Долгое время основным средством измерения температуры был человеческий нос. То есть зимой, к примеру, высунул нос из теплого дома на улицу, чувствуешь – нос быстро начинает замерзать. Значит, очень холодно! Правда, для очень точных измерений такой способ не годится.
Поэтому итальянский ученый Галилео Галилей попытался придумать какой-нибудь прибор для более точный измерений температуры. И на рубеже XVI-XVII веков он придумал свой первый термоскоп.
Это был довольно простой стеклянный сосуд с высоким узким горлом, заполненным обыкновенной водой. При изменении окружающей температуры вода сжималась или расширялась, соответственно, уровень ее понижался или повышался. Правда, никаких делений на сосуде еще не было.
Они появились в системах других ученых. Причем каждый из них брал за точку отсчета разные показатели.
Немец Фаренгейт взял за точку отсчета температуру самого холодного дня зимы 1709 года. Он всего лишь исходил из того, что за «0» нужно взять какой-нибудь известный показатель. Ну и замерз, видимо, крепко в ту зиму!..
В результате температура таяния воды у Фаренгейта оказалась равна 32-м градусам, нормальная температура тела человека — 98-ми, а температура кипения воды составляет уже 212 градусов.
Долгое время эта шкала была основной в англоязычных странах, а теперь используется практически только в США, и то лишь в быту.
Француз Рене Реомюр пошел более сложным, и, скажем так, более «научным» путем. Один градус шкалы своей шкалы он принял за 1/80 разности температур кипения воды и таяния льда. Поэтому в этой шкале было всего 80 градусов. Долгое время эта шкала была очень популярна в Европе и в России, но теперь уже вышла из употребления.
Зато Реомюр первым доказал, что при одном и том же давлении вода закипает всегда при одной и той же температуре.
Однако «научнее» всех подошел к науке градусологии (должна же быть такая, правда?..) не кто иной, как английский физик Уильям Томсон, которому королева пожаловала титул лорда Кельвина. Вот новоиспеченный лорд и решил на радостях ввести в науку что-нибудь совсем новенькое.
И ввел свою шкалу, в которой за точку отсчета приняла величина абсолютного ноля, то есть по шкале Цельсия это -273 градуса.
Шкала Кельвина до сих пор используется в науке, правда, для своего понимания требует определенных знаний физики.
Зато как звучат конкретные обозначения в этой шкале! Декакельвин! Мегакельвин! Фемтокельвин! Зептокельвин! И даже – йоктокельвин!
Очень, очень научно!..
Но, как доказало время, самой универсальной системой измерения температур оказалась шкала, предложенная шведом Андерсом Цельсием.
Он родился осенью 1701 года, а умер весной 1744, от турберкулеза, не дожив несколько месяцев до своего 43-хлетия. Но за такую короткую жизнь успел стать известным европейским астрономом и сотрудником Упсальского университета.
Правда, сам Цельсий за «0» взял точку кипения воды при нормальном давлении, а за 100 градусов – температуру таяния льда. Через год после его смерти эту шкалу «перевернул» другой знаменитый европейский ученый, Карл Линней.
И эта шкала стала такой, какой ею пользуется теперь практически весь мир.
Под разным градусом
Добавить комментарий