Первый пример.
Воспоминание из времен моей службы в армии. Советская Киргизия, ранее утро, наш батальон едет на полигон мимо полей, где дунгане (китайцы-мусульмане) выращивают лук. Все поля усыпаны дунганами в классических согнутых позах…
Поздний вечер того же дня. Наш батальон возвращается с полигона мимо тех же полей. Все поля усыпаны дунганами в классических согнутых позах… Они как будто бы весь день вот так и провели, под палящим солнцем, в этих позах, без конца пропалывая свой лук.
Нет, это нельзя все-таки назвать трудолюбием. Это трудовыносливость какая-то.
Постой-ка весь день в согбенном положении! И не просто постой, а поработай, практически не вытаскивая рук из земли.
Второй пример. Из литературы.
Однажды я купил сборник средневековых китайских народных рассказов. Был у них такой жанр. Это были и реалистические рассказы, и фантастические, о разных людях и семьях, но почти во всех из них повторялся один и тот же лейтмотив. А именно: время от времени жена главы семьи отправлялась на рынок, чтобы прикупить там своему мужу наложницу.
Спокойно они, в общем, к таким вещам относились. Без лишних драм. Ну а все дети от наложницы считались, между прочим, родными детьми семьи.
Третий пример.
В современном Китае – 130 миллионов юных пионеров, в возрасте от 7-ми до 14 лет. Вокруг бушует капитализм, а китайские дети в красных галстуках по-прежнему провозглашают «Будь готов – всегда готов!» на родном китайском языке.
Четвертый пример.
Официальной правящей доктриной в Китае издавна являлось конфуцианство, которое провозглашает главенство во всем «благородного мужа», а фактически – правителя государства.
В то же время именно в Китае зародилось такое философское учение, как даосизм, которое, в отличие от конфуцианства, провозглашает главной движущей силой не государственное, или какое-либо другое управление, а естественный ход событий.
Обе этих доктрины уживаются и сейчас в одной и той же стране, в одних и тех же головах.
Пятый пример.
В китайском ресторане хоть раз бывали?.. Нет? Так побывайте обязательно, причем закажите что-нибудь традиционное, истинно китайское. Вы будете поражены тем, как в одном китайском блюде прекрасно сочетаются такие ингредиенты, которые даже по отдельности сочетаются плохо!
И как это они всем этому научились?
Трудиться не покладая рук, уживаться и с наложницами мужа, и с различными философскими учениями внутри одной своей страны, соединять воедино взаимоисключающие элементы и при этом жителями «Поднебесной» считать только самих себя.
Космогоническая теория у них такая. Весь мир – это куб. Китай располагается на верхней горизонтальной грани. Остальные страны – на других гранях. А небосвод располагается только над верхней гранью…
В общем, этот древний желтый дракон все летит себе и летит. Туда летит и сюда летит, осеняя весь мир своими крылами.
Знать бы, куда он прилетит в конце концов…
Полет желтого дракона
Добавить комментарий