К советам Сусанны, с помощью которых она обучает Надю – как же, собственно говоря, выйти замуж, стоит прислушаться весьма внимательно. Да, эти советы поданы в комедийном аспекте, но тем не менее – они вполне серьезны и прекрасно работают. Например, первая аксиома, которую Сусанна сообщает Наде: не родись красивой, а родись активной, — это настоящее руководство к действию.
И в самом деле, женщина, которая сидит и дожидается, когда на нее свалится счастье семейной жизни, имеет все шансы просидеть так до скончания века. И остаться старой девой. Это не удивительно, ведь если женщина не подает никаких сигналов о том, что она действительно хочет выйти замуж, что она находится в состоянии поиска партнера, то как об этом сможет догадаться потенциальный партнер? Мужчины пока не выучились читать мысли (и это хорошо). И, разумеется, они ждут подсказки, чтобы не стучаться в двери, за которыми ничего нет.
Очень интересна сцена в ресторане, где Сусанна декларирует принцип активности. Сначала она обращает внимание Нади на то, что они – две одинокие женщины – никому в этом ресторане не интересны. Тем более, что они – уже за тридцать, а вокруг полно молодых и красивых. И тут же демонстрирует, как можно преодолеть эту ситуацию: попросту достает сигарету (между прочим, по словам Сусанны, она не курит, а сигареты держит «для коммуникабельности») и обращается к мужчинам за столиком неподалеку: «Молодые люди, не найдется ли у вас зажигалки?». Естественно, джентльмен не может оставить просьбу дамы без ответа, и тут же находится мужчина, который подносит зажигалку. Сусанна ухитряется в минуту общения вклинить комплимент джентльмену, в результате чего следует немедленное приглашение дам за столик к джентльменам. Дамы отказываются, и тогда их просят хотя бы разрешить с ними потанцевать. И это при том, что за пять минут до проявления Сусанной активности, на них не обращал внимание совершенно никто. И вот – с ними уже желают знакомиться, приглашают за столик, приглашают потанцевать.
Да, сцена выглядит вполне комедийно. На экране. Но попробуйте проделать то же самое самостоятельно, где-нибудь в общественном месте. И вы получите именно такой результат: мужчины немедленно обратят на вас внимание, и обязательно найдутся те, которые пожелают с вами познакомиться.
До встречи с Сусанной Надя никаких подобных сигналов не подает. Она не проявляет активности. Напротив, она всеми силами сигнализирует о том, что у нее и так все в порядке, ее жизнь полностью устроена, ей в этой жизни никто не нужен, а уж тем более мужчина. Подтверждением истинности подобной сигнализации выступает активность Нади в общественной жизни (а это совсем другое дело!). В результате мужчины (и даже влюбленный в нее Гена) перестают воспринимать ее как женщину. Она – инженер, сослуживец, общественный деятель и так далее, в общем, все, что угодно, только не женщина. А то, что она мечтает о браке, никто не видит – эти мечты глубоко спрятаны.
И вот, следуя советам социолога, Надя изменяет внешнюю сигнализацию. Меняется одежда – и это немедленно замечают. И дело даже не в том, что женщина должна наряжаться для мужчины, женщина вполне может наряжаться и для себя, это лишь показатель того, что она считает себя ценностью, ухаживает за собой, любит себя. А тот, кто любит себя, может любить и другого. Ну а если женщина считает себя ценностью, то всегда найдется мужчина, который будет придерживаться того же мнения, и пожелает эту ценность получить.
Используется также древняя истина: путь к сердцу мужчины лежит через желудок. Сусанна советует Наде поухаживать за избранником простейшим методом – подкормить его чем-нибудь вкусненьким. Так как избранник находится прямо на рабочем месте, то с подкормкой вопрос решается просто – Надя приносит на работу различные пирожки. И этот совет Сусанны тоже совершенно верен: женщина, которая умеет готовить, всегда обратит на себя внимание мужчины. Любопытно, что Сусанна дает еще один совет: даже самые простые пирожки должны иметь какое-нибудь романтическое название. И совершенно неважно, что они называются, к примеру, «пирожки песочные». Нужно проявить фантазию и назвать их покрасивее, например, «пирожки Маэстро» — это сразу переводит обычные пирожки в разряд эксклюзива и повышает ценность «поварихи».
Великолепный совет: говорить мужчине комплименты почаще. Мужчины действительно любят комплименты, они нуждаются в ободрении, в поддержке. Женщина, способная оказывать такую поддержку, никогда не останется одна, даже если у нее внешность крокодила.
Характерно, что атака Нади направлена против одного мужчины, а реагируют на нее сразу несколько. Происходит это потому, что изменение внешней сигнализации ощущают все мужчины, и те, что как раз находятся в состоянии поиска, немедленно обращают внимание на женщину, сигнализирующую о поиске партнера. Собственно говоря, при желании Надя могла бы выйти замуж весьма быстро – один из ее сослуживцев (Алексей Пряхин – Михаил Кокшенов) готов жениться «прямо сейчас и немедленно». Более того, увидев Надю в нарядной одежде, попробовав ее «фирменные» пирожки, он начинает относиться к ней с определенным пиететом. И когда весьма активная дама, Клавдия Матвеевна (Людмила Иванова), говорит Леше о том, что Надя для него просто замечательная пара, Леша сомневается – и вовсе не в Наде, а в том, что он способен покорить такую женщину! И это при том, что еще недавно он вообще не видел в Наде женщину.
Интересен еще тот факт, что поиск мужа на рабочем месте является делом не таким простым. Проблема для Нади состоит в том, что у окружающих уже сложился определенный стереотип, и ей сначала необходимо этот стереотип сломать – иначе изменения сигнализации могут и не заметить. И ломка стереотипа проходит вполне благополучно.
При всей комедийности фильма, необходимо заметить, что советы Сусанны – это настоящая прикладная психология, которая достигает желаемого результата. Пользуясь такими советами действительно можно выйти замуж, причем, весьма успешно. Даже аутотренинг, которым занимаются Сусанна и Надя («Я – самая обаятельная и привлекательная, все мужчины без ума от меня…»), тоже является прекрасным средством для повышения уверенности в себе. Подобный аутотренинг можно смело рекомендовать каждому, вне зависимости от пола (разумеется, с определенными изменениями и адаптацией к ситуации), в качестве тренинга личностного роста. Формулировки могут изменяться – в зависимости от ситуации и направленности аутотренинга, но принцип все тот же: я – самая обаятельная и привлекательная, я – компетентен в выбранной сфере деятельности… и так далее.
Так что фильм «Самая обаятельная и привлекательная» можно смело рекомендовать в качестве тренинга. Мало того, что картину просто приятно посмотреть, она еще несет массу полезной информации, которая может пригодиться любому человеку, желающему быть успешным, создать семью, найти друзей.