В России стоит множество монументов. Однако, до советского времени все они, по большей части были посвящены или видным правителям, или сановникам, или героям, а изображать простого бедного российского труженика до победы советско власти практически никому не приходило в голову. Однако, до наших дней дошло целых три дореволюционных скульптуры простых людей. Все мы этот памятник знаем. Это установленный в Новгородском Детинце в 1862 году знаменитый памятник тысячелетия России.
На этом грандиозном памятнике среди барельефов можно найти выразительную фигуру костромского крестьянина Ивана Сусанина, который погибает в лесу от ран, но спасает юного царя Михаила Романова, будущего родоначальника трехсотлетней царской династии. Царь Александр II, при котором был создан памятник, тоже относился к этой династии, а значит, тоже был обязан знаменитому подвигу доблестного костромского крестьянина. Кроме того, верхнюю часть памятника, выполненную в виде символизирующей царскую власть в стране шара — державы, позади стоящей в рост фигура собирателя Руси Ивана III, поддерживает фигура сибирского мужика. Несмотря на то, что сибирский военный поход Ивана III предвосхитил дальнейшее освоение Сибири, да и сам имел цель укрепления там России, создатель памятника, молодой скульптор Михаил Осипович Микешин, будучи сам крестьянского происхождения, твердо дал понять, на ком на самом деле держится вся Россия, и кто является настоящем творцом истории. Простой мужик, труженик, а не только какой нибудь выдающийся сановник, царь, генерал. А по западную сторону шара-державы на памятнике можно увидеть сцену венчания на царство первого царя династии Романовых, 16-летнего юноши Михаила Федоровича. Державу ему, вопреки строгой исторической достоверности, подносит не первый вельможа, а простой городской купец Кузьма Минин. Хотя, если бы Минин не собрал ополчения и не организовал освободительного движения среди других городских мужиков, Москву бы не очистили от поляков, нового царя из русской среды на Руси бы не выбрали, да и вообще история была бы совсем иной. Поэтому именно городской мужик Минин удостоился образной чести подавать царю символ власти. Ведь именно ему в наибольшей степени царь был обязан властью.
Что касается царя Александра II. Который утверждал все скульптурные образы памятника,не понравились эти три простонародных образа. Но он их принял, так как честно признал, что по существу возразить не может. Так у нас в стране появилось три скульптуры простым наших гражданам.