Архив рубрики: Факты

Чудеса в решете: можно ли вылечиться с помощью чудотворных источников?

Чудеса в решете: можно ли вылечиться с помощью чудотворных источников?
Есть в Беларуси маленькая деревушка Лоск. В давние времена в ней располагалась одна из первых белорусских типографий, жил кто-то из белорусских поэтов, и на этом основании деревушку включают в некоторые туристические маршруты. К тому же, осмотр достопримечательностей занимает там минимум времени – по причине мелкого размера этих самых достопримечательностей, а у туристов появляется возможность немного размяться под дороге к куда более интересным замкам, монастырям и музеям. Но есть и другие посетители скромной белорусской деревеньки. Эти едут не на туристических автобусах. Но – текут непрерывным… нет, не потоком, конечно, но уж ручьем так точно. Настолько непрерывным, что один предприимчивый житель деревни даже решил построить на своей земле мотель. И даже получил соответствующие разрешения. А все дело в купели святого Пантелеймона-целителя, которая располагается в скромной деревеньке Лоск в Беларуси.

Говорят, что вода из купели святого Пантелеймона-целителя излечивает чуть не все болезни разом. Говорят, поднимает даже безнадежных. И тянутся к источнику жаждущие и страждущие. Молятся в местной церквушке – она в двух шагах от купели, а затем идут окунаться. Перед входом в купель висит список молитв, которые нужно прочесть – это для особо безграмотных, плохо образованных в плане религии. Читают… окунаются…

Вообще-то я – скептик. По большому счету. Но… есть у меня хороший знакомый, которому поставили очень нехороший диагноз. Межпозвонковая грыжа, да еще и неоперабельная – такой вот размер и такое расположение. Оперироваться можно только за рубежом, за бешеные деньги, да еще и никакой гарантии результата. Более того, врачи считают, что даже если операция пройдет хорошо, то через пару-тройку лет все вернется на круги своя. А боли страшные, воспалительный процесс, пережатые и почти отмершие нервы… И – человек практически не мог ходить. Обещали ему инвалидную коляску.

И он, испробовав все, кроме хирургического вмешательства, отправился к купели святого Пантелеймона-целителя. Мне хотелось бы написать, что он нырнул – и вынырнул совершенно здоровым. Или наоборот – все шарлатанство, ничего в этом нет! Но…

Он нырнул и вынырнул практически таким же больным, как и нырял. Он продолжал лечиться, лежал в больницах. Опять же – все, кроме операции. И вот такая штука… он ходит. Да, случаются обострения – к примеру, когда поднимет что-то тяжелое, и тогда ходить тяжелее. Или если слишком много ходит, потом возвращаются боли – но ненадолго. По мнению врачей он уже должен быть в инвалидной коляске, совершенно без движения ниже пояса. Но ничего подобного. Нет, он не здоров, как бывают здоровы люди. Но он ходит – и это, с точки зрения официальной медицины, является практически чудом.

И мой скептицизм трещит по всем швам. С одной стороны, лечение традиционными препаратами не было заброшено, и оно вполне могло дать результат. Однако, врачи считают, что максимум, чего они могли добиться – это уменьшение болей, но никак не возможности двигаться. Может быть, врачи недооценивают эффективность собственных лекарственных препаратов и физиопроцедур… Может быть… А, может быть, все-таки что-то там есть. Там, в купели святого Пантелеймона-целителя.

Ну, недаром же к ней тянутся не годами – столетиями, с тех самых пор, как открылся чудотворный источник во время Отечественной войны 1812 года. И идут, идут люди. Приезжают из разных мест. Идут с надеждой на исцеление, с надеждой на чудо.

Но вот что хочется сказать. Источник может быть сто раз чудотворным, но если в душе того, кто обращается к его целительной силе, нет истинной веры, то и чуда не будет. Только наша вера способна творить настоящие чудеса. Она – основа всего. В том числе и силы целебных источников.

Кстати, источники святого Пантелеймона-целителя есть не только в Беларуси. В России имеется несколько таких, не считая других целебных источников различных святых. И если вы действительно – жаждущий и страждущий, и если вы действительно – верите… может быть, там вас ждет чудо.

P.S. Но даже обращаясь к чудотворным источникам, не стоит отказываться от традиционных методов лечения. В конце концов, даже таблетка аспирина, принятая с истинной верой в ее целительные способности, может сотворить настоящее чудо!

Первый памятник в нашей стране простым людям

В России стоит множество монументов. Первый памятник в нашей стране простым людямОднако, до советского времени все они, по большей части были посвящены или видным правителям, или сановникам, или героям, а изображать простого бедного российского труженика до победы советско власти практически никому не приходило в голову. Однако, до наших дней дошло целых три дореволюционных скульптуры простых людей. Все мы этот памятник знаем. Это установленный в Новгородском Детинце в 1862 году знаменитый памятник тысячелетия России.

На этом грандиозном памятнике среди барельефов можно найти выразительную фигуру костромского крестьянина Ивана Сусанина, который погибает в лесу от ран, но спасает юного царя Михаила Романова, будущего родоначальника трехсотлетней царской династии. Царь Александр II, при котором был создан памятник, тоже относился к этой династии, а значит, тоже был обязан знаменитому подвигу доблестного костромского крестьянина. Кроме того, верхнюю часть памятника, выполненную в виде символизирующей царскую власть в стране шара — державы, позади стоящей в рост фигура собирателя Руси Ивана III, поддерживает фигура сибирского мужика. Несмотря на то, что сибирский военный поход Ивана III предвосхитил дальнейшее освоение Сибири, да и сам имел цель укрепления там России, создатель памятника, молодой скульптор Михаил Осипович Микешин, будучи сам крестьянского происхождения, твердо дал понять, на ком на самом деле держится вся Россия, и кто является настоящем творцом истории. Простой мужик, труженик, а не только какой нибудь выдающийся сановник, царь, генерал. А по западную сторону шара-державы на памятнике можно увидеть сцену венчания на царство первого царя династии Романовых, 16-летнего юноши Михаила Федоровича. Державу ему, вопреки строгой исторической достоверности, подносит не первый вельможа, а простой городской купец Кузьма Минин. Хотя, если бы Минин не собрал ополчения и не организовал освободительного движения среди других городских мужиков, Москву бы не очистили от поляков, нового царя из русской среды на Руси бы не выбрали, да и вообще история была бы совсем иной. Поэтому именно городской мужик Минин удостоился образной чести подавать царю символ власти. Ведь именно ему в наибольшей степени царь был обязан властью.

Что касается царя Александра II. Который утверждал все скульптурные образы памятника,не понравились эти три простонародных образа. Но он их принял, так как честно признал, что по существу возразить не может. Так у нас в стране появилось три скульптуры простым наших гражданам.

"Шоколадная" история

Наверное, нет в мире человека, которому бы не нравился бы шоколад, или, во всяком случае, изделия, куда он добавляется. Но откуда появилось это лакомство, знает далеко не каждый. Между тем, история шоколада довольно длинна и, как и любая история, имеет собственные периоды развития. Именно о том, как они происходили, расскажет данная статья.

О напитке из бобов какао европейцы узнали в 1520 году. Годом ранее, в ноябре 1519 года, Эрнандо Кортес со своими испанскими конкистадорами покорили древнюю ацтекскую столицу – город Теночтитлан. Грабя дворец Монтесумы II, испанцы нашли в кладовых огромные запасы сушеных бобов. Как оказалось позже, индейцы делали из них горько-острый, бодрящий напиток.
Делалось это так. Перетертые в порошок бобы приправляли хорошей порцией острого перцы, разбавляли водой и давали отстояться. Эрнандо Кортесу этот напиток по вкусу не пришелся, и он уже собирался уничтожить все запасы какао, но ацтеки предложили испанцам кое-что другое… Жареные бобы перетерли с зернами кукурузы молочной спелости, добавили сладкого сока агавы и мед, все это сварили и сдобрили ванилью. Такой напиток индейцы называли «чоколатль», его считали священным и готовили только лишь для царственных особ. На священность испанцам было наплевать, а вот вкус напитка им очень понравился. Возвратившись из похода, Кортес преподнес испанскому королю несколько мешков бобов какао и рассказал о рецепте «чоколатля», чашка которого не пьянит, но бодрит.

В Испании экзотический напиток стали называть шоколадом и он быстро обрел невероятную популярность. Вначале он имел баснословную стоимость и пить его могли только богатые вельможи. Однако вскоре, главным образом благодаря колонизаторам, решившим разбогатеть на «коричневом золоте» и занимавшихся выращиванием какао в промышленных масштабах, шоколад перестал являться редкостью и уже к середине семнадцатого века стал самым модным в Европе напитком.

О быстром росте популярности какао свидетельствует статистика: в одной только Франции в 1764 году было 23 заведения, где подавали шоколад, через двадцать лет таких заведений стало 230, а в 1798 году только лишь в Париже число шоколадниц превысило 500!

Очередной период истории шоколада начался в 1819 году, когда молодой изобретатель из Швейцарии Франсуа Луи Кайе придумал совершенно новый рецепт – густую массу, которую легко можно было прессовать каменными роликами. Уже спустя год в Швейцарии открылась первая фабрика, выпускающая твердый шоколад.

Ежегодно его производство совершенствовалось, в него стали добавлять толченые лесные орехи, появился нежнейший молочный шоколад, а через столетие соперничества между Швейцарией и Францией за лидерство в изготовлении «коричневого золота» в их борьбу вмешалась и Россия.
Русские кондитеры стали добавлять в шоколад вино, коньяки, ликеры, миндаль, кофе, цукаты, изюм. Фантазия умельцев не имела границ и в скором времени их творения стали получать самые престижные награды на практически всех выставках мира.

К сожалению, история столь благородного напитка, как шоколад, не обошлась без участия мошенников. Интересно, что первыми из них стали сами ацтеки, торговавшие с испанцами бобами какао. Заметив, что последние не особо разбираются в вопросе, хитроумные индейцы стали готовить для европейцев «особенный сорт». Из оболочки бобов они аккуратно доставали ценное содержимое, после чего наполняли оболочки землей и прочно скрепляли. Испанцы долго не могли понять, в чем дело: во время плавания от сырой земли оболочки сгнивали, и фальшивое какао превращалось в труху. Купцы объясняли это тем, что бобы плохо переносят повышенную влажность и прошло довольно много времени, прежде чем обман открылся.

Другая жизнь.

Другая жизнь.
Помнится, в одной из зачитываемой в детстве книжек фантастики описывалась встреча нашего звездолета с инопланетным. Очень восторженно-трогательно все это описывалось, сейчас так не умеют. Не было даже намека на модную ныне агрессию, когда с ходу распыляют друг друга на атомы а потом супер-пупер герой бьет злых инопланетян, чаще всего почему-то голыми руками. Ладно, врагам и так больно, а большего нетребовательный читатель и не просит.

Так вот, встретились звездолеты во мраке космоса, обменялись сигналами, вошли в визуальный контакт и очень быстро установили, что органика «космических встречных» основана на фтористых соединениях вместо углеродистых «у нас». Разочарование и печаль пришельцев были велики, так как они уже встречали «наши» формы жизни, а вот им, бедолагам «свои» так и не попались.
У Герберта Франке описан другой вариант встречи с инопланетным разумом. Уже намного более ксенофобный. Планируется встреча с гостями из темной планеты. Темной буквально, у них Чубайса в свое время не нашлось – провести освещение, или слишком дорого запросил. Герою контакта чистят память, заранее вооружают. Но, это неважно, встреча закончилась мирно. Главное, из за чего чуть не вспыхнула война, гости с темной планеты включили радиоактивное излучение. Эволюционно развиваясь без видимого спектра излучения (ну откуда ему взяться – планета-то темная) они видели в жестком излучении. Проще говоря – они «включили свет». Естественно, биология гостей при этом должна быть радикально другой.
Ксенофобия вообще непонятно как может развиваться там, где с пришельцами особо нечего делить. Впрочем, это чувство самоподдерживающееся, если нечего делить реально – так найдется придуманное из ничего. Гораздо интереснее другой вопрос – а вообще она, другая жизнь возможна? Не в мире фантастики – а суровой реальности?
Как показывают исследования глубин океанов – не просто возможна, но точно есть. Во глубине, нет не сибирских руд, но водных океанов обнаружены формы жизни не просто анаэробные (т.е. бескислородные) но и на другой химической элементной базе. Конечно, эти виды достаточно простейшие, и не выстраиваются в оптике микроскопа в строчки «отнесите нас к своему вождю». Но, как говориться – главное в доказательстве оно само, а не то, на простых или сложных примерах продемонстрировано. Другая жизнь принципиально есть. Интересен вопрос, что найдут наши ученые в образцах антарктического озера Восток. И теперь есть и правда еще более интересный вопрос – найдут ли на Европе (не «в» а, именно «на», спутник Юпитера такой есть) другую жизнь, пусть даже самую простейшую. Если найдут – то границы мест обитания жизни существенно расширятся и, соответственно, вероятность встретить на космических просторах другую жизнь резко вырастает. А там, начнем грезить о внеземном разуме. Будем надеяться, что другой химсостав не будет помехой для общения или выгоды. Строго говоря, таких трудностей даже на современном техническом уровне легко избежать. Человечество уже сейчас очень неплохо научилось изолировать разные среды. Таблица Менделеева велика, но не безразмерна. Да и количество комбинаций, теоретически пригодных для образования сложных структур совсем невелико. К тому же, мы стоим на пороге переноса разума на другие «носители». Точно также мы перешли порог аугментации, т.е. вращивания в себя элементной базы не просто с целью протезирования а расширения возможностей. Такая жизнь при относительно массовом применении уже точно станет другой и не похожей на прежнюю. Не найдя чужой разум мы сможем воссоздать его «на себе».
И, совсем интересно, а чем займутся фантасты, когда встречи с непохожей на нас жизнью станут обыденными. Как говорится, долетим – узнаем.

Большой и страшный Wal-Mart

Большой и страшный Wal-Mart
На примере этой самой большой в мире розничной сети видно, какие разрушительные последствия для жизни обычных людей и для их небольших бизнесов может иметь деятельность такого монстра, для которого главное – прибыль любой ценой. Во всех 27 странах мира, где она есть, во всех своих 10 тысячах магазинов Wal-Mart действует совершенно одинаково.

Трудный путь наверх
Поразительно, что сам основатель этой сети Сэмюэль Мур Уолтон был человеком очень демократичным и практически равнодушным к личному богатству. Всю свою жизнь он одевался очень просто, и уже став очень богатым, ездил на потрепанном «пикапе» — просто потому, что так ему было удобнее.
Сэм Уолтон рос в фермерской семье и тяжело трудился уже с 7-ми лет. А свои торговые сети он начал строить после окончания Второй мировой войны, когда отец его жены дал им взаймы 20 тысяч долларов, для покупки первого магазина.
Первые 15 лет своей деятельности в качестве владельца магазина, а потом и небольшой торговой сети, Сэм Уолтон набирался опыта и среди других бизнесменов-ритейлеров был не особо заметен. Да и магазины его находились в небольших городишках.
Когда в 1962 году первый магазин под названием «Wal-Mart» был открыт в захолустном городишке Роджерс не менее захолустного штата Арканзас, никто и подумать не мог, что так начинается строительство торговой империи.
Однако к 1980-му году у Сэма Уолтона было уже более 200 подобных магазинов, которые в большинстве своем располагались в небольших городах, зато были очень популярны среди местных жителей.
В них для покупателей была очень приятная и даже «семейная» атмосфера и прекрасный сервис.
В первые годы, когда магазины «Wal-Mart» только строились от нуля, они создавали много новых рабочих мест, и это помогало приобретать всей компании хорошую репутацию среди местного населения.
Но постепенно стали проявляться негативные последствия деятельности этой сети и для населения, и для местного бизнеса.

Акула показывает зубки
Во-первых, «Wal-Mart» характерен самыми низкими ценами для покупателей. И это им очень нравится. Именно это привлекает покупателей в магазины данной сети. Но, соответственно, и поставщикам приходится уменьшать свои цены для того, чтобы попасть на полки этих магазинов.
Но к чему это приводит?
К тому, что поставщикам приходится урезать зарплаты своим сотрудникам, сокращать их количество и даже намеренно ухудшать качество своих товаров, заменяя более дорогие (и качественные) ингредиенты более дешевыми (и менее качественными).
Во-вторых, «Wal-Mart» фактически «убивает» малый и меньший по сравнению с ним бизнес, поскольку небольшие магазины не могут конкурировать с этой сетью ни по ассортименту товаров, ни по ценам. И если когда-то «Wal-Mart» создавал совершенно новые рабочие места, то теперь он просто принимает на работу бывших сотрудников из закрывшихся из-за него магазинов.
В-третьих, «Wal-Mart» очень не любит профсоюзы и вообще очень не любит иметь дело с какими-то коллективными жалобами. В таких случаях владельцы сети предпочитают откупиться от жалобщиков по-тихому.
В прошлом году большая группа женщин, работавших в этой сети, пыталась подать на нее коллективный иск по обвинению в дискриминации, но добиться успеха им так и не удалось.

«Wal-Mart» и Россия
Наследники Сэма Уолтона очень хотят проникнуть в нашу страну. Первая попытка была сделана в 2008 году, для чего в Москве было открыто представительство компании. Но московские «сетевики» встали плечом к плечу и просто не дали американцам приобрести никакую из российских розничных сетей. В 2011 году представительство «Wal-Mart» в Москве было закрыто.
При том, что российские ритейлеры тоже отнюдь не ангелы, эту американскую сеть они боятся, как черт ладана. Они прекрасно понимают, что выдержать конкуренцию по ассортименту и ценам с этим транснациональным монстром им будет очень сложно.
Но в этом, 2012 году, «Wal-Mart» начинает предпринимать новые усилия, чтобы войти на российский рынок. Для этого в состав своего высшего руководства американцы ввели двух бывших топ-менеджеров российских торговых сетей. Свои высокие зарплаты эти менеджеры отработают тем, что поделяться со своими новыми работодателями самой ценной информацией о том, как вообще происходит розничный бизнес в России.
Один только вариант остался для российского розничного бизнеса – продавить через Госдуму закон о запрете деятельности «Wal-Mart» на территории России.
Удастся ли им это? И чем вообще окончится эта нешуточная конкурентная борьба?…
Поживем – увидим.

Откуда пришли крылатые фразы

Откуда пришли крылатые фразыЗачастую при общении мы употребляем выражения, абсолютно понятные как нам, так и нашим собеседникам. Это так называемые «крылатые фразы». Однако, если задуматься, обязательно возникает вопрос – а почему мы говорим именно так? И откуда взялись эти выражения? Именно о происхождении некоторых из этих популярных высказываний и расскажет данная статья.

Всем известна фраза – «водить за нос». Буквально она означает – «обещать и не делать, обманывать». А пришло к нам это выражение из Средней Азии. Раньше, да и в наше время, на тамошних дорогах можно наблюдать такую картину: идет маленький мальчик и ведет за собой верблюда, который больше его в несколько раз. При этом животное абсолютно послушно, ведь ребенок тянет его за веревку, привязанную к металлическому кольцу, продетому в ноздри бедной скотины. И попробуй не подчинись! Даже если не хочешь, но придется идти следом, потому что тебя ведут за нос.

«Втирать очки» — значение этой крылатой фразы «обманывать, мошенничать». Выражение это не имеет ничего общего с предметом для улучшения зрения. А пришло оно к нам от карточных шулеров. Очками назывались черные и красные знаки на картах. Мошенники при игре часто «втирали очки», вклеивая на карту лишний знак, чтобы поменять ее достоинство.

Выражение «держи карман шире» практически не потеряло своего смысла за несколько столетий. Дело в том, что раньше словом «карман» называли торбу или мешок, прикрепленные к одежде снаружи. Такой карман можно было закрепить на седле лошади, их можно было носить с собой или передавать другому человеку. А если требовалось насыпать в мешок что-либо в большом количестве, его следовало развязать и «держать шире».

Крылатая фраза «после дождичка в четверг» имеет языческие корни. Верховным богом наших предков являлся Перун, повелитель грома и молнии. Из всех дней недели именно ему был посвящен четверг. Божеству молились о дожде в засухи, люди полагали, что именно в его день Перун будет особенно охотно исполнять просьбы. А так как прошения довольно часто оставались не услышанными, то фразеологизм «после дождичка в четверг» стал применяться к несбыточному, тому, что неизвестно, когда произойдет.

Словосочетанием «синий чулок» раньше называли мужчин, а не женщин. Во второй половине восемнадцатого века в Великобритании действовал кружок лиц обоих полов, которые собирались вместе, чтобы беседовать о литературе. Душой данных собраний являлся ученый Бенджамин Стеллингфлит, пренебрегавший тогдашней модой и носивший синие чулки. Когда он отсутствовал, другие члены кружка часто говорили: сегодня разговор не задался – отсутствуют синие чулки. Позже этот эпитет пристал ко всем членам клуба, а потом исключительно к женщинам, причем он уже носил негативный оттенок, с которым и попал в историю и благополучно дошел до наших дней.

Фраза «волк в овечьей шкуре» пришла к нам из Священного писания. Есть в нем такое выражение: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Матфей, 7, 15). Используется выражение в качестве характеристики лицемеров, скрывающих плохие намерения под маской добродетели.

Некоторые крылатые фразы пришли в наш язык сравнительно недавно и имеют разные истоки, главным образом из книг популярных писателей и любимых всеми кинофильмов. Например, выражения «злой язык хуже пистолета», «свежо предание, а верится с трудом», «счастливые часов не наблюдают» стали употребляться после выхода комедии Грибоедова «Горе от ума».

Так что не все так просто, как кажется. Учите русский язык и за словом в карман вам лезть не придется.

Первая в России научная реставрация исторического памятника

Все мы привыкли, что реставрация исторических Первая в России научная реставрация исторического памятникапамятников должна проходить тщательно и научно, максимально точно возвращая им их былой облик.. Однако техника научной реставрации на самом деле сравнительно молода — ей чуть более ста лет. Первая научная реставрация в России и одна из первых в мире прошла в 1893-1900 годах в Новгороде под руководством академика Владимира Васильевича Суслова. Капитально отремонтировали и вернули исторический облик Софийскому собору.

Софийский собор на протяжении многих веков сохранял свое доминирующее положение среди новгородских храмов и достопримечательностей. Но после основания Петербурга, Новгород превратился в бедный, заштатный, провинциальный и ветхий город, ему не доставало средств на содержание в порядке даже самых важных строений, в том числе и главной новгородской святыни — древнего Софийского собора. К концу XIX столетия этот знаменитый храм обветшал и был на грани уничтожения. Лишь тогда его было решено отремонтировать. Ремонт был доверен академику Суслову. В ходе ремонта здания Суслов заодно решил воспользоваться моментом и максимально вернуть зданию исторический облик. При этом, Суслов впервые решил подойти к делу научно — собрать максимальное количество информации о былом облике здания, тщательно обмерить все его части им даже, на всякий случай, сделать слепки с уникальных древних граффити.

В результате, реставрация огромного древнего собора заняла семь долгих лет и была закончена уже в 1900 году. Южный фасад храма, обращенный на центральную кремлевскую площадь, получил современное убранство — были убраны три поздние контрфорса, а сводам было возвращено древнее фигурное познакомленное покрытие, являющееся достаточно выразительной деталью фасада. При этом, разваливающиеся стены и своды храма Суслов сумел так укрепить, что они выстояли даже в Великую Отечественную войну, когда древний кремль-Детинец, где стоит храм, был оккупирован немцами. При этом, обмеры Суслова очень пригодились при восстановлении внутреннего храмового убранства. Если бы не они — кто знает, как бы выглядел бы теперь сбор изнутри, и был ли бы он открыт вообще. С точки зрения исторической достоверности реставрация Сусловым древнейшего облика храма вызывает подчас споры — а такие ли были позакомарные своды. Но все равно, его реставрацию считают одой из лучших за все последующие годы в Новгороде. А это уже не мало. Вопреки известной пословице, про первый блин — комом, первая российская научная реставрация до сих пор восхищает всех, как специалистов, так и новгородцев и гостей города. Ведь благодаря ней собору была возвращена историческая красота и величие.

Возможно ли сейчас появление нового Макаренко?

Возможно ли сейчас появление нового Макаренко?
Об Антоне Семеновиче Макаренко слышали все взрослые люди, у которых есть дети. Не все, правда, знают в точности, кем он был и что сделал, но практически все знают, что он был великим педагогом. Здесь, на Узнайке, я уже не один раз писал о нем, но не грех написать и еще раз, в новом преломлении.
Если коротко, А.С. Макаренко в свое время оказался тем самым героем, который пришел вовремя. В период с 1920 по 1935 год Антон Семенович работал в созданых им последовательно колонии имени Горького и коммуне имени Дзержинского, где практически и разработал свою знаменитую систему.
В советское время о ней говорили и писали очень много. Существовало также множество школ и детских домов, которые пытались внедрить у себя эту систему, но в полном объеме это не получилось ни у кого.
Дело в том, что система Макаренко основана на полном самоуправлении воспитанников тем самым учреждением, в котором они и воспитываются. Это парадокс, конечно, однако вся жизнь построена на таких парадоксах.
Самоуправление в учреждениях, возглавляемых А.С. Макаренко, основывалось на двух «китах»:
— духовно-моральных стимулах;
— четких организационных принципах.
С духовно-моральными стимулами, в принципе, все понятно. Они были связаны с коммунистической, коллективистской идеей – с тем, правда, существенным нюансом, что для Макаренко его воспитанники никогда не были безынициативной массой, которой можно манипулировать как угодно.
А вот об организационных принципах надо поговорить более детально.
Общий коллектив воспитанников Макаренко всегда подразделял на первичные коллективы, которые назывались отрядами. В принципе, и сейчас в любом детском учреждении все как будто точно так же. В школах общий коллектив школы подразделяется на классы, в колониях для малолетних преступников весь контингент также распределен по отрядам.
Вот только в современных учреждениях эти первичные отряды, как правило, не сливаются в единый коллектив – поскольку они слабо сообщаются между собой.
У них нет базы, на которой они могут сообщаться.
Вот это – самое главное.
В учреждениях Макаренко этой базой была необходимость постоянного, ежедневного труда для поддержания нормальной жизни коллективов. И это был не просто труд, который можно делать абы как. И колония имени Горького, и коммуна имени Дзержинского фактически достигли не только полной экономической самоокупаемости, но и высокой прибыльности.
В колонии был полный сельскохозяйственный цикл, в коммуне – фабрично-производственный. Именно на заводе коммуны имени Дзержинского начался выпуск очень популярных в те годы фотоаппаратов «ФЭД», по технологии немецкого фотоаппарата «Leica», а еще здесь выпускались очень востребованные электродрели и сверлильные станки.
В общем, как это ни поразительно для тех коммунистических времен, фактически учреждения Макаренко были капиталистическими предприятиями.
Они ведь постоянно создавали капитал. У них были средства производства, основные материальные средства и оборотные средства, которые шли на закуп, к примеру, семян, удобрений, сельскохозяйственного инвентаря, а также всевозможного сырья, комплектующих, оборудования.
К тому же воспитанники Макаренко не просто создавали этот капитал – они постоянно обменивались информацией о том, как лучше построить работу своих учреждений-предприятий, они постоянно знали об уровне прибыли своих предприятий, о текущих и будущих затратах, и постоянно работали над тем, чтобы затраты сократить, а доходы повысить.
Отсюда вытекает и ответ на вопрос, который вынесен в заголовок этой статьи.
Появление педагогов, работающих в стиле Макаренко вот сейчас, в новое капиталистическое время, не просто возможно, а более чем возможно.
Но они должны быть не просто педагогами, а еще и бизнесменами. И как бизнесмены, они должны уметь отстроить деятельность своих предприятий совершенно прозрачно для всех его участников.
Вот с этим сейчас самые большие проблемы.
С экономической прозрачностью, а не с педагогикой.

Для чего нужны чётки

Для чего нужны чёткиНикто сегодня не может с полной уверенностью сказать, когда и откуда появились четки. Про них ничего не говорится в Коране, и поэтому неясно, когда и как они превратились в неотъемлемую часть облика араба. Однако перебирать четки, сосредоточенно или машинально, полностью расслабляясь и уходя от реальности, или же думая о какой-нибудь своей проблеме, сегодня любит множество людей. А практически во всех мировых религиях, будь то христианство, ислам, буддизм или индуизм, четки применяют для подсчета прочитанных молитв и других ритуальных действий, а также для концентрации, сохранения внимания, задания ритма и так далее.

В основном, четки, или, как еще их называют, месбаха, состоят из тридцати трех бусин, которые разделены на три одинаковые части, двумя более мелкими или крупными шариками и завершающей бусиной с кисточкой. Зерна бусин делают из самых разнообразных материалов. Они могут быть изготовлены из древесины различных пород – можжевельника, кипариса, сандала, бука; всевозможных минералов, куда входят драгоценные камни и самоцветы – горного хрусталя, янтаря, яшмы, нефрита и других. Не являются исключением жемчуг, кости, кораллы, стекло, керамика, пластмасса, металлы, семена и плоды разных растений: рудракши, лотоса, дерева бодхи. Но следует помнить, что в каждой религии используются свои четки. Например буддистские и индуистские четки обычно состоят из ста восьми бусин или кратным ему количеству – 54 или 27. Наиболее распространенный христианский вариант также состоит из 54 бусин.

Сегодня четки являются довольно модным и популярным аксессуаром. И пусть некоторые считают, что перебирание бусин является несерьезным занятием, позерством и желанием как-то выделиться, показать свою оригинальность. На самом деле это несложное занятие приносит и определенную пользу – помогает побороть волнение, успокоить расшалившиеся нервы, справиться со стрессом.
Четки даже могут помочь бросить курить. Если вы решили избавиться от этой вредной привычки, но после каждого обеда вас неудержимо тянет выкурить сигарету, возьмите четки в руки и возможно пяти минут их перебирания вам вполне хватит для того, чтобы притупить свое желание.

Вы простыли и у вас начинается насморк? Не спешите покупать спрей или капли, лучше перебирайте бусины четок кончиками указательного, среднего, безымянного пальца и мизинца. Также поступите и при приступе головной боли, вместо приема таблеток разомните четками кончики больших пальцев, ногти и подушечки остальных. Массаж данных зон избавит от нервозности, поможет сосредоточиться, да и в целом окажет благоприятное воздействие на весь организм. Если вы нервничаете, раздосадованы и возбуждены, покатайте четки по центру ладоней – эти зоны отвечают за нервную систему.

И, конечно же, перебирание четок рекомендуется в первую очередь людям, работа которых так или иначе связана с кистями рук и пальцами – пианистам, программистам и другим, работающим за компьютером, машинисткам. Для укрепления суставов и мышц, во время перерывов, а также до и после работы с клавиатурой, следует массировать кисти четками от кончиков пальцев в направлении запястий и плеч и вы сразу почувствуете, как из рук уходит усталость.

Естественно, не нужно забывать и о духовном значении четок. Их издавна считали прекрасным примером того, как некоторые вещи материального, внешнего мира способны стать проводниками в мир духовный, внутренний. Ведь не просто так же большинство древних религий и современных учений используют это гениальное и простое изобретение и по праву считают его одним из главных символов духовной мудрости.

Ягода-малина

Ягода-малина
Ягоды люди стали собирать еще в первобытно-общинные времена, когда и люди-то еще не вполне могли называться людьми. Во-первых, ягоды являются настоящим лакомством, а, во-вторых, они обладают и определенными лечебными свойствами. Так, любимая всеми земляника употреблялась в пищу в том числе и как лекарство еще в Древней Греции и Риме.
Первым описал ягоды в научном труде греческий врач по имени Николай Мирепсус в XIII веке нашей эры. В последующие века люди наконец-то начали собирать гербарии и стала развиваться наука ботаника. Известен так называемый Майницкий гербарий 1454 года, собранный в Германии. Вот в нем-то и хранится самая первая сушеная земляники.
В садах первыми выращивать землянику принялись французы, в XIV веке. Это при том, что у них издавна развито виноградарство! Из земляники вина не сделаешь, конечно, зато некоторые нынешние садоводы ухитряются делать из земляники прекрасные алгогольные настойки.
В нашей стране земляника добралась до садов только к XVII веку.
Очень хороши ягоды ежевики и так называемой росяники. Это все та же ежевика, только ползучая. Но ежевику люди не стали окультуривать, поскольку в лесах ее росло много, к тому же она уж очень колючая.
Зато малина привлекала внимание садоводов в очень давние времена. Первые письменные описания малины сделал древнегреческий ученый Катон еще в III веке до нашей эры. И малина как раз и стала той самой первой ягодной культурой, которую люди принялись разводить у себя в садах.
Очень уж малина неприхотливая. Она хотя и требует планомерного ухода и полива, но зато с ней все ясно, и при желании и необходимом труде можно получить хорошие урожаи.
Вот почему малину принялись разводить на своих участках сначала древние греки, а потом и древние римляне.
Есть свидетельства, что варваров-кочевников, захвативших Римскую Империю в эпоху ее распада, очень сильно удивили эти очень окультуренные ягодники.
Варвары еще могли понять, что можно выращивать яблоки и другие фрукты. Но ягоды они привыкли собирать в дикорастущем состоянии.
Когда люди ввели ягодные растения в культуру, они тут же принялись работать над повышением их урожайности, выведением разных сортов, гибридов а также их районированием. Для жарких районов предназначаются одни сорта той же малины, для более прохладных, с меньшим количеством солнечных дней в году – другие.
К тому же ягоды не только вкусны, но и очень полезны, тут древние во многом были правы.
В ягодах содержится много глюкозы и фруктозы, которые хорошо усваиваются организмом и хорошо влияют на деятельность нервной системы, сердца, печени, почек.
Богаты ягоды и витаминами. Лекарственное значение имеют многие культурные и дикорастущие ягоды.
К примеру, ягоды малины, земляники, ежевики, черники рекомендуется употреблять при расстройствах желудка, ежевику и чернику – при распухании десен, бруснику – при простуде. От простуды также хорошо помогают все те же малина, ежевика, а также клюква и костяника.
В последние годы, конечно, природные ягодники требуют охраны.
Необходимо соблюдать и определенные правила сбора дикорастущих ягод. Например, никогда не надо собирать дикую землянику букетиками. Такой сбор может повредить растения и привести их к гибели.
Надо следить также и за тем, чтобы при сборе диких ягод случайно не набрать ядовитых.
Так называемый «вороний глаз» очень похож на ежевику, но эта ягода ядовитая, крупнее ежевики и всегда растет поодиночке.
На особом месте среди дикорастущих ягод находится, конечно же, шиповник. Есть такие замечательные места в наших лесах, где сами собой наросли целые плантации этих чрезвычайно полезных ягод, которые на варенье не годятся, а вот на сушку идут очень хорошо.
Многие люди в последнее время садят шиповник и у себя на дачах. Если пересаживать его бережно и ухаживать правильно, то эти ягоды могут принести людям очень большую пользу в течение всего года.

Страница 20 из 71
1 17 18 19 20 21 22 23 71