Отказ мировых правительств от строительства и эксплуатации АЭС, ведет к ряду интереснейших для России последствий.
Отказ порождает проблему энергозамещения или энергетического кризиса. Негласно ставится задача по замене электрогенерирующих мощностей на новые принципы, либо чрезвычайное повышение энергоэффективности генерации, либо на чрезвычайную эффективность передачи (минимизация потерь), либо на чрезвычайную экономичность процессов потребления.
При условии разработки и внедрения технологий минимизации энергопотерь при транспортировании электроэнергии, у России появляется отличный шанс на лидирующие позиции. Размещение АЭС в малолюдных регионах и эффективно доставляя электроэнергию на границы, мы можем выйти в лидеры по генерации и стать в этом смысле незаменимым мировым центром глобальной энергии. Страшный опыт Чернобыля и Фукусимы показал, что даже самые тяжелые катастрофы локализуются в радиусе 30-50км от эпицентра. Для российских просторов, как это ни покажется циничным – это не расстояние. При этом, естественно важным условием является доставка сгенерированных мощностей за пределы таковой зоны отчуждения и далее. Проблема потерь как раз находится в прямой зависимости от расстояния между генератором и потребителем электроэнергии..
В смысле сокращения энергопотерь основные взгляды направляются на сверхпроводящие материалы. Открытие керамических сверхпроводящих материалов позволяет перейти к гораздо более дешевому охладителю – жидкому азоту, с температурой кипения 77.4К
В настоящее время в опытной и промышленной эксплуатации используются множество сверхкоротких и коротких сверхпроводящих кабелей, уже есть образцы длиной более 200м, в том числе один такой кабель эксплуатируется в России. В плане энергоэффективности, сверхпроводимость также играет важную роль, поскольку открывает возможности для энергоаккумулирования. Кольцевой ток в сверхпроводящем кабеле может циркулировать сколь угодное время и при необходимости подачи дополнительной мощности или наоборот – отбора избыточной, представляется отличным решением. Кроме того, поскольку сверхпроводящий кабель чрезвычайно компактнее высоковольтных ЛЭП, то подводка мощностей в крупных мегаполисах перестает быть такой чрезвычайно сложной технической задачей, как в настоящее время. При этом также теряется нужда в повышающих и понижающих подстанциях. Внедрение такой новой технологии должно, естественно, начинаться с мест, где гидро — или атомные электростанции расположены вплотную к крупным потребителям, типа алюминиевых заводов. Более длинные кабельные отрезки открывают путь к экспортным возможностям.
Т.о. даже без учета сопутствующих положительных эффектов высокотемпературной сверхпроводимости (вроде возможности создания гироскопов на магнитном подвесе или использования эффектов в сверхпроводящих магнитометрах СКВИД), применение сверхпроводящих материалов вполне оправдано для использования в стране, претендующей стать одним из лидеров электрогенерации. Дело как всегда за инвестициями и за умением кооперироваться в использовании научных достижений.
Архив рубрики: Технологии
Ведро, тряпка, паркет
Лет сорок назад в одном большом селе построили современный Дом Культуры – ДК, значит. Село было процветающее, центр передового колхоза, цены тогда на все про все были довольно низкие, а многое и вообще делалось на энтузиазме.
Так что в том самом ДК в главном зале на пол постелили настоящий паркет. Не так называемый «паркетный щит», который паркетом только притворяется, а именно настоящий паркет, который делается из дубовых планок и укладывается руками, планка за планкой, и так, чтобы в результате получилается очень ровная и прочная поверхность.
Когда паркет настелили, его покрыли лаком и натерли. И в последующие годы и десятилетия тоже не забывали лакировать и натирать лаком и специальной мастикой.
Паркет ведь не моют. Ему это категорически противопоказано.
Однако шли годы, времена изменились, бывший процветающий колхоз развалился, ДК обветшал, и на работу в него устроилась уборщицей баба Фрося, которая до этого много лет отработала дояркой.
Коров она доила прекрасно, и вообще была очень даже хорошей женщиной, вот только в паркете совершенно не разбиралась. Она его до определенного момента и в глаза не видела.
Но чистоту любила.
Потому принялась ежедневно мыть паркет очень мокрой водой.
Прошло относительно немного времени, и с этим паркетом произошло то, что и должно было произойти при таком «уходе» — он вздулся. Буквально пошел волнами.
Но бабе Фросе никто и слова ни сказал.
Всем было на этот самый паркет глубоко начхать.
Тем более тот ДК в определенный момент чуть было не преобразовали в храм. Это новому руководству района, идущему в ногу со временем, показалось очень рациональным.
К счастью, это намерение сорвалось, от религиозных излишеств народонаселение принялось понемногу отходить, а в ДК появился новый молодой директор.
Увидел он этот самый горбатый паркет, и очень огорчился. Он получил разностороннее образование, и знал, как надо обращаться с настоящим паркетом.
Надо полагать, этот директор что-нибудь этакое сделал бы бабе Фросе, но она к тому времени успела благополучно помереть.
Вредительница половых покрытий!
Директору, конечно, очень хотелось на месте этого угробленного паркета настелить новый, но, увы, натуральные материалы и ручная работа в наши дни стоят такие деньги, что ой-ей-ей.
И пришлось директору пойти на другой вариант.
Испорченный паркет был аккуратно снят, и на его месте уложили обыкновенную керамическую плитку. ДК в целом был тоже отремонтирован.
Теперь он выглядит очень даже современно.
Старого настоящего паркета только очень жаль…
А вообще эта статья посвящена вовсе не паркету, бабе Фросе или директору ДК, а современной чистке. Ее еще называют иностранным словом «клининг».
Это очень актуальная тема.
И пожелание всем «бабам Фросям» тут только одно: мокрой тряпкой махать поосторожнее!..
Вот так.
Нетбуки Vs ноутбуки
Ноутбуки и нетбуки — агрегаты очень похожие между собой, а поэтому не все могут их различить. Всё достаточно просто:
Ноутбук — переносной компьютер, ни по размерам экрана, ни по параметрам мощности и функциональности практически ничем не уступающий своему стационарному собрату, весит около 3 кг.
Нетбук — в прямом смысле облегчённая версия ноутбука: он и весит в 2-3 раза меньше, и имеет гораздо меньшие размеры, что позволяет с лёгкостью уместить его даже в женской сумочке.
Перед многими людьми возникает дилемма: что же лучше приобрести? На
этот вопрос никто кроме вас не ответит, а всё потому, что на то любой аппарат, будь он ноутбуком, нетбуком или даже стационарным компьютером неспроста называется Персональным — каждый может выбрать то, что по душе и по карману именно ему!
Во-первых, определитесь с бюджетом:
Если в вашем распоряжении около 10-15 тыс. руб., лучше купите на эти деньги хороший нетбук, чем бюджетный ноут. Стартовая цена нормального ноутбука — от 18-20 тыс., хотя, в зависимости от марки производителя, этих денег вам опять же может хватить только на нетбук.
Во-вторых, определитесь с требуемой нагрузкой:
Если вы хотите приобрести ПК для игр или "тяжёлых программ": например, ваша работа непосредственно связана с профессиональным редактированием и обработкой фото или музыкальных файлов, вам идеально подойдёт ноутбук — его более мощный процессор справится с нагрузкой и будет работать быстро и правильно, в то время, как процессора нетбука может оказаться мало. А вот если вы студент или ваша работа связана с обработкой текстовых документов, мощности нетбука вполне должно вам хватить.
В-третьих, подумайте как часто вы сможете подзаряжать свой ПК:
Создатели первых нетбуков не скрывали, что это бюджетные компьютеры и они не настолько мощные как ноутбуки, но именно в силу их бюджетности одним из главных плюсов стала экономичная батарея. К сведению: в среднем, аккумулятор ноутбука рассчитан на 4 часа работы, когда нетбука — на 8 часов. Так же учтите, что производитель указывает не среднее, а максимальное время работы аккумулятора, что подразумевает просто включенный в ждущем режиме ПК с практически отключенной подсветкой. Если же вы будете работать всё это время за компьютером, то расход батареи резко увеличится за счёт нормальной подсветки экрана, активности нескольких приложений одновременно и, например, WiFi. Плюс последние полчаса у вас на мониторе несколько раз появится оповещение, что батарея практически разряжена, и вам рекомендуется немедленно подсоединить аппарат к сети. Так что, учтите все эти пункты и разделите заявленное производителем время работы аккумулятора на 2 — получите реальную картину, которая выглядит примерно так: купив солидный мощный ноутбук, вы рискуете через 2 — 2,5 часа остаться без возможности работать с ним…
В-четвёртых, много ли вы печатаете?
Ввиду того, что габариты нетбуков значительно меньше, на них не умещается полноценная клавиатура. Отсутствует панель боковых цифр (которые на стандартной клавиатуре расположены как на калькуляторе), многие функциональные клавиши (такие как Caps Lock, Shift, Backspace и т.д.) уменьшены в размерах. На личном опыте установлено, что привыкнуть к клавиатуре нетбука можно в течение пары недель, но если вам трудно отказаться от стандартных клавиш и не хочется покупать ноутбук, достаточно просто приобрести отдельную стандартную клавиатуру.
В-пятых, знайте основные параметры искомой техники:
Если у вас нет времени долго и изнурительно ходить по магазинам и рассматривать каждый товар, присмотритесь к нужному ноут- или нетбуку в интернет-магазине, а позже приобретите его там, где вам удобно. В этом случае веб-магазины удобны тем, что вы можете ввести необходимые параметры, и система сама предложит вам те продукты, которые могут вас заинтересовать. Кроме этого, такой сервис как сравнение товаров поможет вам конкретно сравнить параметры нескольких ПК, после чего сделать выбор будет ещё легче.
Итак,
— оперативная память должна быть желательно не менее 2 Gb — иначе рискуете столкнуться с проблемой "зависания" компьютера, особенно если вы привыкли устанавливать много вспомогательных программ.
— памяти на жёстком диске вам должно хватать для всех медиа файлов, а так же основного количества программ. Тут советовать что-то конкретно сложно, однако скажу сразу: если вы жить не можете без плейлиста в 500, а то и 1000 песен и папки с фильмами (не менее 10-15 картин), приобретайте ПК с жёстким диском объёмом не менее 250 Gb.
— процессор: для нетбука вполне достаточно 1.66 GHz, а вот для ноутбука — не меньше 2 GHz. Это обеспечит быстродействие и мультикомандность вашего компьютера, что в современном мире высокоскоростных технологий не роскошь, а необходимость.
— обязательно убедитесь в наличии видеокарты (особенно касается нетбуков) — от неё зависит качество графики, что особенно важно если вы пользуетесь графическими редакторами или играете в игры.
— оптический привод (проще говоря дисковод) имеется в наличии только на ноутбуках. Если же вы решили приобрести нетбук, но при этом вам необходимо пользоваться CD-дисками, приобретите отдельно внешний оптический привод, стоимость которого невелика, а значит, что такая покупка всё равно обойдётся вам дешевле, чем ноутбук.
— тачпад — призван заменять компьютерную мышь и может быть как простым (с его помощью можно только перемещать курсор), так и мульти (помогает двигать окно вверх-вниз, вправо-влево, увеличивать, уменьшать и прокручивать изображение.
— практически на всех современных моделях ПК, независимо от того ноутбук это или нетбук, вы обнаружите веб-камеру и WiFi, в большинстве случаев современная техника так же оснащена и Bluetooth, а значит проблем с коммуникациями у вас точно не возникнет!
— не забудьте уточнить какая именно операционная система (ОС) установлена на компьютере, и если она вас по каким-то причинам не устроит, то сразу же в сервисном центре узнайте как её можно сменить. В большинстве ноутбуков установлена стартовая версия полноценной ОС, полноценно работать с которой вряд ли получится.
Внешний вид ПК зависит только от вашего желания и воображения дизайнеров — вы можете подобрать самые необычные цветовые решения и дизайн от строгого делового до весёлого и модного!
Приятных вам покупок!
Зачем надо лететь на Марс?
За 50 лет освоения космоса человеку пока не удалось добраться дальше Луны, да и то лунную программу США многие ставят под вопрос. Автоматические космические зонды добрались уже и до Марса, Венеры и других планет Солнечной системы. И вот в последние годы все чаще говорится об организации полета человека на Марс.
До сих пор обсуждались три варианта такого полета:
Во-первых, вариант в один конец. То есть космонавты долетают до Марса, совершают посадку на поверхность планеты и остаются там навсегда… Ради науки! Нет, они там не погибают, а просто остаются жить, причем каждые 2 года, когда Марс приближается к Земле, эта колония может пополняться новыми добровольцами. Все равно такая программа выглядит довольно-таки жестоко, хотя нет сомнений, что добровольцы для нее найдутся.
Второй вариант – это когда космический корабль с людьми долетает до Марса, облетает планету несколько раз, и, не совершая посадки, возвращается назад. Цель этого полета – продемонстрировать принципиальную возможность достижения Марса на пилотируемом космическом корабле.
Ну и третий вариант предусматривает полную программу, то есть достижение Красной планеты, посадку на нее, взлет и возвращение на Землю.
Самая большая сложность любого из этих вариантов, и в техническом, и в психологическом плане – при современном состоянии техники — заключается в очень большой длительности полета на Марса. Год туда, год обратно – уже два года как минимум. В связи с этим возникает множество вопросов. Как поведет себя техника? Как поведут себя люди, фактически запертые в «железной банке» космического корабля? Что с ними будет происходить в биологическом смысле? Как они смогут перенести стресс, связанный с удалением от Земли?..
Конечно, был уже не один вполне успешный опыт длительного пребывания людей в замкнутом пространстве космических кораблей, вращающихся по орбите вокруг Земли. Но при таких полетах центры управления полетами непрерывно наблюдали за космонавтами, будучи готовыми в любой момент прийти на помощь, вплоть до немедленного возвращения космонавтов на Землю.
Фактически решены также проблемы биологического обеспечения жизни космонавтов на борту космического корабля. Многократная очистка воды, воздуха, питание, специальные системы физических тренировок – с этим, в общем-то, все ясно.
Еще одна проблема такого полета связана с финансовыми расходами. Всем понятно, что они будут очень большими. В 80-е годы американцы подсчитали, что в целом пилотируемый полет на Марс обойдется примерно в 400 миллиардов долларов. Ну, это тогда!..
Однако в последнее время все чаще руководители космических проектов в разных странах говорят о том, что полет на Марс на космических кораблях современного типа – это абсурд. Нужно создавать новый космический корабль, с новой энергодвигательной установкой. И это должен быть такой корабль, на котором долететь до Марса можно будет за месяц.
В любом случае, и политикам и ученым с каждым годом становится все яснее, что пилотируемый полет на Марс можно будет организовать только в международном сотрудничестве.
Если направлять средства не на гонку вооружений, и не на политическое и технологическое соперничество, то такой полет станет возможным уже в ближайшие 10-15 лет.
Вот в этом – в улучшении ситуации на самой Земле – и заключается главный смысл полета на Марс.
Жемчуг настоящий и не очень
Давным-давно жемчуг обнаружили те люди, которые ныряли за морскими или пресноводными моллюсками исключительно для того, чтобы употребить их в пищу. И ничего удивительного. Деликатесные устрицы – это ведь те же моллюски определенного вида.
Но кто-то из ныряльщиков обнаружил в некоторых раковинах красивые переливающиеся камешки, которые очень понравились местным модницам, и с этого и началась история жемчуга, как драгоценного камня.
Впрочем, это не совсем камень, поскольку в жемчуге есть как неорганическое (карбонат кальция), так и органическое вещество (конхиолин), причем неорганические вкрапления находятся в массе органики и между собой не соприкасаются. Таково одно из основных свойств этого удивительного творения природы.
А еще жемчуг – это единственное драгоценное вещество, которое само по себе не требует дальнейшей обработки. Жемчуг вставляют в перстни, ожерелья, браслеты и прочие ювелирные изделия.
Свойство образовывать жемчуг, обволакивая инородные включения перламутровым веществом, присуще довольно многим пресноводным и морским моллюскам. Среди них – «морское ухо», мидия, жемчужница и т.д. Но попадается жемчужина как правило, лишь в одной из 500 раковин, хотя иногда в одной раковине жемчужин бывает до 5-7-ми.
Поэтому труд ныряльщиков всегда был одним из самых тяжелейших, к тому же плохо оплачиваемых и очень опасных для здоровья. Из-за постоянных перепадов давления ныряльщики постепенно глохли, а из-за морской воды их тело покрывалось незаживающими язвочками.
Но судьба ныряльщиков интересовала промышленников жемчуга значительно меньше процветания их бизнеса, поэтому уже к концу XIX века в Японии был запатентован способ выращивания жемчуга так называемым ядерным способом. При таком способе под мантию моллюскам вводятся кусочки раковин, и с этого момента начинается образование жемчужин.
Такой жемчуг, называемый культивированным, ни в коем случае нельзя назвать искусственным. К тому же ценность жемчуга заключается не столько в его происхождении, сколько в цвете, блеске, величине.
Жемчуг бывает белый, кремовый, розовый. Очень ценными считаются голубые жемчужины, а самыми ценными являются черные, которые находят и выращивают на фермах у берегов Таити.
В России жемчужный промысел известен с XI века. У нас жемчуг добывали из раковин пресноводных перловиц, в тех местах, где эти моллюски обильно размножались в водах чистых рек на Дону, Поволжье, в Прибалтике, на Дальнем Востоке и на Севере. Царь Петр Первый даже издавал специальный указ о защите и охране перловиц.
Само собой, издавна изготавливался также искусственный жемчуг. В XIV-XV веках в Европе был очень популярен так называемый «римский жемчуг», который представлял из себя стеклянные шарики, наполненные парафином.
Ну а сейчас, в эпоху современных технологий, синтезировано уже довольно много пластиков, из которых изготавливается недорогая бижутерия «под жемчуг».
Что же касается попыток подделать украшения с жемчугом, они происходят постоянно, и только достаточно опытные специалисты умеют отличить настоящие драгоценности от поддельных.
Под разным градусом
Долгое время основным средством измерения температуры был человеческий нос. То есть зимой, к примеру, высунул нос из теплого дома на улицу, чувствуешь – нос быстро начинает замерзать. Значит, очень холодно! Правда, для очень точных измерений такой способ не годится.
Поэтому итальянский ученый Галилео Галилей попытался придумать какой-нибудь прибор для более точный измерений температуры. И на рубеже XVI-XVII веков он придумал свой первый термоскоп.
Это был довольно простой стеклянный сосуд с высоким узким горлом, заполненным обыкновенной водой. При изменении окружающей температуры вода сжималась или расширялась, соответственно, уровень ее понижался или повышался. Правда, никаких делений на сосуде еще не было.
Они появились в системах других ученых. Причем каждый из них брал за точку отсчета разные показатели.
Немец Фаренгейт взял за точку отсчета температуру самого холодного дня зимы 1709 года. Он всего лишь исходил из того, что за «0» нужно взять какой-нибудь известный показатель. Ну и замерз, видимо, крепко в ту зиму!..
В результате температура таяния воды у Фаренгейта оказалась равна 32-м градусам, нормальная температура тела человека — 98-ми, а температура кипения воды составляет уже 212 градусов.
Долгое время эта шкала была основной в англоязычных странах, а теперь используется практически только в США, и то лишь в быту.
Француз Рене Реомюр пошел более сложным, и, скажем так, более «научным» путем. Один градус шкалы своей шкалы он принял за 1/80 разности температур кипения воды и таяния льда. Поэтому в этой шкале было всего 80 градусов. Долгое время эта шкала была очень популярна в Европе и в России, но теперь уже вышла из употребления.
Зато Реомюр первым доказал, что при одном и том же давлении вода закипает всегда при одной и той же температуре.
Однако «научнее» всех подошел к науке градусологии (должна же быть такая, правда?..) не кто иной, как английский физик Уильям Томсон, которому королева пожаловала титул лорда Кельвина. Вот новоиспеченный лорд и решил на радостях ввести в науку что-нибудь совсем новенькое.
И ввел свою шкалу, в которой за точку отсчета приняла величина абсолютного ноля, то есть по шкале Цельсия это -273 градуса.
Шкала Кельвина до сих пор используется в науке, правда, для своего понимания требует определенных знаний физики.
Зато как звучат конкретные обозначения в этой шкале! Декакельвин! Мегакельвин! Фемтокельвин! Зептокельвин! И даже – йоктокельвин!
Очень, очень научно!..
Но, как доказало время, самой универсальной системой измерения температур оказалась шкала, предложенная шведом Андерсом Цельсием.
Он родился осенью 1701 года, а умер весной 1744, от турберкулеза, не дожив несколько месяцев до своего 43-хлетия. Но за такую короткую жизнь успел стать известным европейским астрономом и сотрудником Упсальского университета.
Правда, сам Цельсий за «0» взял точку кипения воды при нормальном давлении, а за 100 градусов – температуру таяния льда. Через год после его смерти эту шкалу «перевернул» другой знаменитый европейский ученый, Карл Линней.
И эта шкала стала такой, какой ею пользуется теперь практически весь мир.
История цветной фотографии
Это кажется просто невероятным, но цветная фотография появилась практически одновременно с черно-белой, в середине XIX века.
Первым человеком, который определил сами принципы создания цветного фотоизображения, был всемирно известный британский физик и математик Джеймс Максвелл. Выражение «уравнения Максвелла» слышали?.. Вот он и есть их автор.
Кроме того, Джеймс Максвелл много занимался электродинамикой, теорией света, ввел в науку само понятие «электромагнитное поле» — в общем, в науке был фигурой просто титанической.
Фотоизображения по Максвеллу надо было делать съемкой тремя камерами, через три разных светофильтра, красный, синий и зеленый. Так что получить четкое изображение одного объекта было довольно сложно, приходилось все три камеры устанавливать в одной точке. Само собой, так можно было фотографировать только неподвижные объекты.
Кроме того, первоначально цветное изображение по такому методу получали только при проекции на экран. Сделать отпечатки на фотобумаге удалось позже, когда были синтезированы так называемые «сенсибилизаторы» — то есть вещества, усиливающие чувствительность химических веществ, применяемых в фотографии, к свету.
Первым эти вещества открыл немецкий химик Герман Фогель, а усовершенствовал данные технологии его ученик Адольф Мите. В 1902 году Мите сделал доклад для широкой публики о своем методе, и продемонстрировал оборудование, которое позволяло получать достаточно качественные для того времени цветные изображения.
Учеником Мите в России был очень известный тогда ученый и фотомастер Сергей Прокудин-Горский, который открыл свой собственный сенсибилизатор, и еще более усовершенствовал технологию фотосъемки и получения цветного изображения.
Правда, в 1907 году братья Люмьер запатентовали цветные пластины «Автохром», которые были достаточно просты в использовании, и потому выпускались в очень больших количествах несколько десятков лет, пока не появились более совершенные материалы.
Однако Сергей Прокудин-Горский уже с 1903 года сделал тысячи фотоснимков по собственной технологии, из которых сохранились очень многие.
Впервые в советской истории работы Прокудина-Горского были опубликованы в одном из журналов «Советское Фото» в конце 1980-х годов, и произвели тогда на многих просто ошеломляющее впечатление.
Все ведь привыкли к плохому качеству черно-белых исторических снимков! А тут дореволюционная Россия вдруг предстала живой, удивительно близкой и очень, очень привлекательной.
Примерно до 1930-х годов технологии цветной фотографии практически не менялись, но затем стали появляться новые методы, новые вещества и материалы, и постепенно цветная фотография становилась все более красочной и менее трудоемкой.
Однако очень долго, до появления проявочных и печатающих машин, фотографы-индивидуалы испытывали серьезные трудности с поддержанием чистоты и температуры растворов, применяемых в цветных фотопроцессах.
Ну а когда появились и стали развиваться цифровые технологии, началась уже совсем новая, отдельная история фотографии как таковой…
Чистая вода
С каждым годом проблема питьевой воды в мире все более возрастает. Людям нужна чистая питьевая вода, без физических, химических, органических и, не дай бог, радиоактивных загрязнений. Но проблема в том, что сами же люди и загрязняют воду на нашей маленькой планете.
Одним из самых серьезных источников загрязнения воды являются земледельческие хозяйства. Они ведь в своей деятельности постоянно используют удобрения, без которых невозможно достичь нужной урожайности и, соответственно, необходимого уровня прибыльности.
Но все эти удобрения весенней талой водой, а также летними дождями и ливнями постепенно смываются в озера и реки.
Туда же попадают и стоки от деятельности рыбоводческих хозяйств. Эти стоки, кстати, особенно опасны, поскольку в своем технологическом цикле рыбоводы используют разнообразные фармацевтические вещества, для борьбы с инфекциями рыб.
Что происходит, когда эти стоки, вместе со стоками от земледельческих хозяйств, попадают в озера и реки?.. Происходят разные непредсказуемые реакции и образование новых химических соединений, которые крайне неполезны для биологических организмов.
А еще есть кислотные дожди, у которых, между прочим, есть свойство растворять природные минералы. Куда попадают эти растворы? А все туда же, в озера, реки, и затем – в моря и океаны.
Еще один фактор – нефть. Ежегодно по всей планете ее попадает в моря и океаны больше 10 миллионов тонн.
Про радиоактивное загрязнение — вообще отдельный разговор.
Так что с каждым годом в мире все более актуальными становятся технологии очистки воды. В целом все они одинаковые, просто в одних сочетаниях используются для очистки канализационных и промышленных стоков, а в других – для очистки питьевой воды.
В целом все выглядит следующим образом: сначала из воды удаляются грубые механические примеси, затем с помощью разного рода коагулянтов в специальных резервуарах происходит так называемое хлопьеобразование, в результате которого часть загрязнений связывается и осаждается на дно резервуара.
Затем вода поступает в устройства многоступенчатой очистки, где с помощью специальных фильтров и реагентов происходит дальнейшее освобождение воды от более серьезных загрязнений, а также осветление и избавление от посторонних запахов.
То есть, как это ни парадоксально, одни химические вещества удаляют из воды с помощью других химических веществ. Клин клином вышибают, попросту говоря.
Окончательная очистка питьевой воды происходит, как правило, в угольных фильтрах.
На самом деле, конечно, процесс очистки воды гораздо более сложный, но в целом он происходит примерно так.
Но где же на самом деле на планете можно найти по-настоящему чистую природную воду?..
А только в тех местах, где нет никаких производств, где нет современного земледелия и рыбоводства.
Таких мест еще много. Только добраться до них трудно. И жить там бывает тоже очень трудно.
Вот отшельница Агафья Лыкова еще и потому не хочет возвращаться на Большую землю, что она привыкла к чистой воде в своей речушке Еринате.
Другой воды ее организм, с самого рождения привыкший к абсолютно естественным условиям жизни, не принимает…
Глубоководные аппараты
Подводная лодка капитана Немо, созданная воображением Жюля Верна в его знаменитом романе «20 000 лье под водой», была совершенно фантастическим судном. Она слишком быстро плавала, у нее были слишком большие окна (даже не иллюминаторы), а еще она могла погружаться на такие глубины, на которые субмарины в принципе погружаться не могут из-за давления воды.
И потому для глубоководных погружений люди создали специальные аппараты, называемые батисферы и батискафы.
Батисфера, или, другим термином, гидростат, представляет из себя сферическую стальную капсулу, которую спускают под воду на тросах с материнского судна. Первым батисферу изготовил еще в начале 1930-х годов американец Уильям Биби, который вместе с Отисом Бартоном погрузился в ней на глубину 932 метра. Это было в 1934 году. А в 1948-м году Отис Бартон погрузился в батисфере на глубину 1372 метра.
И все. Глубже этой отметки никакая батисфера не погружалась. Надо же ведь еще учитывать и немаленький вес тросов, посредством которых батисфера связана с кораблем.
Другое дело – батискаф, который является автономным глубоководным судном. Плавучесть и автономность батискафу помогает обрести специальный поплавок, с каким-либо наполнителем легче воды.
Самый первый батискаф построил швейцарец Огюст Пикар. Но вначале Пикар построил стратостат, в котором впервые была реализована идея герметичной гондолы с созданным внутри нормальным давлением. Совершив на своем стратостате в 1930-х годах 27 полетов, Пикар вдруг задумался уже не о высотах, а о глубинах.
В результате в 1948 году был создан первый в мире батискаф FNRS-2, который совершил несколько успешных непилотируемых погружений, после которых в 1950-м году был передан французскому флоту. Только в 1954 году этот аппарат совершил первое пилотируемое погружение на глубину до 4000 метров.
К этому времени Огюст Пикар создал уже гораздо более совершенный батискаф, знаменитый «Триест», на котором с 1953 по 1958 год совершил множество погружений сын Огюста Пикара Жак Пикар.
В 1958 году «Триест» купили американцы… И уже после этого, в 1960-м году, на «Триесте» было совершено рекордное погружение на дно Марианской впадины, на глубину почти 11 километров под водой!
После этого в разных странах – США, Франции, Канаде, Японии, СССР, были построено еще несколько батискафов, но самыми знаменитыми из них на сегодняшний день являются два «Мира», изготовленные в 1987 по заказу СССР в Финляндии.
Их строительство, кстати, сопровождалось нешуточными политическими страстями, поскольку все те же американцы были очень недовольны передачей СССР «засекреченных» технологий.
Собственно, американцы их сами засекретили, поскольку батискаф действительно способен оказаться там, где не может оказаться никакая субмарина.
Но вот буквально на днях повсюду в прессе прошла информация, что Россия спустила на воду и провела успешные испытания нового глубоководного аппарата, получившего имя «Консул».
В отличие от научно-исследовательских, то есть «гражданских» «Миров», «Консул» создан по заказу Министерства обороны России, и построен полностью по отечественной разработке на российских заводах.
Так что если кто-нибудь этим опять недоволен, он может отправить свое недовольство куда угодно — хоть в Марианскую впадину…
Искусство фотографии
В настоящее время фотография как процесс большинству рядовых любителей представляется очень легким делом, не требующим специальной подготовки.
И в самом деле, что там такого сложного – навести свою «мыльницу» или камеру трубки на резкость и нажать соответствующую пимпочку?.. Конечно, это чрезвычайно просто!
И потом тоже никаких проблем. Химические растворы разводить не надо, в темной комнате с красным фонарем прятаться не надо, необходимо только располагать компьютером и принтером.
В компьютер загоняем наши фото с «мыльницы» или трубки, открываем всю подборку, выбираем, какие получше, даем соответствующую команду принтеру, и…
Опаньки!
Осталось только принять и сложить в альбомчик отпечатанные фотоснимки.
А можно и не складывать, как многие делают. Можно все снимки хранить в том же телефоне, и при всякой встрече показывать друзьям прямо на дисплее: «Вот прямо тут мы были, в этом отеле!.. А это Давид, наш аниматор. А это Мишка, который потом его к своей Ленке приревновал. Вот смеху-то было!..»
В таком духе.
На самом же деле, во-первых, в искусстве фотографии прежние химические сложности уступили место разного рода электронным сложностям, и во-вторых, фотографировать все-таки надо уметь!..
Надо уметь работать со светом, ракурсом, кадром, уметь видеть сквозь объектив, уметь не только ловить, но и предугадывать лучшие сцены, и так далее, и тому подобное.
Я тут сознательно не удаляюсь в разные технические дебри, поскольку в них можно очень просто заплутать. Однако даже ежику должно быть понятно, что с помощью масюсенького объективчика сотового телефончика, да еще и с матрицей ограниченных физических размеров просто невозможно получить качественных фотоснимков.
Просто за последнее время все уже привыкли к этому ширпотребовскому, очень усредненному качеству, которое дают телефоны и «мыльницы». Ну да, для обмена воспоминаниями и впечатлениями такая техника – самое милое дело. К тому же она еще и относительно недорогая.
А вот для съемки самых важных событий в жизни – свадеб, например, — люди все-таки предпочитают приглашать профессионалов с качественной техникой, необходимым осветительным оборудованием и т.д. Полный комплект такой техники и оборудования стоит очень немаленьких денег, и рядовому любителю такие расходы, в общем-то, и не к чему.
Отдельная тема – это не заказная, а высокохудожественная фотография, которой профессионалы занимаются даже не для заработка, а исключительно для души.
Вот почему-то есть у них такая потребность!.. Забраться на гору, и снять полет орла. Спуститься в глубины морские, и сфотографировать необыкновенно прекрасные подводные цветы. Пройти по любимому городу, и запечатлеть для себя и других его места, уголки, атмосферу, смену состояний…
Так и фотомастер Татьяна Stassevits из Таллинна однажды взяла, да и прошлась по своему городу, в результате чего родилась целая серия «Таллин. Улицы», которую можно увидеть вот
Так и многие другие мастера, работы которых в разных жанрах можно увидеть на соответствующих сайтах.
В принципе, любой человек может стать фотомастером, если только у него есть соответствующие задатки.
Ведь искусство фотографии продолжает развиваться вместе с людьми, открывая с каждым днем все больше и больше самых невероятных перспектив.