Известно, что небесным покровителем Санкт-Петербурга реально считается не Святой Петр, а живший в XIII в. князь Александр Ярославич. В 1240 году этот князь во главе новгородского ополчения доблестно разбил на Неве при впадении реки Ижоры шведский отряд и с тех пор получил прозвище Невского. Кроме князя с дружиной и новгородцев в битве участвовали и ладожане, а также, по видимому, не официально пособило местное финоугорское население, убившее многих шведов там, где Александрова рать не смогла пробраться. Ныне ученые по разному оценивают размах и значение русской невской победы 1240 года. Одни считают, что Александр надолго остановил шведские нападения на Русь (что не соотвестсвует истине). А другие вовсе умаляют значения победы, отказывают Невской битве в праве называться битвой, считая ее простой пограничной стычкой. Что ж, не исключено, что шведов было немного, и их этот конкретный выезд носил разведывательной характер не ставил перед собой цели быстрого и полного покорение «реки и всей области Новгородской». Недаром, пока Александр получил весть о б их приближении, собрал войска и прибыл в их лагерь, они продвинулись от невского устья всего несколько десятков километров вверх по Неве. Но тот факт, что шведы взяли с собой епископов (т. е, не менее двух, в то время как во всей Швеции их было 6) говорит о том, что ими замышлялась весьма крупномасштабная акция, важным звеном которой и являлась высадка в районе нынешней Усть-Ижоры. При этом Александр Невский безусловно проявил себя талантливым полководцем, устроившим организованное нападение на лагерь противника несколькими отрядами.
Новгородцы тоже оценили значение этой битвы. Емкое сообщение новгородской летописи содержит точную дату битвы (15 июля), указание на число жертв, имена некоторых из них и имена главных новгородских героев. Так описывались в новгородском летописании очень важные битвы. При этом победу новгородский книжник связывал с помощью самих Бориса и Глеба, первых русских святых, очень почитаемых на Руси, которых упоминали лишь в исключительных случаях. А после победы на Неве близ Ладоги основали крупный и видный мужской монастырь во имя Николая Чудотворца, покровителя водных путешествий (Александр, видимо уже тогда понимал, что шведы зарятся не просто на Новгородские земли, а воюют за господство на балтийских торговых, проходящих в Неву через воды Балтики). А ведь монастыри, да еще такие значимые, основывали только после очень великих побед. Правда, сам Александр долгое время не был причислен к лику святых (вероятно, сказалась его компромиссная политика с ордой, участие в проведении богопротивной с христианской точки зрения ордынской податной переписи Новгорода и его загородных окрестностей, сделавшей прежде свободный Новгород до самого конца монгольского ига ордынским данником. Но это не умаляло признания значения невской победы и полководческих доблестей князя).
Не удивительно, что Петр I сделал Александра Невского небесным покровителем Санкт-Петербурга, а его доблестную победу над шведами использовал для обоснования необходимости утверждения России при море и превращения ее в одну из сильнейших европейских держав.