Да, именно этот глобальный вопрос будет рассмотрен в данной статье, и на него даже будет дан конкретный ответ. Для того ведь и предназначен Узнайка, чтобы интересно рассказывать о самых разных событиях и фактах, и давать конкретные ответы на самые сложные вопросы.
Итак, после крушения мировой коммунистически-социалистической системы многим кажется, что вот то дикое капиталистическое безобразие на основе частной собственности, в котором мы сейчас живем, и является единственно возможным вариантом общественного устройства.
А между тем это всего лишь вариант, причем не только не самый лучший, но даже и не единственно возможный.
Во-первых, на заре своей истории все человечество жило фактически в условиях первобытного коммунизма, тесными сообществами, в которых каждый зависел от каждого и каждый работал на каждого.
По-другому и быть не могло.
Природные условия были суровые, и люди могли выжить только сообща.
Но тут возникает очень ехидный вопрос – а если природные условия были бы не суровыми, а благодатными? Как бы тогда жили люди?
На этот вопрос в истории тоже есть ответ.
Когда на рубеже XV-XVI веков испанские и португальские конкистадоры явились в Новый Свет, они обнаружили не только кровожадных ацтеков, инков и майя на территории нынешней Южной и Центральной Америки.
На островах Карибского моря они также обнаружили удивительную цивилизацию народа таинос (другое название – араваки). Этот народ оказался в исключительно благодатных природных условиях. Вечное лето, очень ровный климат, вольный океан, полный рыбы, съедобных водорослей и морских животных, а также чрезвычайно плодородные земли создавали все возможности для мирного и высококультурного развития.
Фактически цивилизация таинос превосходила и современную им европейскую, и нынешнюю общемировую не только в общественно-культурном, но и в технологическом отношении.
Например, в сельском хозяйстве таинос использовали трехуровневую систему растениеводства, то есть высаживали на одной площади растения трех разных видов, что способствовало получению высоких урожаев при самом благоприятном режиме для почвы.
Рыбу таинос ловили не сетями, а с помощью специальных растительных веществ, которые при попадании в воду вызывали временный паралич у рыб, которую ловцам оставалось только собрать.
Таинос также очень любили мясо черепах. И, чтобы не мучиться постоянно с их ловлей в открытой местности, таинос создали специальные черепашьи фермы, тем самым опередив свое время на много столетий, поскольку такие фермы в нынешнем мире стали создаваться только в конце XIX века.
Таинос не носили одежды, потому что в том климате она была не нужна. Еще они очень любили устраивать праздники, песнопения, и даже театрализованные представления, во время которых никаких человеческих или животных жертвоприношений не было.
Кому этим людям было приносить жертвы, когда мир вокруг них был настолько благодатен?..
И в этом, к сожалению, заключался гибельный парадокс этой потрясающей цивилизации. Она совершенно не умела не то, чтобы воевать, но даже мало-мальски защищаться от внешней опасности.
Этой опасностью стали европейские завоеватели, которые просто уничтожили цивилизацию таинос, причем с умопомрачительной жестокостью.
И только много лет спустя в Европе появился некто Карл Маркс, который считал себя гением и думал, что создает новую теорию мирового устройства. На самом деле это была просто жалкая попытка изобразить на бумаге то, что для выдающейся цивилизации таинос было обыкновенной реальностью.
Архив рубрики: Факты
Три визита в Россиию
Английский писатель Герберт Уэллс, по американскому выражению, был человеком, который «сделал себя сам». Своими великими фантастическими произведениями он создал себе репутацию великого мыслителя, войдя в мировую элиту и запросто встречаясь с ведущими политиками и руководителями разных стран планеты.
В России Уэллс был трижды. В 1914-м году, в 1920-м и 1934-м.
В 1914-м году Уэллс был уже всемирно известным писателем, однако о его первом визите в нашу страну сохранилось удивительно мало свидетельств.
В 1914-м году Уэллс был в России две недели в январе, в Петербурге и Москве. До начала Первой мировой войны оставалось еще полгода, о чем, конечно, еще никто не знал.
Какое впечатление могла произвести тогда Россия на Уэллса?
Да, в общем-то, никакого особенного, тем более с учетом того, что в провинции он не был, а был только в двух столицах. На улицах Москвы и Петербурга уже было много автомобилей — так же, как и в европейских столицах, по вечерам зажигались уличные фонари, магазины были полны продуктов, а в гостиницах, в которых останавливался Уэллс, служил вышколенный персонал.
Так что вряд ли Уэллс мог увидеть в России образца предвоенного 1914 года что-то необычное.
Вот и не осталось об этом его визите каких-то особенных записей.
Но прошло каких-то 6 лет – и ситуация изменилась кардинально.
Во-первых, случилась Первая мировая война, которая впервые принесла неисчислимые бедствия не двум-трем, как прежде, а многим десяткам стран. Погибли и остались калеками миллионы людей, и к концу второго десятилетия ХХ века еще многие города и деревни лежали в руинах.
Во-вторых, пользуясь историческим случаем, то есть тем, что ведущие мировые державы были заняты войной, группа политических авантюристов устроила в России небывалую революцию, принявшись разрушать все основы, на которых до революции держалась страна.
Прежде такого не было никогда и нигде.
Само собой, Уэллс, как писатель, мыслитель и просто как живой человек, очень этим заинтересовался.
Между прочим, в 1920-м году Уэллс пригласил в Россию не кто иной, как руководитель советской торговой делегации в Англии Лев Каменев (Розенфельд).
Уэллс, по его собственным воспоминаниям, очень обрадовался этому приглашению, и в сентябре 1920-го года пробыл в России вместе с одним из своих взрослых сыновей тоже 2 недели, как и в 1914-м году.
И вновь Уэллс был только в двух городах, в Петербурге и в Москве. Причем в Петербурге жил не в гостинице, а у своего друга Максима Горького.
Россия образца 1920 года произвела на Уэллса крайне удручающее впечатление всеобщей разрухи, о чем он и написал книгу «Россия во мгле». Встречался Уэллс и с Лениным, который показался писателю именно тем, кем он и был – мечтателем и фанатиком, хотя и очень сильным человеком.
В общем, Ленин не старался произвести на Уэллса какого-то особенного впечатления – в отличие от Сталина, с которым Уэллс встретился в свой третий визит в СССР, 23 июля 1934-го года.
Сталин произвел на Уэллса впечатление исключительно порядочного, искреннего и честного человека!..
Это не удивительно. Сталин многие годы манипулировал многими миллионами людей, так что ввести в заблуждение одного человека, даже очень умного, для него была пара пустяков.
Интересно, что Уэллсс думал о Сталине позже, после жутких репрессий 30-х годов?..
"Маугли" — дикие дети
Кто не слышал о Маугли или Тарзане? С легкой руки Киплинга и Берроуза эти персонажи известны практически всем в мире. И может это кому-то покажется фантастикой, но на самом деле дети-приемыши диких зверей вовсе не редкость. В данной статье мы расскажем о наиболее известных подобных случаях.
К одному из самых древних и задокументированных случаев одичания ребенка относят мальчика-волка из Гессе, жившего в четырнадцатом веке. Местные жители начали довольно часто замечать в лесу возле города странное существо, которое всегда при встрече с людьми быстро скрывалось в зарослях. К нему все относились с суеверным страхом. Однако реальные доказательства его существования появились только в 1344 году, когда его наконец-то поймали. К всеобщему удивлению, призрачное существо оказалось маленьким мальчиком, совершенно одичавшим и передвигающимся на четвереньках и не владеющим речью. Было установлено, что ребенок, которому было около восьми лет, больше половины своей жизни провел в диком состоянии. Согласно всем свидетельствам, мальчик был найден волками, вырывшими для него нору и согревавшими своими телами даже в самые суровые зимы, что и спасло ему жизнь. Некоторые записи свидетельствуют, что волки даже устроили ему в норе некоторое подобие гнезда из сухих листьев.
Самое большое количество детей, усыновленных дикими зверями, дала миру Индия. Возможно, это происходило из-за нищеты местных жителей, которая заставляла оставлять детей в джунглях. С 1843 по 1933 год из этой страны поступило не меньше 16 сообщений об обнаруженных детях-волках обоих полов. Кроме того, были найдены даже дети-леопарды и дети-пантеры. Однако некоторые истории абсолютно неправдоподобны.
В 1920 году в индийском районе Миднапор местные жители неоднократно видели в джунглях «призраков». Предполагаемое место их обитания окружили и вдруг из волчьего логова вместе со зверьми выползли два ребенка, которые тут же снова скрылись в норе. Когда люди стали раскапывать убежище, выскочила волчица и стала защищать гнездо, вследствие чего была убита. В норе был обнаружен выводок волчат и две обнявшиеся маленькие девочки, которым было примерно два и восемь лет. Они обе не могли говорить и бегали на четвереньках. Назвали девочек Амалу и Камалу. Младшая умерла через год, а старшая смогла прожить еще девять лет, причем за это время с огромным трудом выучила несколько слов и научилась стоять на двух ногах.
Но не только лишь хищники выхаживали человеческих детей. Сравнительно недавно, в 1973 году, лондонская газета «Санди Таймс» опубликовала сообщение о том, что в Сирии во время охоты на газелей был замечен маленький мальчик. Издание сообщило, что он бегал вместе со стадом со скоростью не менее пятидесяти километров в час, отличался прекрасным зрением и слухом. Известный антрополог Жан-Клод Армен рассказывал, что ребенок передвигался огромными прыжками, подходил к газелям и лизал им лбы, видимо в знак признательности. Не смотря на многочисленные попытки охотников поймать мальчика-газель, все они закончились полным фиаско и о его судьбе больше ничего не известно.
Сотрудники национального парка Марауе, находящегося в 270 километрах от столицы Кот д"Ивуара города Абиджана среди стада диких буйволов увидели и с большим трудом поймали подростка. Он казался немым и глухим, но мог рычать как дикий зверь. Питался мальчик растениями и фруктами. Сначала он постоянно кидался на людей, но глаза его показывали, что он сильно напуган. К счастью, у подростка нашлась семья. По ожогам на груди, полученным в действе, его опознал дядя и поведал его историю.
В апреле 1980 года сестра мужчины отправилась на речку стирать белье и взяла с собой двухлетнего сына. Она посадила мальчика в тени дерева и занялась стиркой, а когда вернулась за сыном, обнаружила, что он исчез. Не смотря на долгие поиски, они закончились неудачей. И только лишь через тринадцать лет подросток нашелся.
Вот уж действительно, иногда дикие звери гораздо человечней людей.
Первый и единственный в мире памятник Мойдодыру
Все мы с детства любим милую знаменитую стихотворную сказку К. И. Чуковского "Мойдодыр", про строгого умывальника, которому при помощи Крокодила все-таки удалось заставить помыться маленького Грязнулю. По этой замечательной сказке было снято нескольких хороших рисованных мультфильма, которые тоже очень многие помнят. Но до последнего времени никому в голову не приходило поставить памятник Мойдодыру. Однако, ныне ему все-таки поставили — правда, пока еще всего один на всем свете — весьма интересный памятник. Находится он в Великом Новгороде, на улице Корсунова, у входа в здание бань.
Памятник собой представляет затейливую, выразительную скульптурную группу из взрослого умывальника и маленького умывальника в колясочке. При этом, колясочка устроена так, что на нее можно сесть, как на обычную лавочку и сфотографироваться, на что, собственно говоря, и рассчитано. Весь памятник сделан в духе новомодной современной скульптуры — соразмерен человеку, выполнен в довольно примитивистском стиле, в виде достаточно простых линий, но в тоже время, достаточно выразителен и при это хорошо сочетается с банным комплексом. Поставлен он был в 2009 году городскими властями на 1150-летие Новгорода, среди множества других интересных городских памятников. И по своим художественным достоинствам он занимает довольно видное место. И весьма актуально и остроумно смотрится подле бани. Тем более, что очень многие современные люди, гоняясь за всякими шампунями, дезодорантами, далеко не достаточное внимание уделяют систематическому и комплексному мытью. По статистике, грибок на ногах — верный признак недостаточной гигиены, в последние годы стал у нас в стране значительно более распространен.
Жалко только, что знают этот милый памятник очень немногие, даже далеко не все новгородцы — ведь стоит он на краю города, в периферийном Завокзальном районе города. Но это не повод, для того, чтобы его не знать. Приезжайте посмотреть на него и посидеть на нем, примостившись в колясочке подле маленького Мойдодырчика. И вы получите удовольствие.
Архитектурная работа Андрея Макаревича
Кто не слышал о лидере музыкальной группы "Машина Времени" Андрее Вадимовиче Макаревича — музыканте, певце и композиторе. Но мало кто знает, что он является сыном старшего архитектор мастерской Горстройпроекта Москвы В. Г. Макаревича, в молодости тоже одно время думал пойти по стопам отца и даже получил архитектурное образование. Правда, реализовал он себя, конечно, как музыкант. Но все-таки есть на свете одно здание, в постройке которого он, уже в 34-летнем возрасте, принимал участие в качестве профессионального архитектора. Это построенное в 1987 году в Новгороде здание Новгородского областного театра, ныне — Новгородский Академический театр драмы им. Ф. М. Достоевского.
Это огромное, бетонное, громоздкое и необычное футуристическое здание знают все новгородцы и многие гости города, ведь оно занимает достаточно видное место на Великой улице и набережной реки Волхов и хорошо видно с центрального моста Александра Невского. Строилось оно под руководством новгородского архитектора Сомова, желавшего придать ему размах на фоне небольшого провинциального города. Кроме того, в 70-е и 80-е годы было модно придавать зданием какой-нибудь необычный вид. И поэтому театр и получился таким футуристическим — ни дать ни взять, фантастический космодром.
Макаревич проектировал окна для будущего театра, а также занимался созданием всяких не имеющего практического смысла экстравагантных декоративных бетонных сооружений перед зданием. В частности им была создана так называемая колонна Макаревича — плетенная из бетонных пластов непонятная вышка высотой в 42 метра. Еще ее называли колонной самоубийц, поскольку на нее было удобно лазать, чем многие самоубийцы и пользовались. Поэтому, в 2007 году руководство театра поставило вопрос о сносе колонны под предлогом недовольства ее неэстетичным видом, хотя из всех сооружений вокруг театра она отнюдь не была самой плохой. В 2009 году, к 1150-летию города, городская администрация пошла навстречу руководству театра и снесла эту колонну. Но остальные сооружения и громадные, вытянутые окна театра до сих пор напоминают нам об архитектурных достижениях Макаревича.
Газетно-журнально-телевизионный бред
Такое ощущение иногда возникает, что у наших «популярных» газет и журналов имеется всего где-то около 5-7 тем и столько же постоянных персонажей, не больше, которых они постоянно мусолят уже в течение многих лет. Посмотришь на первые полосы газет и первые страницы обложек журналов – и поневоле вспоминается профессор Преображенский из «Собачьего сердца» Михаила Булгакова, который советовал вообще никаких газет не читать.
«Открылась страшная тайна! У балерины Сморчковой – одна нога пластмассовая!»
«У певицы Ездоковой каждую ночь левая грудь увеличивается на два размера, а правая – только на полтора! К вечеру следующего дня они обе уменьшаются обратно.»
«Киноактер Растопыркин уже практически стал зомби. По ночам он зацеловывает до смерти своих поклонниц!»
«Из-за того, что его в двадцать пятый раз не пустили в Гондурас, певец Трабзон окончательно потерял голос!»
«Обидевшись на свою паству за критику, поп Забундяев из деревни Синебрюховки купил себе китайские часы за 150 рублей, и устроился ночным сторожем в ликеро-водочный магазин».
(Все фамилии и названия географических мест изменены из соображений политкорректности).
Вот таким примерно бредом современная российская популярная пресса пытается привлекать своих читателей.
Читатели уже плюются, но эти газеты и журналы все ж таки покупают – просто потому, что в них публикуется телевизионная программа на неделю, а зомбоящик для очень большого количества наших людей все еще остается ценным источником информации.
В каком-то смысле он тоже зацеловывает своих поклонников если и не до смерти, то до полного обалдения точно.
Современные российские «масс-медиа» очень любят этих своих постоянных персонажей. Главное для них – как-то попасть в «ящик» один раз, а там уже дело пойдет. Не важно, что ты делаешь, что ты умеешь, что ты из себя представляешь в профессиональном смысле – важно только как можно сильнее пукать во все подходящие лужи, чтобы бульки шли как можно громче и эффектнее.
Они совершенно добровольно взяли на себя функции даже не скоморохов или клоунов, а просто пугал огородных, хотя некоторые из них в прошлом действительно были великими людьми.
Просто больно наблюдать за бесконечной суетой великой в прошлом певицы и замечательной женщины, которая сейчас все больше и больше превращается в совершенно отталкивающую, бесконечно молодящуюся старуху.
Очень хочется почитать интервью с людьми, которые делают что-то по-настоящему ценное. Доярок, токарей и плотников хочется увидеть на телеэкране и на журнальных страницах! Они, может быть, люди не особо говорливые, зато на них земля держится.
Впрочем, строителей в телевизоре иногда показывают. Но тоже довольно хитро.
Вот недавно показывали, как завершилась смычка моста на остров Русский. Ведет это строительство НПО «Мостовик» из города Омска, между прочим.
Но в новостном сюжете, при показе интервью с генеральным директором этого предприятия, названия предприятия на экране не было.
Ну да, с чего бы это телевизионщики рекламировали предприятия за просто так!..
В этом и кроется корень их проблемы. Деньги им надо взять – за каждую секунду, каждую буковку, каждое слово.
А иначе придется им заняться каким-то другим делом.
Только чем же они займутся?..
Ведь ничего настоящего и по-настоящему делать-то они не умеют.
Откуда появились в средневековой Европе восковые свечи и королевские горностаевые мантии?
Всем нам знакомы из истории, или хотя бы из старых сказок, такие неотъемлемые предметы европейского средневековья, как восковые свечи и королевские горностаевые мантии. Вместе с тем, мало кто задумывается о том, откуда в Европу в основном поступали эти товары. А поступали они в основном из Великого Новгорода, который был не только своеобразным торговым окном в Европу, но и крупнейшим в мире экспортером меда, воска и ценных мехов.
В северных лесах обширной Новгородской земли в изобилии водись белки, куницы, соболя, черно-бурые лисы, горностаи. Их меха высоко ценились и дорого продавались на рынках Европы. Всем известная горностаевая мантия, сделанная из новгородских шкурок считалась большой роскошью и быстро стала символом королевской власти. А знаменитые векселя произошли от аналогичных средневековых немецких документов, которые писались на новгородских беличьих шкурках. А белка по-древнерусски также называлась векшей. Отсюда и пошло привычное нами онемеченное слово «вексель». Но, кроме того, в новгородских лесах водились пчелы, от которых брали и продавали в большом количестве мед и воск. Новгород был крупнейшим поставщиков воска и меда в Европе. Почти все европейские восковые свечи, служившие в средневековье единственным источником освещения, производились из новгородского воска. Вот как Новгород повлиял на европейский быт! А новгородские купцы — вощанники были самыми богатыми и важными купцами в городе. Именно у них был купеческий торговый суд и палата мер и весов в их храме Ионанна Предтечи на Опоках. О новгородских торговцах мехами мы, увы, ничего не знаем. Вероятно, их продавали купцы, специализирующиеся на заморской торговле, построившие на Новгородском Торгу богатую церковь покровительницы торговли Параскевы Пятницы. А им меха, как предполагал еще в XIX веке историк Никитский, передавали бояре, владевшие вотчинами в наиболее промысловых местах Русского севера, или возглавлявшие туда новгородские военно-промысловые экспедиции.
Экспорт меда, мехов и воска продолжался и после покорения Новгородской республики войсками Москвы и ее союзников. Даже в начале XX века во всем мире наиболее ценными были именно русские соболиные шкуры, добываемые на русском севере, некогда входивших в состав обширных новгородских владений.
История швейцарских часов
Речь пойдет, разумеется, о механических часах, которые являются одним из самых удивительных устройств, созданных еще до начала Промышленной революции. Общепризнано, что самые лучшие механические часы производились в Швейцарии. И сейчас там производятся лучшие часы в мире, просто сбыта в прежних объемах им уже нет.
А начиналось все примерно в первой четверти XVIII века, когда Швейцария была еще вполне себе патриархальной и провинциальной сельскохозяйственной страной.
В прекрасном климате этой страны замечательно произрастали всевозможные злаки и коренья, и давали приличный доход молочнотоварные фермы.
Но в то же время были тут и разнообразные ремесленники, ибо ведь должен был кто-то шить одежду, изготавливать домашнюю утварь, сельскохозяйственный инвентарь и разные украшения и безделушки.
И вот однажды кто-то из этих ремесленников заинтересовался новым устройством – карманными часами. Заинтересовался, да и создал свои собственные часы. И не только создал, но и с успехом продал кому-то из зажиточных крестьян.
Тому часы были не очень-то и нужны, поскольку он все равно привык вставать на заре и ложиться на закате, весь день работая по солнцу, однако победили соображения престижа.
Карманные часы позволяли очень здорово продемонстрировать уровень зажиточности и преуспеяния!
Это – во-первых.
Во-вторых, жизнь в те годы начала понемногу ускоряться, и даже рядовые граждане разных стран мира все больше и больше приучались ценить свое рабочее и личное время, которое как-то надо было отмерять.
В-третьих, в Швейцарии, в силу ее патриархальности, не было таких жестких цеховых правил, которые регламентировали жизнь ремесленников в других странах Европы. Перенимать чужой опыт и развивать свою мастерскую в любой избранной сфере деятельности в Швейцарии можно было гораздо более свободно, нежели где-либо еще.
И уже с 20-х годов XVIII века часоые мастерские стали возникать одна за другой. Причем сразу же возникло и разделение труда. В одних мастерских производились комплектующие для часов, в других – окончательная сборка и доводка.
Так было до самого начала XIX века, когда началось строительство огромных часовых заводов, масштабы которых даже сейчас поражают воображение.
Основными центрами часовой промышленности Швейцарии стали города Ле Локль и Ла-Шо-де-Фоне, сама застройка которых очень ярко демонстрирует характер деятельности большей части горожан в XVIII-XIX веках.
Улицы в Ле Локле и Ла-Шо-де-Фоне широкие, ровные, и в старой части этих городов застроены аккуратными зданиями с широкими окнами. В XVIII веке электричества не было! И мастерские могли работать только в дневное время, потому что при свечах и масляных лампах можно было очень быстро посадить зрение.
Очень важную роль в ремесленном периоде развития часовой промышленности Швейцарии играли торговые посредники, которые непосредственно общались с покупателями, знали, какие именно часы, какого вида, каких марок востребованы на рынке, и потому могли вполне точно распределять заказы по мастерским.
А вот заработную плату швейцарские часовщики получали только два раза в год – весной, на день Святого Мартена, и осенью, на день еще одного святого, Сен-Жоржа.
Разовый объем этих зарплат был таков, что хватало и на жизнь, и на развлечения в течение всего года.
Ну а с начала XIX века в Ле Локле и Ла-Шо-де-Фоне началось уже строительство крупных часовых заводов, которые в 1836 году отправили на рынок 160 тысяч часов, а в 1844 году – уже 280 тысяч!
Да уж, те времена были поистине золотыми для часовой промышленности Швейцарии!
Первый на Руси летописный свод
До основания Петербурга Новгород был культурной столицей Руси. В нем было написано большинство летописных сводов. А самая первая летопись на Руси была написана тоже в Новгороде, в 1050 году при посаднике Остромире. Поэтому, этот свод часто называют Остромировым. Посадник Остромир был киевским дружинником, призванным из Киева для управления края в качестве киевского наместника. Составление таких важных вещей как городские летописи, его тоже касалось. Ведь, как известно, абсолютно летопись была идеологическим памятником, выгодно прославляющим тот город, где она создавалась. И Новгородские летописи тут, конечно, исключением не были.
Правда, порой считают, что первый свод был написан в Киеве около 1039 года, в это время упоминается, что могила князя Олега Святославовича до сих пор у Овруча, а в 1044 году его останки перезахоронили в церкви по христианскому обряду. Однако, под могилой в древнерусском летописании понимались и языческие курганные насыпи. А после перезахоронения останков насыпь от кургана по прежнему оставалась. Значит, о создании нового летописного свода нет говорить никаких оснований. Поэтому, первой летописью на Руси по праву может считаться новгородский Остромиров свод 1050 года.
Очевидно, написание этой летописи было связано с постройкой в Новгороде первого каменного храма — кафедрального Софийского собора, который был освящен в том году. Этот храм соит в Новгородском Детинце до сих пор, являясь самым старейшим каменным православным храмом на территории Российской Федерации. А поскольку в XI веке Новгород прочно занимал на Руси первое место после Киева, то постройка в нем первого каменного кафедрального храма уже была важным поводом для составления первой летописи. Тем более, что составлялись новгородские летописи под редакцией новгородских архиереев, и хранились на хорах Святой Софии, как кафедрального, владычного, храма. И этот первый на Руси летописный свод, надо полагать, исключением не являлся. Так что, скорее всего, это был владычный свод, составленный в честь освящения первого каменного городского храма.
Жизнь вопреки
Жизнь забавная штука – постоянно преподносит новости, сюрпризы и парадоксы. Может и не самая ее большая загадка, но и не из рядовых: почему результатом многомиллиардной эволюции явились не только немногие совершенные виды растений и животных, но и парадоксальные виды, виды живущие вопреки биологическому здравому смыслу. Жизнь не развивается в сторону устойчивых и относительно малых «оптимальных» биоценозов, но невероятно разнообразит проявление видов и форм.
При этом, часть видов до такой степени нелогичны и биологически нелепы, а существуют так долго, что в корректности эволюционной теории зарождаются некоторые сомнения.
Например, самое маленькое млекопитающее Земли, карликовая белозубка живет вопреки биологическим законам. Они гласят, что теплокровное животное не может быть меньше определенного размера, поскольку при этом биохимические процессы не способны давать организму достаточное количество тепла, а удельные теплопотери слишком велики.
Самолет летит не потому, что отменяет силу гравитации. Так и белозубка, строго говоря, не нарушает биологические законы, но в рамках них ведет отчаянную борьбу за жизнь. Весь смысл жизни в поисках еды, неистовых сражениях с зачастую намного более крупной по размера едой (на растительной пище при таких мелких размерах жить не получится – тут законы биологии неумолимы). Если еды нет, существо впадает в непродолжительный анабиоз, пытаясь пережить временно голодное время и в расчете, что место съеденной добычи займет другая. Но, если по пробуждении, таковая добыча не найдется – смерть быстра и неизбежна.
Следующий пример связан с многочисленностью видов орхидей. Разнообразие видов опыления цветка у разных видов вызывает недоумение своей чрезмерной специализацией.Совершенно странным выглядит то, что нет ни малейших попыток видоизмениться в сторону большей универсальности, с вполне понятной целью большей живучести.
При том, что жизнь невероятно разнообразна и приспособилась к существованию в местах, ну, казалось бы, совершенно непригодных, в океане, колыбели жизни на планете – до сих пор существуют зоны биологических пустынь. В этих местах, расположенных вблизи экватора, жизни нет практически никакой. Казалось бы, изобилие тепла (но не его избыток: не до кипятка же прогревается океаническая вода) всяко лучше для жизни, чем, например холодные приполярные моря. Здесь, правда, разгадка оказалась более простая – реки выносят с материков массу питательных веществ, на шельфе также есть определенного рода «питательная» неорганическая подложка, а питаться «чистой» энергией солнечного излучения жизнь пока еще не научилась. Или, что тоже вероятно – ее пока не открыли. Жизни, оказалась важнее «еда» в виде неорганических соединений, усваиваемых биопланктоном и далее по пищевой цепочке. Там где нет света, жизнь может умеренно процветать. Там где нет еды – получается, что нет.
И еще один пример связан с нами, с человеками. Свою жизнеспособность мы утрачиваем быстрыми темпами, причем как в смысле зависимости от созданной нами техносферы, так и в снижении устойчивости к болезням. Мы уже во многом живем вопреки, а скоро, если не сейчас, будем жить вопреки полностью. Впрочем, это не кажется чрезмерно страшным, по крайней мере пока мы окончательно не разрушим биоценоз. Вот тогда будет не слишком весело. Недаром, один из ученых добавил к расхожему выражению «мы не можем ждать милостей от природы …» ехидное «после того, что с ней сделали».
Ну да жизнь, штука упрямая. И если ее гнать в дверь, она залезет в окно. Пока светит Солнце и есть во что преобразовывать неорганику – жизни всегда найдется место.