Крест главного купола новгородского Софийского собора венчает небольшая свинцовая фигурка голубя, сделанная примерно в натуральную величину. Она символизирует одну из ипостасий Бога — Святого Духа и обращена головкой на запад. Когда точно впервые на кресте появилась фигурка голубя, не известно, хотя, логичнее всего относить его появление ко временам Новгородской независимости. Когда главный купол приобрел современные очертания. Впрочем, красивое предание относит его появления ко временам опричного погрома Новгорода Иваном Грозным 1570 года. В это время, якобы, некий голубь, пролетал над несчастным городом и присел отдохнуть на самый высокий соборный крест, венчающий центральный золотой купол и, увидев зверства опричников, так и окаменел от ужаса. А новгородскому архиепископу было явлено в видении, что пока голубь сидит на кресте, городу беды не угрожают. А как он упадет — городу конец будет. Однако, Новгород стоит до сих пор. А вот голубь с креста был снят аж два раза и более того, каждая новая фигура внешне очень отличалась от предыдущей.
В первый раз голубь был снят вместе с крестом во время фашистской оккупации левобережной части города, включавшей и новгородский Детинец с Софийским собором. Поскольку в городе стояла испанская голубая дивизия, то после фашистского отступления трофейный соборный крест с голубем оказался в Испании, откуда уже в наше время, в 2004 году, по инициативе Новгородского и Псковского епископа Льва он был возвращен на Русскую землю и снова помещен в Новгороде. Теперь этот погнутый подлинный исторический крест с потершимся голубем все желающие могут увидеть внутри Софийского собора, подле иконостаса. Голубь на кресте выполнен в весьма стилизованных очертаниях, без какого-либо декора, так как древнерусский скульптор преследовал цель дать общие очертания. Однако, в советское время, когда не было твердой уверенности в возможности возвращения подлинного креста, был создан новый крест с другой, более приземистой и тонко прорисованной свинцовой фигуркой голубя.
Однако, в 2007 году по идее того же епископа Льва, обветшавший советский крест вместе с фигуркой голубя был заменен на новый. Новый голубь позолоченный и, в отличии от своих более скупо украшенных предшественников, имеет весьма узорчатое «оперение», а также лапки. Если прежние голуби лежали животом на кресте, то этот прямо стоит на нем, внимательно глядя на Запад — не идут ли к древнему городу новые оккупанты.