Театр, в отличие от кино, всегда предлагает публике не записанный на пленку, а живой контакт с актерами, при котором происходит непосредственное вовлечение в действие. Оно бывает особенно глубоким, если актеры играют талантливо, искренне, с полной самоотдачей, а публика приходит на спектакль уже заранее настроенной на приобщение к тайне искусства.
Один из самых удивительных театров был создан в свое время в 1923 году в колонии для малолетних правонарушителей – то есть в таком месте, где само наличие театра могло был показаться неожиданным.
Однако в 1920-х годах в СССР происходило много неожиданного и даже невероятного!
К тому же речь идет о колонии имени Горького, которой руководил Антон Семенович Макаренко, а уж он-то был таким человеком и педагогом, при котором даже самые неожиданные и даже невероятные вещи становились совершенно реальными.
Все началось с того, что осенью 1923 год колония имени Горького переехала на новое место, в бывшее имение помещиков Трепке, которое сама же и отремонтировала. А в этом имении, в числе прочих помещений, имелся просторный мельничный сарай.
Вокруг колонии было множество небольших деревень и хуторов, а в нескольких километрах находился и вполне приличный город Полтава.
Электричества в этих деревеньках и хуторах, как и в самой колонии, не было. Радио имелось только кое-где, а о телевидении тогда мечтали одни писатели-фантасты.
Соответственно, у сельского люда было очень мало развлечений. Точнее, развлечения были традиционные – свадьбы, похороны, посиделки на завалинке и гулянки по разным семейным и религиозным поводам, как правило, с самогоном.
О театре жители этих деревень и хуторов слышали, но что это такое, совершенно себе не представляли.
Зато в колонии имени Горького жизнь била ключом.
К 1923 году здесь было порядка 80-ти воспитанников, плюс к ним – десяток воспитателей и сам руководитель колонии, А.С.Макаренко.
Я уже писал здесь, на Узнайке, об этом великом педагоге и о тех учреждениях, которыми он руководил, но отнюдь не лишне будет еще раз сказать о том, что под руководством Антона Семеновича в руководимых им коллективах была создана исключительно счастливая жизнь.
Все его воспитанники, во-первых, работали в поте лица своего в полях и мастерских. И это был очень успешный труд, благодаря которому колония процветала.
Во-вторых, жизнь в коллективе колонии была очень насыщенной в культурном плане. Здесь была очень хорошая библиотека, которая постоянно пополнялась, и множество кружков – изобразительный, музыкальный, авиамодельный и другие.
Одним из этих кружков был драматический, который время от времени ставил спектакли для самих воспитанников и педагогов колонии.
Но после переезда в бывшее имение Трепке жизнь драмкружка кардинально изменилась. Сам А.С. Макаренко в своей книге «Педагогическая поэма» написал об этом с юмором так: «Трудно даже описать тот восторг, который охватил нас, когда мы получили в полное свое распоряжение мельничный сарай».
В этом помещении можно было устроить настоящий театр с большим зрительным залом, в котором могло вместиться не менее 600 человек!
Это даже по современным меркам очень неплохо, а в тогдашних условиях означало, что в этом театре могло поместиться население сразу нескольких сел и хуторов.
Правда, был в этом будущем театре и «небольшой» недостаток – его невозможно было обогреть в зимних условиях, поскольку крыша его была сделана без всякого утепления.
Но энергичный и целеустремленный коллектив колонии это препятствие не остановило.
Продолжение следует.
Архив рубрики: Факты
Cколько лет новгородскому Детинцу?
Кто, бывая в Великом Новгороде не видел стен и башен кремля- Детинца Вне сомнения, новгородский Детинец является одним из самых знаковых новгородских объектов. Его стены обращены к реке Волхову, внутри него находятся Софийский собор и памятник тысячелетия России. Вместе с тем, в истории Детинца многое не ясно. В частности, не ясно, когда он был впервые построен. Мнения ученых разнятся достаточно сильно — на целых 4 столетия — датами основания Детинца называют от X до XIV века!
До недавнего времени традиционно считалось, что его впервые построили в 1044 году, когда, по рассказам новгородского летописца, л князь Ярослав Мудрый укрепил город. Называли также вторую половину X века, поскольку в слоях этого времени в северной части кремля, в районе бывшего Владычного двора, археологами были найдены глиняные насыпи, относимые учеными к основанию древнейшему кремлевскому крепостному валу. А поскольку Новгород на нынешнем месте сложился как раз в то время из трех разрозненных районов — концов, то этот первоначальный кремль был общим военно-политическим центром, эти три соперничающих района объединявшим в один городской организм.
Однако, современный исследователь С. В. Трояновский в результате многолетних археологических изучений Детинца, пришел к выводу, что эти глиняные насыпи на самом деле относятся совсем к иному времени, просто просели от тяжести и от времени. О Детинце впервые, по его мнению, есть основания говорить не раннее 14 века. До этого все упоминания местного летописца о новгородском крепостном строительстве могли относиться и к внешним стенам, окружающим городские районы снаружи, вроде «острога», созданного в XII в. для защиты от войск Андрея Боголюбского. В этом отношении Новгород, по мнению исследователя, напоминал многие средневековые европейские, прежде всего Итальянские города, в которых внутренняя цитадель тоже появлялась сравнительно поздно и где-то в это время. Таким образом и социальное развитие города чем-то, по мнению ученного, напоминало эти города-коммуны. Дальнейшие исследования, вероятно, позволят дать более точную дату основания первоначальной крепости.
Современная детская литература. Часть вторая
Отдел детской литературы в любом современном российском книжном магазине как будто бы наполнен самыми разными книгами. Но, если присмотреться к ним получше, в глаза бросается большое присутствие давным-давно известных имен — Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Эдуарда Успенского, и др., и совсем малое наличие новых имен.
Только не надо думать, что этих новых имен в современной русской детской литературе нет. Они есть! Причем их довольно много, о чем будет сказано ниже. Вот только издают их очень мало.
Одно из самых ярких и необычных имен появилось в нашей детской литературе в 1994 году, когда впервые была издана совершенно поразительная книжка Ирины и Леонида Тюхтяевых «Зоки и Бада».
В ней столько игры и великолепного юмора, что дети, да и взрослые тоже, просто катаются по полу от смеха при чтении. И при всем при том, эта книжка очень ненавязчиво дает детям и родителям правильные жизненные ориентиры.
С момента первого издания она была уже несколько раз переиздана разными издательствами, так что найти ее можно даже в обычных книжных магазинах, или можно заказать через интернет-магазин.
В интернет-магазине эта книга стоит 250-300 рублей, но сами авторы в свое время издали тираж 100 тысяч экземпляров на свои собственные средства и даже продавали свою книжку сами, по цене 1 рубль!
Конечно, это исключительный случай, когда у авторов есть средства на такие акции. К сожалению, довольно высокие цены на детские книги резко ограничивают тиражи, и, само собой, распространение этих книг.
Сейчас стоимость книг в российских магазинах примерно такая же, как и в западных, но не будем забывать, что уровень зарплат рядовых российских тружеников значительно ниже, чем уровень зарплат рядовых американских или французских тружеников.
Кроме того, распространению книг на Западе способствует тамошняя по-прежнему успешная книжная индустрия, которая начинается с широко развитой сети литературных агентств, постоянно ищущих и продвигающих новых талантливых авторов.
В России литературных агентств сейчас фактически нет.
Авторы обращаются в издательства напрямую, а издательства очень неохотно публикуют новых авторов – в том числе, между прочим, и потому, что вкусы нашей читающей публики отличаются чрезвычайной консервативностью.
В этом плане заслуживает самого глубочайшего уважения опыт издательства «Росмэн», которое вот уже несколько лет подряд самостоятельно проводит литературный конкурс среди новых авторов.
По данным этого издательства, за 2 года на конкурс было прислано более 5000 работ новых авторов! Из них издательство отобрало, правда, только 14 книг, из которых издано пока 5.
В общем, при том, что сама инициатива этого издательства очень даже радует, соотношение изданных книг к числу присланных на конкурс не радует совсем.
С другой стороны, что может сделать одно коммерческое издательство в условиях практически полного отсутствия государственных программ поддержки детской книги?
Дело коммерческих структур – добиваться прибыли.
Дело государства – думать о значительно более серьезных делах, нежели сиюминутная прибыль.
Одно из самых важных среди таких дел – это сохранение и развитие русского языка в условиях, когда со всех сторон наступает английский язык.
И в этом деле без детской литературы, без постоянного притока новых авторов в эту литературу никак не обойтись.
Современная детская литература. Часть первая
В настоящее время ведущим языком в мире является английский. Этот факт настолько очевиден и неопровержим, что с ним не будет спорить даже самый завзятый патриот любого другого языка, в том числе и русского, который является из всех языков самым богатым и красивым.
К тому же в мире преобладающей буквенной системой является латиница, а не кириллица, и под латиницу настроены «по умолчанию» все технологические системы и устройства, и в первую очередь такая глобальная система, как интернет. Английский язык, как и подавляющее большинство европейских, также имеет в своей основе латиницу.
Но дело ведь не только в этом. Ко всему прочему, английский язык достаточно прост, особенно по сравнению с русским, и уже после нескольких недель изучения позволяет, как минимум, общаться на самом обыденном уровне.
А еще распространению английского языка во всем мире способствует чрезвычайно развитая, и, можно сказать, процветающая английская литература, и детская литература в первую очередь.
В англоязычных странах по-прежнему широко распространено издание детских бумажных книг, которые можно листать, разглядывать, брать с собой в постель перед сном, читать вместе с друзьями, родителями, играть с такими книжками, и так далее.
А самое поразительное и печальное для русскоязычных читателей и особенно детских писателей заключается в том, что в английской детской литературе постоянно появляются новые имена.
Этих имен – не единицы, как у нас.
Их десятки и сотни.
Многие из этих имен очень хорошо известны в самых разных странах мира, в том числе и в России.
Например, это Жаклин Уилсон, книжки которой о подростках уже неоднократно изданы и переизданы в России самыми разными издательствами.
Это, также, Джулия Дональдсон, которая пишет замечательные стихи и ритмические тексты, которые также многократно изданы и переизданы в России.
Это и Майкл Розен, поэт, писатель, пропагандист своего родного языка и чтения как такового, который ведет постоянную общественную работу с детьми в Объединенном Королевстве, в котором живет.
О Джоан Роулинг с ее Гарри Поттером говорить вообще не будем, поскольку она является уникальным явлением во всем мире.
Поражают также тиражи и разнообразие книг английских авторов. Джоан Роулин, опять же, здесь вне конкуренции.
Но у тех же Джулии Дональдсон и Жаклин Уилсон суммарные тиражи их книг, изданных в разных странах, составляют десятки миллионов экземпляров.
А Майкл Розен, к примеру, еще составляет сборники произведений разных английских авторов для детей, и общее количество книг, которые изданы при его участии, на сегодняшний превышает 140 наименований.
Наш Григорий Остер с его «Вредными советами», изданными в России общим тиражом 2 млн. экземпляров, выглядит на этом фоне довольно бледно.
Довольно бледно выглядит и полка с именами русских детских писателей, которые издают свои новые произведения в России сейчас. Их можно пересчитать буквально по пальцам одной руки.
На этой полке — тот же Григорий Остер, Дмитрий Емец, элегантно «передравший» у Джоан Роулинг ее Гарри Поттера, и превративший его в девочку Таню Гроттер, или как ее там, тот же патриарх Эдуард Успенский, который сейчас уже далеко не тот, что был когда-то, еще пара имен дам-писательниц – и, пожалуй, все.
Продолжение следует
Спасение русского языка
На днях мне довелось пообщаться с русской женщиной, которая со всем своим семейством недавно перебралась из Казахстана в Россию. Она была вынуждена это сделать, поскольку думает о будущем своих детей, и прежде всего о том, чтобы сохранить для них русский язык. И в семье, и в ближайшем окружении.
Когда-то, исторически совсем недавно, русский язык был не только языком «старшего брата» для азиатских и даже прибалтийских республик, входивших в состав СССР, но также языком дружбы и межнационального общения.
В том же Казастане, особенно на севере этой страны, русский язык был настолько распространен, что большинство казахов говорили на нем не только на работе или где-то в официальной обстановке, но и дома. И маленькие дети-казахи начинали говорить не на своем родном, казахском языке, а на русском.
За последнее время ситуация кардинально изменилась, и продолжает стремительно меняться.
При том, что Казахстан является самым надежным союзником России в Азии, русский язык в этой стране стремительно «вымывается» из государственных учреждений, из профессиональной среды, и количество общеобразовательных школ с преподаванием всех предметов на русском языке здесь также очень быстро уменьшается.
С точки зрения мировых норм это – ситуация вполне обычная. Она характерна для всех бывших республик Советского Союза, которые обеспокоены сохранением прежде всего языка своего коренного населения.
Поэтому русскоязычное население продолжает покидать эти республики, ныне самостоятельные страны, с большим трудом переселяясь на историческую родину.
Следовательно, распространение и влияние русского языка в бывших республиках СССР, как и во всем мире, постоянно уменьшается.
И не только русского.
Казахстан – это только один из примеров.
Нечто подобное происходит и с другими языками мира, кроме двух языков. Так уж случилось, что в мире в роли основного средства международного общения закрепился английский язык. С появлением и развитием интернета его роль и еще более возросла, и только продолжает расти.
Все остальные языки мира, и даже те, на которых говорят многие миллионы людей, становятся языками, замкнутыми в пределах границ отдельных стран.
Но даже и внутри этих стран эти языки не остаются в покое. Английский язык влияет на все остальные языки мира!
И даже на второй самый распространенный язык мира, китайский. То есть первый, если считать по количество людей, которые говорят на китайском. Точнее, это группа языков. Но вряд ли китайцы в обозримом будущем могут опасаться за их судьбу – просто потому, что китайцев очень много.
А вот маленькие страны Европы, и прежде всего страны Скандинавии, уже многие десятки лет развивают программы защиты и сохранения своих языков. Они задумались об этом намного раньше других государств прежде всего потому, что у них очень маленькое население. В Швеции живет 9 миллионов человек, в Финляндии и Норвегии – по 5 миллионов, в Дании – 5 с половиной…
В России сейчас 143 миллиона человек. Но это не означает, что нам можно успокоиться и предоставить русскому языку возможность самому о себе позаботиться.
К сожалению, сам о себе он не может позаботиться.
Мы все должны об этом думать, и что-то делать для этого.
А то недавно по радио я услышал, как жизнерадостная молодая ведущая сказала такую фразу: «У меня есть френдесса в другом городе…»
То есть слова «подруга, приятельница» ее уже не устраивают! Она лихо создает новое слово на основе английского корня, причес с помощью суффикса, который также был в свое время позаимствован русским языком из другого языка.
Скорее всего, нашему государству надо обратить самое пристальное внимание на опыт скандинавских стран. Здесь существуют государственные программы поддержки родных языков, и, в частности, поддержки детских писателей, детской литературы.
Все ведь начинается с детства.
В этом плане в России, конечно, что-то делается и сейчас.
Но сделать предстоит еще во много раз больше.
Какие произведения популярны у подростков?
Подростки – еще не взрослые, но уже не дети, некая промежуточная стадия. Не удивительно, что на этой стадии так часто возникают проблемы, ведь человек находится в периоде взросления, пытается осознать – кто же он есть, что он может, на что способен. Общаться с подростками нередко затруднительно: как со взрослыми – еще рано, а как с детьми – уже поздно. Помочь в общении может понимание – какие именно произведения (книги, фильмы и так далее) нравятся подросткам. Ведь это – отражение их мироощущения.
Обычно принято считать, что подросткам нравятся боевики. Это не вполне верно. Да, фильмы и книги в подобном стиле пользуются у них популярностью, но вовсе не из-за кровавости или бездумности (почему-то считается, что подросткам нужна «жевательная резинка» для глаз и только). Все дело в глобальности: в боевиках обычно один человек решает какую-либо глобальную задачу, к примеру, спасает весь мир. В одиночку.
Подросток чувствует себя одиноким – именно из-за нахождения в переходной стадии, из-за того, что он еще не определился – кто он, что он и на что способен. И конечно, ему приятно посмотреть, что одиночка вовсе не слаб, что он может совершить нечто выдающееся. Это помогает подростку почувствовать себя сильной личностью.
Еще лучше, если главный герой фильма (книги) – подросток. Желательно – совсем не сильный, не популярный в среде сверстников, не капитан футбольной команды и не пользующийся успехом у девушек. Как, например, герой «Трансформеров», который, несмотря на свою явную хилость, отсутствие мускулатуры и так далее, ухитряется не только спасти весь мир, но и понравиться самой красивой девушке в школе.
Кстати, наличие девушки не обязательно. Гарри Поттер вполне обходится своими силами. Правда, у него есть друзья – приятное дополнение. Но он тоже изо всех сил спасает мир. И еще небольшой нюанс: даже когда взрослые ошибаются, безупречный Гарри на страже и предотвращает их ошибки. Для подростка очень важно осознание своей правоты, как и возможного несовершенства взрослых.
Очаровательный герой «Звездных войн» — подросток, внезапно оказавшийся в самом центре вселенской борьбы. Люк Скайуокер выживает там, где гибнут взрослые и опытные воины, выполняет невыполнимые задачи. Он молод, храбр и спасает Вселенную. Классический герой для подростка.
Прелестный фильм «Артур в стране минипутов» — и Артур спасает не только ферму своей бабушки, но и находит давно пропавшего деда, а параллельно уничтожает зло, грозящее стране минипутов. Ну и, конечно, в него влюбляется принцесса минипутов. Но, как уже было сказано, принцесса – приятное, но не обязательное дополнение.
Мультфильм «Король-лев» не зря пользуется огромной популярностью: в нем показаны все периоды взросления личности, начиная от младенца и заканчивая взрослым и самодостаточным человеком. Львенок Симба убегает из прайда, так как считает себя виновным в смерти отца. Подросток Симба наслаждается жизнью вдалеке от родного прайда и не хочет вспоминать о прошлом. Но когда перед подростком Симбой встает глобальная задача – спасти не только прайд, но и все земли, на которых долгие годы охотились предки Симбы, он взрослеет и храбро идет навстречу опасности. И становится королем.
Очень интересно, если главный герой – девушка. В этом случае почти никогда не идет речь о спасении мира или еще чем-либо подобном. Главная задача девушки-подростка – найти свою любовь, единственную и неповторимую. «Сумерки» — прекрасный пример такого произведения.
Обратите внимание, девушка, у которой «обе ноги левые», которая не может пройти сто метров не споткнувшись, не обладающая выдающимися умственными способностями, не имеющая никаких особых талантов и так далее, находит идеальную любовь на всю жизнь. Более того – на всю вечность, ведь ее любимый – вампир. Правда, он не пьет человеческую кровь, зато может жить вечно. И она собирается жить вечно рядом с ним. Кстати, в качестве вампира она весьма даже способна, у нее появляются необычные таланты, которые не могли бы ни проявиться, ни использоваться в человеческом обличье.
Если вы действительно хотите понять подростка – читайте те же книги, что и он, смотрите те же фильмы. Постарайтесь понять – что именно привлекает подростка в героях этих книг и фильмов, чего именно ему не хватает в себе и в собственной жизни. И вам будет гораздо легче найти с ним общий язык, достигнуть взаимопонимания.
Елизавета Патрикеевна
Этим именем-отчеством в нашем фольклоре называется рыжая лисица, которая все еще, к счастью, очень распространена в наших лесах. Относится она к тому же семейству псовых, что и волки, шакалы, корсаки, койоты, майконги и даже гривистые волки.
Как известно, рыжая лисица мельче волка и ее добычей является более мелкая живность.
Волк может запросто задрать овцу или теленка, стая волков может совместно затравить лося, оленя, косулю, а лисица промышляет в основновном охотой на мелких грызунов – «мышкует», как говорят.
Может лисица взять и зайца, но далеко не так легко, как многие думают. Заяц, во-первых, бегает гораздо быстрее лисы. Во-вторых, лиса быстро устает, выбивается из сил.
В то же время в фольклоре у многих народов лисица является гораздо более умной, чем волк, и постоянно его обманывает, как в хорошо известной русской сказке, где лисица заманила волка к проруби, в которой замерз его хвост, и глупый волк стал добычей охотников.
Лисица (так же, как волк, медведь и заяц) является также героиней многих анекдотов.
Например, такого:
Медведь, волк и лиса садятся играть в карты. Медведь предупреждает: «А того, кто будет мухлевать, будем бить по морде. По наглой, рыжей морде!»
Один из моих товарищей любил рассказывать потрясающую охотничью историю о том, как он поймал лисицу голыми руками.
Согласно этому «охотничьему рассказу», этот человек прилег отдохнуть на опушке леса и крепко уснул. Проснулся он оттого, что его гладило по лицу что-то мягкое.
Он открыл глаза и увидел, что это лисий хвост. Лиса бежала по каким-то своим надобностям, и остановилась прямо возле человека, помахивая своим хвостом.
Ну, этот «охотник» ее и схватил прямо за лапы!
Непонятно, правда, как ему удалось удержать лисицу, и как она ему не искусала все руки. Всем неверящим этот человек предлагает отправиться в живой уголок при одной из школ, где сейчас и живет эта лиса.
В китайском народном фольклоре лисица является животным мистическим. Она умеет обращаться в женщину, иногда выходит замуж, и потом вытворяет со своим мужем-человеком всякие гадости.
Может и съесть его!
Один из родственников лисицы, шакал, широко распространенный в азиатских странах, тоже стал очень известным фольклорным героем, причем в основном негативным.
Хотя в природе ничего негативного в поведении шакала нет. Он также охотится на грызунов и питается остатками трапез более крупных хищников – львов и тигров.
В силу его сравнительно небольших размеров такой образ жизни для шакала совершенно логичен.
Один из самых интересных видов лисиц – это лисичка-фенек, которая по своим размерам уступает даже домашней кошке, но живет при этом в пустынных местностях Африки.
Основная пища фенеков – насекомые и мелкие позвоночные, то есть разные ящерицы и змейки.
А еще лисичка-фенек отличается громадными ушами, до 15 сантиметров длиной, которые нужные ей не только для того, чтобы хорошо слышать перемещения своей будущей добычи, но и для того, чтобы регулировать температуру тела в условиях жарких пустынь.
Этой весной сразу в нескольких европейских зоопарках лисички-фенеки принесли потомство.
Сейчас в интернете очень популярным стало видео о лисичке-фенек из голландского зоопарка, которая родила троих детенышей. Детки уже подросли и все время разбегаются, а взволнованная мамаша старается утащить их обратно в логово…
Охота как образ жизни
В настоящее время для подавляющего большинства жителей земли охота является только одним из развлечений. И вряд ли к этому развлечению можно отнестись положительно. Заяц, лиса, медведь, лось, утка, косуля с их клыками, когтями, перьями и рогами заведомо проигрывают двуногим хищникам, вооруженным современным оружием, причем довольно часто даже нарезным.
Только тогда можно оправдать охоту, когда она, во-первых, является профессией, как у охотников-промысловиков, которые практически круглый год ведут обособленный образ жизни в своих угодьях, добывая дикого пушного зверя.
Охотники-промысловики бережно относятся к зверью, всегда соблюдая правильное время охоты и не добывая больше того, что их угодье может дать без вреда для численности зверья.
Во-вторых, можно как-то оправдать охоту, когда она происходит в специальных заказниках, в которых зверей подкармливают и выращивают специально. За право охоты в таких угодьях надо заплатить немалые деньги, и количество зверей, которых можно отстрелить в охотничьий сезон, строго ограничено.
Хотя ничего красивого в такой охоте нет, конечно. Такая охота больше похожа на обыкновенную бойню, которая происходит не в специальном убойном цеху, а в естественной природной среде. Хорошо обученные егеря гонят зверя на точки пристрела, где их встречают «охотники» с дорогими ружьями и карабинами. Какая уж тут красота?..
Одно из таких охотничьих угодий создано в Омской области группой местных фермеров, которые несколько лет назад закупили птенцов фазанов, подрастили их и затем выпустили в лесопосадки. Фазаны там освоились очень неплохо, и люди-«благодетели» теперь регулярно охотятся на них в этих посадках. Чисто для развлечения!
Причем специально нанятые егеря выпроваживают из этих угодий посторонних. Кто в свое время птенцов фазанов не покупал и не подращивал – тот и не может охотиться на взрослых птиц!
Кстати, эти лесопосадки в свое время были высажены людьми, для того, чтобы предовратить эрозию почвы в степных зонах. И разному мелкому зверью, которое тут постепенно развелось, из лесопосадок и хода никуда нет, поскольку вокруг – окультуренные поля и пашни.
В настоящее время охотой и собирательством живут только племена африканских бушменов и австралийских аборигенов.
Бушмены, вообще-то, являются не одним народом, а группой племен, живущих в Южной и Восточной Африке, в зоне буша, то есть местности, поросшей мелким кустарником.
В настоящее время бушменов осталось что-то около 100 тысяч человек, во всех племенах. Постепенно, конечно, они утрачивают свои охотничьи навыки, хотя и теперь еще многие из них проводят каждый день с утра до вечера в поисках мелкой африканской живности, на которую охотятся с луком и стрелами. Бушменские женщины в это время занимаются собирательством. Они могут находить до 60-ти съедобных трав и кореньев.
Особым лакомством у бушменов считаются жареная саранча и так называемый «бушменский рис» — личинки насекомых.
Австралийские аборигены, как это ни удивительно, находятся в лучшем положении, чем африканские бушмены. Их сейчас в Австралии что-то около 450 тысяч человек, и на поддержание их жизни нацелены многие благотворительные программы. Существенная часть этих программ направлена на то, чтобы сохранить традиционный уклад жизни австралийских аборигенов, и в этом даже достигнуты серьезные успехи.
Парадокс заключается в том, что сейчас об австралийских аборигенах заботятся потомки тех самых белых завоевателей, которые в свое время нещадно притесняли коренных жителей Австралии.
Очень хорошо способы охоты аборигенов показаны в художественном фильме 1971 года «Walkabout» («Обход») режиссера Николаса Роуга.
Оружие аборигена – лук со стрелами, копье, бумеранг и собственная ловкость.
Но уж никак не нарезной карабин или богато инкрустированное гладкоствольное ружье.
Отдых в Израиле
Израиль – популярное место для туризма. В Израиль стремятся религиозные паломники различных конфессий, туда едут желающие лечиться, а также любители достопримечательностей, жаждущие своими глазами увидеть древние артефакты, ну и, конечно, любители отдыха на морском побережье. У тех, кто направляется в Израиль впервые, просто разбегаются глаза – хочется и отдохнуть у моря, и пройти хотя бы по самым популярным туристическим маршрутом, увидеть все чудеса страны. Рекламные проспекты же туристических фирм удручающе оптимистичны и, руководствуясь ими, легко ошибиться. Нет, отдых все равно не будет загублен, но можно недополучить желаемое или переплатить за него.
Для тех, кто едет в Израиль исключительно отдохнуть, идеальным местом является Эйлат – туристический центр страны. Там есть все, что необходимо для отдыха и даже сверх того. В Эйлате можно отдыхать как самому, так и с семьей. Там найдутся развлечения на любой вкус для взрослых и детей, начиная от развлекательных программ, предлагаемых отелями, и заканчивая различной экзотикой, вроде полета на парапланах. Ну и, разумеется, можно заказать любые экскурсии по стране, как индивидуальные, так и групповые. Недостатком Эйлата являются цены – это один из самых дорогих городов Израиля, в основном потому, что предназначен не столько для жителей страны, сколько для туристов.
Если вы предпочитаете спокойный отдых, не нуждаетесь в том, чтобы вас развлекали, а предпочитаете спокойно релаксировать на берегу моря, то наилучшим выбором будет Нетания. Особенно удобен этот город, если вы планируете навестить родственников и знакомых в различных концах страны – Нетания расположена как раз посередине карты Израиля, и из нее легко попасть в любую нужную точку. Развлечений в Нетании поменьше, чем в Эйлате, но тем не менее при желании там тоже скучно не будет, особенно для любителей различных водных видов спорта. Кроме того, отдых в Нетании обойдется раза в два дешевле, чем отдых в Эйлате, а экскурсии можно заказать точно так же, воспользовавшись услугами туристических бюро.
Очень хороша для отдыхающих Хайфа. Этот город предлагает тот же набор развлечений и спорта для отдыхающих, как и другие приморские города, а кроме того – очаровательные экскурсии по самой Хайфе, поверьте, там есть что посмотреть. Причем – достаточно бюджетно, особенно если сравнивать с Эйлатом.
Иерусалим – центр религиозного паломничества и один из самых дорогих городов страны. Ехать в Иерусалим для отдыха бессмысленно, этот город предлагает лишь туристические программы, осмотр достопримечательностей. Это, конечно, очень интересно, но если ваша цель не только посещение Храма Гроба Господня или Стены Плача, если вы хотите еще и поплавать в море, то Иерусалим категорически не подходит. В Иерусалим можно съездить, отдыхая в любом другом месте Израиля, в рамках туристических экскурсий.
Еще одно бесполезное место для отдыхающих – Мертвое море. Это место паломничества для страдающих разнообразными кожными заболеваниями, своеобразная Мекка дерматологов. Но плавать в Мертвом море нельзя, отели, хоть и предлагают кое-какие развлекательные программы, но в основном скучные и однообразные – ведь они рассчитаны вовсе не на обычных туристов, а на тех, кто приезжает для лечения. Поэтому Мертвое море, конечно, приятно посетить – как достопримечательность, но ехать туда, рассчитывая на отдых, не стоит. Будет очень скучно.
Выбирая место в Израиле, куда отправиться отдыхать, нужно помнить, что страна эта маленькая, и в любую точку можно добраться достаточно быстро. Так что, не обязательно останавливаться в дорогом Иерусалиме, если вы непременно хотите его увидеть, можно найти более бюджетный вариант, и тем не менее посетить Иерусалим, так же, как и другие места.
Выслушивайте советы, которые с удовольствием дадут в туристическом агентстве, сравнивайте цены и программы отдыха, и – выбирайте. Не забывая, впрочем, о климате. Летом в Израиле очень жарко.
Четыре Джеймса Бонда Пирса Броснана
Пирс Броснан сыграл этого супергероя в 4-х фильмах «бондианы», хотя мог бы, скорее всего, сыграть его и в большем количестве фильмов, поскольку первый раз это могло произойти не в 1995 году, а еще в 1986, когда Броснансу было всего 33 года. Но, к сожалению для актера, в 1986 году он был связан контрактом с другой студией, и роль «ушла» к Тимоти Далтону.
Далтон тоже был весьма неплохим Бондом, хотя и сыграл всего в двух фильмах этой киноэпопеи, которой в этом году, между прочим, исполняется уже 50 лет.
Но, в отличие от Тимоти Далтона, и от всех своих предственников, Пирсу Броснану довелось играть Джеймса Бонда уже в совершенно другой исторической реальности, поскольку «холодная война» официально закончилась еще в начале 1990-х годов, а вместе с ней в историю ушло и противостояние западных спецслужб и КГБ.
А то ведь очень часто самыми главными злодеями и заговорщиками во многих фильмах «бондианы» были самые разные советские агенты во главе с хитроумным генералом Гоголем.
Но, пусть это все было и кино, гражданам бывшего Советского Союза все-таки не очень приятно видеть, как агент 007 отстреливался от преследовавших его людей в советской форме, и многие из этих людей падали убитыми.
К 1995-му году ситуация поменялась кардинально, хотя в фильме «Золотой глаз», вышедшем в этом году, и первом, в котором Джеймса Бонда сыграл Пирс Броснан, авторы сценария все-таки использовали идею «холодной войны» — правда, только в прологе.
Интересно, что в этом прологе были показаны сразу два предателя. Один предал английскую спецслужбу МИ-6, второй предал российскую спецслужбу. Так авторы сценария постарались «раздать по серьге всем сестрам».
Кстати, с моей личной точки зрения, «Золотой глаз» явно лучший фильм из всех 4-х фильмов с участием Броснана, и один из самых лучших во всей Бондиане.
Во-первых, в нем показана хотя и фантастическая, но зато очень близкая к реальности история.
Когда танк несется по улицам Санкт-Петербурга за одним из главных отрицательных героев, и при этом крушит стены исторических здания – это смотрится прямо завораживающе!
Во-вторых, в этом фильме очень яркая, глубокая музыка Эрика Серра, даже неожиданная для боевика.
В-третьих, в этом фильме также много и юмора, и он всегда очень уместен.
Ну а самым слабым из 4-х фильмов «бондианы» с Пирсом Броснаном, с моей точки зрения, является фильм «Завтра не умрет никогда», вышедший в 1997-м году.
Сам сюжет этого фильма довольно надуманный, и больше напоминает то ли комикс, то ли детскую наивную фантастику, подобную фильмам Жоржа Мельеса начала ХХ века.
Конечно, в начале ХХ века были не такие навороченные спецэффекты, но, извините, фантастический бур из фильма «Завтра не умрет никогда», который в течение нескольких минут дырявит военный корабль как сливочное масло, выглядит уж совершенно неубедительным!
Да и главный герой этого фильма похож скорее на опереточного злодея.
В четвертом фильме, в котором Джеймса Бонда сыграл Пирс Броснан, также совершенно неубедительно выглядит даже не космическое оружие, а огромный самолет, который внутри оказывается гораздо больше чем снаружи.
Причем в нем все взрывается и взрывается, он уже горит, но все летит себе и летит!
Ну а в третьем «броснановском» фильме про Джеймса Бонда, «И целого мира мало», одна из самых ярких «изюминок» — это роль Электры Кинг, которую сыграла Софи Марсо. При этом сюжет фильма тоже очень сильно напоминает комикс.
Как бы то ни было, по общему мнению зрителей и кинокритиков Пирс Броснан является одним из самых ярких исполнителей роли Джеймса Бонда, хотя непревзойденным для многих и многих остается самый первый «Джеймс Бонд» — Шон Коннери.