32 Sparta-нца.

32 Sparta-нца.
Боже, помилуй полярников, поет Гребенщиков в одной из своих песен. А и правда, любая работа в приполярных областях обладает острым привкусом смертельной опасности. Вот и сейчас в южных широтах разворачивается драма вполне в духе эпопеи челюскинцев.

Траулер Sparta. Так же как и «Челюскин» – судно вовсе не ледового класса. Он также занимался своим делом без ледокольного сопровождения и, скорее всего, без данных ледовой разведки. На вопрос – а что вообще их понесло в суровый и крайне негостеприимный край, ответ прост. Биологические пустыни есть не только на суше, но и в океане. С одной стороны – самые «хлебные» места – именно в холодных морях Севера и Юга планеты. Вторая причина еще прозаичнее. Возможности рыболовецкого флота давно превысили репродуктивные возможности морей и океанов. И единственные еще места, где есть надежда на богатые уловы и ценные морепродукты – как раз самые опасные и труднодоступные. Отметим, что промысел в южнополярных морях осложнен и наличием самой трудной погоды на планете. Недаром, именно 40 широта Южного полушария носит имя «ревущей», а 50-я – «неистовой». При этом остаются крайне неприятные вопросы. С момента гибели «Челюскина», технические возможности по прогнозированию погоды, строительству кораблей и, самое главное, по ледовой разведке чрезвычайно развились. Что мешало, скооперировавшись держать наготове ледокол, использовать данные с космических спутников или воздушные средства ледовой разведки? Что не давало иметь на борту более мощную помпу и запас горючего к ней? Что, наконец, мешало компании, занимающейся приполярным промыслом, располагать судном ледового класса? Ответ, увы, тоже очевиден. Это премия за рискованную экономию.
При этом, надо отдать должное мужеству людей, продолжающих борьбу за живучесть судна и уже одержавшей в этой борьбе важную победу. Пробоину успешно заткнули, и как сообщают информагенства, заварили. Крен выровнен и есть надежда, что судно будет спасено. В общем, как писалось в сочинениях молодости автора – в жизни опять нашлось место подвигу. Теперь, все будет зависеть от двух факторов: погоды до прихода помощи и эффективности помощи как таковой.
И все же, за каждым подвигом маячит предшествующее ему преступление. В этом так же сходство современных спартанцев с катастрофой «Челюскина». Только тогда безумное предприятие было продиктовано военно-политическими соображениями, а сейчас – банальной выгодой. И нет никакой уверенности, что это будет превращено в триумф воли к жизни и подвигу во имя освоения ледяных просторов. Времена романтиков отступили в прошлое, ну а времена торгашей никуда и не девалось.
И вот, история «Спарты» еще не окончилась, а уже на горизонте новая беда – с перевернувшейся буровой платформы «Кольская». Уже ясно – без больших жертв не обошлось.

Так что остается надеяться, что как в той же песне Гребенщикова, Бог полярников помилует, удвоит им выдачу спирта и оставит, такими как есть. Т.е. живыми, здоровыми и вернувшимися к своей трудной работе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *