Итак, в 1923-м году воспитательная колония имени Горького под управлением Антона Семеновича Макаренко решила устроить в просторном мельничном сарае настоящий театр на 600 мест. Для зрителей были сколочены длинные скамьи, а для актеров устроена очень хорошая сцена со сложной системой кулис и занавесом.
К сожалению, отопить все это помещение в силу его конструктивных особенностей было невозможно, хотя зимы даже на Украине бывают очень морозные.
Для зрителей в зале были поставлены железные и чугунные печи, которые топились только во время спектаклей, по субботам, и раскалялись докрасна. Но нагреть они были способны только воздух вокруг себя. Все тепло улетало в атмосферу через тонкую железную крышу.
А для актеров была устроена небольшая комнатка для переодеваний за сценой, где тоже была поставлена маленькая печка.
И работа театра началась!
На сцене зимой был минус, в комнате для актеров – большой плюс, и просто громадный плюс был в зале, потому что публика приняла новый театр с грандиозным воодушевлением.
На спектакли стали приезжать селяне из окрестных деревень, и даже интеллигенты и рабочие из рядом расположенной Полтавы.
Уже после третьего спектакля новый театр потерял способность вместить всех желающих посмотреть спектакль, и колонии пришлось ввести входные билеты, которые распространялись через специальных уполномоченных на местах. Билеты, кстати, всегда распространялись бесплатно.
Сил одного только драматического кружка тоже не стало хватать на все постановки.
Но в колонии Макаренко всегда была крепкая дисциплина.
Поэтому после третьего спектакля был собран совет колонии, и было постановлено, что во всех новых постановках должны принимать участие все воспитанники.
Вот это, пожалуй, явилось первой главной особенностью этого уникального театра. Ведь драмкружок – это любительское объединение. Хочу – приду, хочу – не приду. А когда появляется дисциплина, обязательность, театр становится профессиональным.
И театр в колонии имени Горького фактически стал профессиональным.
Второй главной особенностью этого театра было то, что каждую субботу в нем ставился новый спектакль, длительность которого могла быть и два часа. По жанру это могли быть драмы, комедии, водевили, но никаких облегчений по уровню пьес не было.
Поэтому третьей главной особенностью этого театра было то, что все спектакли в нем игрались под суфлера, поскольку выучить за неделю все роли было практически невозможно.
У колонистов ведь была масса других обязанностей кроме театра. Они работали в собственных мастерских и на собственной ферме, потому что колония имени Горького была, кроме всего прочего, высокоприбыльным сельскохозяйственным предприятием.
Так что все актеры научились очень хорошо схватывать все подсказки суфлера, которым был сам Антон Семенович, который из будки суфлера одновременно руководил и ходом всей постановки.
При этом во многих спектаклях он ухитрялся еще и роли играть.
По свидетельству современников, которые имели счастье побывать на спектаклях в этом театре, спектакли в нем были очень даже качественные.
Очень жаль только, что ни один из этих спектаклей не был заснят на кинопленку. Полтава была глубоко провинциальным городом, и нужных специалистов в те годы в ней просто не было…
Необыкновенный театр. Часть вторая
Добавить комментарий