Всем нам знакомы из истории, или хотя бы из старых сказок, такие неотъемлемые предметы европейского средневековья, как восковые свечи и королевские горностаевые мантии. Вместе с тем, мало кто задумывается о том, откуда в Европу в основном поступали эти товары. А поступали они в основном из Великого Новгорода, который был не только своеобразным торговым окном в Европу, но и крупнейшим в мире экспортером меда, воска и ценных мехов.
В северных лесах обширной Новгородской земли в изобилии водись белки, куницы, соболя, черно-бурые лисы, горностаи. Их меха высоко ценились и дорого продавались на рынках Европы. Всем известная горностаевая мантия, сделанная из новгородских шкурок считалась большой роскошью и быстро стала символом королевской власти. А знаменитые векселя произошли от аналогичных средневековых немецких документов, которые писались на новгородских беличьих шкурках. А белка по-древнерусски также называлась векшей. Отсюда и пошло привычное нами онемеченное слово «вексель». Но, кроме того, в новгородских лесах водились пчелы, от которых брали и продавали в большом количестве мед и воск. Новгород был крупнейшим поставщиков воска и меда в Европе. Почти все европейские восковые свечи, служившие в средневековье единственным источником освещения, производились из новгородского воска. Вот как Новгород повлиял на европейский быт! А новгородские купцы — вощанники были самыми богатыми и важными купцами в городе. Именно у них был купеческий торговый суд и палата мер и весов в их храме Ионанна Предтечи на Опоках. О новгородских торговцах мехами мы, увы, ничего не знаем. Вероятно, их продавали купцы, специализирующиеся на заморской торговле, построившие на Новгородском Торгу богатую церковь покровительницы торговли Параскевы Пятницы. А им меха, как предполагал еще в XIX веке историк Никитский, передавали бояре, владевшие вотчинами в наиболее промысловых местах Русского севера, или возглавлявшие туда новгородские военно-промысловые экспедиции.
Экспорт меда, мехов и воска продолжался и после покорения Новгородской республики войсками Москвы и ее союзников. Даже в начале XX века во всем мире наиболее ценными были именно русские соболиные шкуры, добываемые на русском севере, некогда входивших в состав обширных новгородских владений.