В войнах 1806-1813 годов многое было впервые и немало чего в последний раз.
Впервые экономика не просто вмешалась в политические соображения, но стала причиной, определяющей зарождение, развитие и течение военного конфликта. Интересы Франции превыше всего, заявил Наполеон и вполне последовательно выполнял этот принцип. А, поскольку лучше всего он умел воевать, Европу сотрясла череда так и названных «Наполеоновских войн». Впервые враждующее государство предприняло массированные атаки на финансовую систему другого государства. Перед войною, Наполеон запретил голландским банкирам кредитовать Россию и Англию. А его агенты, массово забрасывали на территорию России фальшивые ассигнационные билеты. И, хотя и Фридрих второй пытался в свое время баловаться фальшивками, хотя и наполеоновская диверсия оказалась не вполне удачной, именно с тех пор военные действия стали предваряться политико-экономическим давлением. Уместно также вспомнить, так же впервые примененные политико-экономические санкции, направленные Наполеоном против Англии – т.н. «Континентальную блокаду». Хотя она также не достигла цели, но сама методология была признана как вполне «боевое» средство. Может и не впервые, но с небывалой яростью войну реальную сопровождала война информационная. Впервые в боях сошлись армии массовых мобилизаций. Впервые чрезвычайно обострилась проблема коммуникаций, причем не просто в связи с растянутостью театра боевых действий, но под специально спланированными и организованными ударами противника. При этом армии вторжения вполне грозила участь тотального пленения. Да и потери «Великой Армии» стали не просто, а катастрофически велики. Кстати, некоторые военные эксперты убеждены, что Наполеона не упустили, а вполне сознательно выпустили из России, в противовес английским намерениям взять континентальные дела под свой полный контроль.
Впервые была создана служба военных атташе, военной разведки и контрразведки в современных пониманиях этих слов. Артиллерия впервые стала снимать свой страшный урожай, не только разрушая укрепления, но и засыпая противника смертельным градом картечи и разрывных снарядов. Наполеон прославил свое имя как грамотный артиллерист, уже потом показавший себя и крайне незаурядным полководцем.
В последний раз генералы стали лично вести войска в бой. Нет, личная храбрость генералов востребована и ныне, причем, иногда в самом буквальном смысле участия в рукопашной. Но, что было обыденностью в боях наполеоновского времени, далее стало все более редким, а сейчас смотрится неким военным недоразумением, даже неумением обеспечить себе безопасность. Чтож, у каждого времени свои странности.
В последний раз нашли себе применение луки и стрелы. Парадоксально, но под Лейпцигом, засыпанные стрелами французы понесли серьезнейшие послебоевые потери, поскольку европейская военная медицина уже разучилась квалифицированно лечить специфические раны от стрел. Тем не менее, лук скоро окончательно будет вытеснен из разряда массового оружия оружием нарезным.
И, возможно последним, а скорее уникальным случаем стало то, что потерпевший сокрушительное поражение военный герой унаследовал себе большую часть военной славы того времени. Ни российская популярность Кутузова, ни английская Веллингтона ни немецкая Блюхера не достигла мировой популярности Наполеона. Возможно, это и будет единственным случаем в истории, когда победители не смогли переписать историю «под себя».
Гроза 12 года. К двухсотлетию Отечественной войны. Впервые и в последний раз.
Добавить комментарий