — внимание, которого никогда много не бывает. Очень важно, чтобы это внимание прекрасная половина человечества получала постоянно, в течение всего года.

А в день 8-го марта оно может быть выражено каким-то особенным образом, это пусть каждому мужчине подскажет его фантазия.

С праздником, дорогие наши, любимые, единственные, неповторимые, бесценные!

Страница 7 из 32
1 4 5 6 7 8 9 10 32