Все мы знаем поговорку — огнем и мечом. Но не многие знают о ее происхождении. Между тем, она дошла до нас в передаче историка XVIII века В. Н. Татищева, который, цитируя открытую им некую Иоакимовскую летопись, приводит эту присказку, как общерусскую поговорку о жестоком крещении новгородцев в 989 году киевскими дружинниками Добрыней и Путятой. По Иоакимовской летописи, значительная часть новгородцев, включая тысяцкого Угоняя, креститься не захотела и даже выжгла в городе дома тех сограждан, которые еще до этих событий стали исповедовать Христианство. Новгородское подворье Добрыни тоже было выжжено, а также взята в плен его жена.
Однако, Добрыня и Путята вместе с киевскими силами и дополнительным отрядом ростовцев в 300 человек, напали на город, выжгли в нем ряд домов и новгородская знать запросила мира, согласившись на христианизацию города. Так киевляне с ростовскими пособниками насильно крестили Новгород, огнем и мечом. Ныне академик В. Л. Янин а основе археологических изысканий убедительно доказал принципиальную достоверность этой летописной легенды. Крестив Новгород, Киев преследовал цель сохранить власть над всеми восточнославянскими областями, скрепив их общей религией. Еще за несколько лет до крещения Руси, киевский князь Владимир, наоборот пытался сплотить Русь, создав для нее единый языческий пантеон по образцу Киевского. И начал с Новгорода, как крупнейшего центра Руси после Киева. Теперь же, решив крестить Киевскую землю для укрепления контактов с Константинополем, Владимир, наоборот, стал насаждать по всей Руси Христианство.
И для новгородцев крещение стало не только символом новой веры, но и символом киевской опеки. Меньше ста лет спустя после крещения, в 1069 году, новгородцы, ополчившись против пришедших к ним из Киева князя Глеба, его киевских дружинников и епископа Федора, объединяются вокруг языческого волхва всем городом, хотя реально в похвальбу волхва поверил «не весь город». Этим они символически давали понять свое нежелание подчиняться Киеву и его церковной организации. Но все же христианство в городе прижилось и, в XII веке, окончательно выйдя из под опеки Киева, Новгород остается одним из главных религиозных центров Руси. Но выражение «огнем и мечом» в память о насильственной христианизации этого города киевлянами, живо по сей день. И, увы, в мире по-прежнему часто находится печальный повод к его употреблению.