Глава 12. О стойкости.
Уклонение не только от опасностей, но и от вообще любых действий, достигла в наше время каких-то угрожающих размеров.
Я часто мысленно возвращаюсь к Чернобыльской катастрофе, когда вся дежурная смена станции погибла на посту как герои. И эти же самые герои проявили нестойкость к ситуации, когда можно было предотвратить аварию, но не хотелось тягомотных объяснений с начальством по поводу срыва испытаний. И дальше, когда ситуацию можно было разрешить «обычной» аварией, продолжали, наверно из той же боязни, упорствовать до момента, когда катастрофа стала неизбежной и невероятно масштабной. Путь в ад оказался выстлан не только благими намерениями, но и мелкими трусостями.
И нет числа повторений ситуации, когда мы не можем отстоять свое правильное мнение, полагая, что текущие неприятности мелки и нас напрямую не касаются, а если кому-либо хочется настоять на неправильном и грозящем бедой решении – проявляем пассивность. Объяснение простое. Никуда не делась ответственность за инициативу. Кто не то чтобы предлагает решение проблемы – а просто высказывается по сути – моментально назначается исполнителем. Наверно нет лучшего способа демотивации. Хотя, возможно именно это имел в виду Чехов, когда заявил, что раба из себя надо выдавливать по каплям. Т.е. за право творить лучшую жизнь – именно надо платить. «За право быть самим собой надо платить» Не помню, из какой книги это было вычитано, но суть та же самая. Если мы претендуем на лучшую жизнь, то должны, именно должны постоянно ее строить, бороться с разрушителями и перетягивать на свою сторону пассивных. Если же все время ждать, что кто-то должен что-либо делать а не ты, то результат предрешен. Как говориться, только для улучшения надо прилагать силы. Чтобы портиться – достаточно ничего не делать, все сгниет само по себе.
Глава 13 Церемониал при встрече царствующих особ.
Странно, но являясь монархистом по своим политическим взглядам, я негативно отношусь к современной монархии в «демократической упаковке». Громогласно провозглашая ценности свободы и равноправия, наша власть маниакально цепляется за средневековые привилегии, по любому счету не имея на них права.
Правда занятно, что у нас в демократии изъяны, в политической жизни застой, экономика – тоже не образец для мирового подражания. А, вдруг, время наших руководителей, любого ранга, такое ценное – что все остальные извольте подождать – «белые люди» едут. А может их как говорил Райкин – придержать дома, в кроватке, что они не наворочали на работе такого… А то ведь и НИИ, вроде остались – ан никак не разгребут.
Не беда, что общество расслоено. Это его обычное состояние. Всегда есть правящие и подданные, богатые и бедные, руководители и подчиненные. Более того, возможность перехода от одних к другим может быть благотворна для общества. Меньшие прилагают усилия, чтобы пробиться наверх, и, наоборот, высшие должны прилагать усилия, чтобы не скатиться вниз. Но наше, российское общество ужасающе и абсолютно чрезмерно многослойно. Каждый суслик в поле агроном, каждый ничтожный – но ханчик в своем улусе. А, поскольку каждый слой имеет определенную «толщину» — то и итоговое расслоение между богатством и бедностью, между властью и народом и т.п. – намного больше, чем в любой прочей демократии или тирании — не важно. Пробиться наверх становится совершенно невозможной задачей, точно так же как и упасть вниз. И изменить это способна лишь революция, когда все общественное устройство рушится до основания, а на обломках тут же выстраивается новая вавилонская башня честолюбий, интриг и клановости. И погубленные жизни, исковерканные людские судьбы – тут совсем не в счет.
Что же касается церемониалов, то отношение и к ним так же негативное. Велик труд кушать павлинов в клубнике на очередном междусбойчике по борьбе с бедностью или ради помощи больным раком. А слабо пойти лично в госпитали, помести улицы или оказать помощь хотя бы тем из бывших знаменитых людей которые гордо умирают в нищете, но никогда не будут просить их взять «к себе», в гламурную тусовку? Может, и даже наверняка, я чрезмерно резок и пристрастен, но катарсис достигается только через собственные страдания.