Архив рубрики: Факты

Какие они, вундеркинды?

Какие они, вундеркинды?Наверное, практически всякий знает, что означает вундеркинд. В точном переводе с немецкого языка это слово означает «чудо-ребенок». Эти дети с ранних лет обнаруживают просто феноменальные способности и склонности к разным видам деятельности. Однако не у всех они сохраняются на всю жизнь, в большинстве своем вундеркинды к совершеннолетию становятся обычными людьми, за редкими исключениями. Чаще всего способности чудо-детей выражались в том, что они с феноменальной скоростью усваивали школьную программу. Именно по этой причине нам малоизвестны удивительные способности этих умных детишек. В данной статье мы расскажем о некоторых из них.

Подросток из Колумбии Леонардо Акончо, в свои четырнадцать лет, как и многие его ровесники, увлекается футболом, читает юмористические книги, лазает по деревьям… И лишь одно его увлечение выделяет его из сверстников – он дирижер симфонического оркестра. К примеру, в своем юном возрасте он уже успел провести месячное турне с симфонической группой «Иль-де-Франс» по Франции. А его необычайные музыкальные способности проявились еще в трехлетнем возрасте, когда он услышал по телевизору детскую песенку, и, к огромному удивлению своих родителей, тут же воспроизвел ее на пианино.

Лестные отзывы от специалистов получила созданная одиннадцатилетним школьником Давидом Багратуни из Еревана кантата «России» в 1994 году, в основу которой были положены ранние стихи Сергея Есенина. Сегодня Давид является автором многочисленных пьес для фортепиано, романсов и сонетов. Способности его проявились в пятилетнем возрасте, именно тогда им была написана его первая песня. Преподаватель, у которого учится Давид, отмечает, что мальчик все схватывает буквально на лету.

В 1996 году впервые в истории Ростовской консерватории имени Рахманинова стал учиться пятнадцатилетний студент Алексей Хевелев, который с легкостью сдал вступительные экзамены на композиторское отделение. Он является автором многих серьезных музыкальных произведений, замечательным пианистом, с успехом выступающим на всех престижных конкурсах как в России, так и за границей.

В 1970 году в Свердловске состоялась премьера балетного спектакля по известному сказу Бажова «Серебряное копытце». Спектакль имел огромный успех и когда восторженные зрители вызвали авторов, на сцене появился девятилетний мальчик, который и написал к балету музыку. На тот момент Дима Кривицкий учился в третьем классе музыкальной школы, а сочинял музыку с шести лет. До этого его песни на стихи Джанни Родари уже исполнялись публично. Кроме того, он сочинил музыку к балету по сказке Андерсена «Оловянный солдатик».

Приморская картинная галерея назначила ежемесячную стипендию четырехлетней художнице Любе Акимовой из Находки, которая является самой младшей из участников российских и зарубежных выставок. Десятки ее пастельных и акварельных работ представлены на экспозициях в Японии, а свою первую работу она выполнила в полтора года.

Скульптуры Фархата Абдурахманова «Астроном», «Слон-хоккеист», «Луноход» пользуются огромным успехом у ценителей застывших изваяний. А первая выставка работ мальчика открылась в институте «Гражданпроект» в Красноярске, когда автору только исполнилось пять лет. Но это ему нисколько не помешало.

Было бы несправедливо не упомянуть и известных во всем мире вундеркиндов. Софья Ковалевская в одиннадцать лет решала геометрические задачи используя свой, а не общепринятый способ, а в четырнадцать, не зная тригонометрии, прекрасно разбиралась в формулах из данного раздела математики. Дюрер сделал свой автопортрет в тринадцать лет. На счету семилетнего Моцарта были четыре написанные им сонаты. Шопен, Лист и Иегуди Менухин выступали на концертах, когда им еще не исполнилось одиннадцати. А трехлетний Гаусс сэкономил своему отцу двадцать пять талеров, указав тому на ошибку в расчетах.
Вот такие они, вундеркинды!

Первая на Руси бронзовая литая скульптура

Все мы привыкли, что в каждом крупном городе стоитПервая на Руси бронзовая литая скульптура хотя бы по нескольких бронзовых статуй. В основном, это произведения последних двух веков. Крайне редко можно встретить памятники XVIII века. Да и то в это время даже в крупных городах и дворцовых пригородах металлические скульптуры часто делали из менее прочного свинца, поскольку с бронзой был дефицит. И технология изготовления из нее статуй казалась неимоверно сложной. Однако, впервые ваять из бронзы начали еще в Древней Руси, в Великом Новгороде. Всякий, кто посещал Новгородский Детинец, не мог пройти мимо древнего величественного Софийского собора со старинными магдебургскими вратами, которые были изготовлены в Германии в XII веке при императоре Фридрихе Барбароссе. Затем ворота каким-то образом оказались в тогдашней шведской столице Сигтуне. По преданию, оттуда их и вывезли новгородцы, прихватив их там в качестве военного трофея во время похода на Сигтуну в конце XII столетия. А затем, уже прибыв с ними на родину, поместили их на главном, западном входе в свой кафедральный Софийский собор.

Казалось бы ворота немецкие. Но в Новгороде они были заново собраны уже местными, русскими мастерами, сделавшие ко многим фигурам русские пояснения. И себе они тоже поставили памятник. Среди немецких бронзовых статуэток библейского содержания находится одна русская фигурка в виде слегка согнувшегося вполне мирского бородатого мужичка с кузнечными инструментами и русской стрижкой в кружок. Как гласит выбитая над ним древнерусская подпись — «Мастеръ Авраамъ», эту фигурку следует считать скульптурным автопортретом русского сборщика трофейных европейских ворот, который монтировал их, исходя из параметров портала собора.

Не ясно, к какому времени относится эта скульптура — одни ученые датируют ее 1187 годом, когда новгородцы доставили ворота в Новгород, другие — вообще XV веком. Но до этого русских бронзовых скульптур не известно. И эта первая дошедшая до нас древнерусская литая скульптура вышла весьма интересной, выразительной, ничуть не уступая по качеству прочим немецким фигурам. Она достойно украшает главные ворота в главный храм Новгородской земли и служит весьма интересным источником по внешнему виду новгородских ремесленников, «черных людей», «черни». Он изображен с ухоженной, клиновидной бородкой, стрижкой «под горшок», в длинной рубахе и узких, на европейский манер, обтягивающих штанах, заправленных в низенькие сапожки с широкими голенищами. На груди у него большой крест поверх рубахи. Вообще, во времена Новгородской независимости, в самом городе и его «пригородах», как показали новгородские и староладожские археологические раскопки, люди в массе своей ходили не в лаптях, а в кожаных сапогах и ботинках. И как видно по этой скульптуре, не только очень знатные, и богатые, но и все категории свободных городских жителей. А после московского завоевания археологи стали находить одни лапти… Видимо, после падения вечевого уклада, когда власть в городе и земле находилась в руках московских наместников, такой важный по тем временам материал, как коровья кожа, уже перестал так широко эксплуатироваться, а стал выделяться только в крайних случаях — на очень богатую, или форменную обувь, вроде стрелецких сапог, а также переплеты книг.

Древнейший монастырь на Руси

Как известно, монастыри и монашество на РусьДревнейший монастырь на Руси пришли из Византии, с принятием Христианства по Византийскому образцу. А поскольку Русь была крещена в конце Х века киевским князем Владимиром Святославичем , да и то крещение проводилось тогда лишь в крупнейших городских центрах, нет ничего удивительного, что первые сведения о русских монастырях относятся уже к следующему, XI столетию. По дошедшим до нас древнейшим летописным сводам, самым первым монастырем является Киевско-Печерская Лавра в Киеве, основанная в 1051 году сыном Владимира, Ярославом Мудрым. Однако, в «истории России» В. Н. Татищева есть указание на то, что еще раньше, в 1030 году, Ярослав, во время своего пребывания в Новгороде, основал под ним Юрьев монастырь в честь удачного похода на Чудь.

В ходе этого похода была закреплена за Новгородом значительная территория чудских земель на границе нынешних Псковской области и Эстонии и основан город Юрьев, нынешний Тарту. И город и монастырь получили свое имя в честь христианского имени самого Ярослава, Юрий (звучавшее в те годы также как Гюргий, Юргий, Георгий). В те времена человек помимо своего основного имени получал дополнительное, христианское имя того святого, в день которого его крестили. Ярослава Мудрого, стало быть, крестили на день Георгия победоносца. А поскольку Георгий считается покровителем воинских побед, то названия нового города в покоренном крае и монастыря, основанного в честь удачной победы, приобретало особый символический смысл.

Таким образом, если доверять этому известию, то новгородский Юрьев Монастырь, расположенный на реке Волхов близ Новгорода, является самым древнем монастырем на Руси. Другое дело, что в сохранившихся до наших дней древних новгородских летописях, Юрьев монастырь впервые упомянут уже в 1119 году, при постройке каменного Георгиевского собора по указу новгородского князя Мстислава Великого. Любопытно, что христианское имя Мстислава тоже было Юргий, Юрий, Гюргий, Георгий, так как его тоже, как и Ярослава Мудрого, окрестили на день Святого Георгия Победоносца. Поэтому, он тоже мог быть основателем Юрьева Монастыря. Однако, в летописи не сказано, что монастырь был основан уже Мстиславом. Поэтому, возможно, что он был древнейшим монастырем на Руси и был основан еще Ярославом Мудрым после удачного похода на Чудь, просто в течении восьмидесяти девяти лет к ряду был деревянным.

Простые правила для выбора кухни

Простые правила для выбора кухни
Поскольку на кухне мы проводим до 5 часов в день и более, очень важно правильно выбрать кухонную мебель, сопутствующее оборудование и правильно разместить все это в ограниченном пространстве совренных квартир. И даже если у вас собственный дом с большой кухней, ее пространство все равно нужно использовать рационально.
Решающими обстоятельствами при выборе кухонной мебели являются бюджет, общая площадь вашей кухни, ее форма и технологичность материалов, из которых изготавлено кухонное оборудование.
Точно определив сумму, которую вы готовы потратить на приобретение кухонной мебели, вы сможете в рамках этого бюджета подобрать для себя несколько предпочтительных вариантов, и затем сделать окончательный выбор.
Сейчас на рынке столько предложений, что даже в рамках довольно скромного бюджета можно подобрать вполне приличные варианты кухонной мебели и оборудования.
Если места у вас не очень много, лучше выбирать кухонную мебель не с распашными, а с раздвижными дверцами, по принципу шкафов-купе.
Три самых важных предмета на кухне – плита, мойка и холодильник. Они должны находиться в вершинах треугольника так, чтобы расстояние между ними было как можно меньше. Это сэкономит вам массу времени и сил при приготовлении пищи и сервировке блюд.
Высота кухонного стола должна быть примерно на пятнадцать сантиметров ниже вашей руки, согнутой в локте под прямым углом. Это позволит вам работать за кухонным столом достаточно долго и без переутомления.
Желательно также подобрать мебель на кухне так, чтобы самые утомительные кухонные операции – например, чистку овощей – вы могли выполнять сидя.
Не всегда площадь кухни представляет из себя в плане правильный прямоугольник или квадрат. Это может создать некоторые трудности при подборе корпусной мебели для кухни. В этом случае лучше всего пригласить специалиста-разметчика, услуги которого, как правило, входят в общую стоимость поставки кухонного оборудования.
Мастер-разметчик точно вымеряет площадь вашей кухни, даст вам аргументированные советы, и поможет оформить заказ на индивидуальный подбор кухни в зависимости от ваших личных предпочтений.
При выборе материалов для кухни, надо иметь в виду, что натуральные материалы, во-первых, довольно дороги, во-вторых, далеко не всегда выдерживают перепады температуры и влажности, свойственные современным городским кухням.
Дерево постепенно начинает трескаться. Натуральный камень (мрамор и гранит), из которого могут быть изготовлены столешницы, слишком хорошо впитывают влагу и жиры, поэтому за натуральным камнем нужен особый уход.
Наиболее оптимальный вариант при выборе материалов для кухни – это плиты МДФ, оформленные элементами из массива натурального дерева – планками и филиенками.
Такие кухонные фасады очень неплохо выглядят, сравнительно недороги и при необходимости легко ремонтируются.
Существует и такой вариант: подобрав стандартные кухонные шкафы, вы сможете заказать для них более дорогие фасады, и тогда ваша кухня будет выглядеть намного более стильно и презентабельно.
Что же касается выбора производителя кухонь, то тут опять впереди планеты всей находится Китай. Слабое место китайской мебели – фурнитура, которая довольно быстро ломается.
Очень хорошая мебель для кухонь производится в настоящее время в Белоруссии. Во-первых, белорусские производители используют только качественные материалы. Во-вторых, в их технологических линиях задействовано производственное оборудование ведущих европейских производителей из Италии, Польши, Германии и даже Франции. В-третьих, у белорусских производителей наиболее оптимальное соотношение цена-качество.
Но, разумеется – см. начало статьи – многое зависит не только от ваших предпочтений, но и вашего бюджета.

Жилая недвижимость и как ее найти. Часть 1

Жилая недвижимость и как ее найти. Часть 1
Рано или поздно каждому человеку приходится сталкиваться с необходимостью найти для себя какую-либо недвижимость – квартиру, комнату, дом, складское, производственное или торговое помещение, в собственность или в аренду, на малый или большой срок. Об основных способах поиска недвижимости и пойдет речь в этой статье.
Из принципиальной необходимости поиска вытекают задачи, которые очень желательно формулировать как можно более конкретно прежде всего для самого себя. Только после этого их можно будет ставить специалистам, с которыми вам придется контактировать.
Чем точнее и реалистичнее вы поставите задачу и себе, и специалисту, тем успешнее и быстрее вы добьетесь желаемого – то есть получите недвижимость в собственность, если вы покупатель, или во временное пользование, если вы арендатор.
Специалисты в сфере недвижимости обладают разной квалификацией, отличаются по своей специализации и трудятся либо самостоятельно, либо в агентствах. И с каждым годом все более широкие возможности в сфере недвижимости предлагает интернет. Рассмотрим эти варианты поиска более детально.

Через агентства недвижимости
Главное достоинство агентств недвижимости – это, прежде всего, надежность. Особенно это касается тех агентств, которые успешно работают в своем сегменте рынка длительное время. В то же время, чем агентство крупнее и надежнее, тем у него, как правило, выше цены.
Вторым серьезным недостатком крупных агентств является то, что они каждым отдельным клиентом дорожат не так сильно, как риэлторы-частники. Таково, собственно, свойство всех крупных компаний. При больших финансовых оборотах мелкие потери для них не принципиальны. Официально это нигде не признается, но по факту это так и есть.
Но зато огромным и неоспоримым преимуществом агентств недвижимости является то, что они очень успешно работают с так называемыми «цепочками», когда каждая конечная покупка зависит от целой серии сопутствующих покупок, продаж и обменов.

Через частных риэлторов
Их отзывчивость на потребности каждого отдельного клиента при покупке или аренде недвижимости бывает, как правило, значительно более высокой, чем у агентств. У них выше мобильность (потому что в их бизнес-портфеле меньше сделок) и ниже цены (потому что у них меньше собственных расходов).
Обращаясь к частному риэлтору, вы можете быть уверены, что поиск недвижимости для покупки или аренды с его помощью произойдет значительно быстрее, чем с помощью агентства.
Но длинных «цепочек» частные риэлторы не любят. Очень может быть, что ту самую недвижимость, в том самом районе и месте, которые вас устраивают больше всего, частник обеспечить вам просто не сумеет – потому что не вытянет «цепочку». Или, точнее, не станет вытягивать, поскольку это требует привлечения более узких специалистов, труд которых тоже надо оплачивать.
Однако если вы не слишком придирчивы, не обладаете лишними деньгами и хотите купить или арендовать более-менее подходящую недвижимость как можно быстрее – частный риэлтор станет для вас лучшим выбором.
Но и частный риэлтор, и агентство всегда требуют хотя бы частичную предоплату за свои услуги. Только после этого они начинают работать с вами по-настоящему.
Чтобы избежать обмана на этой стадии, не отдавайте деньги тем, в ком вы не уверены, и не торопитесь приобретать какие-либо базы данных (например, «самых верных сдающихся квартир, только для вас!»), независимо от того, по какой цене вам их предлагают.
Проверить агентство или конкретного риэлтора сейчас можно очень просто: набрав название агентства или фамилию, имя, отчество риэлтора в любом поисковике Интернета. Вместе с официальными ссылками поисковик выдаст и ссылки на различные форумы, где соискатели недвижимости делятся личным опытом общения с тем или иным агенством или агентом. Читайте, делайте выводы.
Время, затраченное на такую проверку, сбережет не только деньги, но и нервы, которые для всех нас всегда дороже любых денег.

Инклюзивное образование и воспитание

Инклюзивное образование и воспитание
Недавно я был по делам в обыкновенной средней школе одного из сельских районов нашей области. Обратил внимание на закрытое двухэтажное здание в соседнем дворе со школой. Как выяснилось, это здание бывшего детского дома. Теперь там запланировано создать инклюзивный детский сад.
Это будет очень важное событие не только для этого района, но и для всей нашей области. Да и в России инклюзивных детских дошкольных и школьных учреждений еще очень мало.
Но что такое вообще – «инклюзивное образование и воспитание»?
Это включение в общий образовательный и воспитательный процесс детей с особыми образовательными потребностями — слабослышащих, слабовидящих, детей с задержкой психического развития, детей с синдромом Дауна, ДЦП, и тех, кто обладает ограниченными физическими возможностями.
Впервые идеология инклюзивного образования начала развиваться на Западе на рубеже 60-70-х годов прошлого века. Тогда же началась и разработка различных юридических документов и актов, которые должны обеспечить нормативную основу включения детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов в общий образовательный процесс.
В России инклюзивное образование понемногу развивается с 1990-х годов, но до сих пор в нашей стране еще очень мало инклюзивных образовательных учреждений.
К этой идее очень настороженно относятся прежде всего родители.
Родители детей с нормальным уровнем развития боятся, что при тесных контактах с детьми-инвалидами и олигофренами их дети тоже поглупеют и будут учиться и развиваться плохо.
Родители детей с особыми образовательными потребностями опасаются, что их детей будут обижать «нормальные» дети.
На самом же деле опыт уже нескольких десятилетий, накопленный в разных странах показывает, что дети в инклюзивных школах и детских садах развиваются даже значительно лучше, чем в обычных или специализированных школах. Это касается как детей с нормальным уровнем психофизического развития, так и детей с особыми образовательными потребностями.
Это неудивительно.
Представим себе, что в одном и том же классе или, допустим, группе детского сада среди обычных детей есть слабослышащий ребенок, а также ребенок (или несколько детей) с синдромом Дауна.
Ясно, что их сверстникам, одноклассникам и одногруппникам, придется общаться с этими детьми иначе, нежели они общаются между собой, настраиваясь друг на друга индивидуально.
То есть у детей будут более гибко развиваться коммуникативные навыки и вся чувственная сфера.
Что же касается собственно образования, то на фоне детей с особыми образовательными потребностями обычные дети, прямо скажем, чувствуют себя более уверенно, больше трудятся и добиваются бОльших успехов, нежели в обычной для них среде.
А глядя на детей с нормальными психофизическими способностями, подтягиваются и дети с особыми образовательными потребностями.
Но очень многое в правильной постановке инклюзивного образования и воспитания зависит от педагогов-практиков, которые непосредственно работают с детьми в таких учреждениях.
Разумеется, учителям и педагогам придется пройти особую подготовку и переподготовку, чтобы иметь возможность работать в инклюзивных учреждениях, группах и классах.
Многие педагоги такую перспективу поначалу тоже воспринимают не очень положительно. А многие, уже начиная работать в инклюзивном образовании, первые несколько недель испытывают сильнейший стресс.
Но затем наступает определенный момент, когда этот стресс проходит, и педагоги начинают чувствовать себя в прежде непривычной для них обстановке совершенно естественно.
Разумеется, нет необходимости и смысла делать все образовательные учреждения инклюзивными. Тут вообще не надо подходить формально, как это у нас часто практикуется. Очень желательно также, чтобы в инклюзивные учреждения шли работать не те педагоги, которых к этому вынуждают, а те, кто готов к такой работе.
С другой стороны, любой педагог должен уметь перенастраиваться и взаимодействовать с любыми детьми.
Уж такова она – наука педагогика.

Новгородское творение архитектора К. Росси

Все мы слышали фамилию знаменитого Новгородское творение архитектора К. Россиархитектора итальянского происхождения Карла Ивановича Росси. Однако, его творчество обычно связывают исключительно с блистательным Петербурга, который без его творений просто невозможно себе представить. Вместе с тем, потрудился этот зодчий и в Новгороде. Правда, до наших дней дошла лишь одна его постройка. Но зато ее видит каждый человек, побывавший в центре города, хотя и мало кто связывает ее с его именем.

Речь идет о колокольне Юрьева монастыря, выразительно встающей над водами реки Волхов, если смотреть со стороны Великого моста у Детинца. Впрочем, выразительно смотрится она со всех сторон. А ведь она была создана именно по проекту Росси, хотя она очень не похожа на его ампирные помпезные петербургские всемирно известные шедевры. Наоборот, она выполнена с сильным влиянием древнерусских форм, сравнительно скупо декорирована. Ее фасады отличаются крайне нетипичным для работ этого архитектора плоскостным убранством. Росси ее выстроил в 1841 году. Иронией судьбы, это стала последняя из его крупных построек. Затем этот знаменитый корифей высокого классицизма стал непопулярен, так как не шел в ногу с изменениями в российской архитектурной стилистике.

Еще интересна новгородская колокольня Росси тем, что она крайне несоразмерна. Это объясняется тем, что изначально зодчий ее задумал не четырехъярусной, а пятиярусной. Однако, по указу императора Николая I, средний ярус был вычеркнут, так как иначе колокольня бы превышала колокольню Ивана Великого в Московском Кремле, высота которой составляет 81 метр. В результате, новгородская колокольня получилась ниже московской и ее вышина равняется «всего» 51 метру, что, тоже, впрочем, тоже неплохо. По мнению императора, новгородской колокольне не к лицу было превышать соборную колокольню в Первопрестольной (не следует забывать, что и после основания Петербурга, старая Москва считалась второй столицей России, там сохранялась традиция коронации всех российских царей). Однако, некоторая вынужденная несоразмерность не портит вид колокольни, делая ее более интересной и своеобразной. И сам Новгород уже без нее просто невозможно себе представить. Поэтому, все, кто смотрел на нее и вблизи, и издали, по праву считает ее удачной. И, узнав, что ее автором является великий архитектор Росси, мы не будем считать ее недостойной прочих его творений.

Желтый чай

Желтый чайКак и большинство сортов чая, желтый чай выращивается в Китае. Когда-то этот напиток могли пить только члены императорской семьи, потому как он предназначался для весеннего жертвоприношения предкам императора, но затем его разрешили употреблять и высшим сановникам.
Сбор данного сорта чая представлял собой довольно яркое зрелище: девушки в ярко-красной одежде на склонах зеленых гор срывали желтые почки, а вся семья императора любовалась этим действом.
В Россию желтый чай разрешили экспортировать только в тридцатые годы прошлого века, затем следовал довольно долгий перерыв, и поставки этого сорта за пределы Китая возобновились в 1949 году, после чего через десяток лет они снова были прекращены. Вследствие этого возникло большое количество мифов, связанных с данным напитком.
Внешне желтый чай ничем особенным не выделяется, его делают из полуразвернувшихся почек чайных листьев или очень молодых побегов. Этот сорт может быть только листовым, поэтому если вам предложат напиток в мелком исполнении, то имейте в виду, что это либо подделка, либо отходы.
Чаинки желтого чая обладают темным цветом с зеленоватым или желтым оттенком. Как правило, листики немного скручены вдоль своей оси, а их середина по цвету отличается от края. Это связано с процессом приготовления – после сбора побегов или почек, который производится дважды в год, их завяливают и высушивают в тени или на солнце, поэтому желтый чай делится на «теневой» и «солнечный».
Процесс изготовления этого сорта очень трудоемок, так как все производство делается вручную, и для приготовления всего лишь одного килограмма желтого чая требуется собрать не меньше 25 тысяч почек. Чай готовится четверо суток и процесс его изготовления включает в себя большое количество операций.
Практически все сорта желтого чая относятся к самым качественным и дорогим, так как их гораздо меньше, нежели белых или красных. Для разнообразия желтый чай часто ароматизируют, что он прекрасно воспринимает.
У желтого чая очень приятный, радующий вкус, изощренный аромат и изумительная тонкая терпкость. После красного чая его вкус еще долго остается во рту, вкус же желтого малоуловим и исчезает после чаепития. Он как бы играет с вами, что является его уникальной особенностью.
Заваривать желтый чай следует не сильно горячей водой в 60-70 градусов и недолгое время – не больше трех минут. Настой обладает слабым янтарным оттенком и отливает розовым цветом, по этому признаку его и отличают от зеленого чая. Однако слабый цвет не мешает данному сорту обладать высокой крепостью и сильным возбуждающим действием.
Выращивается желтый чай в центральной части Китая, в провинции Хунань. Наиболее известны сорта желтые почки с горы Хошань и серебряные иглы с горы Цзюнь-Шань. Чай растет на высоте почти два километра и собирается в конце марта вручную ранним утром, чтобы ни дождь, ни роса не лишили желтый чай его прекрасных свойств.
Он является изысканным китайским чаем, мало отличающимся по внешним свойствам от высокосортных зеленых чаев, но имеющим более легкую ферментацию.
Чай состоит исключительно из почек, не обладает запахом дыма, что говорит об его пережаренности, чаинки не должны быть серого цвета – это старый чай. Если они распадаются в пыль, значит чай пересушен, если слипается в комки, значит чай недосушен. Правильно сделанный чай ломается на кусочки.

О социальном составе новгородского веча

Все мы со школьной скамьи слышали про новгородское вече.О социальном составе новгородского веча А историки, профессионально занимающиеся древнерусской историей, знают все основные источники и научные труды по его истории. Однако, до сих пор не все могут договориться по поводу ряда ключевых вопросов. Например по поводу социального и численного состава участников городского веча, которое чаще всего собиралось собиралось на правом берегу реки Волхов, Ярославовом дворище, у Николо-Дворищенского собора. Старинные летописи и акты создают впечатление о том, что в принятии на нем решений участвовали все «мужи новгородцы», главы новгородских свободных светских семей, «и бояре, и житьи, и купцы, и черные люди». Поэтому, у дореволюционных историков не было никаких сомнений в широком составе участников вечевых собраний. Наиболее красочно это изобразил Н. М. Карамзин в повести «Марфа посадница», где изображено огромное десятитысячное собрание всех городских мирских домовладельцев.

Однако, в XX веке, когда в Новгороде начали проводиться систематические раскопки, результаты археологических раскопок вокруг Николо-Дворищенского собора внесли существенные коррективы в прежние представления о размерах и вместимости главной городской вечевой площади. Саму площадь не нашли. Но выяснили, что в средние века все было густо вокруг собора застроено. Поэтому, единственный возможный участок на котором подле собора могло собираться вече, не превышал размера 1200-2000 квадратных метров, перед западным входом. Сейчас он большей частью застроен поздним притвором собора и расположенным напротив рядом построек. При этом, на вечевой площади участники вечевых собраний порою дрались и бегали друг за другом — летопись упоминает, как однажды новгородцы «створиша вече на Ярославле дворе, убиша Иванку, а иные вбегоша в Николу святого», а в другой раз там же жители правобережного Славенского района — «конца» «разгониша» жителей заречной, левобережной, Софийской половины города. Поэтому, они стояли на площади свободно и, соответственно, их численность едва ли могла превысить несколько сот человек. Не исключено, что именно эти несколько сот представителей «всего Новгорода», городская верхушка и скрывались под именем 300 золотых поясов в немецком донесении 1331 года. Там они действуют явно, как часть новгородских вечников, но при этом значатся, как отдельная категория.

Другое дело, что одними этими представителями состав полноправных вечников не мог ограничиваться. Летопись и вечевые акты часто упоминают об участии всех новгородцев от боярской знати до городской черни. Очевидно, были предварительные районные, или кончанские, вечевые собрания, от которого на городское вече уже шли представители от всех городских концов и всех социальных слоев. Новгород делился на несколько соперничающих районов, каждый из которых имел свое вече и обсуждал на нем политические проблемы государственного масштаба, и порой организованно силой навязывал остальным новгородцам свою волю. В летописи под 1359 годом упомянуто, как представители Славенского конца пришли на дворищенское городское вече организованной вооруженной толпой и внезапно напали на своих заречных соперников, быстро разогнав их, хотя их было несомненно больше. Значит, городские веча предварялись районными сходами, где предварительно обсуждались общегородские проекты. Любопытно, что в одной летописи упомянуто "большое" новгородское вече в качестве определенного устойчивого понятия. Значит, были и веча малые. Скорее всего, речь идет именно о предварительных кончанских собраниях. Надо сказать, Новгород не был в этом отношении уникальным. В Пскове, средневековую городскую вечевую площадь которого археологи раскопали, она тоже была примерно такого же размера, как новгородская и рассчитана на несколько сот людей. Но ведь псковские акты и летописи тоже говорят об участии в вече всех псковичей от бояр до городского простонародья! Значит, и там городское вече было представительным органом, а ему предшествовали всеобщие районные кончаские вечевые сходы, на которых вырабатывались варианты решений стоящих на повестке дня городских и государственных дел.

Новгородская демократия

Новгородская демократияСредневековый Новгород XII-XV веков издавна прославился своим вечевым республиканским устройством. Если в других русских землях рано победила княжеская власть, то в Новгороде, пока этот город не был завоеван Московским княжеством, князья вынуждены были считаться с вечем — собранием горожан, возглавляемом местными вечевыми выборными. В редких случаях, когда новгородцам надо было собрать побольше сил для войны, или свержения постылого князя, для подмоги приходили представители новгородских пригородов — Пскова, Русы, Ладоги, и др.. Созывалось собрание звоном колокола. Главная, городская площадь находилась на правом берегу реки Волхова, на Ярославовом дворище, перед Никольским собором. Именно здесь избирали кандидатов на пост Новгорода — архиепископа, которого уже потом избирали жеребьевкой за рекой в кафедральном Софийском соборе. Именно дворищенскую площадь не раз пытались захватить новгородские мятежники — «крамольники», как символ вечевой законности в государстве. Впрочем, город делился на пять районов — концов, в каждом из котором было свое районное вече. Там тоже обсуждались городские и государственные дела и порой кончане являлись на городскую площадь организованной вооруженной толпой, чтобы в духе грубых и лихих средневековых нравов, утвердить свою волю силой.

Вече имело собственную канцелярию с вечевым дьяком и все его постановления городского и государственного масштаба писались на специальных пергаментных вечевых «грамотах» и скреплялись печатями, не уступая по своей силе и статусу какому-нибудь московскому великокняжескому указу. И для московских князей они реально являлись олицетворением новгородской вольности. В XV веке, когда Москва откровенно пыталась покорить вольный город, князья чаяли запретить новгородцам составлять те грамоты, давая понять, чтоб те ничего не решали на вече без их указа. Участвовали в вече все свободные «мужи новгородцы» — главы свободных светских городских семей от бояр до городской «черни» — кузнецов, плотников, гончаров, рыболовов. Поэтому многие революционеры ХIX века идеализировали новгородский строй и считали истинным народовластием, которое, как говорили декабристы, надо не установить, а восстановить в России. А социалист Александр Герцен сделал новгородский вечевой колокол символом своего знаменитого одноименного журнала.

В настоящее время такие идиллические и достаточно поверхностные взгляды все больше вызывают сомнения. Реальная власть на новгородском вече, равно как и на вечевых собраниях других городов Древней Руси — Ростова, Суздаля, Галича, принадлежала представителям местной боярской знати. Еще в XII веке князь Владимир Мономах, желая усмирить непокорных новгородцев, вызвал в Киев всех их бояр, а за особенно мятежный Людин конец арестовал всех его бояр во главе со знаменитым былинным героем Ставром Годиновичем. При создании купеческого торгового суда особо подчеркивалось, чтоб в него не вмешивались и посадник, ни бояре (хотя судом руководил избираемый из бояр новгородский тысяцкий). Просто бояре (равно как и в Галиче) олицетворяли собой реальную власть. А в XV веке все вече, включая бояр, оказалось под властью новгородского совета Господ. И в перспективе новгородское вече, как вече в Полоцке, или аналогичное собрание в Венеции, должно было исчезнуть, так как бояре бы формально отлучили рядовых горожан от государственных полномочий. У всех народов на разных этапах были мирские сходки, но никакие из них не пережили развитого феодализма. В этом смысле, архаичное новгородское вече никак не могло стать залогом будущей демократии. Однако, формальному участию в нем простых горожан удивлялись еще современники. Московский великокняжеский летописец называл вече органом «безыменитых мужиков», а в среднерусской повести XV столетия, Новгород сатирически показан безалаберным городом, где простые горожане «не слушают» знатных. Поэтому, в определенном смысле об относительном демократизме, в средневековом феодальном понимании, говорить, наверное,правильно.

Страница 23 из 71
1 20 21 22 23 24 25 26 71