Вокруг нас — полноцветный мир. Мы не только видим палитру природы, но и ежедневно смотрим в цветные экраны и разглядываем цветные книжки и журналы. На уроках биологии в школе рассказывают, как мы видим цвета, но не рассказывают даже об основных цветовых моделях, использующихся повсеместно. А между тем физиологические особенности человеческого зрения тесно связаны с цветопередачей экранов и печатной продукции.
Возможность видеть у человека обеспечивается специальными клетками-палочками и клетками-колбочками. Палочки отвечают за интенсивность цвета и реагируют на свет, а колбочки воспринимают длины цветовых волн, различают сам цвет. Поэтому, например, ночью человек видит мир черно-белым. В норме у здорового человека три вида колбочек, которые «настроены» на восприятие трех разных независимых цветов — красного, зеленого и синего.
На этой особенности человеческой физиологии основана самая распространенная цветовая модель — RGB. Аббревиатура содержит названия цветов: «R» — red (красный), «G» — green (зеленый) и «B» — blue (синий). Смешивая между собой эти цвета, можно получить все остальные: волны разной длины накладываются друг на друга и человек видит производные. Поскольку все цвета получаются путем добавления друг к другу, то эту модель называют аддитивной (от англ. «addition» — добавление). Она используется для передачи цвета современными мониторами.
Также весьма распространены модели CMY и CMYK, но у них другая область применения — в основном это печать. На первый взгляд суть этой цветовой модели такая же, как и у модели RGB: три цвета накладываются друг на друга. В основе CMY лежат голубой (cyan), пурпурный (magenta) и желтый (yellow). Черный цвет получается, если наложить все три цвета друг на друга. но у такой печати есть определенные минусы. Первый из них — существенный перерасход краски и излишнее увлажнение бумаги, поскольку черный обычно является основным цветом в печатных изданиях. Второй — несовершенство машин, из-за которого точки могут лечь со смещением относительно друг друга, и печать будет не качественной. Более того, их смешение дает все таки не глубокий черный цвет, а грязно коричневый или серый. Поэтому к модели CMY был добавлен черный, и в название модели добавилась «K». «K» — key color (или — kontur). Называть его в цветовой модели буквой «B» (black) не стали, чтобы не возникло неоправданных параллелей с «B» в модели RGB.
Основное отличие CMY(K) от RGB в том, что получение оттенков и разных цветов спектра происходит не путем добавления одного цвета к другому, а «вычитанием» цветов из белого. Печатают чаще всего на белой бумаге. А белый цвет — это отражение всех цветов видимого спектра, и удобнее считать, сколько света отразилось, чем сколько поглотилось.
Следует сказать, что в печати используют не только CMYK (как минимум потому, что возможности у этой модели несколько меньшие, чем у RGB). Нередко CMYK используют совместно с палитрой пантонов. Грубо говоря, пантоны — это готовые оттенки краски, представленные в специальном каталоге, которые далеко не всегда возможно воспроизвести в CMYK. Одной из областей применения этих красок являются упаковки, товарные знаки и логотипы. Это делается для того, чтобы защитить (на базовом уровне) продукцию или знак от подделок. Номер пантона обычно остается «секретом фирмы», и подобрать аналог достаточно проблематично.
Существуют и другие схемы, но область их применения весьма узка и в повседневной жизни человек с ними не сталкивается.
В рамках разговора о цвете уместно было бы наконец развеять заблуждения о дальтонизме. На самом деле дальтонизм — чрезвычайно редкое наследственное заболевание. Нет никаких особенных цветов, которые не различают дальтоники. Они не различают цвета вообще и видят мир черно-белым. Все остальное — явление цветоаномалии, которая в той или иной степени присутствует у всех. В более выраженных формах она проявляется у мужчин — они намного хуже, по сравнению с женщинами, воспринимают оттенки.