Американские ученые-зоологи, семейная пара Датчеров, Джим и Джейми (Jim and Jamie Dutcher), шесть лет прожили в волчьей стае в штате Айдахо. Они хотели изучить жизнь волков в естественной среди и подружиться с ними.
Джиму и Джейми это удалось. Они жили с волками практически на равных, сделали множество фотоснимков и рассказов о волках, которые опубликованы на их сайте.
Об этом достижении Датчеров мировая пресса пишет как об уникальном, единственном в мире и т.п.
На самом же деле это неправда.
На самом деле впервые, еще в 70-х годах прошлого века советский грузинский ученый Ясон Бадридзе достиг во взаимодействии с волками значительно больших результатов, нежели Датчеры, и об этом знают все специалисты-зоологи.
Прямо говоря, именно Бадридзе впервые в мире добился уникальных, непревзойденных результатов в реинтродукции волков – то есть в возвращении в дикую природу хищников, которые были выращены в искусственно созданных для них условиях.
Если Датчеры только общались с волками в их естественных условиях, Ясон Бадридзе изучил их значительно более глубоко и научился воспитывать волчат так, что из них вырастали полностью готовые к жизни в диких условиях хищники, причем не нападающие на домашний скот.
О работе Бадридзе узнал всемирно известный американский зоолог Джеральд Даррелл и прислал ученому в Советский Союз восхищенное письмо.
Своей деятельностью Ясон Бадридзе развеял множество мифов, которые люди придумали о волках.
Например, о том, что волк может жить в одиночку. Ничего подобного. Волк – одно из самых социализированных диких животных, какие только есть в мире. Волки всегда живут стаями и в одиночку выжить просто не смогут. В их стаях очень сложная иерархия, язык звуков и жестов и взаимопонимание с помощью быстрого обмена взглядов, чуть ли не на телепатическом уровне.
Ясон Бадридзе был просто ошеломлен, когда впервые наблюдал такое взаимодействие волков перед охотой. Вышли на тропу косули, обменялись взглядами – и каждый сделал именно то, что нужно было, чтобы завалить добычу.
Когда ученый шел к волкам впервые, он сначала четыре месяца ходил по их тропам и раскладывал на них использованные пеленки своих детей, которые некоторое время носил на своем теле, чтобы они пропитались его запахом.
И только затем он отправился прямо в глубину ареала обитания той волчьей стаи, с которое шел на контакт, и встретился с ее матерым вожаком.
Минут пять они стояли неподвижно и смотрели друг другу в глаза, пока вожак не уяснил, что Ясон не собирается ни убегать, ни нападать на него.
И тогда вожак ушел, а Бадридзе получил возможность свободно ходить по охотничьим угодьям этих волков и общаться с ними.
Ну а затем он создал несколько своих собственных стай. То есть он брал выводок волчат, доставленный охотниками, убившими их родителей, становился для них доминантным самцом, вожаком, значит, воспитывал и выпускал в лес.
Правда, многого Ясон Бадридзе сначала не знал, и самый первый выводок не смог подготовить полностью к жизни в дикой природе.
Но затем он сумел правильно подготовить целых 4 статьи, более 20-ти волков, которые были приучены охотиться только на дикую добычу, стороной обходя домашних овец и коз.
Датчеры, конечно, молодцы. Прожить шесть лет в палатке среди волков и собрать богатейший материал – это далеко не каждому по силам.
Но до сих пор никому во всем мире, во взаимодействии и реинтродукции волков, не удалось превзойти результаты, достигнутые Ясоном Бадридзе.
Архив рубрики: Факты
Единственная в России православная церковь, где на фресках изображены сразу все святые
В отличии от более скромных протестантских храмов, русские православные церкви традиционно славятся своим ярким и богатым убранством. А в средневековые времена их от души расписывали фресками. Только вот беда — большинстве таких церквей эти фрески если и сохранились, то фрагментарно. Однако, в России есть одна церковь, где внутренние росписи — фрески сохранились практически полностью и содержат изображения всех православных святых, представляя собой уникальный для нашей страны календарь святых на весь год.
Это церковь Симеона Богоприимца в Зверином монастыре Великого Новгорода, последний по времени храм новгородского зодчества времен новгородской самостоятельности. Построена она была по заказу новгородского веча в 1467 году. За год до этого Новгород и Новгородскую землю поразила страшная эпидемия бубонной чумы, пожалуй, самая сильная за всю историю допетровской Руси, а может быть, и вообще за всю историю нашей Родины. Бедствие было пожалуй, не меньшим, чем знаменитая чума во Флоренции, свирепствовавшая в эпоху раннего Ренессанса. Тем более, что в отличии от средневековых итальянцев, новгородцы все-таки мылись, ходили в баню, да и города на Руси были более чистыми, чем западные. А чума в Европе во многом развивалось именно из за кошмарной антисанитарии. Если даже в эпоху Нового времени этикет предусматривал, чтобы находясь в королевском замке, кавалер помогал благородной даме снять с нее клопа, но не помогал давить вошь, то представьте, в каких условиях жили люди эпохи средневековья! Поэтому, бедствие на Новгород свалилось, возможно, даже более кошмарное, чем чума во Флоренции,поскольку распространялась сама, без помощи антисанитарии. Умирали все кругом и в городе и в деревни. Никто не знал, как от нее спастись. Новгородчина была на грани смерти. И тут новгородскому архиепископу Ионе явился сон сходить за город в Зверин монастырь, где в братской могилы у северной ограды лежали умершие от мора монахи, горожане и жители Новгородской земли. Архиепископ тотчас вскочил и пешком пошел через мвесь город, куда ему было велено. Там ему явился святой Семион Богоприимец и повелел ему строить на том месте, прямо над чумной могилой, во свое имя храм, и обещал, что мор тогда сразу же кончится. Архиепископ созвал криком людей, те сбежались в монастырь на могилу в один день построили памятную часовню во имя Св. Мученика, Семиона Богопримца. Год спустя, когда горожане оправились от беды, жизнь в городе наладилась, на том месте и был построен современный каменный храм. Этот храм тоже являлся своеобразным памятником чудному избавлению от небывалого мора. Достаточно сказать, что ее фрески представляют собой уникальный для Росиии календарь всех святых на каждый день, начиная с колоритной фигуры спасшего край от мора Симеона Богоприимца, который держит в руках миниатюрную модель этой церкви.
Фрески прекрасно сохранились до наших дней, хотя послевоенным реставраторам пришлось очищать их от побелки, нанесенной в период Российской империи.К сожалению, РПЦ относилась к древним фрескам чисто утилитарно, стирая их, как мы у себя дома привыкли убирать устаревший хлам. Но все равно, фрески этой церкви сохранились в наиболее полном объеме и лучшем качестве из всех домосковских храмов Новгородской земли, да и вообще допетровской Руси в целом. В настоящее время бывшее храмовое помещение с фресками используется, как музей.
Был ли новгородский боярин Гаврила Алексич истинным предком Пушкина?
Бытует известная версия, согласно которой А. С. Пушкин являлся прямым потомком доблестно отличившегося в Невской битве новгородского боярина Гаврилы Алексича. Эта версия восходит к "Бархатной книге" середине XVI века, куда знатные бояре спешили вписать свою родословную.
Про родо Пушкиных там приведены такие данные:«Изъ Немецъ пришолъ Радша. А у Радши сынъ Якунъ. А у Якуна сынъ Алекса. А у Алексы сынъ Гаврило Алексичь. А у Гаврилы дети: Иванъ Морхиня, Да Акинфъ. И отъ Ивана Морхини пошли Товарковы, Замыцкие. А отъ Акинфа пошли Свибловы, Каменские, Застолбские. А у Ивана Морхини одинъ сынъ Александръ. А у Александра 5 сыновъ: Григорей Пушка, Да Володимиръ Холопища, Да Давыдъ Казаринъ, Да Александръ, Да Федоръ Неведемица". Таким образом, род Пушкиных напрямую происходил от героя невской битвы новгородца Гаврилы Алексича. Первый Пушкин, Григорий Александрович Пушка, был Гавриле Алексичу родным правнуком. Его отец Григория, Александр Иванович, являлся сыном Ивана Гавриловича Морхини, сына Гаврилы Алексича. Сам же Гаврила якобы происходил от некого Ратши, будто бы пришедшего из западных стран. Нигде более это имя не встречается. Сам Пушкин в эту родословную верил и считал себя предком Гаврилы Алексича и Ратши. Между тем, "Бархатная книга" очень тенденциозный источник. Многие русские вельможи, желавшие быть поближе к царю похвастаться славой и знатностью рода, просто придумывали себе родословную, или записывали непроверенные предания. Не приписали ли себе чего Пушкины, тем более, что никакого Ратши источники по истории времен Невской битвы и более раннего времени, не знают. Тогда в анналы попадали лишь особо примечательные персонажи. Поэтому странно, если бы Ратша, не удостоившийся упоминания современников вдруг вспомнился далеким потомкам отдаленного XVI столетия, а тем более, откуда он прибыл, кто были его дети и какое отношение они имеют к Гавриле Алексичу. Вообще этого иностранного выходца Ратшу (каким-то образом якобы затесавшегося в замкнутую касту новгородских бояр) могли просто выдумать. Как выдумал сам тогдашний государь Иван Грозный свое происхождение от римского императора Августа. Выдумано могло быть и все потомство Ратши, предшествующее Гавриле Алексичу. Сын Гаврилы Алексича, Иван Морхиня, кстати, тоже не известен в аутентичных источниках. Известен лишь отец Григории Пушки, Александр Иванович, который в 1338 году перешел на службу от побежденных тверских князей на службу к одолевшей их московской княжеской ветви. Но был ли он внуком Гаврилы Алексича? А его сын Григорий Пушка, соответственно, правнуком. Не факт. Да и вообще как-то странно, чтобы всевластные бояре из новгородской боярской республики переходили в иные земли на княжью службу. Такие случаи, и то крайне исключительные, стали возникать лишь в 1470-х годах, когда Иван III завоевывал Новгород и некоторые представители новгородской знати решали заранее добровольно признать власть победителя.
Думается, все было гораздо проще. Поскольку в первой трети XIV века Тверь и Москва насмерть враждовали за первенство на Руси, то когда в 1338 году бывший тверской боярин Александр Иванович из побежденной и разоренной Твери переехал на почетную московскую службу, он, чтобы слазить в глазах московских вельмож свое непрестижное тверское происхождение и выдумал свое происхождение от славного новгородского боярина, воевавшего с самим Александром Невским (который был родным дедом тогдашнего московского князя Ивана Даниловича по прозванию Калита). Далее эту семейную легенду усвоил сын Александра Ивановича, Григорий Александрович Пушка, а там ее усвоили и его потомки Пушкины, включая того из них, который записал эту легенду в «Бархатную книгу» эпохи Ивана Грозного. Кстати, не меньшими легендами окутана и жизнь самого новгородского боярина Гаврилы Алексича. Вернее смерть. Ходит устойчивая версия, что он был убит год спустя после Невской битвы, когда с Александром Невским ходил выбивать немецких рыцарей из Копорья. Но это миф, никаких данных об этом нет.
Где и с каких пор был утвержден в России культ Николая-Чудотворца?
Николай Чудотворец является одним из самых почитаемых и известных христианских святых в России. Ведь он покровитель моряков и иных путешественников. Поэтому, во многих городах и весях издавна строят в его честь храмы, порой и не по одной штуке. Но мало кто знает, что культ этого святого распространился на Руси из Новгорода, где до сих пор почти 900 лет красуется первый на Руси храм в его честь.
Все началось в Новгороде в начале XII столетия. В ту пору в этом городе правил князь Мстислав Великий, сын Владимира Мономаха. Несмотря на то, что он пока еще олицетворял в городе киевское наместничество, он был первым князем, которого себе новородцы избрали сами. До этого киевский князь сажал туда своих детей только по своему усмотрению. Теперь же новгородцы сами указали, кого им хочется. И Мстислав пошел в Новгород княжить по их инициативе. Новгородцы очень любили этого деятельного, справного и надежного правителя и храброго полководца. Но, как рассказывает предание, однажды, находясь в городе, князь тяжело занемог и был при смерти. Но однажды ему приснилось, что его может спасти круглая византийская икона со святым Николаем, которую среди прочих византийских реликвий когда-то завезли в стольный Киев. Надо сказать, что культ этого святого в ту пору на Руси еще не утвердился. Образованные люди, вроде князей, безусловно, знали, что означал этот святой в идущей из Византии Православной вере и возили на Русь иконы с ним, но большой, а тем более всероссийской популярности, он, конечно, тогда еще не имел.
Наутро Мстислав послал своих людей туда за две тысячи верст по речным путям за этой иконой. Посланцы отправились на судах вверх по Волхову, через Ильмень, но уже при самом ветре сильный ильменский шторм застал их врасплох и сильно отбросил с курса на норд — ост-ост, в верховье Мсты. В нескольких верстах от впадения Мсты в Ильмень, у острова Липно и прибило ладьи. Когда буря стихла, княжеские дружинники обнаружили, что икона чудесным образом сама к ним пришла и зацепилась за судно. На этот раз они уже не попали в бурю, а благополучно вернулись в Новгород, (вернее, надо думать, на пригородное Городище, где жил князь) и передали икону Мстиславу. Он принял ее и сразу же исцелился. В благодарность за это, он в 1113 году построил в центре Новгорода первый на Руси Никольский храм — Николо-Дворищенский собор, и, вероятно, заложил одноименный монастырь на загородном мстинском острове Липно, где была обретена икона. По крайней мере, по летописи, построенный уже в XIII веке тамошний Никольский храм возник в уже существующей одноименной обители. Логичнее всего полагать, что ее заложил благодарный святому Мстислав Великий. Со времен Мстислава культ Николая Чудотворца, покровителя сухопутных и водных путников, распространился по всей стране. Что касается исцелившей Мстислава чудотворной иконы, то к сожалению, она погибла. В эпоху Московской Руси она хранилась в Московском кремле и там сгорела во время страшного пожара 1627 года. Зато первый на Руси заложенный Мстиславом Никольский собор стоит до сих пор в центре Новгорода, венчая с Волхова панораму Торговой стороны, древнего Ярославова Дворища. Иронией судьбы, заложенный первым выборным новгородским князем Мстиславом, этот собор был освящен уже в эпоху новгородской самостоятельности, когда новгородцы уже совсем не подчинялись Киеву и стали вовсе вольны в князьях и с XII века долго был главным вечевым собором вечевой боярской республики.
Паранойя, как и было сказано
В эпоху движущихся картинок и даже трехмерных персонажей главными героями становятся актеры кино и участники разных шоу. А в прошлые века, когда умами владела литература, главными героями для читающей публики были писатели. Многие из них отличались разными странностями, если не сказать больше.
Знаменитая пословица: «Если у вас паранойя, это еще не означает, что за вами не следят на самом деле» родилась, очевидно, на основе реальной жизни американского писателя Эрнеста Хемингуэя.
В последние годы жизни у него была диагностировано это самое психическое заболевание, при котором человеку кажется, что за ним все время следят, и Хемингуэя лечили от этой болезни самыми варварскими способами – электрошоком.
А он звонил домой из психиатрической клиники и утверждал, что тут тоже стоят «жучки», которые передают информацию о нем прямо в ФБР.
Вылечить Хемингуэя не удалось. Из-за жестокого лечения и по другим причинам он потерял способность писать, и однажды вытащил свое охотничье ружье и застрелился.
А через 40 лет после его смерти были обнародованы документы ФБР, которые подтвердили, что слежка за Хемингуэем проводилась на самом деле. «Жучки» устанавливались и у него дома, и в больнице. Одним из близких друзей Эрнеста был новый коммунистический лидер Кубы Фидель Кастро, так что причина слежки понятна.
История подтвердила, что Эрнест Хемингуэй в своих подозрениях был абсолютно прав.
И, тем не менее, паранойя у него тоже была!..
Великий английский поэт Джордж Байрон был не очень-то красив. Он был склонен к полноте, хромал, но при этом очень любил женщин и девушек. Правда, тут у него были сильные странности. К примеру, он любил, когда девушки переодеваются в мужскую одежду. (Впрочем, сейчас подавляющее большинство девушек ходит в мужской одежде, и ничего!..) Мальчиков Байрон тоже очень любил.
В общем, человек он был разнузданный, но, при всех своих сексуальных излишествах Байрон писал очень нежные, тонкие стихи о любви к женщинам. Впрочем, тут как раз ничего удивительного нет – одно другому (а также третьему и четвертому) отнюдь не мешает.
Автора «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла на самом деле звали Чарлз Лютвидж Доджсон, и он был прежде всего известным математиком, а писателем стал случайно, после того, как рассказал историю про Алису своей любимой девочке, дочери друзей, 10-летней Алисе Лидделл и ее сестрам. Что было дальше – хорошо известна. История очень понравилась девочкам, и на ее основе Чарлз Доджсон создал книгу, а заодно и псевдоним Льюис Кэрролл.
Кроме того, этот писатель был очень хорошим фотографом, и часто фотографировал обнаженных маленьких девочек, причем всегда только с разрешения их родителей. В середине наивного и патриархального XIX века это никому не казалось странным.
Но затем, когда нравы стали меняться, большинство фотопластинок и отпечатков с такими фото Кэрролла были уничтожены. К настоящему времени сохранились только четыре подобных фотоснимка.
В своей автобиографии Агата Кристи вспоминала, что свои романы не писала сама, а диктовала своим помощницам. Для этого была очень серьезная причина – писательница всю жизнь страдала дисграфией, то есть с большим трудом писала от руки.
Правда, возникает вопрос, почему она не пользовалась пишущей машинкой, которые в эпоху ее писательского расцвета были уже очень распространены.
Может быть, этому мешала еще какая-нибудь, неизвестная науке болезнь…
Когда и где была написана древнейшая русская книга?
Знаете, когда и где появилась древнейшая русская
книга и каково было ее содержание? Недавно, в ходе летнего сезона раскопок Новгородской археологической экспедиции на Софийской стороне в древнем Людине конце слоях рубежа X-XI веков была найдена самая ранняя на Руси книга. Это был сборник церковных псалмов (псалтырь). Написана она была на древнерусском языке кириллицей на вощаных дощечках (церах). Написана она была духовным лицом, которое заявляет о себе, что в свое время был поставлен христианским попом в Суздале. А поскольку Суздаль был не русским а финноугорским мерянским поселением враждебно воспринимающим русскую власть и православную веру (чего стоит языческое движение, вспыхнувшее там вскоре в 1024 году, ради подавления которого Ярослав Мудрый даже отложил междоусобную борьбу с братом за власть на Руси)
этот поп перед написанием новгородской псалтыри приобрел не только духовные навыки, но огромный жизненный опыт. Любопытно, что кириллица на Русь массово проникла совсем незадолго до этого, с принятием крещения при Владимире в конце X в. А эта псалтырь была написана тоже во времена Владимира Святославича, возможно всего несколько лет спустя после крещения.
Кстати, вторая по древности книга тоже была создана в Новгороде. Это было евангелии, написанное полвека спустя, в 1057 году, по заказу новгородского посадника Остромира
Оно было уже не нацарапано на воске, а написано чернилами на пергаменте. А поскольку вера играла в средневековье большую роль — Христианство в свое время было призвано сплотить Русь под властью Киева, а выступая против опеки Киева, новгородцы как то выступили в форме языческого восстания, государственный деятель, вроде посадника, или князя, должен был хорошо разбираться в основных обрядах и символах христианства. Поэтому не удивительно, что посадник, бывший в то время киевским ставленником, заказал себе Новый завет. Новый завет в ту пору был как важным чтивом, так и необходимым пособием для должностных лиц.
В Новгороде же появился и первый известный книжный переплет. Это был переплет евангелия, только не Остромирова, а Мстиславова, написанного в начале XII века для новгородского князя Мстислава Владимировича. Богато выделанный и отделанный каменьями тесненный кожаный переплет хорошо сохранился до наших дней. Сейчас все имеют книги. А в средневековье они стоили дорого и их могли себе позволить иметь только очень богатые люди, вроде князей и бояр, а также церковники, которые по долгу службу читали Библию и псалмы. Эти книги считались большой драгоценностью. Но тем не менее, история русских книг началась именно с них. При этом, на средневековом католическом западе книги мог позволить иметь даже не каждый аристократ, или король, тем более, что грамотность там была существенно ниже и даже короли не все были грамотны. А на Руси грамотность стала распространяться быстро, причем среди разных слоев населения. Комплекс новгородских берестяных писем — грамот показывает, то писали и ремесленники и даже зависимые крестьяне. Поэтому книги здесь могли читать все, кто их мог купить — и князья и прочая богатая знать.
Как Александр Невский женился ради безопасности Новгородских границ
Жизнь князя Алексадра Невского была с детских лет тесно связана с Новгородским княжением. В общей сложности на новгородском столе он провел около 20 лет — почти полжизни. Именно с новгородским ополчением, на рубежах обширной Новгородской земли, он выиграл свои знаменитые битвы с немцами и шведами. Но мимо историков как то незаметно прошел тот факт, что женился Александр тоже в интересах безопасности Новгородского Севро-Запада Древней Руси. От этого брака пошли все потомки Александра Невского, включая таких значимых деятелей, как Иван Калита, Дмитрий Донской, собиратель русских земель Иван III и первый русский царь Иван Грозный.
Женился Александр в 1239 году, в 17-летнем возрасте на княжне Александре дочери полоцкого и витебского князя Бречеслава Всеславича. В ту пору Александр еще подчинялся своему могущественному отцу, великому князю Владимирскому Ярославум Всеволодовичу и по его воле, сидел на Новгородском княжении. Казалось бы, зачем сыну великого князя, представителю сильнейшей русской княжеской ветви, родниться с дальним, безвестным полоцким князем. Тем не менее, причины были и очень веские. Согласно Новгородской I летописи, Александр справлял свадьбу в Торопце, маленьком городе на полпути от Полоцка к Новгороду, а потом, прибыв в Новгород, задал там повторный общегородской пир, где «чинил кашу» — относительно простой и дешевый продукт, традиционно примявшийся в допетровской Руси во время массовых угощений. Надо сказать случай беспрецедентный — до этого князья справляли свадьбу все же единожды. Не иначе, как Александр давал гордым мужам-новгородцам понять, что считает свой брак очень важным для Новгорода. А в тот же год он возвел на реке Шелони, на западной границе Новгородских владений, укрепления «городки». Ныне мы знаем о 3 городках — Порхове, Кошкине и Вышегороде. В ту пору это были нежилые, земляные укрепления, предназначенные для эпизодического пребывания воинов на случай осады. Эти городки представляли собой защитную линию по границе с Литвой. В дальнейшем, нападая на Новгородскую землю, литовцы вторгались именно с тех мест. Да и в мирное время та проходил тракт на литовскую столицу.
1.
Строил эти городки Александр Невский недаром. В ту пору сильно усиливалась Литва. Старые доклассовые племенные общества превращались в более мощное государственное образование. Еще недавно литовцы были под сильной вассальной зависимости от более сильной и развитой Полоцкой земли. Теперь Литва уже настолько усилилась, что стала проводить собственную политику и начала представлять серьезную военную угрозу для всех соседей, включая древнерусский Новгородский Северо-запад .Александр имел все основания ставить от нее укрепления. Более того, вскоре ему самому пришлось напрямую отражать ее натиск на Русь. Потому-то он и породнился с дальним полоцким князем, чтобы защищаться вместе от литовской агрессии. Ведь пока еще какие-то остатки господства Полоцка над Литвой еще оставались и, объединив усилия, можно было держать в узде молодое литовское государство. Именно поэтому, женившись на дочери Бречеслава Полоцкого, Александр праздновало свадьбу дважды, подчеркивая важность этого союза для Новгородской республики, а затем, в тот же год, построил целую линию укреплений на литовской границе новгородских владений. Союз союзом, но и самому тоже надо быть наготове.
Планета Уммо: мифы и реальность
Планета Уммо появилась на горизонте в 1966 году, когда в Испании и Франции начали появляться письма, подписанные некими «уммитами», представлявшимися пришельцами (космонавтами) с этой планеты, навестившими Землю с исследовательскими целями. Мадридец Х. Хордан Пенья 6 февраля 1966 года заявил, что у него имел место быть контакт первой степени, то есть – он утверждал, что наблюдал полет НЛО (контакт первой степени не предполагает взаимодействия летательного аппарата с окружающей средой, как разумной, так и неразумной). И тут же посыпались письма – более 260 штук – от уммитов.
Уммиты сообщали, что высадились на Земле аж в 1950 году, 28 марта, в окрестностях Динь-ле-Бен (Провансальские Альпы, Южная Франция), и было их всего шестеро – четверо мужчин и две женщины. Уммиты – гуманоиды и, по их словам, похожи на людей скандинавского типа – высокие и светловолосые. И с тех пор периодически появляются их послания, письма и бандероли с машинописным текстом. Уммиты рассказывают о своей планете, цивилизации, науке и так далее. На сегодняшний день имеется 211 посланий уммитов на 1300 страницах формата А4, содержание которых уникально, то есть, не повторяется. Но считается, что документов больше, так как в 1988 году уммиты писали, что всего имеется 3850 страниц. Куда делись недостающие – неведомо, возможно, получатели использовали их как оберточную бумагу или просто выбросили, посчитав неудачной мистификацией.
И действительно – существует ли планета Уммо и ее обитатели, навестившие Землю? Действительно ли уже можно со всей определенностью и доказано утверждать, что мы не одиноки во Вселенной (по крайней мере есть ведь уммиты!)?
Человечество с тех пор, как начало осознавать себя, ищет компаньонов в этом неуютном и огромном мире. Вселенная слишком велика, чтобы быть в ней одному. Мы – как маленькие дети, потерявшиеся в громадном неосвещенном здании. И очень хочется, чтобы была компания, тогда не так страшно. И с одной стороны – опасения. А вдруг те, другие, окажутся агрессивными? Вдруг мы им не нужны? И они захотят нас уничтожить. С другой стороны – надежда. Вдруг те, другие, мудры и благородны? Вдруг они захотят поделиться с нами знаниями? Вдруг они могут внести свет в пугающую темноту?
И в любом случае – агрессивны чужие или благородны – человечество желает знать: есть они или нет. Человечество готово как обороняться, так и дружить.
И вот на волне такого настроения 60-70-х годов появляются уммиты, точнее – их письма. И хочется верить, что вот он, долгожданный контакт! Долгожданные компаньоны в темноте. Причем, отнюдь не агрессивные, а предлагающие дружбу. И, кажется, мудрые и благородные.
Если верить письмам, то цивилизация Уммо старше земной и, соответственно, уже достигла тех высот, к которым Земля только стремится. Для подтверждения этого тезиса достаточно самого факта наличия уммитов на Земле – мы пока не обладаем космическими кораблями, которые способны преодолевать пространство дальнего космоса, да и технологий для постройки таких кораблей, научных концепций, позволивших бы разработать подобные технологии, у нас нет.
Утверждается, что население планеты Уммо – это одна раса, один язык, фактически – одно государство-планета. Собственно говоря, именно описание истории Уммо и вызвало вопросы у ученых Земли: уж очень оно смахивает на рекламу социализма/коммунизма, приправленную идеями, почерпнутыми из научно-фантастических романов. Кстати, даже называются романы, в которых описана цивилизация подобного типа. Кроме того, уфологи, исследовавшие фотографии НЛО, предоставленные уммитами, сообщают, что это – подделка. На одной фотографии даже можно рассмотреть нитки, на которых подвешены «космические корабли».
Все это, плюс то, что ничего нового уммиты так и не сообщили, кроме самых общих фраз, вызвало закономерные подозрения: никаких уммитов не существует в природе, а имеется сложная мистификация, созданная группой людей, имеющих соответствующее образование. Правда, мистификация действительно сложная, и так просто, «на коленке», ее не создашь. Тут нужно постараться, вложить время, силы и душу. Но мало ли, вдруг нашлись такие «юмористы». Тем более, что в 1992 году тот самый Х. Хордан Пенья, который первым объявил о контакте с уммитами, заявил, что был инициатором столь оригинальной «шутки», которую осуществила целая группа студентов и молодых ученых.
Кроме того, имеется мнение, что уммиты – это плод работы спецслужб. То ли ЦРУ постаралось, то ли КГБ руку приложило. С учетом «левого» направления уммитской цивилизации, большинство склоняется к «руке КГБ». Тем более, что в 1989 году уммиты сообщили, что вирус СПИДа был создан в военных лабораториях США и случайно выпущен на свободу – ну прямо по роману Стивена Кинга «Противостояние».
Итак, уммиты существуют, уммиты не существуют, а являются плодом мистификации, уммиты не существуют, а являются плодом деятельности ЦРУ или КГБ. Вот такие основные версии.
Правда, возможен еще один вариант: все три предположения верны. С одной стороны – действительно существуют уммиты, рассылавшие письма. С другой – ничего невероятного в том, что некая группа студентов и ученых решила подшутить над мировой общественностью, увлеченной инопланетянами, и воспользовалась подвернувшейся под руку концепцией Уммо. С третьей – спецслужбы тоже могли воспользоваться уммитами для проталкивания каких-то своих идей и концепций через «сарафанное радио» (например, информацию о том же вирусе СПИДа).
Так существует ли планета Уммо или нет? Никто не знает наверняка. Тем более, что ни одни координаты – ни предполагаемые, ни указанные уммитами – не соответствуют действительности, как это выяснилось с помощью новейших приборов. Ну вот не нашлось подходящей планеты!
Так что вопрос с уммитами все еще открыт. Есть ли они, нет ли их… это как с жизнью на Марсе: «есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, науке это неизвестно!».
Первый русский член Российской Академии Наук
Едва ли верно считать, что Петр I не любил Россию. Все его реформы были направлены на укрепление России и превращение ее в одну из величайших и сильнейших европейских держав. Но так как он все-таки равнялся на передовые европейские стандарты, то и при нем и даже после него во всех сферах жизни "России Молодой" видное место занимали европейские специалисты. Даже в созданной им академии наук по началу заседали одни немцы. Лишь после его смерти туда был принят первый русский ученый — новгородец Василий Евдокимович Адодуров, автор первой русской грамматики, первого перевода на русский трудов историка Баейра, профессор, приставленный учить русскому языку, немецкую принцессу Софию, будущую императрицу Екатерину Великую. Свое образование первоначальное образование он получил в Новгороде, где впервые проявились его способности и определились сферы многогранных интересов.
Родился Василий Евдокимович Адодуров в Новгороде в дворянской семье 15 марта 1709 года. В отрочестве был отдан учиться в одно из самых лучших учебных заведений тогдашней России — новгородскую духовную академию (располагалась в Детинце, при Митрополичьем дворе, в т. н. "Лихудовом корпусе"). Там проявил свои разносторонние способности как в точных, так и гуманитарных науках и был переведен в Московскую Славяно-Греко-Латинскую академию. Тамм он собрал материал для первой русской грамматики и заодно отличился в физике и математике. За успехи в точных науках, был всего в двадцатичетырехлетнем возрасте в 1733 году принят в Петербургскую Академию наук. Причем, он был первым русским человеком, которого туда приняли, так как европейская академическая наука в России только рождпалась, и туда с петровских времен собрались одни просвещенные иностранцы. В 1736 году Адодурову поручили наблюдать за прибывшими из Москвы в Академию учениками. Среди этих учеников оказался молодой М. В. Ломоносов. В 1744 году Адодурову, уже прославившемуся своей грамматикой, поручили учить русскому языку вновь прибывшую в Россию немецкую принцессу Софию, невесту наследника Петра Федоровича. Адодуров оказался учителем превосходным — всю жизнь эта принцесса потом говорила по русски с заметным немецким акцентом, но зато совершенно правильно. Кроме того, она превосходно читала по-русски (в том числе и такое сложное даже для русских чтиво, как русские летописи!) и понимала русскую речь на слух не хуже любого русского. Своему учителю она была на всю жизнь очень признательна. Став всемирно известной имератрицей Екатериной II, она освободит его от провинциальной ссылки. куда тот попал в 1758 году за общение с опальным вице-канлером А. П. Бесстужевым. (Правда, к чести тогдашней власти, надо отметить, что в измене родине его наряду с Бесстужевым и прочими его приятелями все-таки не винили, а выслали чисто для порядка, чтобы показательно очистить столицу от всех сотоварищей вице-канцлера).
Умер Адодуров в возрасте 71 года. Ныне, в 2009 году, в его 300-летней юбилей, для геральдических художников учредили премию Адодурова, которая стала первой профессиональной наградой в этой области творчества. Рожденный в год Полтавской победы, новгородец Адодуров стал достойным воплощением лучших петровских заветов — дать русским людям передовое разностороннее образование и в перспективе создать своих, отечественных талантливых ученых. Несмотря на то, что суровое петровское правление страшно разорило страну, усилило бюрократизм,злоупотребление среди всех чинов, все-таки главная цель Петра — ввести Россию в число первейших держав и вырастить собственные таланты — удалась безусловно. В. Я. Адодуров тому блестящий пример. И наши замечательные российские университеты тоже являются развитием этой петровской тенденции.
Жизнь и смерть старых актеров
Есть ужасная несправедливость в том, что великие актеры, любимцы публики, сыгравшие множество ролей в кино и театре, в глубокой старости становятся больными, одинокими и никому не нужными людьми. Само собой, они переживают такие перемены очень тяжело, но очень мало кто переживает их вместе с ними.
Александр Борисович Белявский был одним из таких актеров. Он обладал большим актерским талантом, яркой внешностью, запоминающимся, красивым голосом и тонким чувством стиля. Мы знаем его по фильмам «Ирония судьбы или с легким паром», «Место встречи изменить нельзя», «Крах инженера Гарина», «Четыре танкиста и собака» и многим другим. В целом Александр Белявский принял участие более чем в 100 фильмах и сериалах.
Он также был одним из ведущих знаменитого в 70-е годы телевизионного «Кабачка 13 стульев» и озвучил множество героев в дублированных иностранных фильмах.
Но мало кто знал, что в личной жизни Александр Белявский пережил несколько трагедий. Его первый сын в раннем детстве утонул в речке, приемный сын погиб, выпав из окна. Александр Борисович был очень сильным человеком, и никому о своих бедах особо не рассказывал. Он даже женился второй раз в очень преклонном возрасте, и его вторая дочь родилась в августе 2003 года, когда актеру было уже за 70. Помнится, вся гламурная пресса рассказывала об этом факте прямо-таки взахлеб.
О том, что через 3 месяца после рождения дочери у Александра Борисовича произошел инсульт, пресса написала тоже, но после этого о Белявском было уже очень мало информации.
В результате инсульта он потерял речь и, следовательно, больше не мог работать, не мог даже озвучивать роли и был вынужден жить на какие-то очень маленькие деньги, в своем внутреннем мире, ограниченном фактически его собственным телом.
8 сентября нынешнего года Александр Борисович Белявский поднялся на пятый этаж дома, в котором он жил на третьем этаже, и, судя по всему, выбросился из окна, повторив тем самым судьбу своего приемного сына.
Ничего не известно о том, какие у актера были отношения с его второй женой и дочерью, и почему вообще в тот трагический день он остался один. Многие коллеги Белявского обвинили руководство разных общественных кинематографических организаций России в том, что они, эти организации, вообще очень мало уделяют внимания пожилым актерам, которые уже не могут работать.
Наверное, эти актеры правы, хотя и к ним самим можно предъявить претензии в том, что они тоже мало уделяют внимания своим престарелым товарищам по цеху.
В этой связи вспоминается судьба другого великого актера, Сергея Николаевича Филиппова, который сыграл во множестве советских комедий яркие, запоминающиеся роли, но тоже умер в нищете и полном одиночестве в своей скромной квартире, где после смерти пролежал 2 недели (!), пока квартира не была вскрыта милицией из-за жалобы соседей на трупный запах.
На запах соседи обратили внимание. На живого человека при жизни внимания обращали мало.
И еще одна актерская судьба вспоминается в этой связи – судьба Николая Караченцова, который в своем нынешнем печальном состоянии стал героем гламурной прессы, и часто появляется на страницах журналов и газет. Наверное, это не очень хорошо, когда близкие родственники актера привлекают с помощью больного человека внимание прежде всего к себе.
Но оставить человека совсем без внимания в старости и болезнях – разве это хорошо?