Вам не приходилось смотреть российские сериалы? Что-нибудь вроде «Цыганочка с выходом» или «Проклятый рай»? Если не приходилось – вам крупно повезло. За такие фильмы во времена Сталина расстреливали всех: начиная от сценариста и заканчивая последней уборщицей на площадке.
Сейчас не расстреливают. Сейчас – показывают. Сериалы заполонили телевизионные каналы. Продавцы DVD предлагают диски с сериалами пачками. Значит, их смотрят, значит, на них есть спрос. Не зря ведь Маяковский сказал: «Послушайте, если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно. Значит, кто-то называет эти плевочки жемчужиной…». Так кто же называет жемчужиной эти сериальные «плевочки»?
Отличительная особенность российских сериалов: стандартный сюжет, изобретенный столетия назад, когда не то что кинематографа, а даже печатных книг не было. Штамповка. Либо любовный треугольник из серии: он любит ее, она любит другого, а другой любит собачек (возможны перемены пола), либо детективный сюжет из жизни «высшего света» — это означает, что присутствую олигархи, охранники в черных костюмах и черных очках, множество костюмов с обложек гламурных журналов, роскошные интерьеры помещений. Возможно смешение того и другого. Возможны добавления: ребеночка в детстве украли, и он не знает, кто его настоящие родители; ребеночка в детстве бросили родители, и он их всю жизнь ищет, и прочие «изыски». За образец, похоже, брались индийские фильмы тридцатилетней давности.
Разговаривают персонажи сериалов так, будто они не только в школе не учились, но воспитывались где-то ближе к подворотне, и даже не бомжами, а собачками во время собачьей свадьбы. Фразы обязательно коротенькие и максимально простые – это нормально, все же кинематограф, а не роман Толстого. Но вот то, что эти фразы – обычные штампы, надерганные из старых кинофильмов, уже не нормально. Расчет, похоже, на то, что те, кто помнит старые кинофильмы, сериалы не смотрят.
Сюжеты выстроены очень небрежно. От серии к серии тянутся ляпы. К примеру, в том же «Проклятом раю» об одном персонаже сообщается, что он – бывший армейский офицер, всю службу, до пенсии, просидел при штабе в районном городке, через две серии этот же персонаж в умирающем состоянии хрипит приятелю воспоминания о том, как выносил его из-под огня в Афганистане, раненого, а потом еще откуда-то выносил – и тоже из-под огня… Если б это был один ляп – полбеды, но подобное – чуть не в каждой серии.
Интриги в сюжетах почти что и нет. Все уныло, потому что известно заранее. Спрашивается – на кого это рассчитано?
Похоже на то, что такие сериалы рассчитаны на вполне нормальных, обычных русских людей, которым вдолбили за предыдущие годы определенное представление о жизни «высшего света», и продолжают вдалбливать с помощью тех же сериалов, желтой прессы и гламура.
Так и хочется вспомнить старый, добрый худсовет советских времен. Тогда требовалось, чтобы любая продукция (будь то детская игрушка или фильм) имели воспитательное значение. Несли что-то новое и обязательно воспитательное. То есть, если уж снимается фильм о мальчике, сбежавшем из дому, то в нем должна присутствовать мораль: мойте руки перед едой, воровать нехорошо, бродяжничать совсем плохо…
Что воспитывают нынешние сериалы? Вкладывают в головы идею о том, что нечего приезжать из деревни в мегаполис, так как там ничего не светит? А если и светит, так это свет красных фонарей? Или – муж может быть нелюбимый, но богатый? Или – воровать нужно по-крупному? Или – киллер тоже человек…
Нет, похоже, о воспитательной роли этих сериалов никто не думал. Думали о прибыли. Собственной, естественно. А миллионы оболваненных людей сидят перед экранами и заворожено следят за приключениями проститутки в публичном доме. Знаете, это очень, очень грустно… Особенно, если рассматривать долгосрочную перспективу. Такая промывка мозгов добром не заканчивается.
Эх, мозги промывают и не только сериалы. Мы вообще по телевизору только футбол смотрим. На остальное даже время терять не хочется, хотя вот сейчас когда занимаюсь вышивкой смотрю сериал Дикий ангел, но это больше воспоминания о детстве, а не промывка мозгов)))