Каждый опытный педагог-практик или консультант по семейным вопросам знает, что любая семья – это единый организм. Соответственно, решить проблемы одного из членов семьи можно только в тесной связи со всей семьей.
Вот так и няня Коррина Вашингтон из американского фильма «Коррина, Коррина», выводя из тяжелого стресса свою маленькую воспитанницу Молли Сингер, одновременно помогла из подобного стресса выйти и отцу Молли, Мэнни Сингеру.
После смерти матери Молли долго молчала, но понемногу, с помощью Коррины, начала общаться с ней и с отцом с помощью жестов. А в один прекрасный день Молли заговорила.
Причем накануне они с отцом слегка поссорились. Молли пыталась отобрать у него сигареты, потому что в отсутствие отца посмотрела по телевизору передачу о вреде курения. Утром, уходя на работу, Мэнни все пытался получить от дочери хотя бы кивок в ответ на его «до свидания», а Молли упрямо сидела у пианино и одним пальцем наигрывала какую-то мелодию.
Наконец, уже почти опаздывая и в большом огорчении, Мэнни вышел из дома. Коррина подошла к пианино, села рядом с Молли и продолжила ее мелодию, очень красиво ее завершив. Мэнни услышал это и увидел через окно, как Коррина сидит рядом с Молли.
Нужно было видеть его лицо! Он понял, как должен был действовать сам.
Буквально через полчаса, когда Коррина застилала постель, Молли подошла к ней и сказала: «А вот тут спала моя мама». Это были ее первые слова после очень долгого перерыва.
Вот так, наладив контакт с Молли сначала с помощью языка жестов, затем с помощью музыки, Коррина вывела Молли на очень важную беседу о жизни и смерти людей, причем сумела объяснить это девочке и утешить ее очень простыми словами.
Само собой, Мэнни был безумно рад, когда вечером Молли встретила его специально приготовленным (с помощью Коррины, конечно) блюдом и словами: «Папочка, я приготовила тебе свиные ножки!»
Но жизнь развивается от испытания к испытанию. Раз уж Молли заговорила, ей пришлось из уютной семьи выйти во внешний мир и отправиться в школу.
Тут у нее сразу же произошел конфликт с грубым одноклассником, в результате которого Коррина на следующий день просто не смогла оторвать Молли от машины. Молли категорически отказалась ходить в школу!
Коррина стала брать ее с собой на подработки (она убирала в богатых домах) и в дом своей сестры, где жила. Здесь Молли оказалась в очень доброжелательной компании своих сверстников и чувствовала себя просто прекрасно. Факт того, что Молли не ходит в школу, Коррина с Молли от Мэнни какое-то время скрывали.
Это самый неоднозначный момент фильма. Формально рассуждая, Коррина должна была сообщить Мэнни о школьных проблемах дочери, но тогда, во-первых, она бы нарушила контакт с девочкой. Во-вторых, эта тайна на том этапе была очень нужна Молли. В-третьих, дети, с которыми так подружилась Молли, вообще-то были негритята. А отношения белых и черных в конце 50-х годов в США еще были пропитаны изрядной долей расизма.
В общем, ситуация сложилась очень непростая.
Так что всем троим героям фильма пришлось пройти еще через один серьезный конфликт, прежде чем они поняли, что не могут жить друг без друга.
И понять это они сумели потому, что и прежде были внимательными и старались слушать и слышать друг друга.
А еще они освоили все языки общения – то есть не только язык слов, но также и язык взглядов, и жестов, с помощью которых очень часто можно сказать гораздо больше, чем одними только словами.
Архив рубрики: Психология
Фильм «Коррина, Коррина» как педагогическое пособие. Часть 1
Об этом фильме уже шла речь здесь, на Узнайке, в статье «Чернокожая звезда». Прежде всего, конечно, это красивая история о любви двух взрослых людей друг к другу, и маленькой девочки Молли Сингер – к своей няне Коррине Вашингтон, которая постепенно становится для нее настоящей мамой.
И в то же время этот фильм можно смело рекомендовать всем родителям как замечательное педагогическое пособие по умению видеть, понимать и устанавливать тесный духовный контакт со своими детьми.
В фильме ситуация осложнена тем, что Молли после смерти своей матери перестает говорить и замыкается в своем маленьком мире, в который даже ее отцу Мэнни Сингеру почти нет доступа. Но ему надо выходить на работу, и он начинает искать для дочери няню. После нескольких неудачных попыток в дом к Мэнни приходит Коррина. Во время беседы с Мэнни она видит, как Молли, которая катается во дворе дома не велосипеде, пытается сорвать персик с дерева, но не дотягивается до него.
Коррина окончила университет, но у нее еще нет рекомендаций по поводу работы няней, и Мэнни вежливо выпроваживает ее. Коррина уходит. Мэнни наблюдает за ней из окна. Проходя по дорожке мимо Молли, Коррина ловко срывает с дерева тот самый персик и тут же бросает его Молли. Девочка непроизвольно хватает его.
И, самое главное, она благодарит Коррину сигналом из рожка велосипеда!
Так Коррина этим самым персиком пробила первую брешь в барьере, который вокруг себя возвела Молли. Между прочим, это — классический методический прием, постоянно применяемый педагогами детских учреждений как раз для установления контактов с детьми, и для закрепления каких-то навыков в игре.
Персик, в этом смысле, сыграл роль мячика, который педагог бросает детям во время учебно-игровых занятий. Тот ребенок, который ловит персик, должен совершить определенное действие или ответить на какой-то вопрос.
К счастью, папа Молли оказался достаточно умным, чтобы сразу понять, что произошло.
Коррина остается в этой семье в качестве няни. Первый контакт с Молли у нее уже есть. Но Молли все еще не говорит и не общается с окружающими.
Коррина не торопит ее, не суетится, а мягко, мудро, последовательно, совершает еще несколько внешне очень простых и естественных действий, которые все более сближают и соединяют их.
Она покупает себе и Молли одинаковые солнцезащитные очки. Мелочь? Да, конечно. И в то же время это очень важная мелочь, которая укрепляет зародившийся контакт.
Но Молли все еще не хочет ни с кем разговаривать. И вытягивать из нее речь вот в таком ее состоянии ни в коем случае нельзя. Девочка может еще более замкнуться в себе!
Так как же быть?
А очень просто.
На помощь приходит язык взглядов и жестов.
Коррина везет Молли в придорожное кафе, в котором блюда выносят прямо к автомобилям. Чтобы получить ответ, какое блюдо выбирает Молли, Коррина предлагает ей дать сигнал – прикоснуться рукой к своему носу.
И Молли, немного подумав, не только отвечает Коррине и официантке этим жестом, но и впервые после долгого перерыва улыбается.
Тем самым барьер между Молли и миром почти разрушен.
Осталось еще немного – и Молли вновь заговорит.
Что за слезы? Что за крик?..
«Слезный механизм» зависит от коры головного мозга. В ее клетках, которые называются «нейроны», при стрессовых ситуациях практически мгновенно может возникнуть очаг возбуждения.
Соответственно, кора мозга тут же активизируется, что приводит к усилению функций всех основных систем организма: нервно-психической, сердечно-сосудистой, дыхательной, желез внутренней и внешней секреции.
И в том числе и слезных желез, что сопровождается расслаблением гладкой мускулатуры слезно-носовых каналов. Слезы начинают течь из глаз как бы сами собой.
И не только слезы!..
При стрессах у многих людей расслабляется также мускулатура прямой кишки и мочевого пузыря, со всеми вытекающими из этого последствиями…
Но мы о них сейчас не будем.
Продолжим про слезы.
Обильно выделяясь из слезных желез, они по слезно-носовым каналам поступают кроме глаз и в носовую полость. А носу человека есть, как известно, слизистая оболочка, которая сильно насыщена чувствительными окончаниями тройничного и обонятельного нервов. От слез эти нервы тоже раздражаются.
Поэтому в состоянии обиды, горя, досады, некоторые люди не только в три ручья льют слезы, но также хлюпают носом и кричат.
С точки зрения физиологии, это еще один защитный механизм, ослабляющий возбуждение нейронов коры головного мозга. Они ведь не могут и не должны находиться в состоянии повышенного возбуждения все время!..
Кое-кто этим механизмом пользуется специально. То есть в состоянии стресса начинает не только рыдать, но также и орать на окружающих. Как правило, на тех, кто по своему общественному, семейному или служебному статусу не может ответить тем же.
Часто можно видеть и слышать, как начальник орёт на подчиненного. Начальнику, как правило, за это ничего не будет.
Наоборот, дисциплина у подчиненного повысится!..
А вот если подчиненный начнет орать на начальника, то, скорее всего, подчиненному за это будет увольнение.
И, значит, будут и слезы…
Но когда у человека глаза все время «на мокром месте», это свидетельствует не только о слабости его нервных клеток, но также и о недостаточной психологической тренированности, и, прямо говоря, плохой воспитанности.
Не надо каждый раз начинать орать!
И рыдать по всяким несущественным поводам тоже не надо.
Кричать можно только младенцам.
Им даже положено.
Вторая сигнальная система у них еще не развита, слезы выделяются в небольшом количестве, а слезно-носовые каналы еще не функционируют. Так что крик малышей свидетельствует о каком-то неблагополучии, о котором малыши по-другому сообщить не могут.
Но взрослые-то люди могут!
И вариантов тут, кроме слез и крика, сколько угодно.
Как угробить свое дело
Создать предприятие намного труднее, чем разрушить или осложнить его деятельность. Это известно всем. И очень часто в деле порчи своего, а также чужого бизнеса главным инструментом является человеческий фактор.
Просто жаба
Среди всех других способов разрушения или порчи это самый известный. Но сейчас фиксированные зарплаты рассматривать не будем. Рассмотрим тот случай, когда зарплата менеджеров складывается исключительно из процентов от реально совершенных ими продаж.
В одном издательском доме работал очень успешный менеджер, который получал только определенные проценты от каждой сделки.
Правда, этот менеджер зарабатывал значительно больше других сотрудников. Но он и приносил значительно больше других!
Тем не менее, руководителю и совладельцу данного ИД как-то пришло в голову, что он платит этому парню слишком много. Руководитель так и сказал ему: «Ты у нас слишком много получаешь. Мне это не нравится!»
«Я у вас не получаю, а зарабатываю!..» — спокойно ответил парень. И немедленно уволился. И перешел в конкурирующий ИД. Он был реалистом, этот парень, и знал, что самостоятельно подобный бизнес ему не потянуть.
И теперь он работает на новом месте, причем зарабатывает для себя и своих новых работодателей так же много, как и на прежнем месте.
А прежнее место находится сейчас в том месте, где ему находиться совсем не хочется. Не только из-за ухода этого парня, но и по другим, сходным причинам. И тут уж ничего не поделаешь. Жаба и не до такого панталыка может довести!..
Секс вместо мозгов
Тоже очень распространенное явление. Руководитель предприятия делает начальником свою любовницу. И она так «разворачивается», что вскоре от предприятия остаются рожки да ножки.
Бывает?..
И еще как часто!
Даже и особых комментариев не требует.
Но, тем не менее, всегда удивляет.
Интриги и коварство
Одна региональная кондитерская компания, которая была довольно самостоятельным филиалом другой, пригласила на работу очень толкового финансового директора, жизнерадостную молодую даму.
Причем директор филиала и владелец головной компании были давними друзьями.
Это обстоятельство не помешало новой финдиректорше сначала поссорить их, а потом доказать главному директору, что в филиале все нужно решительно поменять.
Поменяли!
Уволив при этом директора филиала.
Возглавила его, сами понимаете, новая финдиректорша. Ей тоже власти хотелось! Ей казалось, что она способна на большее, чем управлять финансами под руководством кого-либо вышестоящего.
Увы, она сильно ошибалась в своих руководящих способностях.
И через некоторое время филиалу едва не пришел полный кирдык.
Главный директор спохватился в самый последний момент, со скандалом уволил эту авантюрную даму, нанял другого руководителя, и с большим трудом наладил работу филиала опять.
Правда, восстановить дружбу с прежним директором филиала ему уже не удалось…
Негибкость руководства
Вот сейчас в нашем городе по каким-то внутренним причинам, без всяких рейдеров или объективных причин, загибается крупное хлебопекарное и хлеботорговое предприятие, хотя оно существует уже пятнадцать лет и еще пару лет назад процветало. Причем, костяк его руководства остается все тем же.
Может быть, в этом все и дело?..
Может быть, кому-то надо было просто вовремя отойти от руля?..
Универсальных ответов на такие и подобные им вопросы, к сожалению, не существует.
День Знаний
1-е сентября – это первый день очередного учебного года, но фактически уже с 1984 года в нашей стране этот день является не учебным, а праздничным. В День Знаний проводится торжественная линейка, первоклассники впервые встречаются со своей учительницей все вместе, прочие ученики собираются после летних каникул, обмениваются впечатлениями, и так далее.
А уж основная учеба начнется с завтрашнего дня, со 2-го сентября.
И это очень даже хорошо, что 1-е сентября проходит теперь вот в таком «формате». Все-таки должен быть какой-то стартовый этап, который одновременно снимает определенный стресс у многих школьников.
Оно и понятно: уже с конца августа школьники всё яснее осознают, что очередные каникулы заканчиваются, летняя вольница сменяется учебным режимом, и опять надо будет ложиться спать в определенное время, и вставать в определенное время, и делать уроки, и, соответственно, отказываться от каких-то привычных летом удовольствий и развлечений.
А у тех, кто учиться не очень-то любит, а любит полентяйничать и похулиганить, опять возникает перспектива не очень-то приятных бесед с учителями и родителями по поводу невыученных уроков, полученных «двоек», разных проступков…
И эта перемена наступает фактически одномоментно!
Вот только что было лето, были каникулы, и вдруг бац! – начинаются трудовые школьные будни.
Поэтому праздник 1-го сентября выполняет очень важную роль психологического буфера, смягчающего переход из одного состояния в другое.
Но самое интересное в том, что как понедельник начинается в субботу, так и 1-е сентября начинается 1-го июня. То есть лето – это такое время, когда у родителей, учителей, школьников было время подумать над прошедшим учебным годом, настроиться на следующий год, и, возможно, что-то кардинально изменить.
В результате таких обдумываний кто-то из педагогов в начале нового учебного года оказывается в новом трудовом коллективе, кто-то из школьников переходит в другой класс или даже в другую школу, а кто-то наконец-то начинает что-то решительно менять в себе самом.
И это, пожалуй, самый правильный вариант, поскольку уйти и уехать можно куда угодно, вот только от себя сбежать все равно не удастся.
Широко известен такой научный опыт: в обычной школе группа ученых после проведения неких «тестов» сказала учительнице одного из классов, что самыми способными являются такие-то ученики. Но они-то были как раз «двоечниками» и «троечниками»! Однако учительница поверила ученым и, соответственно, поверила в своих учеников, а они поверили в себя. И в короткое время и в самом деле из неуспевающих перешли в ряды самых успешных и способных.
В общем, в жизни всегда есть место подвигу.
И да здравствует День Знаний!
Странные поступки нормальных людей
Иногда вполне нормальные и здравомыслящие люди совершают очень странные поступки, которые могут привести к самым фатальным последствиям. Но самое странное в таких поступках заключается в том, что люди, бывает, готовят их не один день, думая о каких-то выгодах, и совершенно не принимая в расчет возможные опасности.
По февральскому льду
Один человек как-то в самом конце февраля получил некое очень радостное известие, отчего впал в эйфорию. В этом опасном состоянии он по дороге домой решил срезать путь, пройдя не по мосту над одной из городских рек, а прямо по льду под мостом. Дальше он намеревался посетить близлежащий рынок и затовариться там разными продуктами.
Ну и вот, почти весь путь по льду этот на самом деле большой счастливец проделал благополучно, но метрах в трех от берега лед проломился и человек оказался в ледяной воде. К счастью, ему удалось благополучно выбраться, поскольку берег был совсем рядом, да и дно реки было уже под ногами.
Только тут до слегка подмокшего путника дошло, какую он глупость сделал, пойдя не по мосту, а по льду. А если бы лед проломился не у берега, а на середине реки?..
Но, размышляя над этим, путник незаметно для себя вторично впал в эйфорию, и таки отправился на рынок в мокрой и быстро обледеневающей дубленке, при минус пятнадцати мороза.
Не особенно обращая внимания на вытаращенные глаза прохожих и покупателей, путник благополучно закупил на рынке все, что планировал и отправился домой.
Там, конечно, было много ахов и вздохов, но, как это ни удивительно, после такого приключения у везунчика наутро не было даже насморка.
Но отныне он никогда, никогда даже близко не подходит к берегам водоемов в зимнее время!..
Да и в летнее тоже держится от них подальше.
Газовая атака против кротов
Другого человека замучили кроты на даче. Они развелись в неимоверном количестве и массово портили грядки и зеленые насаждения. Чего только этот дачник не делал, однако кроты продолжали плодиться и вредить.
Тогда этот человек совершенно самостоятельно измыслил потрясающий способ борьбы со зловредными грызунами: он добыл баллон газа пропана, привез его на дачу, прикрутил к баллону редуктор, а к редуктору – резиновый шланг.
При этом на даче никого не было. То есть никого, кроме самого дачника, кротов и газа в баллоне.
Как известно, пропан, (как и бутан) является газом тяжелее воздуха.
И дачник без свидетелей приступил к реализации своего хитроумнейшего плана. Он опустил конец шланга в ближайшую кротовью нору, и открыл кран на баллоне до отказа.
Нет, он не собирался травить кротов газом! Суть проекта заключалась в другом!..
Выждав, пока весь газ выйдет, целеустремленный истребитель кротов вынул шланг из отверстия норы, закрутил кран и оттащил баллон как можно дальше от места операции. Затем он вложил в то же отверстие норы конец пропитанного машинным маслом длинного шнура, поджег другой конец шнура и быстренько отошел на безопасное расстояние.
В общем, этот разумный человек предусмотрел будто бы все.
И шарахнуло будь здоров!..
Шарахнуло так, что не только грядкам, но и всем насаждениям на даче пришел конец. Помидоры, огурцы, лук, малина, смородина взметнулись в воздух, а яблони просто попадали, как подпиленные.
Дачник-взрыватель просто недооценил масштабов вредоносной деятельности грызунов и необыкновенной разветвленности прорытых ими ходов!..
К счастью, у жены дачника было замечательное чувство юмора.
Она так смеялась и так радовалась тому, что сам муж остался жив и невредим, что простила ему гибель дачных насаждений, не говоря уже о гибели несчастных кротов, которые, кстати, на этой даче больше никогда, никогда не появлялись!..
Комплекс Наполеона
Любые психологические комплексы проявляются всегда непросто и довольно зловредным образом. А комплекс Наполеона, свойственный прежде всего мужчинам маленького роста, часто приводит к удивительным результатам, поскольку маленькие мужчины сплошь и рядом добиваются намного большего, чем мужчины обычного роста.
Это вполне логично.
Нормальному, здоровому, воспитанному и образованному мужчине среднего и высокого роста комплексовать не из-за чего. У него и так все в порядке!.. По крайней мере, должно быть в порядке.
А «малышам» страсть как хочется доказать всем окружающим, что они вовсе не хуже других мужчин. И, начиная доказывать это всеми способами, маленькие мужчины постепенно добиваются в профессиональной сфере и личной жизни очень хороших, а иногда прямо-таки грандиозных результатов.
Взять того же Наполеона Бонапарта, по имени которого и назван этот комплекс. Рост у него был всего лишь 1 метр 51 сантиметр. Крохотуля! А чего добился?.. Не только стал императором одной из самых процветающих стран Европы, но также и очень успешным полководцем. Пока на Россию не напал…
Но если бы Наполеон проявил чуть больше мудрости, то так бы и правил Францией в должности императора до самой старости, наслаждаясь уважением подданных и любовью прекрасных женщин.
К сожалению, мудрости людям с данным комплексом как раз и не хватает. Они ведь только внешне выглядят самоуверенными, хотя на самом деле могут быть крайне уязвимыми, и им все время хочется что-то делать, чтобы скрыть эту уязвимость.
Правда, в результате такого бурления глубоких переживаний формируются не только великие полководцы, но и замечательные творческие личности.
Великий англо-американский актер Чарли Чаплин, например. О его таланте, жизни и подвигах на любовном фронте написаны уже многие десятки, если не сотни книг!
Или Дастин Хоффман, еще один американский актер. При его росте менее 170 сантиметров нечего было даже мечтать играть героев-любовников. И он прославился исполнение острохарактерных, комедийных, необычных ролей, которые оказались недоступны признанным красавчикам.
Или Жан Клод Ван Дамм. При росте 172 сантиметра он, конечно, не малыш. Но с подобным ростом можно было и не мечтать о ролях суперменов. Однако именно в таких ролях Ван Дамм и прославился на весь мир!
В общем, всем маленьким мужчинам вовсе не стоит переживать из-за своего роста. Мировая слава и богатство все компенсируют!
А девушкам можно дать ценный совет: в поисках будущего мужа самое пристальное внимание обратите на мужчин маленького роста. Конечно, они самоуверенные и обидчивые, зато очень целеустремленные. Необходимо только их мужскую самоуверенность уравновесить женской мудростью. И тогда все будет вообще в полном порядке.
Легенды об иллюзиях
Все красивые сказки для детей и, в особенности, для взрослых строятся на определенных допущениях и натяжках. Это такая игра с читателем и зрителем. Людям хочется сказки – и писатели с кинорежиссерами дают им эту сказку, а читатели-зрители верят в нее, искусственным образом игнорируя несоответствия и нестыковки сказки с реальностью.
Фильм итальянского режиссера Джузеппе Торнаторе «Легенда о пианисте» 1998 года – одна из таких сказок, в которой многое притянуто просто за уши.
Внешне это очень красивый фильм, красивая сказка, с великолепной музыкой Эннио Морриконе, но по факту это очень печальная история, в которой натяжек слишком много.
Кочегар огромного океанского пассажирского корабля, курсирующего между Европой и Америкой, находит коробку с младенцем. Кочегар принимается его воспитывать, прямо в кочегарском отделении, среди угля и пышущих жаром котлов, а также в общей каюте. Это – первая натяжка.
Все об этом знают, включая капитана, но почему-то позволяют найденному ребенку оставаться на корабле, никак не зафиксировав документально сам факт его существования. Вторая и сразу третья натяжки.
Когда мальчику исполняется 8 лет, кочегар погибает на работе. Вот это могло быть запросто! А мальчик в середине ночи поднимается в салон первого класса, садится за рояль и вдруг начинает играть на нем так гениально, что все пассажиры, прямо в ночных рубашках, сбегаются его послушать. Ну, это уже не натяжка, а просто сказка. Ладно, бог с ней. Автору книги, по которой поставлен фильм, так захотелось! А режиссеру фильма – тем более.
И вот этот мальчик вырастает, становится пианистом-виртуозом, развлекая пассажиров вместе с другими музыкантами. Но другие время от времени меняются, сходят на берег, а пианист все время остается на корабле. Вот это, в принципе, могло быть. К сожалению. У творческих людей в голове – миллион завихрений.
А когда этот устаревший корабль списывают, и решают взорвать, потому что так нужно режиссеру фильма, пианист все равно остается на корабле, и соответственно, погибает тоже.
Насчет подрыва корабля – это самая большая натяжка. При строительстве кораблей используется слишком ценная корабельная сталь, чтобы вот так просто пустить ее в расход, да еще с засорением акватории.
И все вместе эти писательские и режиссерские натяжки никакой красоты не создают, а вызывают только досаду и откровенное раздражение.
Но в то же время этот фильм заставляет о многом задуматься.
Если воспринимать его как некую аллегорию, то надо признать, что в жизни таких «пианистов» бывает довольно много. Причем не только в творчестве, но и в личной сфере, и в бизнесе. Их «корабли» — это их иллюзии, на которых они курсируют туда-сюда в неких замкнутых, придуманных пространствах, не имея желания или духа «сойти на берег» реальности.
К счастью, некоторым из них помогает сама жизнь, когда аккуратно садит их корабли на мель, без человеческих жертв, исключительно для того, чтобы эти «пианисты» могли спокойно подумать о том, как жить дальше.
Это бывает очень полезно, и для самих этих людей, и для их ближайшего окружения.
Можно ли измерить счастье?
В 2006 году был разработан и принят Международный индекс счастья. Отражает он благосостояние людей и состояние окружающей среды в разных странах мира. При оценке уровня жизни в расчёт принимаются показатели сугубо материально-экономические. Исходят при этом из стандартного представления, что каждый человек хочет во здравии и достатке благополучно прожить свои дни на Земле, а государства делают всё, чтобы обеспечить гражданам максимальный комфорт существования.
Согласно последнему расчёту Международного индекса счастья (за 2009 год) самыми счастливыми признаны граждане Коста-Рики, Доминиканской республики и Ямайки. Ммм… Солнце, чистая вода, природа, не нужно думать, где и за какую сумму купить дублёнку, чтобы не замёрзнуть в -40… Красота! А вот самыми несчастливыми согласно индексу были названы жители также далеко не холодных и загрязнённых стран — Зимбабве, Танзании и Ботсваны.
Получается не в климате счастье. Это и понятно. Так в чём же? В деньгах?
И здесь промах. Ещё несколько лет назад учёные умы провели любопытное исследование. Наблюдения проводились над близнецами, которые выросли совершенно в разных условиях. К примеру, две малышки-близняшки, были волею судьбы разлучены в детстве. Одна провела годы отрочества и юности в детском доме, затем прошла нелёгкий путь самостоятельного поиска своего места в жизни. В общем, материальными благами была обделена. Её сестре повезло чуть больше, выросла она в приличной приёмной семье, ни в чём не нуждалась и не была вынуждена работать в ночные смены, чтобы заработать на покупку продуктов из набора потребительской корзины. И что? Оказалось, что вторая близняшка чувствовала себя несчастней, чем первая! Получается, счастье зависит от характера и того, как человек смотрит на окружающий мир? Так что же здесь подсчитывать? Дорогие друзья, давайте радоваться жизни, здоровью себя и своих близких, крепкой дружбе и каждому восходу солнышка! А те, кто не хочет, пусть себе подсчитывают, рассчитывают, анализируют!
P.S. Кстати, согласно Международному индексу счастья жители России 108-е по счастливости в мире! ТАК БУДЕМ ПЕРВЫМИ!
Взгляд на себя со стороны
Давным-давно, в незапамятные времена, еще когда я учился в школе, к нам время от времени приезжали разные артисты, и выступали прямо в школьном актовом зале.
Актовый зал набивался битком, потому что всем хотелось побывать на концерте, и я не помню, кстати, чтобы мы хотя бы за один такой концерт платили деньги. Как уж там зарабатывали те артисты, не знаю. Видимо, это были «шефские» концерты областной филармонии. Как правило, это были концерты-«солянки», с включением самых разных эстрадных жанров, и всегда высокого качества.
И вот на одном из таких концертов я впервые увидел эстрадный номер артиста, работавшего с «говорящей» куклой, сидевшей у него на руке. Артист говорил своим голосом, кукла – своим, высоким, звонким, и при этом создавалось полное впечатление, что кукла действительно говорит сама. Ведь артист, общаясь с куклой, рта не открывал, и ни о какой магнитофонной записи речи тоже быть не могло, поскольку кукла охотно общалась с ребятами и взрослыми из зала, и очень остроумно и находчиво отвечала на разные вопросы и замечания. Такую импровизацию просто невозможно заранее записать, на то она и импровизация.
Потом еще несколько раз я видел подобные выступления по ТВ, и каждый раз вновь возникало впечатление, что куклы говорят самостоятельно, поскольку артисты также никогда не раскрывали рта и даже не шевелили губами.
Только много позже я узнал, что этот, теперь, видимо, очень редкий жанр требует от артиста особого умения говорить, не разжимая губ. На это способен далеко не каждый.
В фильме «Бобер», который буквально только что вышел на экраны, герой Мела Гибсона тоже общается с куклой бобра, надетой на его руку, но, правда, рот он при этом разжимает. Впечатление все равно возникает завораживающее. Во-первых, Мел Гибсон – великолепный актер, во-вторых, это ведь фильм, в котором все соответствующим образом снимается и монтируется.
Впрочем, дело вовсе не в бобре.
Просто главный герой фильма, Уолтер Блэк, которого играет Гибсон, попал в трудную психологическую ситуацию, из которой долго не мог найти выхода, а когда нашел, выход этот оказался довольно-таки экстравагантным, если не сказать больше.
Фильм сняла Джоди Фостер, которая выступает в нем и как исполнительница второй главной роли, жены Уолтера.
Фильм, кстати, замечательный. Увлекает, потрясает и заставляет о многом задуматься.
Например, о том, как помочь себе увидеть и оценить себя объективно – чтобы исправить что-нибудь очень существенное в своей жизни.
Часто ведь говорят: «Взгляни на себя со стороны! И многое поймешь.»
Совет хороший. Только как можно взглянуть на себя со стороны, когда каждый человек все время находится в себе самом?..
А если просить о помощи, то кого? Своих близких? Они могут быть предвзятыми, и либо сгустить краски, либо, наоборот, обойти какие-то острые моменты, которые как раз и нуждаются в объективном анализе.
Что же до специалистов со стороны, то с ними бывает довольно трудно делиться самым сокровенным, хотя без этого не обойтись.
Как бы то ни было, момент «икс» рано или поздно случается в жизни каждого человека.
И, как минимум, надо, чтобы он не застал нас врасплох…