До самого конца 1920-х годов кинематограф называли «великим немым». И он действительно был великим, потому что кинорежиссеры той эпохи с помощью довольно ограниченного арсенала технических средств добивались исключительных результатов.
Достаточно вспомнить хотя бы Чарли Чаплина, фильмы которого остаются популярными и более чем смотрибельными до сих пор.
Ну и что, что они немые и черно-белые?.. Зато как они поставлены! Какие у них сюжеты! И великолепная игра актеров.
В первой трети ХХ века на фоне в основном развлекательного американского кинематографа совершенно самостоятельные творческие направления разрабатывал европейский кинематограф, и в первую очередь немецкий – до прихода к власти Гитлера.
Одним из самых ярких кинорежиссеров той Германии был Фриц Ланг, который фактически был мрачным провидцем, поскольку в своих фильмах он предсказал многие из тех кошмаров, которые пришлось пережить человечеству в последующие десятителия ХХ века. И века XXI – тоже.
В 1927 году Фриц Ланг снял один из самых мощных фильмов за всю историю кино – «Метрополис», в котором фактически была переосмыслена основная идея Герберта Уэллса из его романа «Машина времени», о разделении человечества на «верхнее» и «нижнее».
В «Машине времени» это были живущие на поверхности Земли изнеженные элои, поглупевшие, потерявшие дар речи потомки прежних «властителей планеты», и подземные жители морлоки, заботящиеся об элоях, но одновременно и питающиеся ими.
В «Метрополисе» изображен фантастический город, где на «дне» живут нещадно эксплуатируемые рабочие, а «наверху» наслаждаются всеми благами жизни правящие классы. На этом фоне разворачивается драматическая и фантастическая история любви главных героев, которая кончается их победой над всеми обстоятельствами и врагами.
Фильм гениальный, и до сих пор производит неизгладимое впечатление. Работа режиссера, великолепная игра актеров, драматургия, пластика, ритм, хореография – все здесь на таком уровне, что во время просмотра даже не верится, что все это могли изобразить люди в конце 20-х годов прошлого века.
На фоне «Метрополиса» современные киноподелки, несмотря на всю их красочность и «трехмерность», выглядят просто убожеством. Тот же «Аватар» — это ведь откровенная халтура, которую после настоящего кино смотреть просто невозможно.
Кроме «Метрополиса» Фриц Ланг снял еще много фильмов, как правило, довольно мрачных. Среди них и его первый звуковой фильм 1931 года, под названием «М» — о том, как город ищет маньяка-убийцу детей…
В общем, во многих своих фильмах режиссер Фриц Ланг стал фактически провидцем. Но его современники, как водится, его не услышали. Уже в самом начале 1930-х годов Германия тяжело заболела «коричневой чумой», да еще и попыталась заразить ею весь остальной мир.
Есть легенда, что министр пропаганды Третьего рейха Йозеф Геббельс предлагал Фрицу Лангу возглавить все кинопроизводство Германии, но Ланг отказался, и эмигрировал в США, где много и плодотвоно работал до самой своей смерти в 1976 году.
А «Метрополис» был урезан, перемонтирован, и одно время считалось, что существенная его часть вообще утеряна, пока в 2008 году в музее кино в Буэнос-Айресе (Аргентина) не была найдена оригинальная версия фильма.
И теперь жители XXI века могут увидеть этот фильм целиком, так, как его задумывал автор.
Там есть, что посмотреть, и над чем подумать…
Фантастический «Метрополис» Фрица Ланга
Добавить комментарий