Первый русский член Российской Академии Наук

Едва ли верно считать, что Петр I не любил Россию. Первый русский член Российской Академии НаукВсе его реформы были направлены на укрепление России и превращение ее в одну из величайших и сильнейших европейских держав. Но так как он все-таки равнялся на передовые европейские стандарты, то и при нем и даже после него во всех сферах жизни "России Молодой" видное место занимали европейские специалисты. Даже в созданной им академии наук по началу заседали одни немцы. Лишь после его смерти туда был принят первый русский ученый — новгородец Василий Евдокимович Адодуров, автор первой русской грамматики, первого перевода на русский трудов историка Баейра, профессор, приставленный учить русскому языку, немецкую принцессу Софию, будущую императрицу Екатерину Великую. Свое образование первоначальное образование он получил в Новгороде, где впервые проявились его способности и определились сферы многогранных интересов.

Родился Василий Евдокимович Адодуров в Новгороде в дворянской семье 15 марта 1709 года. В отрочестве был отдан учиться в одно из самых лучших учебных заведений тогдашней России — новгородскую духовную академию (располагалась в Детинце, при Митрополичьем дворе, в т. н. "Лихудовом корпусе"). Там проявил свои разносторонние способности как в точных, так и гуманитарных науках и был переведен в Московскую Славяно-Греко-Латинскую академию. Тамм он собрал материал для первой русской грамматики и заодно отличился в физике и математике. За успехи в точных науках, был всего в двадцатичетырехлетнем возрасте в 1733 году принят в Петербургскую Академию наук. Причем, он был первым русским человеком, которого туда приняли, так как европейская академическая наука в России только рождпалась, и туда с петровских времен собрались одни просвещенные иностранцы. В 1736 году Адодурову поручили наблюдать за прибывшими из Москвы в Академию учениками. Среди этих учеников оказался молодой М. В. Ломоносов. В 1744 году Адодурову, уже прославившемуся своей грамматикой, поручили учить русскому языку вновь прибывшую в Россию немецкую принцессу Софию, невесту наследника Петра Федоровича. Адодуров оказался учителем превосходным — всю жизнь эта принцесса потом говорила по русски с заметным немецким акцентом, но зато совершенно правильно. Кроме того, она превосходно читала по-русски (в том числе и такое сложное даже для русских чтиво, как русские летописи!) и понимала русскую речь на слух не хуже любого русского. Своему учителю она была на всю жизнь очень признательна. Став всемирно известной имератрицей Екатериной II, она освободит его от провинциальной ссылки. куда тот попал в 1758 году за общение с опальным вице-канлером А. П. Бесстужевым. (Правда, к чести тогдашней власти, надо отметить, что в измене родине его наряду с Бесстужевым и прочими его приятелями все-таки не винили, а выслали чисто для порядка, чтобы показательно очистить столицу от всех сотоварищей вице-канцлера).

Умер Адодуров в возрасте 71 года. Ныне, в 2009 году, в его 300-летней юбилей, для геральдических художников учредили премию Адодурова, которая стала первой профессиональной наградой в этой области творчества. Рожденный в год Полтавской победы, новгородец Адодуров стал достойным воплощением лучших петровских заветов — дать русским людям передовое разностороннее образование и в перспективе создать своих, отечественных талантливых ученых. Несмотря на то, что суровое петровское правление страшно разорило страну, усилило бюрократизм,злоупотребление среди всех чинов, все-таки главная цель Петра — ввести Россию в число первейших держав и вырастить собственные таланты — удалась безусловно. В. Я. Адодуров тому блестящий пример. И наши замечательные российские университеты тоже являются развитием этой петровской тенденции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *