Именно такие основные идеи, пронизанные романтикой и понтами, лежали в основе американской космической программы «Спейс Шаттл». «У этих русских одноразовые космические корабли, а мы сделаем многоразовые! У них будет больше грузоподъемность, они будут намного выгоднее, с их помощью мы сделаем много-много коммерческих вылетов, и напрочь обгоним весь мир!» Примерно так рассуждали американцы, разрабатывая свою программу.
Но, увы. Уже на стадии разработки программа «космических челоноков» потребовала намного большего финансирования, чем предполагалось изначально. А дальше — и еще больше.
А уж когда начались старты «челноков», выяснилось, что они во много-много раз дороже, чем полеты одноразовых кораблей типа «Союз» и «Аполлон».
В общем, и на этот раз великий советский конструктор космических аппаратов Сергей Королев обошел американцев. Он вообще всех обошел, поскольку до сих пор его идеи питают космические программы всех стран, которые пытаются заниматься космосом.
18 апреля этого года самый первый шаттл «Дискавери» был доставлен на фюзеляже самолета «Боинг 747» от мыса Канаверал в Вашингтон, в музей Смитсоновского института.
Фото погрузки «Дискавери» и его последнего полета взволновали множество людей во всем мире, и не только американцев. Обожженный и как будто бы израненный «челнок» на белоснежном «боинге» вызывает большую печаль. Он выглядит как заслуженный ветеран, весь в боевых шрамах, которого отправляют в дом престарелых.
Это ведь не просто экспонат. Это настоящий космический корабль, который совершил 39 настоящих полетов в космос.
И это ведь была не только американская мечта. Это была мечта всего человечества. Мы хотели летать в космос много, часто, безопасно и свободно. И вот эта мечта как будто бы была реализована.
И в то же время ее больше нет.
В реальном мире, полном проблем, больше никто не может позволить себе тратить на грандиозные космические программы большие средства без перспективы их возврата.
Однако американцы, закрыв свою программу «Спейс Шаттл», не хотят оставаться совсем без собственных космических кораблей.
На этой волне и всплыла новая американская космическая программа американской частной компании «SpaceX». Интересно, что ее буквально в 2002 году основал не кто иной, как выдающийся программист, веб-дизайнер и предприниматель из Южной Африки Элон Маск. Это именно он в 1999 году основал компанию электронных платежей X.com, которая в 2001 году сменила название на PayPal, а в 2002 году была продана за полтора миллиарда долларов интернет-аукциону eBay.
Именно коммерческий успех всех начинаний Маска вызывает такой энтузиазм всех тех, кто заинтересован в недорогих космических пусках.
Компания «SpaceX» сконструировала новый ракетоноситель «Falcon 1» и сразу же занялась отработкой его запусков. Но из пяти первых запусков с 2006 по 2009 год удачными оказались только два последних.
Тем не менее, «SpaceX» все равно сумела получить правительственный заказ на запуск нескольких спутников, общей стоимостью 100 млн. долларов. И в том же 2009 году сумела вывести на орбиту малайзийский спутник весом менее 200 килограммов.
В 2010-м году «SpaceX» произвела успешный запуск нового, уже более мощного носителя, «Falcon 9», и затем с помощью этого носителя в космос был поднят новый американский грузовой корабль «Dragon», благополучно возвращенный на Землю.
В прошлом году Элон Маск заявил о разработке нового, еще более тяжелого носителя под тем же фирменным названием, обещая при этом, что его запуски будут самыми недорогими по сравнению с конкурентами – то есть прежде всего с нашей страной.
Ну, тут бабушка надвое сказала.
Пока что стоимость запуска российских одноразовых кораблей была самой низкой в мире и продолжает таковой оставаться.
Впрочем, оставляя в строне коммерцию, все-таки становится грустно от того, что землянам так пока и не удалось выйти в космос так, как об этом мечталось писателям-фантастам.
Сбудется ли когда-нибудь эта мечта по-настоящему?..
Архив рубрики: Факты
Гуманность, гильотина и прочее.
Вычитал в журнале о опыте голландских нейрофизиологов – сильно ли страдают лабораторные крысы, когда им отрубают головы. В жертву научному-этическому любопытству было принесено 25 животных. Не поленились делать энцефалограмму мозга, исследования которой выявили 4 секунды в среднем активности мозга до состояния глубокой комы. В результате, гильотина признана гуманным способом умерщвления.
Как не вспомнился разговор героев Жюля Верна – «главная проблема людоедства не в том, съедят ли тебя или закопают, а в том, что человека убивают, когда он совсем не хочет умирать». Так и с крысами: рубите Шура, они не мучаются долго. Все-таки с идеалами гуманизма случился какой-то перекос сознания. Поразительно, но еще в Библии описан подобный занятный диалог (а неужели не пощадишь город, в котором наберется полсотни праведников? … А если до полсотни не хватит пяти человек …) Т.е. разница между гуманностью и не гуманностью объявлена в секундах до момента потери сознания.
Вечный вопрос, как померить гармонию алгеброй, как отличить минимально необходимую боль от обычной и избыточной. Особенно когда соринка в твоем глазу болит всяко сильнее бревна в чужом. Не так уж и глуп этот голландский опыт. Если мир не может обойтись без боли и страданий, то пусть будет хотя бы движение в сторону их уменьшения во времени.
Вот интересно, ядерные процессы научились моделировать, что позволило прекратить испытания ядерного оружия, а лабораторных животных – нет. Это практически еще одно, правда совсем ненужное доказательство, что мы – часть природы, не более. Совершенно непонятно, почему в очередной раз люди занялись самообманом. Невозможно создать механистическую этику, этику из компьютера. Если компьютер усложнять и повышать мощность до срабатывания закона перехода количества в качество – т.е. он станет личностью – в этот же момент он утратит и так несвойственную ему объективность. Если мы выбираем меньшее зло, от этого оно не становится добром, пусть даже мы его уменьшим в столько-то раз.
Есть мнение, что человечество идет по ложному пути, создавая себе костыли вместо тренировки. Известно, куда ведет путь благих намерений. Основная цель лабораторных исследований – создание все более мощных и изощренных лекарственных препаратов. Их применение создает зависимость и выключает механизм естественного отбора. Конечно, невозможно и неперспективно возвращаться к спартанским идеям уничтожения слабых и свирепой закалке выживших. Само спартанское общество показало в результате нежизнеспособность такой стратегии. Тем не менее, шараханье в другую сторону – техносферы и крайней изнеженности, представляется еще более опасным. Пластичность видов утрачивается, их жизнеспособность необходимо поддерживать, все более затратно.
И еще один вопрос не дает покоя. В свое время было немало врачей, испытывающих приготовленные средства на себе. Это был осознанный и запредельно благородный риск. В принципе, медицинская статистика говорит, что такие люди еще не перевелись. Есть надежда, что успехи моделирования все же дадут возможность людям отнимать меньше жизней. Тогда не будет выбора зла меньшего, как противовеса выбора зла большего. У крыс, в отличие от нас, выбора нет вообще. Разве что слинять от гуманистов с гильотинами. Есть правда опасение, что это тоже выход в большее зло. Лабораторные крысы – белые, пушистые и совсем ручные. Выжить вне лабораторных условий им практически невозможно. Вот такие гримасы судьбы – возможность жить предоставлена только ради обязанности умереть. Как же все-таки мы покромсали гармонию живого мира…
Откуда пошла поговорка — огнем и мечом?
Все мы знаем поговорку — огнем и мечом. Но не многие знают о ее происхождении. Между тем, она дошла до нас в передаче историка XVIII века В. Н. Татищева, который, цитируя открытую им некую Иоакимовскую летопись, приводит эту присказку, как общерусскую поговорку о жестоком крещении новгородцев в 989 году киевскими дружинниками Добрыней и Путятой. По Иоакимовской летописи, значительная часть новгородцев, включая тысяцкого Угоняя, креститься не захотела и даже выжгла в городе дома тех сограждан, которые еще до этих событий стали исповедовать Христианство. Новгородское подворье Добрыни тоже было выжжено, а также взята в плен его жена.
Однако, Добрыня и Путята вместе с киевскими силами и дополнительным отрядом ростовцев в 300 человек, напали на город, выжгли в нем ряд домов и новгородская знать запросила мира, согласившись на христианизацию города. Так киевляне с ростовскими пособниками насильно крестили Новгород, огнем и мечом. Ныне академик В. Л. Янин а основе археологических изысканий убедительно доказал принципиальную достоверность этой летописной легенды. Крестив Новгород, Киев преследовал цель сохранить власть над всеми восточнославянскими областями, скрепив их общей религией. Еще за несколько лет до крещения Руси, киевский князь Владимир, наоборот пытался сплотить Русь, создав для нее единый языческий пантеон по образцу Киевского. И начал с Новгорода, как крупнейшего центра Руси после Киева. Теперь же, решив крестить Киевскую землю для укрепления контактов с Константинополем, Владимир, наоборот, стал насаждать по всей Руси Христианство.
И для новгородцев крещение стало не только символом новой веры, но и символом киевской опеки. Меньше ста лет спустя после крещения, в 1069 году, новгородцы, ополчившись против пришедших к ним из Киева князя Глеба, его киевских дружинников и епископа Федора, объединяются вокруг языческого волхва всем городом, хотя реально в похвальбу волхва поверил «не весь город». Этим они символически давали понять свое нежелание подчиняться Киеву и его церковной организации. Но все же христианство в городе прижилось и, в XII веке, окончательно выйдя из под опеки Киева, Новгород остается одним из главных религиозных центров Руси. Но выражение «огнем и мечом» в память о насильственной христианизации этого города киевлянами, живо по сей день. И, увы, в мире по-прежнему часто находится печальный повод к его употреблению.
Новгородцы и белорусы. Что бы стало с Новгородом, если бы его покорила не Москва, а Литва?
Как известно, гордый вечевой Новгород активно сопротивлялся властным великокняжеским посягательствам на его вольности. Но великие князья все усиливали на него свое давления и в XV в. откровенно стремились покончить с его самостоятельностью. В Новгороде, в свою очередь, укоренилась и окрепла литовская партия — появлялись люди, уверенные, что в составе древнерусских земель Новгородской «старине» не уцелеть. Надо опираться на поддержку Литвы. Надо отдать должное литовской партии, судя по дошедшему до нас договору с Литвой, литовским наместникам не позволялось ничего большего из того, на что традиционно мог, по новгородской традиции, претендовать русский великий князь. Более того, литовскому наместнику дополнительно запрещалась взымать с новгородцев торговые пошлины и предписывалось держать в Новгороде численно ограниченный штат своих людей, чтобы не иметь возможность силой противостоять новгородской воле. Но зная политику Литвы (а в дальнейшем — Речи Посполитой по отношению к попавшим под ее влияния другим древнерусским землям, можно с суверенностью сказать, что в достаточно обозримом будущем новгородцы бы попали под сильное влияние Литвы и не только утратили свой вечевой строй со сменой на европейское право, но и потерпели бы сильные этнические изменения.
Собственно говоря, за примером ходить недалеко — по соседству с Россией находится республика Беларусь (в русском произношении — Белоруссия). Русские и белорусы являются братскими народами, хотя и не близнецами, поскольку все-таки представляют собой два разных народа, в том числе и в отношении языков. Языки у них очень похожие, русский с белорусам всегда смогут понять друг друга, но все-таки они заметно различаются. Вместе с тем, русские и белорусы произошли от единой древнерусской народности. Полоцкое славянство было родственно нашему псковскому и смоленскому и достаточно близко к новгородским словенам. Даже древнерусский диалект у них был похож. Согласно дошедшим до нас берестяным грамотам Новгорода, Пскова и Полоцка (одного из древнейших восточнославянских городов на территории Белоруски) — нацарапанным на бересте запискам, при помощи которых в Древней Руси, словно СМС-ками, было принято поддерживать удаленную связь — диалект у новгородцев и псковичей очень напоминал полоцкий. И там, и там можно встретить же самое характерное «цоканье» и «чоканье» — «человеци», «немечкая» и т. д, употребления «кл» и «гл» в глаголах прошедшего времени,- «привегли» вместо «привезли», и. т. д.
Поэтому, можно с уверенностью сказать, что если бы Новгородская земля попала не под власть Московии, а под власть Литвы, то территория Беларуси стала бы значительно больше и дошла до Урала, повторяя очертания Новгородских владений. Если бы в 1470-х годах литовский король Казимир IV Ягеллон не проводил активной внешней политике в Восточной Европе, а сосредоточил свои силы на помощи новгородской литовской партии, то новгородцы равно как и близкие им этнически древние полочане, витебляне, минчане, так же стали бы беларусами и их диалект точно также бы трансформировался в белорусский язык. Несмотря на то, что после распада СССР у современной Российской Федерации и республики Беларусь отношения не всегда простые, надо помнить, что это — братские народы, родившиеся из одной древнерусской народности. А новгородцы были весьма близки к древним полчанам и при ином историческом раскладе, могли бы точно также пойти по их пути. Как знать, если бы в свое время литовский король Казимир IV отдал предпочтение борьбе за Новгородскую землю, был бы Великий Новгород российским, или белорусским городом?
Приключения Незнайки и представление о научной интеллигенции
Незнайку знают все жители постсоветского пространства. Он знаменит куда более других литературных персонажей и даже вполне реальных героев. Незнайку знают даже те, кто не отличает Пушкина от Лермонтова, а о Толстом знают лишь то, что он был графом. Незнайка очень обаятелен, несмотря на все свои недостатки. Да, он умеет писать только печатными буквами, он не разбирается в физике, зато обожает сказки, у него довольно оригинальный вкус в одежде – голубая шляпа в сочетании с канареечными брюками, зеленой рубашкой и ярко-рыжим галстуком… Кроме того, он любит приврать, чтобы показаться более значительным, выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. При этом он добр и никогда не бросает друзей в беде. И в Незнайке каждый может увидеть свои черты, как положительные, так и отрицательные. Не удивительно, что этот персонаж настолько популярен. Но какое отношение Незнайка имеет к научной интеллигенции?
Если внимательно прочесть все истории о Незнайке, то окажется, что отношение самое прямое. Вы никогда не задумывались о том, какой из персонажей этих историй самый неприятный? Персонаж, отличающийся высокомерием, грубостью, даже хамством. Персонаж, который считает себя правым всегда и во всем. Персонаж, живущий по принципу «Я – начальник, ты – дурак».
Правда, при этом данный персонаж обладает и рядом достоинств. Он честен, трудолюбив, весьма образован, обладает обширными знаниями и желанием их увеличивать, он изобретатель и рационализатор, он совершает научные открытия и готов совершенно бесплатно предоставить их в распоряжение всего общества.
Да-да, это – Знайка. Представитель научной интеллигенции, весьма живо описанный Николаем Носовым, автором книг о Незнайке и его друзьях. Знайка, который всегда ходит в черном костюме, белой рубашке и при галстуке. Знайка, который знает все и обо всем. Знайка, который изобрел сначала воздушный шар, а затем и космическую ракету.
Но как он неприятен в общении! Стоит ему столкнуться с Незнайкой, как сразу звучит: «Незнайка – дурачок». Кстати сказать, Незнайка вовсе не глуп. Частенько он весьма наивен, но это больше от доброты душевной. Он не слишком образован, но, опять же, не от недостатка ума, а скорее от лени и неумения рационально распределять свое время. Тем не менее, Знайка лихо навешивает на Незнайку ярлык клинического идиота и упорно придерживается этого мнения.
Характерная сцена: Знайка сотоварищи прилетают на Луну и, когда ракета пролетает над лунным городом, ее обстреливает полиция. И Знайка, ничтоже сумняшеся, немедленно заявляет, что подобное отношение «лунатиков» однозначно вызвано «идиотской деятельностью» Незнайки, который попал на Луну раньше. Ему даже в голову не приходит, что на другой планете могут быть совершенно другие порядки. И, может быть, там просто принято обстреливать каждый прилетающий космический корабль – мало ли какие резоны могут быть у инопланетян. Но нет, у Знайки всегда и во всем виноват Незнайка.
Отвлечемся ненадолго от очаровательных коротышек с их «взрослыми» проблемами. Вспомним о научной интеллигенции 50-х годов. Почему именно это время? Так ведь первая книга о Незнайке – «Приключения Незнайки и его друзей» — вышла в 1953 году.
Научная интеллигенция тех времен – это атомщики и «космонавты». Ученые, создавшие атомную бомбу и пытающиеся прорваться в космос. Это титаны. О них до сих пор рассказывают легенды.
Практически все они прошли через шарашки или/и лагеря. После этого, как говорят, уже не боялись никого и ничего – все самое страшное они уже видели. Можно сказать, что они были фанатиками своего дела и шли вперед, несмотря ни на что. И ни на кого.
Говорят, что советские атомные бомбы и космические корабли были созданы с помощью Бога и такой-то матери. Причем, такая-то мать преобладала. Утверждают, что Королев виртуозно пользовался русским матерным языком не только в общении с сотрудниками, но и при беседах с высоким начальством. Говорят, что члены Политбюро ЦК КПСС разбегались в командировки, санатории и больницы, как только узнавали, что Королев едет в Москву с очередными требованиями материалов, финансов и людей для проекта. Говорят, что он не стеснялся и им говорить то, что думает об их интеллекте («мать-мать-мать-мать!» — по привычке откликнулось эхо).
Курчатов по рассказам был несколько более вежлив. Но только несколько. Говорят, что он просто реже выходил из себя, но если уж это происходило… («мать-мать-мать-мать!», — по привычке откликнулось эхо). Говорят, и остальные ученые были такими же.
И всплывает некий странноватый образ научно-технической интеллигенции тех лет. Прямо Знайка Носова – естественно, с поправкой на детскую литературу. В детской книжке никак не могла присутствовать такая-то мать. Зато в изобилии имеются «болваны», «дураки», «бездельники» и прочие оскорбительные выражения. Та же такая-то мать, но на детском уровне.
И знаете, не удивительно, что на постсоветском пространстве интеллигенцию не слишком жалуют. Сложно хорошо относиться к тому, кто или называет, или считает тебя клиническим идиотом.
И мучит вопрос: нарисовал ли Николай Носов портрет или карикатуру? Действительно ли они были такими, или это «художественное» преувеличение?
И все же, даже если это портрет… Не стоит забывать о том, что старался-то Знайка не для себя. А вовсе даже для других. А еще он был честен, трудолюбив и очень, очень много знал. И любил своих друзей. Даже если считал их не совсем блещущими интеллектом.
Часы на руках у священника
Вот уже несколько месяцев русская православная церковь не может выпутаться из целой серии скандалов, первым из которых оказался «перформанс» группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Причем вся эта серия скандалов очень наглядным образом подтверждает те истины, что земля круглая, а всякая палка – о двух концах.
Конечно, хулиганская выходка «пусси-девушек» никакого морального оправдание не имеет. Эти танцы на амвоне храма сравнимы с танцами на кладбище, на «отеческих гробах». Очень многие люди по-прежнему воспринимают храмы как святые места, и с таким восприятием связаны их глубокие чувства, задевать которые просто не следует.
Между прочим, в переводе на русский "pussy riot" означает "кискин протест". А как обычно протестуют киски? Они гадят в неположенных местах.
Но любое явление необходимо рассматривать с разных сторон. К примеру, у «пусси-девушек» тоже есть какие-то свои чувства, и тоже есть какие-то свои соображения, которыми они и руководствовались, когда планировали и совершали свою акцию.
Это была, прежде всего, акция протеста против того балагана и лицемерия, которые в последнее время все чаще и чаще демонстрируют высшие иерархи РПЦ.
Уж слишком по-мирски они себя ведут. Занимаются стяжательством, беспокоятся о собственности, о недвижимости, о деньгах, и к тому же вовсе не прочь время от времени продемонстрировать окружающим свое личное благосостояние.
И потому совершенно неслучайно после скандала с Pussy Riot разгорелся скандал с дорогими часами на руке Михаила Гундяева, который для российских православных является Патриархом.
Затем разгорелся скандал с «нанопылью» в квартире троюродной сестры Гундяева, и этот скандал все еще продолжается, потому что в нем, по недавним сообщениям прессы, начался этап подачи встречных исков. Так что публику ждет еще много новых «развлечений» в ходе этой судебной тяжбы.
Уже нет никаких сомнений, что она будет очень долгой и последствия ее будут очень чувствительными и для участников тяжбы, и для самой РПЦ.
Просто мы живем в очень прозрачное время, в очень прозрачном мире.
Теперь уже невозможно утаить от общества никакое шило ни в каком мешке. Начнете утаивать – а рядом окажутся толпы свидетелей. И они с удовольствием заснимут ваши потуги засекретить ваши неблаговидные делишки на свои телефончики, и уже через час-другой выложат эти съемки в интернет, на всеобщее обозрение.
И вообще, богу – богово, кесарю – кесарево, а священнику – священниково. Раз уж вы служите высокому духу, и даже выполняете для своей паствы функции «духовников» — так и ведите себя соответственно. Боритесь со своими соблазнами и побеждайте в этой борьбе, очищайте себя регулярно от плохих мыслей и намерений, ведите себя скромно в быту, и так далее, и так далее.
Кстати, исторически русский православный народ по поводу морального облика своих попов никогда не заблуждался. Это подтверждают, к примеру, народные сатирические сказки XVIII-XIX веков, которые в свое время были собраны Дмитрием Молдавским в сборник «Русская сатирическая сказка». Впервые этот сборник был издан в 1955 году. Довольно много сказок в нем посвящены именно попам, высмеивая их жадность, глупость, распутство и стяжательство.
Даже названия сказок говорят сами за себя: «Как поп работников морил», «Жадный поп», «Поп и дьякон», «Поп теленка родил», «Церковная служба».
Подчеркиваю: хотя изданы эти сказки в едином сборнике были впервые в советские времена, сочинены они были в предыдущие века. Кого тут можно упрекнуть? И в чем?..
На эту Пресветлую Пасху в храмах было полно людей, потому что люди чтят свои обряды, и все-таки верят во что-то, и стремятся к чему-то высокому.
Так что дело не только в хулиганстве группы безбашенных девушек.
Дело в том, что бездуховное, приземленное, слишком мирское поведение высших иерархов церкви оскорбляет чувства рядовых прихожан намного сильнее, чем хулиганская выходка стайки невоспитанных и глупых девчонок.
Три предшедшественника Алексадра Матросова
Всем известен знаменитый подвиг Александра Матросова, который в феврале 1943 года заслонил грудью амбразуру фашистского пулемета, тем самым спас ценой собственной жизни жизни многих своих однополчан. Между тем, более чем за год до этого, 29 января 1942 года, в окрестностях Новгорода, у быков недостроенного железнодорожного моста близ Юрьева монастыря, три солдата Волховского фронта совершили аналогичный подвиг. Имена этих героев многим ни о чем не говорят, о них помнят даже не все новгородцы. В отличии от Матросова, их подвиг не получил в народной памяти такого важного символического значения.
Однако, это обстоятельство ничуть этот подвиг не умаляет, тем более, что он был совершен при попытки оккупированной фашистами левобережной, Софийской стороны Новгорода. С лета 1941 года город был оккупирован фашистами. Однако, уже в ближайшие месяцы Волховский фронт предпринимал попытки освобождения города. 29 января 1941 года, темным вечером, по решению дивизионного командира, десант из 20 человек тихо перебрались в районе быков недостроенного железнодорожного моста через замерзшую реку Волхов на оккупированный фашистами левый берег. В идеале, они должны были по насыпи от недостроенной дореволюционной железнодорожной ветке пройти в город. Однако, едва они выбрались на берег, они были замечены фашистским отрядом. Завязалась отчаянная перестрелка. Но силы были неравны. Тогда рядовые Леонтий Черемнов, Александр Красилов и лейтенант Иван Герасименко бросились грудью на амбразуры укрепленных на береговых устоях моста вражеских пулеметов. Конечно, они погибли. Но выгаданных, таким образом, мгновений было достаточно для того, чтобы остальные десантники успели выгодно перегруппироваться и эффективно продолжить перестрелку с фашистскими оккупантами, а затем удачно отступить. Все три героя посмертно получили звание Героев Советского Союза. Подвиг их в свое время был совершенно беспрецедентен, поскольку Александр Матросов и некоторые другие аналогичные герои, совершили аналогичные поступки позднее.
На месте их гибели, на береговых устоях моста установлен памятник Трем Героям, а возле них, на краю насыпи, в их честь посажено три белоствольных березы. Еще один памятник, в виде обелиска, находится в самом центре Новгорода, на видном месте на Ярославовом дворище. Но во многом из-за партийной пропаганды, а во многом по каким-то иррациональным особенностям массового народного восприятия, национальная историческая память отдала предпочтение подвигу Матросова, а не трем его не менее доблестным предшественникам, отдавшим жизни за попытку освобождения Новгорода.
Подземный переход в Новгороде
…Современный город Великий Новгород — город достаточно небольшой, в нем слабое уличное движение. Поэтому, во всем городе есть всего два подземных перехода — один расположен у железнодорожного вокзала, под железнодорожными путями, с промежуточными выходами на платформу, а второй — на оживленном перекрестке Торговой стороны, Большой Московской улицы и улицы Федоровский ручей. При этом, в последнее время, этот переход сделался для горожан и гостей города настоящей достопримечательностью. Многие без него не могут себе представить самого города.
Оба перехода были построены одновременно, в 1980 году, указом городской администрации, в связи с постепенным усилением автомобильного и железнодорожного движения, и поначалу выглядели довольно безлико, ничего особо эстетичного из себя не представляя. Однако, начиная с 1 сентября 2008 года,согласно особому распоряжению Новгородской городской администрации, подземный переход на Торговой стороне был подвержен капитальному ремонту и к юбилейному для Новгорода 2009 года, в подарок к 1150-летию города, был реконструирован до неузнаваемости. Во-первых, он стал красив и по нему стало приятно гулять. Стены перехода оживили красочной лепниной в древнерусском стиле, с растительным орнаментом. Во-вторых, на стены повесили многочисленные красивые старинные интересные и познавательные фотографии городских достопримечательностей в ХIX веке. Таким образом, там теперь можно получить двойное удовольствие — пройтись по красивому помещению и посмотреть, как выглядел город во времена Российской Империи. Стоит ли удивляться, что этот замечательный переход неизменно пользуется широкой популярностью как у самих новгородцев, так и у самых разнообразных гостей Великого Новгорода. Несмотря на свой сравнительно юный возраст, обновленный подземный переход на Торговой стороны неотъемлемо вошел в почетные ряды новгородских достопримечательностей.
Кроме того, по распоряжению городских властей, в ходе реконструкции подземного перехода, находившиеся в нем прежде старые, несуразные киоски заменили на обновленные, приятные и опрятные торговые павильоны. Так что, очень много прохожих любит там делать покупки. Поэтому, если вы захотите посетить город Великий Новгород, обязательно в этот переход спуститесь и я вам стопроцентно ручаюсь, что вы ни за что не пожалеете!
Самый знаменитый норвежец. Часть 2
В мире есть очень много разных кабинетных ученых, которые занимаются «чистой» наукой в полном материальном и бытовом довольстве. В мире есть также много путешественников-экстремалов, которые любят пощекотать себе нервы разными опасными для жизни приключениями.
Ну а Тур Хейердал не был ни тем, ни другим.
Он был ученым-исследователем, который всю жизнь занимался практической историей и, так сказать, прагматической археологией, пытаясь на деле доказать какие-то очень спорные теории, не признаваемые до поры до времени солидным научным миром.
Если путешествие на Фату-Хива в 1937 году было первым большим путешествием Тура Хейердала, плавание на «Кон-Тики» — вторым, то третье большое путешествие в своей жизни он предпринял в 1955-56 годах на остров Пасхи, где находятся знаменитые гигантские статуи людей с очень длинными ушами.
В этой экспедиции, кроме самого Хейердала, участвовало еще четверо ученых-норвежцев, а еще в ее штат было включено много технического и вспомогательного персонала, к тому же кое-кого норвежцы наняли еще и на месте.
Дело в том, что в этой экспедиции Тур ни в коем случае не собирался заниматься только обмерами и подсчетами.
Нет, он занялся высечением новой скульптуры, когда-то не законченной древними обитателями острова! А затем эта высеченная скульптура была перетащена от каменоломни на место установки и вполне успешно установлена.
Такой «исторической реконструкции» давних событий в мире еще никто не делал.
В ходе этой работы Тур Хейердал даже восстановил события, происходившие на острове Пасхе сотни лет назад. Он описал возможные столкновения между двумя местными племенами, «длинноухих» и короткоухих», и то, что в результате этих столкновений произошло.
Отчет об экспедиции на остров Пасхи занял два солидных тома и в принципе, со всеми гипотезами и предположениями Тура Хейердала научный мир согласился.
Вот, кстати, пример вполне себе целевого использования выделенных на науку средств! Тур Хейердал, в отличие от многих современных «ученых» и у нас, и на Западе «распилом» средств государства и спонсоров никогда не занимался.
А чуть позже, по результатам этой же экспедиции, Тур Хейердал написал новую книгу, «Аку-Аку», ставшую не менее популярной, чем книга о плавании на «Кон-Тики».
Хотя лично я, если честно, «Аку-Аку» не осилил. Она написана очень обстоятельно, и немного, прямо скажем, скучновато.
В последующие десятилетия своей жизни Тур Хейердал продолжал возбуждать мировое сообщество новыми научными приключениями, среди которых – два плавания на папирусных лодках «Ра», в 1969 и 1970 годах, и плавание на тростниковой лодке «Тигрис», в 1977 году.
Во всех этих трех путешествиях в должности корабельного врача участвовал советский врач и ученый Юрий Сенкевич, который затем стал многолетним ведущим телевизионного «Клуба путешественников».
Этими путешествиями Тур Хейердал вновь пытался доказать, что в древности люди могли преодолевать громадные расстояния по морю между Африкой и Индией, а также между древней Месопотамией и вновь той же Индской цивилизацией.
И вновь ему удалось доказать саму возможность этих путешествий, хотя и не сам факт того, что они на самом деле были.
На склоне лет Тур Хейердал увлекся очень спорной теорией происхождения древних скандинавов, далеких предков которых он искал даже в Азербайджане.
На этот раз его поиски и предположения вызвали ожесточенные споры в научном мире, и многие ученые категорически не приняли выводов Тура Хейердала.
Но, может быть, это и не так важно, кто там в чем прав, а кто не прав?..
Самым важным для Тура Хейердала было вечное движение к истине, для которого он всегда находил необычные, неожиданные и очень опасные пути.
Так было в течение всей его долгой, 87-летней жизни.
И дай бог каждому прожить такую насыщенную и плодотворную жизнь!
Сказ о первом правителе Ильменских словен Гостомысле
Среди многочисленных правителей Приильменья были как реальные, так и полулегендарные личности. Среди последних есть некий Гостомысл. Первый новгородский летописец середины XI столетия упоминал это имя в качестве первого приильменского правителя. Но кто он был, когда жил и что сделал — точно не ясно. И древнерусские летописцы и позднейшие профессиональные историки расходятся во мнении. Что же это был за персонаж и какую роль он сыграл в истории будущей Новгородской земли?
В древнем новгородском летописании он упоминается, как старейшина ильменских словен, которые назначили его своим «старейшиной», расселившись в Приильменье. В дальнейшем новгородцы считали его своим первым посредником, ставя его первым в списке новгородских посадников, давая тем самым понять, что их институт посадничества древнее правящей на Руси княжеской династии Рюриковичей, а, соответственно, новгородские вольности первичны по отношению к великокняжеской власти. В летописании великокняжеских городов Гостомысл, наоборот, значится князем. Княжеское начало таким образом, признавалось изначально неотъемлемым. Впрочем, тут могла возникнуть вполне честная путаница — на Руси понятие старейшины было достаточно многозначным обозначавшим любое должностное лицо. Это мог быть и «старейшина конюхов» — начальник конюхов на конюшне Олега Вещего в Киеве, и прибывший в 862 году в Приильменье «старейшиной» — т. е., князем, Рюрик, и «старейшины градские» — городские верхи, обсуждавшие вместе с Владимиром Святославовичем и его дружинником принятие новой веры, а также новгородские «старейшины», — выборные должностные лица, в XV веке вместе с новгородцами увеличивающие налоги по волости. Поэтому, новгородский летописец мог вполне искренне считать «старейшину» Гостомысла должностным лицом, аналогичным посаднику, а летописцы великокняжеских центров — должностным лицом княжеского статуса. Летописцы Московской Руси, а также упоминаемая в XVIII веке историком Татищевым Иоакимовская летопись, называют Гостомысла князем, причем, он оказывается дедом по матери самого князя Рюрика. Таким образом, Рюриковичи обретали новгородские корни. Но эта поздняя легенда могла иметь очень поздний и тенденциозный характер, направленный на возвеличивание Новгородской земли.
Иногда ильменского Госомысла связывают с упомянутым в немецких анналах ободритским королем Гостимусом, погибшим на войне с франками в 844 году. Но ободриты в то время жили на южной Балтики, между Эльбой и Одером. Впрочем, Илбьменские словене имеют западнословянский генезис и вполне логично, что и имя Госомысл могло быть как у них, так и у их южноалтийских сородичей. Вместе с тем, в древнейшем Новгородском своде XI века упоминается, что Гостомысла новгородцы «посадиша старейшиной», осев «около» Ильменя и построив город, условно названный Новгородом, еще до того, как организовался путь из Варяг в Греки, в Киеве появились осевшие на трех горах первые полянские князья Кий, Щек и Хорив, а у многих словян, полян, древлян и тех же словен, утвердилось свое княжение. Что касается пути из варяг в греки, то он сложился в виде цельной системы примерно к рубежу VIII-IX веков. Тогда же после распада огромной державы волынян, выделились поляне и древляне, а на трех днепровских холмах возникло городское поселение — Киев. В это же время в Приильменье появляются города словен, вроде Холопьего городка в районе Хутыни и обретшего городской характер древнего словенского поселения на реке Маяте, в 12 км от ее впадения в Ильмень озеро. А возникло это значимое укрепленное поселение значительно раньше описываемых событий — в середине I тысячелетия н.э, во времена Великого переселения народов и славянского расселения. На сегодняшний день это древнейшее восточнославянское поселение на территории Российской Федерации. От тех времен у новгородцев XI века могла остаться память о неком словенском правителе Гостомысле. Но кто он точно, в то время уже не помнили. Поэтому, дальше его имя было окутано домыслами. Но про рубеж VIII-IX веков книжник середины XI века мог знать более точно и был твердо уверен, что тогда уже были и поляне и древляне и у всех восточнославянских общностей, включая самих словен, уже утвердились княжения, и уже действовал путь из Варяг в Греки.