В кризис люди склонны смотреть на более богатых соседей и сокрушаться относительно своего ужасного положения. Если наблюдать за экономической системой США с российского дивана, то безусловно трава там куда зеленее. Но ведь не существует ни одной бочки меда без ложки дегтя. И даже успешная американская банковская система имеет свои тонкости и парадоксы.
Слово «доллар» означает единицу измерения, причем исключительно золота или серебра. Таким образом изначальная экономическая система Америки стандартна: стоимость всего исчисляется в разменной драгоценной монете — долларе. Первые появившиеся в США бумажные деньги назывались банкнотами и были чем-то вроде расписки или квитанции, что предъявитель может получить обозначенную сумму золотом. Они были обеспечены на все 100%, и нужны были преимущественно для того, чтобы не носить мешки с металлом. Со временем ситуация, разумеется, сильно изменилась.
Сегодня основу банковской системы США составляет Федеральная резервная система, или Федеральный резерв. По поводу этой организации существует несколько расхожих мнений. Но на самом деле, несмотря на то, что глава Федерального резерва назначается действующей властью, эта организация абсолютно частная. Корпорация очень крупная, имеющая двенадцать филиалов по всей Америке.
Следующая ступень — множество условно независимых банков. Все они, так или иначе, делятся на две основные группы: коммерческие и инвестиционные.
Коммерческие банки в основном депозитные, их ресурсы состоят преимущественно из депозитных вкладов. Такие банки занимаются поддержанием платежеспособности (чеки, кредитные карты), краткосрочным финансированием торговли, и кроме того могут совершать сделки с ценными бумагами (исключительно по желанию клиентов и за их счет). Отдельно стоит отметить, что банки, принадлежащие к группе коммерческих, не имеют права за свой счет покупать акции каких-либо предприятий торговли или промышленности, но могут управлять ими по доверенности клиента.
Инвестиционные корпорации преимущественно занимаются торговлей ценными бумагами. Иногда такие банки могут выступать в качестве консультантов по вложениям.
Подобное разделение труда во многом и привело американскую экономику к столь высокому уровню и впечатляющему благополучию.
Но в то же время, поскольку Федеральный резерв не является государственным учреждением, возникает такое уникальное явление, как внутренний долг. Его суть в том, что государство должно денег своему основному банку, который, в свою очередь, делает эти самые деньги из ничего. Изготовление одной банкноты Федерального резерва стоит около двух центов, но государству то необходимо вернуть долг в размере номинальной стоимости купюры… Причем чтобы отдать долг Федеральному резерву, государство должно взять в долг у Федерального резерва. Сделать это невозможно не только по законам логики и математики, но и из-за того, что огромной части денег, которая существует в базах данных банков, не существует в реальности. Предположим, вы хотите открыть свое дело и приходите в банк за кредитом. Несколько кликов — и ваш кредит сформирован из процентов с долгов других заемщиков, то есть из воздуха, потому как этих денег фактически у банка еще нет. Денег вы опять-таки не видите, поскольку вам открывают карту. Большую часть своих операций вы проводите безналичным путем, и в итоге из нескольких тысяч выданных долларов вы «пощупаете», скорее всего, совсем немного наличности.
Вообще количество зеленых долларов Федерального резерва давно превысило все реальные запасы золота в мире, то есть банкноты по сути уже ничем не обеспечены, и ничего не гарантируют. Зато у государства есть прекрасная возможность искусственно регулировать инфляцию или обрушивать рынок. Именно так, собственно, Америка и пришла к Великой депрессии…
Так почему же эта система работает, и весь мир воспринимает доллар как одну из самых устойчивых валют? Потому что банковская система США представляет собой финансовую пирамиду, держащуюся преимущественно на доверии. Получается, что в мире есть золото, которое способно обеспечить некую часть банкнот, а банкноты могут обеспечить небольшую часть всех кредитов и вкладов. Но, как и все пирамиды, когда-нибудь это закончится, и вопрос только в том, когда именно. Есть ли смысл завидовать американскому финансовому благополучию?