Открытие при исследовании нейтрино факта, что они движутся незначительно быстрее скорости света открывает новый физический кризис.
По большому счету, не произошло ничего необычного. Согласно принципу фальсификации К.Поппера, любая теория может считаться научной только при принципиальной возможности ее опровергнуть. Тем не менее, установленные научные факты не раз приводили к кризисам и последующему созданию и бурному развитию новых наук и научных направлений, новых отраслей промышленности и технических устройств, которыми «оперировали» только фантасты.
Превышение скорости света ставит под вопрос корректность космогонических теорий и современного описания четырехмерного вектора пространство-время. Так и хочется написать – срочно надо вводить еще два измерения – «еслину» и «деньгизну» )) Правда, возможно, найдется и более простое объяснение, вроде того, что гравитационное поле Земли искажает пространство, а нейтрино, из-за массы стремящейся к нулю – просто «срезают угол». Все же, вероятность того, что мы имеем недостаточно полные представления о свойствах частиц и их поведению в особых физических условиях намного выше. В условиях оперирования человечеством большими энергиями, проблема представляется опасной, интересной и дорогой.
Строго говоря, зарождение научного кризиса радует автора, еще не вполне утратившего навыки исследователя. Нет прекраснее мига, для ученого, когда он сталкивается с непознанным, пусть даже дальнейший путь будет усеян сомнениями и разочарованиями. И попытки разрешения научного кризиса всегда смотрятся благороднее решений по кризисам финансовым, вся суть которых – в вынуждении большинства бесплатно отработать за махинации меньшинства. И результаты разрешения научного кризиса оборачиваются новыми достижениями в приложениях к самым разным областям.
В приложении к физике, «сверхсвет» – новая область исследования условий и факторов, при котором он возможен. Ничуть не смущает тот факт, что сверхсветовая скорость пока присуща лишь нейтрино. Было дело, и сверхпроводимость поначалу «работала» лишь вплотную с абсолютным нулем. А сейчас не просто известны но и промышленно выпускаются «высокотемпературные» сверхпроводники.
В приложении к транспорту и связи, расстояние – лишь функция времени его преодоления. Соответственно, преодоление «светового барьера» — отныне лишь техническая проблема, разрешение которой открывает поистине головокружительные перспективы
В приложении к вычислительной технике – это еще более (хотя, казалось бы, куда уже более) повышение производительности.
Не хочется думать о приложении к военному делу. Хотя слишком часто, точнее всегда, самые передовые научные разработки велись и ведутся в интересах военных.
И, естественно, безграничное поле для путешественников. Их мечты о межгалактических перелетах теперь не упираются в барьер теоретической невозможности. И, кто знает, возможно расхожее замечание о том, что мир тесен, лет через 200 станут «примерять» на всю нашу Галактику.