Им является, конечно же, Тур Хейердал – мореплаватель, путешественник, автор смелых научных гипотез и общественный деятель. Он прожил солидную жизнь, 87 лет, которая вся была наполнена приключениями, научными дискуссиями, новыми путешествиями и новыми книгами.
Самое главное мореплавание в своей жизни Тур Хейердал совершил в 1947 году на плоту «Кон-Тики», о котором он написал самую известную, и, пожалуй, самую интересную из своих книг.
Но самое первое значительное путешествие и приключение Тур Хейердал вместе со своей первой женой Лив предпринял в 1936-37 годах.
Дело в том, что Тур и Лив, которым тогда было едва за 20, решили отправиться куда-нибудь в тропики и прожить там не меньше года в окружении первозданной природы, как Адам и Ева.
И вот они отправились на Маркизовы острова (это архипелаг на северо-востоке Французской Полинезии). Кстати, эта территория до сих пор относится к Франции.
Там они выбрали одинокий остров Фату-Хива и в самом деле прожили на нем целый год.
Но это был вовсе не безмятежный, а очень трудный год.
Во-первых, он и в самом деле был наполнен большим трудом, поскольку даже в тропиках надо где-то жить. Так что Туру с его женой пришлось строить себе дом, а поскольку они не знали многих секретов тамошнего строительства, то дом-то они построили, но его тут же принялись поедать разные жучки и червячки, отчего на молодых людей все время что-то сыпалось, а в потолке и стенах этого дома-хижины что-то постоянно шуршало.
Во-вторых, тамошние жители оказались вовсе не такими бесхитростными и простыми, как это представляется «цивилизованным» людям. Многие из аборигенов-полинезийцев стремились натурально обмануть Тура и Лив, преследуя свои разнообразные выгоды.
В-третьих, выяснилось, что организм цивилизованных людей не обладает необходимым иммунитетом для нормального существования в дикой природе. Молодую пару Хейердалов все время преследовали какие-то недомогания, а к концу их пребывания на Фату-Хива их тела, и особенно ноги стали покрываться незаживающими язвами.
Пришлось им возвращаться к цивилизации.
Обо всем этом Тур Хейердал написал свою первую большую книгу «В поисках рая», которая была опубликована в 1938 году. И сам Тур Хейердал, и его издатель очень надеялись, что книга станет популярной, но в Европе уже царили тревожные предвоенные настроения, а вскоре Вторая мировая война забушевала во всю мощь. Так что первая книга Тура Хейрдала во время ее выхода осталась практически незамеченной.
Прошло целых девять лет после приключений на Фату-Хива, прежде чем Тур Хейердал и еще пятеро друзей отправились из Перу в Полинезию на плоту из бальсового дерева, который и назывался «Кон-Тики».
Этим плаванием Тур Хейердал хотел доказать саму принципиальную возможность морских путешествий древних жителей Южной Америки в Полинезию.
И, в принципе, эта возможность была доказана.
Пробыв в море на своем небольшом плоту больше трех месяцев, шестеро норвежцев вполне благополучно прибыли в Полинезию.
Надо сказать, что в те времена это путешествие было намного более опасным, чем сейчас. Конечно, у экспедиции Тура Хейердала был радиопередатчик, но тогда в мире еще не было таких эффективных средств спасения, которые есть у современных спасателей.
Лично я читал книжку Тура Хейердала о плавании на «Кон-Тики» несколько раз, и каждый раз – с огромным интересом. Очень уж интересно она написана!
Только совсем недавно я узнал, что, оказывается, путешествие «Кон-Тики» так вдохновило других любителей приключений, что некоторые из них повторили эту экспедицию на таком же плоту, и даже несколько раз!
В частности, это были путешествия 1954 и 1959 годов, которые предпринял чех Эдуард Ингриш на плотах, которые он назвал «Кантута». Похоже на «Кон-Тики», не правда ли?..
А в 2006-м году было предпринято уже мемориальное путешествие на таком же плоту, который назывался «Тангароа». В нем тоже участвовали шестеро норвежцев, и одним из них был внук Тура Хейердала Олав Хейердал…
Архив рубрики: Факты
Корабельные коты
Коты и кошки, живущие на речных, озерных и морских судах – это совсем особое и самое гордое племя среди кошачьих, хотя слово «племя» в данном случае носит обобщающий характер, поскольку на судах живут кошачьи самых разных пород. Более того, многие исследователи считают, что именно с корабельных котов и началось расселение этих маленьких мурлыкающих хищников по всей нашей планете.
Как установили ученые, приручение котов началось 3-4 тысячи лет назад в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Именно в это время первых котов стали брать на всевозможные суда, плававшие по Нилу – в первую очередь ради борьбы с грызунами. Коты идеально подошли для этой роли. В силу своего размера они были безопасны для людей, зато представляли значительную угрозу не только для мышей, но даже и для крыс.
Довольно скоро коты упрочили свою репутацию прекрасных крысоловов, и вскоре на Ниле уже практически каждое уважающее себя судно имело на своем борту одного-двух, а то и больше котов или кошек.
Тем более, эти борцы с грызунами не требовали каких-то особых расходов на свое пропитание. Как правило, кого они ловили, тем и питались. А еще, во-время стоянок, они ловили мелких птиц в прибрежных лесах и кустарниках.
Там же, на берегу, коты и кошки с разных судов встречались, «играли свадьбы», и род их благополучно продолжался.
Так продолжалось долго, многие века. Как известно, в Древнем Египте кошке поклонялись, как божеству, и убийство этого животного могло повлечь за собой самое жестокое наказание. Богиня плодородия, материнства и веселья Баст всегда изображалась в виде женщины с головой кошки.
Путешествуя по Средиземному морю, древние мореплаватели завезли котов и кошек и в Южную Европу, откуда они распространились уже по всему свету.
Самые знаменитые коты и кошки вошли в современную историю, причем не только в воспоминаниях благодарных современников, но в виде рисунков и фотоснимков.
Когда началась эра фотографии, коты вообще стали одним из самых любимых объектов – точнее, субъектов – для съемки, что продолжается и по сию пору.
Одного из самых знаменитых котов звали Нансен. Он был назван в честь знаменитого полярного исследователям Фритьофа Нансена участниками бельгийской антарктической экспедиции 1898 года.
К сожалению, Нансен во время одной из прогулок по палубе корабля простудился и вскоре умер, поскольку антибиотиков тогда еще не было. Он был торжественно похоронен во льдах Антарктиды безутешными членами команды.
Корабельный кот Пиблс провел всю Вторую мировую войну на одном из аглийских судов и был любим всей командой за свой высокий интеллект и склонность к играм. Пиблс любил прыжки и веселую беготню, и еще протягивал лапку, здороваясь со всяким входящим в кают-компанию. Под конец жизни он сошел на берег и благополучно окончил свои дни в семье бывшего капитана своего корабля.
Еще одна кошка, Пули, в 1944-45 году даже заслужила четыре звездочки за участие в морских сражениях. В 1959 году Пули исполнилось 15 лет, она уже несколько прибавила в весе, но все еще с городостью носила свою морскую форму – что видно на публикуемом здесь фото.
С 1975 года международными правилами нахождение котов и прочих домашних животных на морских судах запрещено, из гигиенических соображений.
Но никто не может запретить держать кошек на частных судах, яхтах, катерах и лодках.
Ведь кошка олицетворяет собой покой, уют и безопасность, которые так нужны на всяком корабле, вне зависимости от его размеров.
500 за 50 лет. О космонавтах
Забавный факт, но за 50 лет освоения Космоса в нем побывали немного более 500 человек (точнее — 522) Сейчас столько «берет» за раз на борт пусть самый крупный, но вполне серийный авиалайнер. А ведь, совсем казалось недавно, все планета была очарована успехами космических первопроходцев. И, казалось, что количество преодолевших безмерное притяжение Земли будет нарастать лавинообразно. С тех пор, технический прогресс вроде и не стоял на месте, но количество космонавтов, скорее удивляет относительной скромностью.
Малость планетного космического отряда наводит на размышления, вопросы и ответы. Пожалуй, главный вопрос – а что там, в космосе, делать человеку. Нет, выгоды освоения околоземного и космического пространства просты, очевидны и понятны. Просто почти все текущие космические задачи можно решать без участия людей, а перспективы освоения, что ближнего, что дальнего Космоса – пока туманны.
Космическое производство – пока крайне невелико и автоматизировать его не проблема. Наблюдение, или как изящнее, мониторинг – тем более. Связь – так и планировалась без человеческого присутствия. Колонизация планет – ну мы на своей, по сравнению с другими просто идеальной планете пока не добиваемся значительных успехов. Скорее, наоборот. Что уж говорить о планетах, где мы совсем не свои. Остались братья по разуму военные.
Второй ответ тоже очевиден. Популярность космонавтов как-то незаметно упала, по крайней мере у нас, почти до нуля. Шутка ли, набор в отечественный отряд космонавтов пришлось продлевать из за недостатка кандидатов. Как ехидно выразился знакомый автора: летать – это потруднее, чем набивать карманы деньгами.
Меж тем вопросы, которые вывели человечество в космос, ничуть свою актуальность не утратили.
— Человечеству все теснее в своей колыбели. Конечно, пока не изобретены соответствующие технологии, посылать колонистов на ближайшие планеты равносильно массовому убийству. Про разработку таких технологий и не слышно. Конечно, опять есть вариант, что они разрабатываются секретно, но сомнений больше,
— У человечества все меньше достойных целей. И если, желающий хлеба и зрелищ плебс с успехом получает заменители того и другого, то кроме военных и хитрых финансистов никому вообще не ставят иных целей. И цели не вполне достойны, да и большого ума облапошить широкие народные массы – особо не надо. А, если нет значительных задач, то есть риск разменяться по мелочам. Уже сейчас многие технологии, похоже тормозятся искусственно, поскольку из старых выкачаны еще не все прибыли,
— Тянуть с полетом к звездам, то же самое что ждать, когда к нам братья по разуму соберутся сами. Удар по человеческой гордости будет нанесен невиданной силы. Оно, конечно его переживет, тем не менее…
— Выработка текущих ресурсов при отсутствии поиска новых также представляет собой серьезную проблему, уж точно посерьезнее уязвленной гордости.
— технологические рывки в смежных космонавтике отраслях должны решить назревающий энергетический кризис.
— опасности космоса являются консолидирующим фактором, более того, других факторов консолидации человечества на первый взгляд нет вообще. В моде глобализационный компот, где каждый фрукт сам по себе.
Пока же человечество собирается отправить посланцев на Марс. Это намного более уверенный шаг от родного космического дома, чем посещение намного более близкой Луны. Но, если кроме тяги к новым рекордам это посещение не будет связано с серией технологических прорывов и «земных» стратегических целей, то этот шаг рискует оказаться шагом в никуда.
Дядя Володя Ухин и «Спокойной ночи, малыши!»
Владимир Иванович Ухин скончался 12 апреля 2012 года, не дожив ровно месяц до своего 82-летия. Он родился 12 мая 1930 года в городе Омске, где учился в сельскохозяйственном институте, а в 1957 году перебрался в Москву. Здесь закончил эстрадное отделение ГИТИСа и в 1960-м году пришел на Центральное телевидение, где в 1964-м году стал первым ведущим передачи «Спокойной ночи, малыши!»
Владимир Иванович (с разными другими ведущими) вел эту передачу до 1995 года, а потом еще долго ездил по стране с концертами, в которых участвовали те же кукольные персонажи, что и в «спокушках» — песик Филя, ворона Каркуша и самый яркий персонаж, поросенок Хрюша.
На этих концертах у Владимира Ухина практически всегда были аншлаги. Потому что он – потрясающий ведущий, педагог, актер и одновременно режиссер всех программ и мизансцен, в которых он участвовал.
На ТВ он вел еще передачу «Веселые нотки», а также иногда «Сельский час» и другие.
В «Веселых нотках» Владимир Ухин часто выводил на сцену к микрофону самых маленьких артистов, от 3-х лет. Было видно, что они страшно волнуются, и Владимир Иванович вел с ними шуточные диалоги, в ходе которых помогал детям раскрепощаться. Это было прямо как чудо — буквально за минуту-другую дети набирались смелости, и пели свои песенки и рассказывали стихи, как будто уже много-много раз выступали перед микрофоном.
Причем Владимир Ухин все время оставался на сцене вместе с маленькими артистами, так, чтобы они знали, что дядя Володя рядом, и, значит, все будет в порядке.
Помню, один мальчик лет четырех начал петь какую-то песенку, и Владимир Иванович просто затанцевал рядом с ним на цыпочках. Это смотрелось очень уморительно и чрезвычайно органично. Был шквал аплодисментов!
Как известно, в 1960-х и 70-х годах передача «Спокойной ночи, малыши!» шла в прямом эфире. Зрители видели только ведущего и кукол, а на самом деле ведущий сидел несколько выше, а куколоводы – пониже, так, что их головы были где-то на высоте колен ведущего.
Разумеется, у них был сценарий, но не всегда все шло буковка в буковку, так что за годы ежедневных выступлений перед детьми Владимир Иванович и его постоянные партнеры-кукловоды Григорий Толчинский (Филя) и Наталья Державина (Хрюша) научились понимать друг друга «с полноги», по выражению самого Владимира Ухина. Дело в том, что они ведь не могли в прямом эфире выходить из образов и обмениваться какими-то рабочими репликами. Поэтому толкали друг друга ногами, а иногда и щипали до синяков.
А самыми главными в передаче «Спокойной ночи, малыши!», когда ее вел Владимир Ухин, была искренность и непосредственность, и никогда не было скучной назидательности.
Владимир Ухин умел общаться с миллионами детей, даже не видя их, но так, что они сами видели: дядя Володя – вот он, прямо перед ними. Эффект присутствия был совершенно потрясающий.
Так было в любых программах, которые когда-либо вел Владимир Ухин.
В конце 1970-х он целый год проработал в Японии, вел там передачу «Говорим по-русски», и за этот год японцы буквально влюбились в него.
Когда контракт закончился, и Владимир Ухин вернулся в Советский Союз, из Японии пришло письмо с просьбой продлить контракт «дяди Володи» еще на год.
После Японии было еще много работы, много поездок и передач, но шло время и однажды наступила пора, когда по состоянию здоровья Владимир Иванович уже не мог вести передачи и выступать с концертами. А в 2005-м году у него случился инсульт, результатом которого стал частичный паралич.
Последние годы жизни были трудными для него.
Но для нас, всех тех, кто когда-то еще детьми с нетерпением ожидал встречи с дядей Володей, он остается совсем молодым, мудрым и всегда готовым вести нас за собой в мир добра и света.
Приключения голубя на кресте Новгородского Софийского собора
Крест главного купола новгородского Софийского собора венчает небольшая свинцовая фигурка голубя, сделанная примерно в натуральную величину. Она символизирует одну из ипостасий Бога — Святого Духа и обращена головкой на запад. Когда точно впервые на кресте появилась фигурка голубя, не известно, хотя, логичнее всего относить его появление ко временам Новгородской независимости. Когда главный купол приобрел современные очертания. Впрочем, красивое предание относит его появления ко временам опричного погрома Новгорода Иваном Грозным 1570 года. В это время, якобы, некий голубь, пролетал над несчастным городом и присел отдохнуть на самый высокий соборный крест, венчающий центральный золотой купол и, увидев зверства опричников, так и окаменел от ужаса. А новгородскому архиепископу было явлено в видении, что пока голубь сидит на кресте, городу беды не угрожают. А как он упадет — городу конец будет. Однако, Новгород стоит до сих пор. А вот голубь с креста был снят аж два раза и более того, каждая новая фигура внешне очень отличалась от предыдущей.
В первый раз голубь был снят вместе с крестом во время фашистской оккупации левобережной части города, включавшей и новгородский Детинец с Софийским собором. Поскольку в городе стояла испанская голубая дивизия, то после фашистского отступления трофейный соборный крест с голубем оказался в Испании, откуда уже в наше время, в 2004 году, по инициативе Новгородского и Псковского епископа Льва он был возвращен на Русскую землю и снова помещен в Новгороде. Теперь этот погнутый подлинный исторический крест с потершимся голубем все желающие могут увидеть внутри Софийского собора, подле иконостаса. Голубь на кресте выполнен в весьма стилизованных очертаниях, без какого-либо декора, так как древнерусский скульптор преследовал цель дать общие очертания. Однако, в советское время, когда не было твердой уверенности в возможности возвращения подлинного креста, был создан новый крест с другой, более приземистой и тонко прорисованной свинцовой фигуркой голубя.
Однако, в 2007 году по идее того же епископа Льва, обветшавший советский крест вместе с фигуркой голубя был заменен на новый. Новый голубь позолоченный и, в отличии от своих более скупо украшенных предшественников, имеет весьма узорчатое «оперение», а также лапки. Если прежние голуби лежали животом на кресте, то этот прямо стоит на нем, внимательно глядя на Запад — не идут ли к древнему городу новые оккупанты.
Самые невероятные соревнования
Чего только не придумает человек, чтобы прославиться! Достаточно почитать Книгу Рекордов Гиннеса, чтобы убедиться – человеческая фантазия и желание признания поистине безграничны. В данной статье мы расскажем об удивительных состязаниях, пользующихся популярностью в определенных странах на протяжении нескольких лет.
Три энтузиаста из Чехии, стремясь попасть во все ту же Книгу Гиннеса, умудрились переплыть реку Ославу шириной пятнадцать метров в… тазиках для белья. Причем победитель смог сделать это за три с половиной минутой, что и было зафиксировано жюри национального фестиваля курьезов Чешской Республики, как рекорд. На нем же состоялись и другие заплывы – проплыл танк, самосвал, несколько легковых автомобилей и даже работающая корчма «У трех пескарей» из сказки про Буратино.
В семидесятых годах прошлого века в Уэльсе, в городе Ланврутде, регулярно проходили чемпионаты мира по плаванию в болотной тине. Заплывы проходили в очень сложных условиях – в канаве длиной восемнадцать метров и шириной шестьдесят сантиметров. Рекордсменом этих соревнований является Стив Мэдлин, проплывший туда и обратно за три минуты и сорок две секунды.
В Голландии и Дании по сей день имеются довольно необычные состязания. В морское дно вбивается кол, высовывающийся из воды на два с половиной метра. После этого участники усаживаются на них, причем у каждого из «спортсменов» есть персональный кол. А суть соревнования заключается в том, кто дольше просидит, причем стимул достаточно ощутим – победитель получает четыреста долларов. Абсолютному чемпиону в 1989 году удалось продержаться сто три часа сорок пять минут, а тот факт, что после этого он долгое время не мог ни сидеть, ни ходить, нисколько не омрачило ему радость победы.
В Соединенных Штатах Америки каждый год на спортивной площадке в городе Туин-Лейкс проводятся соревнования по метанию перезрелых апельсинов. Состязаются команды из штатов Техас и Колорадо. Стоя друг напротив друга на расстоянии семь метров, каждый из шести членов каждой команды должен за определенное время поразить перезрелым апельсином противника. Тот, в кого попали, из игры выбывает. Один из победителей не только умудрился сохранить свою одежду чистой, но и запустить в противников пятьсот цитрусовых!
В Швейцарии, в пору сбора вишни, проводится традиционный чемпионат по плевкам вишневыми косточками. Одной из победительниц в женском разряде в 1999 году стала Кончита Кохлер, запустившая «снаряд» на шестнадцать метров и десять сантиметров, а 2000 году Соня Рор послала косточку на расстояние в шестнадцать метров пятьдесят сантиметров! В мужском разряде чемпионом 1999 года является Томас Штенхауэр, плюнувший на расстояние в двадцати один метр семьдесят пять сантиметров. В 2000 году Алоизу Келлеру не удалось побить рекорд – он «выстрелил» на двадцать метров и двадцать сантиметров. В 1999 году в состязаниях участвовали пятьсот «атлетов», в общей сложности съевших две с половиной тысячи вишен, а на следующий год плевались косточками больше тысячи мужчин и женщин.
В английском городе Челтенхем каждый год проводятся ставшие традиционными сырные гонки. Всем участникам состязаний выдается одна головка круглого сыра, которую он пускает вниз с горки. Тот, чей сыр укатится дальше всех, и считается победителем.
Эти соревнования необычайно популярны и ежегодно собирают огромное количество зрителей. Однако и на них не обходится без курьезов и небольших трагедий. Так, например, весной 1995 года скатывающиеся с огромной скоростью головки сыра врезались в толпу, в результате чего четверо человек получили переломы ног и рук, а восемнадцать человек – ушибы средней степени тяжести.
Действительно, на что только не идет человек, чтобы получить удовольствие и хоть как-то остаться в истории!
Как Новгород стал платить дань монголам
XIII век принес Руси много бед. И главной среди них было нашествие монголов. За несколько лет монголы завоевали большинство русских земель и установили над ними свое владычество, или «иго». Русские земли обязаны были платить дань, а русского великого князя отныне назначали ордынские ханы, которые также вольны были казнить или миловать прочих князей. Лишь расположенный среди лесов и болот Новгород по-прежнему оставался вольным в князьях, призывая и изгоняя их по своему усмотрению. Степнякам-монголам было недосуг лишнее тащиться через обильные новгородские топи выяснять отношения со своенравным северным русским городом.
Однако, и Новгороду пришлось платить дань монголам. Это произошло зимой 1259/60 годов. За два года до этого, в конце 1257 года, монголы, учредив во Владимир-суздальской и рязанской земле податную перепись, отправились с этой же целью в Новгородскую землю, чтобы переписать лично всех взрослых мужчин, упорядочив, тем самым, сбор дани. Двигались они зимой, чтобы подойти к Новгороду, когда застывают многочисленные хляби топкого Приильменья. Именно в это время года по этой причине, вплоть до 1470-х годов и совершались все военные походы на Новгород. Однако, новгородцы дани монгольским послам не дали и отдарились разовыми дарами для хана.
Однако, хану хотелось сделать этот край своим постоянным данником. Зимой 1259/60 года хан послал новых послов, при этом, те привели с собой великого князя Александра Невского, назначив его лично ответственным за проведение переписи в Новгороде, как главы древнерусского государства и новгородского князя по совместительству. От новгородцев было потребовано, чтобы они дали «число», то есть, стали под перепись, иначе грозились прислать из орды подкрепление. В городе произошел раскол, одна из вечевых партий, в лице боярских представителей, стояла за то, чтобы уступить монголом и не доводить дело до боя. Другая партия, в лице «меньших», незнатных новгородцев, встала за новгородские вольности и чистоту Православной веры, которая, по примеру ветхозаветной притчи о Давиде, категорически возбраняла податную перепись. Но на деле эту партию возглавляли бояре — готовясь к обороне от Александра и монголов, не только меньший и черный люд, но и новгородцы вообще, стали сгружать в Детинец к городской святыне — Софийскому собору — свой скарб, чтобы в стенах крепости переждать осаду. Но когда Александр съехал из своей пригородной городищенской резиденции, не иначе, как в Орду за монгольским войском, новгородцы испугались и уступили монгольским требованиям. Город был переписан. Небогатые горожане были обременены дополнительными затратами в пользу ненавистных завоевателей. Как записал новгородский летописец, творили бояре себе легко, а меньшим — зло, но при этом, вторгшиеся в город монгольские переписчики — «численники» пили кровь боярскую, как видно, тех бояр, которые возглавляли партию противников податной переписи и потерпели особое наказание, как ее главари, являясь правящим аристократическим городским сословием и обладая на вече реальной полной власти. Александр же после этих событий прочно установил великокняжеский суверенитет над городом. Отныне все великие князья на Руси также автоматически были новгородскими князьями. Теперь они получили право собирать с новгородцев ордынский «выход», «черный бор», или регулярную дань монголам. Но вплоть до московского завоевания в XV веке князья в целом вынуждены были мириться с сильным новгородским вечевым строем и не могли установить над вольнолюбивым вечевым городом постоянной опеки. Но ордынские подати на первых порах сильно разорили Новгород, и вплоть до самого конца XIII века новгородцы не построили ни одной каменной церкви, хотя раньше и позднее строили их с завидным темпом.
Новгород и Куликовская битва. О чем было неудобно вспоминать новгородцам?
Победа русских войск над ордынцами на Куликовом поле на день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года имело огромное значение для Руси. Несмотря на то, что уже через два года законный хан Орды Тохтамыш сжег Москву, все люди на Руси четко уяснили — если против монголов объединятся силы с разных русских земель, то игу можно успешно противостоять. Кроме ратников из многих русских княжеств, поддержавших на Куликовом поле великого Московского князя Дмитрия, были и сыны вечевого Великого Новгорода, новгородские ополченцы. Об этом наглядно свидетельствует новгородский скорбный синодик, наказывающий молиться за упокой тех павших новгородских бойцов, которые сложили голову на Дону, сражаясь с монголами на стороне князя Великого князя Дмитрия Ивановича. Есть еще интересные упоминания немецких хронистов о неких русских, которых по пути с Куликова поля пограбили и разорили литовские интервенты, хотевшие поддержать монголов. Если бы речь шла о среднерусских княжествах, это бы попало в московскую или ростовскую летопись, или какой-нибудь тверской свод. Но там об этом не слова. Поэтому, логичнее всего думать, что этими русскими и были те злополучные новгородцы, которые были ограблены уже вне Волго окского междуречья, а где-нибудь в своих владениях в в Приильменье, куда Литва часто совершала свои набеги, вторгаясь собственно в Новгородскую землю. И князья сидя в средней Руси, об этом ничего не узнали, зато немцы, державшие в Новгороде свое подворье, «немецкий двор», очень быстро оказались в курсе событий, тем более, что у Литвы с немцами отношения были не простые.
Но почему же тогда молчат старшие новгородские летописи? Что им было скрывать? Почему за торжественным сообщением современного тем событиям,
новгородского летописца о победе русских над монголами нет ни одного намека на участие самих новгородцев в этой победоносной битве? Нетрудно, впрочем, заметить, что летописец описал уже о свершившейся битве, резюмируя события прошедшего года. Были ли новгородцы изначально уверены в победе, сказать трудно. Тем более, что победа далась весьма дорогой ценой и во многом зависела от личной изобретательности Дмитрия Донского догадавшегося отдать свои доспехи и свое знамя в последствии погибшему боярину Бренку, а самому сражаться в доспехах обычного воина, подбадривая тем самым остальных воинов, которые не смели струсить, понимая, что князь может быть стоит рядом. Как знать, чем бы кончилась битва, если бы Дмитрий не пошел на этот трюк? Кроме того, за два года до этого он понес тяжелое поражение от монголов в битве на реке Пьяне. И все воины из других русских земель, не покоренных Московским княжеством, прекрасно понимали, что риск велик. И сам Дмитрий напряженно искал благословение небес. А новгородцы, в отличии от среднерусских княжеств, не подвергались постоянным ордынским набегам и разорения, поэтому не находились в таком отчаянном положении, когда было уже терять нечего и можно было с готовностью рискнуть в серьезной битве с ордынцами ради относительного шанса на некоторое облегчение своего положения. Зато со времен Александра Невского, они регулярно платили монголам большую дань, и очень хорошо знали, что ради своего мира эти князья, по примеру Александра и всех прочих великих князей, включая того же Дмитрия, решительно настроены ее из Новгорода выколачивать подчистую. А если бы после проигранной битвы монголы ее повысили?!
Но Новгород должен был в любом случае участвовать в этой рискованной битве на основе вассального долга. Дело в том, что за несколько лет до битвы, новгородские пираты-ушкуйники, формально без новгородского «слова» — вечевой санкции, а фактически — без всякого осуждения со стороны своих соотечественников — совершили свой очередной грабительский рейд в среднерусские реки и жестоко пожгли Нижний Новгород. За это Дмитрий совершил на Новгород серьезный военный поход и, пограбив новгородскую землю, встал в 15 верстах от города, и лишь через несколько дней напряженных переговоров, новгородцам каким-то образом удалось уговорить его простить их. Согласно летописи, по условиям мира, они заплатили большую контрибуцию, а заодно выдали «черный бор» — дань Золотой Орде. Но согласно средневековым традициям, усмиренный город должен был клясться в вассальной верности своему сюзерену — великому князю, что, конечно, предусматривала и готовность оказать военную помощь. Поэтому, когда совсем скоро Дмитрий стал собирать со всей Руси рать ля похода на ордынцев, новгородцы уже не смели отказаться. Таким образом, на куликовскую битву они пошли вынужденно, да и окончилась она для них несчастливо. И их летописцу легче было порадоваться за русские успехи, чем упоминать о том, что его соотечественники пошли участвовать в этой рискованной битве вынужденно, а потом еще были ограблены литовцами, можно сказать, поблизости от родного города.
Маятник добра и зла
Просматривая старые фильмы и детские книжки, многие люди ностальгируют по «золотому детству» (если оно, конечно, было таковым), а также по безмятежным временам, когда небо было голубое-голубое, трава зеленая-презеленая, железных дверей на подъездах не было, и дети могули гулять во дворах в полной безопасности хоть до одиннадцати ночи.
Вот, к примеру, в том же фильме «Завтрак на траве» 1979 года, о котором я недавно писал на Узнайке, в пионерском лагере в один из дней группа подростков убегает за территорию лагеря. Трое мальчишек и девочка. Но директор лагеря не бьет во все колокола, не звонит в милицию или МЧС (которого тогда даже и не было), а просто очень спокойно поручает вожатому отряда найти беглецов и вернуть в лагерь.
Вожатый отправляется на поиски, но тоже не особо волнуется. По дороге он рассматривает цветочки, даже купается в озере и только потом благополучно находит беглецов, которые, оказывается, просто пекут картошку в костре и поют песни под гитару.
Все вместе они благополучно возвращаются в лагерь.
В общем, никаких наркотиков, никаких недозволенностей и вообще никакой мало-мальски серьезной опасности вокруг этих подростков (и в них самих) не было.
В принципе, так примерно в реальности и было. Уровень опасности на улицах, во взрослых и детских учреждениях, вообще во внешней среде был очень низким.
Теперь же внешняя среда стала чрезвычайно агрессивной. На работе у взрослых царит жестокая конкуренция, подсиживание, подсаживание и нашептывание. На улицах все время можно ожидать нападения. Очень опасно связываться с незнакомыми людьми. Да и с милицией-полицией тоже связываться довольно опасно.
Сейчас, к сожалению, далеко не каждый современный российский полицейский соответствует светлому образу дяди Степы, милиционера. И часто даже не стремится соответствовать.
Но за счет чего же обеспечивался такой высокий уровень общественной безопасности тогда и почему таким высоким стал уровень опасности сейчас?..
На самом деле в жизни всегда имеется определенное, так сказать, количество зла. Просто оно может быть распределено по жизни равномерно, присутствуя там и сям в постоянных дозах, или же оно может быть распределено неравномерно, в каких-то местах концентрируясь просто в умопомрачительных количествах, а в каких-то – вообще почти отсутствуя.
Вспоминая безмятежность прежней жизни у нас в стране, мы как-то забываем, что до этого у нас вся Сибирь была переполнена ГУЛАГовскими лагерями, а еще до этого была грандиозная Великая Отечественная война, унесшая жизни многих миллионов людей.
И причем очень многие из этих людей – на полях сражений и в лагерных бараках – не просто погибли, а были замучены до смерти.
Взять, скажем, 1933 год, когда на Украине, в Казахстане, в Поволжье свирепствовали дикий повальный голод, фактически организованный тогдашним руководством страны. И в том же 1933-м году продолжалось строительство светлого будущего, а во всесоюзном пионерском лагере «Артек» наслаждались солнцем, морем и фруктами отдыхающие дети.
Вдумаемся – в одно и то же время, в одной и той же стране, одни дети умирали от голода, а другие дети на дессерт к полноценным обедам кушали фрукты.
Вот так тогда качался исторический маятник добра и зла. В конце 50-х годов он качнулся в другую сторону, и пару-тройку десятков лет наш народ просто отдохнул от прежнего всеохватного мрака.
Но вот наступили 90-е – и маятник качнулся в другую сторону.
А в 2000-х наступила пора равномерно распределенного зла.
Оно теперь такое – повседневное, обыденное, постоянное и во многом очень, очень меркантильное.
Ведь торговец, который обсчитывает нас на рынке, мошенник, который нам что-нибудь «впаривает», дорожный полицейский, выжимающий из водителей взятки — это все представители повседневного, скучного зла.
Но очень может быть, что с таким равномерно распределенным злом справиться будет все-таки легче, чем с прежним, сосредоточенным в виде какой-то внешней безжалостной мощи.
Просто поработать надо, и прежде всего над собой.
Настоящий Лев Хоботов
Вот и скончался еще один из замечательных актеров – Анатолий Равикович — и та эпоха, где так ярко проявился его талант, стала от нас еще немного дальше, еще невозвратнее. Известно, что Анатолий Равикович совершенно не был похож на своего главного киношного персонажа, Льва Хоботова из фильма «Покровские ворота», но в жизни такие Хоботовы все-таки встречаются.
Сам Анатолий Равикович в разных интервью говорил, что Лев Хоботов настолько несуразен и настолько неприспособлен к жизни, что любить его невозможно.
Но, однако, медсестра Людочка в исполнении Елены Кореневой полюбила Льва Хоботова, поскольку и сама была немного не от мира сего, и эти два невероятных персонажа составили очень гармоничную пару.
Кстати, на съемках фильма «Покровские ворота» трудно пришлось и Анатолию Равиковичу и Елене Кореневой. Дело в том, что их экранные герои оказались настолько далеки от самих актеров, что и Анатолию Равиковичу и Елене Кореневой пришлось приложить грандиозные усилия, чтобы сыграть эти образы именно так, как их представлял себе режиссер фильма Михаил Козаков.
Козакову пришлось натурально показывать актерам сцены с участием этих героев, и даже подавать реплики в той интонации, которую он хотел услышать от актеров.
И актеры сумели вжиться в эти роли и сыграли их блистательно – так, что они получились хотя и странными, но очень достоверными.
И даже хочется верить, что где-то и сейчас могут жить и Лев Хоботов, и Людочка, и Аркадий Варламович Велюров. С остальными героями все намного проще, потому что в жизни они встречаются сплошь и рядом. Разбитной Костик, самовластная Маргарита Хоботова, мастер на все руки Савва Игнатьевич и другие, многие другие.
Мне лично пришлось встретить в жизни человека, который был очень похож на Льва Хоботова – не внешне, разумеется, а как личность.
Этот человек был хотя и не единственным, но самым поздним ребенком в одной очень интеллигентной семье, и долгое время родители держали его при себе, примерно в такой же искусственной атмосфере, которую пыталась создавать своему мужу Маргарита Павловна Хоботова.
Тем не менее, тому человеку удалось не только окончить ВУЗ, но также и аспирантуру, и устроиться на работу преподавателем в том же ВУЗе. Преподавателем он оказался очень неплохим, потому что свой предмет знал досконально и мог очень многое дать студентам.
Те над ним слегка подсмеивались, но никогда не издевались, и на самом деле искренне ценили как педагога.
Затем наступило время, когда отец этого человека скончался, а мама так состарилась и ослабела, что, сохраняя ясный ум и память, уже не могла вставать с постели.
И сын ухаживал за матерью более трех лет, будучи ей и сиделкой, и медбратом.
А когда он остался совершенно один, в его жизни появилась женщина, которой, к сожалению, не удалось стать для него единственной и неповторимой – какой стала Людочка Льву Хоботову. Уж очень тот человек был зажат и закрыт…
Что с ним сейчас, мне неизвестно, поскольку я уже давно покинул тот город, в котором он живет.
Просматривая время от времени фильм «Покровские ворота», я каждый раз вспоминаю того настоящего «Льва Хоботова», которого я когда-то знал.
Ну а экранному Льву Хоботову в жизни ведь очень повезло, поскольку он не только встретил свою единственную и неповторимую женщину, но и обрел личную свободу.
Сам Анатолий Равикович был в жизни очень умным, находчивым, обаятельным человеком. Не зря ведь он сумел покорить сердце признанной красавицы Ирины Мазуркевич, которая теперь стала его вдовой.
Очень жаль, что жизнь человеческая так коротка, и такие прекрасные люди и актеры уходят почему-то так быстро…