Страна, которая обозначалась аббревиатурой СССР, имела и другое очень распространенное название – Советский Союз. Затем, в послеперестроечную эпоху, в обиход вошло пренебрежительное определение – «совок», которое, к счастью, в последнее время употребляется все реже и реже.
Это происходит прежде всего потому, что в современном российском обществе все больше усиливается ностальгия по «прекрасной жизни в СССР», причем не только у людей старшего поколения, но и среди молодежи.
Забывается о «железном занавесе», жуткие сталинские репрессии тоже кажутся чем-то эфемерным, а «совковый» дефицит представляется не таким уж и важным – хотя в эпоху всеобщего дефицита от него буквально стонало все многонациональное население великой советской страны.
Однако хотелось бы, чтобы ничто из темных сторон жизни Советского Союза не было забыто. Просто не стоит забывать об этих сторонах никогда.
Но разве там, в прошлом, настоящий Советский Союз существовал?
Разве там, в прошлом, у Советов народных депутатов была реальная власть, заявленная в Конституции СССР?..
Не было у Советов такой власти!
Революционный лозунг «Вся власть Советам» так и остался только лозунгом, поскольку вся власть в СССР принадлежала одной-единственной партии, которая называла себя коммунистической.
Точнее, даже не партии, а небольшой кучке вождей этой партии, которые в течение многих десятилетий, с помощью массированной идеологической обработки, навязывали свои иллюзорные представления о коммунизме и социализме всей стране.
Никогда и ни с кем они не советовались. Они просто, пардон, «впаривали» гражданам СССР всевозможные установки, кодексы, образцы поведения. Впаривали до тех пор, пока народ верил в коммунистические идеи и был готов терпеть это впаривание.
Ну а затем произошло то, что произошло. Не стало великой страны.
И это закономерно.
Нужно советоваться со своим народом. Нужно внимательно, очень внимательно, прислушиваться к тем настроениям и мыслям, которыми каждый гражданин страны готов поделиться с другими гражданами, в том числе и с теми, от которых зависит принятие ключевых решений.
Совет – это вообще очень хорошее понятие. Многозначное! Это и совет, который один человек дает другому, это и дружеская помощь, это и собрание людей, которые советуются друг с другом, обсуждают очень важные вещи и вместе принимают очень важные решения.
Союз – тоже очень хорошее слово. Это объединение людей, которые все делают в совете друг с другом.
В общем, настощий Советский Союз в нашей стране нам еще только предстоит построить.
Архив рубрики: Факты
Двойное рождество
Факт наличия у христиан двух праздников Рождества людям, далеким от каких-либо религий, представляется очень странным. А ведь это и в самом деле очень замечательный праздник, потому что в нем заложен глубокий общечеловеческий смысл.
Верующие христиане считают, что в этот день много-много лет назад родился не просто ребенок – родился Спаситель человечества, который привнес в этот очень кровавай и грязный мир множество светлых идей.
Не убий, не укради, не прелюбодействуй, не возводи ложного свидетельства на ближнего своего, не сотвори себе кумира, не возжелай собственности ближнего своего – эти, и другие заповеди, должны были улучшить этот бренный мир.
И они, без сомнения, улучшили бы его, если бы люди и в самом деле начали поступать сообразно этим заповедям.
Увы.
Мир все еще не улучшился, ибо люди не поступают сообразно этим заповедям.
Почему? – возникает вопрос.
Потому ли, что люди — изначально испорченные существа, которым никакие заповеди не помогут?
Или потому, что люди просто недостаточно веруют, потому и ходят до сих пор войной брат на брата, отец на сына, и сестра на сестру?
Одна и та же вера, пусть и с разными вариациями, придуманными так называемыми священнослужителями, не мешает разным христианским народами устраивать друг против друга не просто жестокие, а совершенно бесчеловечные войны.
Достаточно вспомнить Первую мировую, и вторую Мировую, и разные другие локальные войны.
Ну да, в двух мировых войнах по разные стороны были христиане, исповедующие разные версии одной релии — католики и лютеране шли против православных, и наоборот.
А как насчет гражданской войны в России, когда друг против друга шли православные?..
Одна и та же версия одной и той же религии, с одним и тем же Спасителем не мешала им убивать и мучить друг друга, и творить такие зверства, от одной мысли о которых до сих пор кровь застывает в жилах.
Поэтому хочется верить, что когда-нибудь верховные иерархи разных христианских вероучений все-таки договорятся хотя бы по вопросу установления одного календаря для празднования хотя бы Рождества.
Ну потому что это чрезвычайно странно, что оно празднуется в разные дни и даже разные месяцы.
А ведь праздник этот и в самом деле может быть всеобщим.
Ибо дети рождаются у всех людей.
Но Спаситель родился на этом свете только один раз.
О первых русских людях в Сибири
Проникновение русских в Сибирь у нас традиционно связывается с покорением Сибири Ермаком в XVI в.. Вместе с тем, отдельные заезды русских отрядов отмечались и в более ранние времена. Например, известно, что еще в самом конце XV столетия московская рать воевала за уральским «каменным поясом» с сибирским ханством, правда, после этого вернулась назад, на чем освоение Сибири вплоть до Ермака и закончилось. Вместе с тем, согласно известиям Новгородской IV летописи, еще зимой 1263/64 г. и сто лет спустя, в 1364 г. два новгородских отряда проникли в Западную Сибирь и успешно повоевали на Оби.
Если в первый раз новгородцы шли зимой, то во второй раз стоял, наоборот теплый сезон. Если воеводы первого похода не известны, то второй поход возглавлял знаменитый речной разбойник Александр Обакунович, а также некий Степан по прозвищу Ляпа. Последнему отряду, помимо столкновений с местными жителями, приходилось заниматься отражениями двинской рати. Мятежная двинская колония Великого Новгорода не особенно приветствовала укрепление новгородцев на Русском Севере. А перспектива завоевания ими Западной Сибири предполагала усиленное укрепления в прилегающих Двинских и Пермских краях. Но оба похода закончились победой новгородцев. При этом, в оба раза новгородские рати подразделялись на два отряда. Один воевал в верховьях Оби, другой — в низовьях, "до моря".
Трудно сказать, хотели ли эти два отряда, и весь Новгород вообще всерьез покорить Сибирь, или, скорее эти два эпизодических рейда были связаны с сиюминутными стремлениями обогатится в промысловых краях и лишний раз усмирить пермяков, которые в то время жили неделимым народом как в покоренном Новгородом европейском Приуралье, так и в дикой для Руси Западной Сибири. Но это были первые известные нам русские люди, побывавшие по ту сторону Уральских гор.
Китайские Кулибины
Еще недавно Китай считался отсталой страной, погрязшей по уши в самом оголтелом коммунизме и не способной справиться даже с проблемой рождаемости. Теперь Китай завоевывает весь мир, пользуясь самым эффективным оружием – экономическим. Китай – супердержава, с которой вынуждены считаться все, вне зависимости от собственного желания, Китай контролирует практически весь мировой рынок редкоземельных металлов, а, следовательно, точное машиностроение всего мира, Китай скупает по всему земному шару прибыльные предприятия, известные бренды, банки и государственные долги, строит конфуцианские университеты, распространяя свою философию повсюду. И при этом многие склонны считать, что китайцы в общей массе все еще продолжают сидеть с горсточкой риса над портретом Мао, что они совершенно безынициативны, лишены изобретательской жилки и так далее. Зато вот наши отечественные Кулибины произрастают на каждом шагу, у нас и Левша блоху подковал, а вот в Китае ничего подобного нет и быть не может. Поэтому на экономическую экспансию Китая в основном смотрят спокойно. Дескать, а что они могут, эти китайцы…
Но китайцы могут многое. Это в Китае на рисинке писали целые поэмы – куда там Левше с его блохой, которая с подковами даже танцевать уже не могла. То есть, можно сказать, что Левша испортил тонкий механизм.
А китайские Кулибины сейчас делают роботов для домашнего использования. Причем, вполне самостоятельно, на собственных фермах, и эти роботы выполняют различные функции, начиная от кухонных работ и заканчивая тасканием тележки. Подводные лодки, моноциклы, вертолеты, водяные велосипеды, ледовые санки, самолеты и даже музыкальные расчески. Один китайский фермер даже соорудил ракетницу – на его землю претендуют застройщики, и крестьянин не намерен сдаваться без боя.
Как видим, горсточка риса прекрасно питает творческую мысль, а портрет Мао является весьма вдохновляющим. Так что не стоит расслабляться, думая о «серых» китайцах. Не такие уж они и серые, как выясняется. И пока мы упиваемся чувством собственного творческого превосходства, они покупают мир и делают ракеты.
Поэтому нам расслабляться на нашей обширной территории ни в коем случае не надо.
Сохранил бы Новгород вечевой строй, если бы он не был завоеван Московским княжеством?
Многие средневековые страны проходили период удельной
раздробленности, а затем объединения в централизованное национальное государство. Наша страна не была исключением. Центром объединения русских республик и княжеств стала Москва, проводившая централизацию весьма в жесткой форме, тщательно упраздняя самостоятельность на местах. Однако, особенно ярким эпизодом было драматическое покорение Новгородской вечевой республики. После семилетнего противостояния в январе 1478 года Новгород пал, главный вечевой колокол был вывезен в Москву, вече и вечевые выборные должностные лица упразднены. Поэтому для многих людей присоединение Новгорода к Москве стало прежде всего конфликтом монархии и республики и если покорение других русских княжеств рассматривалось спокойно, то ликвидацию северной вечевой республики воспринимали остро, ставя вопрос о необходимости самой московской централизации. О том, как развивался бы Новгород, если бы не Московское взятие при этом, вопрос почти никогда не ставился. Вместе с тем, есть серьезные основания сомневаться, что если бы произошло чудо, и Новгород бы не был завоеван Москвой, или Литвой, которая тоже прибирала к рукам древнерусские земли, то он бы по логике своего внутреннего общественного развития надолго сохранил свои прославленные вечевые порядки (которые мы и привыкли называть республиканскими).
Уже в начале XV столетия в Новгороде побеждает олигархия городской Господы, совета господ, или избираемых на вече из числа местной боярской знати должностных лиц, которые начиная с этого времени фактически прибрали к рукам всю власть в государстве. При этом, они начали регулярно избираться раз в год, а, отработав годичный срок, переходили в разряд «старых» руководителей и все равно продолжали оставаться в совете и управлять государством. Таким образом, новгородская господа регулярно росла, пополняясь новыми боярами и уже к середине XV века, согласно немецкому документу, достигла численности почти что в пятьдесят человек. С этого времени многие государственные акты начались писаться от имени членов новгородской Господы, минуя вече. А те акты, которые еще формально продолжали утверждаться на вече, со спокойной самоуверенностью составлялись заранее, на заседании совета господ во владычной палате, как например, жалованную грамоту Соловецкому монастырю на Соловецкие и иные острова 1468 г, без которой мы бы, глядишь, не знали дивного ансамбля Соловков в Соловецком архипелаге. О том, какая перспектива развития вскоре бы ждала Новгород, свидетельствует история Полоцка, где тоже был сильный вечевой уклад, но в XV в. тоже сформировалась олигархия постоянно растущего совета должностных лиц, который к концу столетия вобрал в себя все полоцкое боярство, после чего вече исчезло. Государственная власть перешла этому аристократическому совету, а торгово-ремесленные слои горожан сохранили местное самоуправление, но их сходы уже не имели государственной силы. В Новгороде все тоже явно шло к этому, но Московское княжество завоевало его еще тогда, когда вече еще формально считалось в силе. К слову сказать, сходство новгородского и полоцкого пути развитии отмечали еще современники. В Хронике Литовской и Жмойтской начала XVI столетия прямо сравниваются между собой советы господ Новгорода, Пскова и Полоцка.
Так что, если бы Новгород сохранил свою независимость, то недолго бы в нем сохранялись вечевые порядки. Дай бог, всего считанные по пальцам одной руки десятилетия. Дело в том, что новгородское вече имело явную генетическую связь с архаичными народными собраниями. Такие собрания в разные эпохи были у всех народов, где то они исчезали раньше, где то позже. На Руси они сохранялись довольно долго, перерождаясь в чисто городские сходы, фактически подчиненные местной аристократии. Но как видно даже здесь они оказались не совместимы с развитым феодализмом и усилившаяся знать постепенно лишала простых горожан даже формального участия в управлении государством.
Относительно какого города Новгород является Новым городом?
Великий Новгород является одним из старейших городов на Руси.
В тоже время, он почему-то называется Новым городом (и именно в такой форме нередко склоняется в древнерусских летописях).В этой связи многих исследователей издавна занимал вопрос, относительно какого «старого города» он является новым?
В настоящее время существуют две основных точки зрения. Согласно одной из них, город возник путем объединения трех разноэтничных поселков существовавших на его месте еще в IX в. Но археологическими раскопками следов этого разноэтничного населения не удалось обнаружить, как впрочем и вообще каких либо поселений на территории современного города. Согласно другой точке зрения, предшественником Новгорода выступало расположенное в двух километрах от города Рюриково городище, возникшее в середине IX века у истока реки Волхов из озера Ильмень, как раз в то время, когда по преданию здесь вокняжился знаменитый князь Рюрик. Но городище было расположено на тесном участке, препятствовавшим его росту, в то время как город должен был бы иметь возможность развиваться. К тому же, по признанию всех исследователь, в основном оно представляло собой княжескую резиденцию с дружинным населением. Поэтому, найденные археологами сравнительно немногочисленные следы ремесленного производства могли носить подсобный характер, учитывая, что княжеское подворье располагалось в стороне от окрестных населенных пунктов и поэтому нуждалось в своем подсобном хозяйстве. Поэтому, городище сохраняло свое значение когда рядом в Х веке утвердился Новгород. Что ему было терять, если оно не являлось альтернативным городом!
В тоже время, Новгороду предшествовало ряд приильменских городков, вроде Холопьего городка на Волхове у Хутыни и приильменского городка на Маяте, которые резко оскудели как раз в то время, как в середине Х столетия на современном месте возник город Новгород. Таким образом, Новгород вероятно не был прямым преемником одного старого города, а стал новым едином центром Северо-запада в замен многочисленных старых кучно расположенных городков.
Первые русские коммуналки
Всем русским людям известно, что такое коммунальная квартира.
Однако, мы привыкли их воспринимать в виде типичных советских коммуналок, организованных путем заселения массы людей, прежде живших в деревнях, в подвалах и на чердаках городских домов. Вместе с тем, историю отечественных коммунальных квартир, судя по всему, стоит начинать с гораздо более ранних времен. Как показали новгородские археологические раскопки, почти первые сто лет своего существования, с середины Х по середину ХI столетия, древний Новгород состоял из огромных городских усадеб, на которых, помимо главных боярских хором, располагались многочисленные домишки ремесленников. В последствии стали понемногу появляться более маленькие дворы, включавшие себя лишь одну жилую постройку. Но при этом, очень многие первоначальные большие усадьбы сохранялись веками, существуя вплоть до падения Новгородской самостоятельности в 1478 г. Как предположил ведущий специалист по средневековой истории Новгорода Валентин Лаврентьевич Янин, это — своеобразные, идущие от первобытности строя боярские патронимии, жители которых прежде происходили от одной семьи, но в последствии разветвились на несколько семей и приобрели разный социальный статус, от представителей боярской знати до городских мелких ремесленников. В Новгороде такие патронимии сохраняли свое значения вплоть до присоединения Новгородских земель к Московскому княжеству, однако, уже со времен основания города в Х веке они давно имели не родовой, а феодальный характер и управлялись боярами, забывшими свое стародавнее родство со своими худородными соседями по усадьбе.
Однако, высказывалась и иная точка зрения, что поначалу это были родовые подворья на одну большую семью. Однако, это едва ли верно, потому что на многих новгородских больших дворах одновременно обнаруживали домишки ремесленников и цилиндры, которыми новгородские бояре скрепляли свои мешки для сбора даней с обширных новгородских земель. Так что, похоже изначально на обширных городских новгородских усадьбах жили люди разного социального статуса. Бояре — в центральных крупных жилых хоромах, а ремесленники различных специальностей— в боковых домишках, где были и их кожевные, литейные, гончарные и плотницкие мастерские. Получается, новгородцы жили как в коммуналке — несколько семей на одном городском дворе. Хотя это, наверное были не совсем патронимии, поскольку простой новгородский люд не попадал в феодальную зависимость от своих знатных соседей, до конца новгородской самостоятельности сохраняя за собой право участия в новгородском вече, грамоты которого писались как от бояр, так и от новгородской черни. А согласно летописям, нередко на вече возникали конфликты и городская чернь высказывала в них свою собственную позицию. Другое дело, что власть в городе издревле фактически находилась в руках боярской аристократии, уже в первые десятилетия новгородской истории его свободное население разделялось на знатных мужей, которые считались местными заправилами и порой поголовно отвечали перед князем за все общегородские акции и худородных плотников, которыми враги дразнили всех новгороддцев. Поэтому и на больших городских усадьбах бояре, несомненно, являлись лидерами и не просто так занимали лучшие дома, оставляя всех ютиться в маленьких хижинах. Немного напоминает средневековые шотландские кланы, где все население от князей — танов до простых пастухов были друг другу седьмой водой на киселе, но давно уже об этом забыли, сохраняя разве что, совместное проживание на клановой территории. Любопытно, что эти кланы исчезли тоже в конце ХV столетия, когда Шотландия была завоевана Англией, как Новгород москвичами.
Такие усадьбы, как в Новгороде, археологи находят и в иных городах, но не в качестве единственного вида первоначальной жилой застройки. Сказались особенности низменного топкого новгородского ландшафта, поэтому новгородцы поначалу ютились кучно на отдельных сравнительно сухих и незатопляемых береговых холмиках и даже кучковались по нескольку семей на одном подворье. А вот в других городах Руси этой проблемы не было и кто то жил так же, а кто то — своим отдельным семейным двором. Так что коммунальный быт у нас впервые пошел еще с первых веков нашей отечественной истории, да не где нибудь, а в одном из славнейших и крупнейших древнерусских центров.
С каких пор львы стерегут город?
Всякий, кто будет гулять по улицам Петербурга, скоро заметит,
какое множество львов в городе. Львы присутствуют везде в виде скульптур, барельефов, маскаронов, фигурок в орнаментах решеток и во вельможестве других видов. Нет сомнений, Петербург самый львиный город в России, а возможно и в мире. Многочисленные городские львиные фигуры просто поражают своим многообразием. Но все они символизируют собой верного и грозного стража. Поэтому, иногда даже считается, что львы стерегут город. Львы — стражи (часто — в виде двух парных скульптур у подъездов важных зданий) устанавливались по всей страны у входов в особняки, а также значимые казенные здания. Между тем, символический образ льва в России неоднократно менялся и далеко не сразу принял привычное нам значение.
Впервые осмысленное изображение царя зверей мы встречаем на ставившихся от имени всего Новгорода новгородских вечевых владычных печатях XV столетия, с красноречивой подписью: а се лют зверь.
В дальнейшем, в архитектуре московской Руси мы тоже видим грозных львов, символизирующих собой силу и грозу. Но вот к власти приходите Петр Великий, одним из главных дел которого была победа над шведами за влияния на Балтике, укрепившая Россию в качестве одной из первейших в мире держав. И лев приобретает в России совсем иное значение, став аллегорическим символом поверженной Швеции, на гербе которой было это крупное, грозное и царственное животное. После важной победы над шведами в Полтавской Баталии, случившейся 27 июня 1709 года на день Святого Сампсония. Но в России после этой победы слово Сампсоний стало ассоциироваться не с самим благостным святым Сампосонием, а с его библейским теской Самсоном, храбром богатыре, одолевшем голыми руками свирепого льва. Естественно, такой образ был наиболее близок русским победителям всех социальных рангов, тем более, что у шведов-то на гербе как раз и был лев. А бравый богатырский дух и прежде был близок русским людям, о чем свидетельствуют многочисленные былины и иные предания И уже вскоре в России была создана хвалебная гравюра, где Петр I изображался в облике российского Самсона, «льва свейского преславно растерзавшего». Уже после смерти Петра, в 1734 г., на двадцатипятилетний юбилей полтавской баталии, в пригородном Петергофском парке был по мотивам этой гравюры воздвигнут фонтан Самсон, самый большой и главный водомет Петергофа. Исполинский позолоченный герой по сей день разрывает пасть льву, грозя всем врагам нашего Отечества, а из львиной пасти взметывается высоченная струя воды.
Но уже в середине XVIII столетия, когда страна стала жить другими заботами и победами и триумфальная петровская символика отошла в прошлое, лев вновь стал восприниматься в качестве надежного и сильного стража. И первая скульптура такого рода появилась в том же Петергофе, на возведенной по проекту архитектора Франческо Бартоломео Расстрелли роскошной ограде Верхнего сада. С этих пор такое значение львиных изображений было неизменным и петербургские львы воспринимаются именно как стражи, а не насмешка над посрамленной Петром Швецией.
Новый год, любовь и секс
Да, это еще одна «рождественская история», которая приключилась с одной молодой дамой именно 31 декабря одного года. Точнее, эта история с ней в тот день не произошла! И это стало одним из самых главных чудес, которые с ней произошли.
Это не каламбур.
Это жизненный парадокс.
Жизнь любит такие парадоксы, поскольку обладает отменным чувством юмора.
Итак, наша дама, которую условно зовут Ольга, к своим еще очень молодым годам (27-ми) достигла полного преуспеяния. У нее был свой хотя и небольшой, но стабильный бизнес, хорошая квартира, обширный гардероб, «Лексус» (купленный, правда, в кредит), вот только не было мужа и детей.
Пардон за банальность, но так именно и было.
Впрочем, бог с ними, с мужем, и детьми!
Дети бывают очень противные, а все мужики вообще, сами значете, полные сво… и му… (не от слова «корова)!
Насчет мужиков, кстати, у Ольги все было в полном порядке. В смысле, насчет любовников. То есть тех мужчин, которых современные приличные дамы употребляют исключительно для сексуального удовлетворения. Хотя данные мужчины думают, что это они этих дам употребляют.
Увы, эти мужчины очень сильно заблуждаются – точно так же, как заблуждается голова, которая думает, что она всем вертит, поскольку в ней заключен головной мозг.
Нет, головой вертит шея, у которой, как ни странно, вообще нет мозга. Одни мышцы. Видимо, шея вертит головой только полагаясь на какие-то самые первичные инстинкты.
Ну, это тоже так, к слову.
В общем, все у Ольги было. И чего-то все-таки не было.
Она долго думала, чего, пока не догадалась.
У нее не было этого… начинается на букву «с», заканчивается на букву «е»… среднего рода…
А, вот чего у Ольги не было – счастья!..
И в ту новогоднюю ночь Ольга пожелала это счастье обрести. Даже сходила вчера в ближайших храм, купила там свечку за 20 рублей, зажгла ее и поставила перед образом Николая Чудотворца.
Других святых, кроме этого Николая, Ольга и не знала. Она потому что была прирожденная атеистка.
Но тут решила рискнуть, пойти на компромисс со своими антирелигиозными убеждениями. Да и 20 рублей – это ж не деньги, правда?..
И прямо в новогодний вечер Ольга познакомилась, причем в лифте, который на пару минут сломался, с вполне приличным мужчиной чуть более старшего возраста, разведенным, и глядевшим на Ольгу очень красноречивым взглядом. Этот мужчина ехал в гости к Ольгиным соседям. Тоже очень приличным людям.
Но продолжать знакомство с этим мужчиной Ольга не стала! И даже решила ему не отдаваться! Хотя он даже и не намекал. Приличный же человек. И не отдалась!
А со своим нынешним мужем Ольга познакомилась только через месяц, на каком-то бизнес-семинаре.
Вскоре они поженились, и теперь вместе растят обожаемого и балованного сына Петьку, которому пошел уже четвертый год.
По-моему, нормальная такая история.
Правда же?..
[u][/u]
Какая елка лучше к Новому Году
«В лесу родилась елочка, в лесу она росла…», «Маленькой елочке холодно зимой, маленькую елочку взяли мы домой…» — с этими песнями многие поколения детей встречают Новый год. Итак, в лесу родилась елочка, потом пришел некто, срубил ее под корень и принес на елочный базар, где ее и купили. Принесли домой. А что потом? «Теперь она нарядная на праздник к нам пришла, и много-много радости детишкам принесла!». Благодать, да и только. Но потом-то что?
А потом с елочки снимают все игрушки и блестящую мишуру, хватают ее за ствол и волокут к ближайшему мусорному баку. Вам в детстве никогда не было грустно видеть в январе выброшенные высохшие елки, которые еще совсем недавно действительно приносили радость, символизировали праздник?
Представьте, чему учится ребенок, наблюдая за метаморфозами, происходящими с новогодней елочкой. Получается, что можно взять, если понадобилось, живое существо – елочка ведь вполне живая, думающая и чувствующая, так утверждают все детские новогодние песни и истории – использовать его по мере необходимости, а затем с чистой душой и спокойной совестью отправить на помойку, как только надобность прошла. Не самый лучший стереотип, закладываемый в подсознание.
Так что действительно правы те, кто утверждает – искусственные елки лучше. С одной стороны, такие елки помогают сохранить живую природу, а с другой – служат прекрасным дополнением к воспитательному процессу. Ведь искусственную елку никто не выбрасывает. Как только праздник проходит, ее бережно разбирают и тщательно упаковывают в коробку – до следующего Нового Года. И праздничный атрибут дожидается там своего часа рядом с другой новогодней символикой, начиная от звезды-верхушки и заканчивая разноцветными шариками.
Но конечно, какой Новый Год без настоящего елочного аромата, настоящей лесной свежести! Так ведь не обязательно брать целую елку, которую потом придется выбрасывать. Еловые и сосновые лапки, поставленные в вазы, как букеты цветов, принесут и аромат, и свежесть. А елочка, поделившаяся лесным чудом, благополучно будет продолжать жить в лесу и выращивать под собой зайчиков и грибы. И природе хорошо, и для воспитания полезно.
Ну а если вы все же упорно ратуете исключительно за натуральные новогодние елочки, то подумайте – не постигнет ли вас когда-нибудь их судьба? А вдруг ваш тонко чувствующий и понимающий малыш когда-нибудь потащит и вас в сторону помойки, предварительно ободрав всю блестящую мишуру?