Дипломатическая дуэль 1812 года

Дипломатическая дуэль 1812 года
Многие историки, отмечая нашествие «армии двунадесяти языков», т.е. 20 наций, оставляют без внимания тот факт, что замыслы Наполеона по вторжению в Россию были намного глубже и продуманнее, что война 1812 года началась намного ранее перехода через Неман и провал дипломатического поединка с Россией во многом определил поражение «Великой Армии»

Не было более странного заключения мира и еще более странного союза, который сложился между Россией и Францией в 1807 г. в Тильзите. Что в России, что во Франции, к нему отнеслись резко отрицательно. Причем, если в России опора была на эмоциональную сторону противоестественности союза «с корсиканским чудовищем», то французы достаточно быстро осознали крайнюю невыгодность тильзитских соглашений с экономической и военной стороны. Обе стороны были полны решимости наилучшим образом использовать последовавшую передышку, считая дальнейшее столкновение неизбежным. Практически уже в 1810 году стороны возобновили активную борьбу на дипломатическом фронте. Основная схватка велась вокруг «Плана Шампаньи». 16 марта 1810 г. Ж-Б Шампаньи, министр иностранных дел Франции предложил план создания мощной антироссийской коалиции. Основная идея плана заключалась в атаке России широким фронтом, на Севере Швецией, на Юге – Турцией. По центру удара вспомогательные действия должны были вести Австрия и Пруссия, а так же Саксония и герцогство Варшавское. За все эти страны, разгорелась борьба, проигранная Наполеоном почти вчистую. Турецкий фронт был закрыт буквально за дни до вторжения. Выражаясь современным языком, противник был принужден к миру. Правда, «молдавская армия», став ядром третьей русской армии не сумев принять участия в первых сражениях непосредственно против Наполеона, выполнила, тем не менее, важную задачу сковывания сил противника, а при завершении кампании 12 года приняла активное участие в операции окружения противника. Перешедшая на сторону Наполеона Австрия была также выведена из активной борьбы усилиями разведки и дипломатии. Используя связи и симпатии бывших недавних союзников, а еще более тугой кошелек, разведчики выкупили секретный австро-французский договор. Далее он был, довольно драматически предъявлен австрийскому послу и нейтрализация третьей по величине армии Европы стала предрешена. Практически аналогичная тактика была применена и к Пруссии. В результате и она выставила в антироссийскую кампанию формальный корпус, не воевавший активно, а более изображающий боевые действия. Со Швецией вышла и вовсе занятная история. Бывший маршал и шурин Наполеона Бернадот после непродолжительной но напряженной дипломатической игры предпочел вообще союзный с Россией договор, нейтрализовав таким образом 45 тысячную и вполне грозную шведскую армию.
Надо отметить, что и без отколотых союзников, силы французов и их сателлитов представляли более чем серьезную силу. Помимо 16 немецких княжеств фактически полностью профранцузскую политику проводили Голландия, Испания и часть Италии. Пусть они по факту же были оккупированы французскими войсками, достаточно большая часть их воинских соединений представляли значительную военную силу. А сам Наполеон, не признаваемый (или признаваемый сквозь зубы) властителем Франции (и прочая) по праву считался лучшим полководцем Европы.

Итоги дуэли стали ясны не сразу. И, заявление Наполеона, что он станет властителем мира, а оставшуюся Россию раздавит, практически всеми воспринимались всерьез. Однако Англия на море и Россия на суше еще не сказали своего слова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *