Незнайку знают все жители постсоветского пространства. Он знаменит куда более других литературных персонажей и даже вполне реальных героев. Незнайку знают даже те, кто не отличает Пушкина от Лермонтова, а о Толстом знают лишь то, что он был графом. Незнайка очень обаятелен, несмотря на все свои недостатки. Да, он умеет писать только печатными буквами, он не разбирается в физике, зато обожает сказки, у него довольно оригинальный вкус в одежде – голубая шляпа в сочетании с канареечными брюками, зеленой рубашкой и ярко-рыжим галстуком… Кроме того, он любит приврать, чтобы показаться более значительным, выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. При этом он добр и никогда не бросает друзей в беде. И в Незнайке каждый может увидеть свои черты, как положительные, так и отрицательные. Не удивительно, что этот персонаж настолько популярен. Но какое отношение Незнайка имеет к научной интеллигенции?
Если внимательно прочесть все истории о Незнайке, то окажется, что отношение самое прямое. Вы никогда не задумывались о том, какой из персонажей этих историй самый неприятный? Персонаж, отличающийся высокомерием, грубостью, даже хамством. Персонаж, который считает себя правым всегда и во всем. Персонаж, живущий по принципу «Я – начальник, ты – дурак».
Правда, при этом данный персонаж обладает и рядом достоинств. Он честен, трудолюбив, весьма образован, обладает обширными знаниями и желанием их увеличивать, он изобретатель и рационализатор, он совершает научные открытия и готов совершенно бесплатно предоставить их в распоряжение всего общества.
Да-да, это – Знайка. Представитель научной интеллигенции, весьма живо описанный Николаем Носовым, автором книг о Незнайке и его друзьях. Знайка, который всегда ходит в черном костюме, белой рубашке и при галстуке. Знайка, который знает все и обо всем. Знайка, который изобрел сначала воздушный шар, а затем и космическую ракету.
Но как он неприятен в общении! Стоит ему столкнуться с Незнайкой, как сразу звучит: «Незнайка – дурачок». Кстати сказать, Незнайка вовсе не глуп. Частенько он весьма наивен, но это больше от доброты душевной. Он не слишком образован, но, опять же, не от недостатка ума, а скорее от лени и неумения рационально распределять свое время. Тем не менее, Знайка лихо навешивает на Незнайку ярлык клинического идиота и упорно придерживается этого мнения.
Характерная сцена: Знайка сотоварищи прилетают на Луну и, когда ракета пролетает над лунным городом, ее обстреливает полиция. И Знайка, ничтоже сумняшеся, немедленно заявляет, что подобное отношение «лунатиков» однозначно вызвано «идиотской деятельностью» Незнайки, который попал на Луну раньше. Ему даже в голову не приходит, что на другой планете могут быть совершенно другие порядки. И, может быть, там просто принято обстреливать каждый прилетающий космический корабль – мало ли какие резоны могут быть у инопланетян. Но нет, у Знайки всегда и во всем виноват Незнайка.
Отвлечемся ненадолго от очаровательных коротышек с их «взрослыми» проблемами. Вспомним о научной интеллигенции 50-х годов. Почему именно это время? Так ведь первая книга о Незнайке – «Приключения Незнайки и его друзей» — вышла в 1953 году.
Научная интеллигенция тех времен – это атомщики и «космонавты». Ученые, создавшие атомную бомбу и пытающиеся прорваться в космос. Это титаны. О них до сих пор рассказывают легенды.
Практически все они прошли через шарашки или/и лагеря. После этого, как говорят, уже не боялись никого и ничего – все самое страшное они уже видели. Можно сказать, что они были фанатиками своего дела и шли вперед, несмотря ни на что. И ни на кого.
Говорят, что советские атомные бомбы и космические корабли были созданы с помощью Бога и такой-то матери. Причем, такая-то мать преобладала. Утверждают, что Королев виртуозно пользовался русским матерным языком не только в общении с сотрудниками, но и при беседах с высоким начальством. Говорят, что члены Политбюро ЦК КПСС разбегались в командировки, санатории и больницы, как только узнавали, что Королев едет в Москву с очередными требованиями материалов, финансов и людей для проекта. Говорят, что он не стеснялся и им говорить то, что думает об их интеллекте («мать-мать-мать-мать!» — по привычке откликнулось эхо).
Курчатов по рассказам был несколько более вежлив. Но только несколько. Говорят, что он просто реже выходил из себя, но если уж это происходило… («мать-мать-мать-мать!», — по привычке откликнулось эхо). Говорят, и остальные ученые были такими же.
И всплывает некий странноватый образ научно-технической интеллигенции тех лет. Прямо Знайка Носова – естественно, с поправкой на детскую литературу. В детской книжке никак не могла присутствовать такая-то мать. Зато в изобилии имеются «болваны», «дураки», «бездельники» и прочие оскорбительные выражения. Та же такая-то мать, но на детском уровне.
И знаете, не удивительно, что на постсоветском пространстве интеллигенцию не слишком жалуют. Сложно хорошо относиться к тому, кто или называет, или считает тебя клиническим идиотом.
И мучит вопрос: нарисовал ли Николай Носов портрет или карикатуру? Действительно ли они были такими, или это «художественное» преувеличение?
И все же, даже если это портрет… Не стоит забывать о том, что старался-то Знайка не для себя. А вовсе даже для других. А еще он был честен, трудолюбив и очень, очень много знал. И любил своих друзей. Даже если считал их не совсем блещущими интеллектом.