Сначала – первый факт, исторический:
В 1960-х годах прошлого века в городе Петропавловске-Казахском проводились работы по расширению городской сети водопровода. И на одном из участков рабочие наткнулись на старый, еще дореволюционный водопровод.
Надо сказать, что это было в том самом районе города, где до революции в основном селилось купечество и прочие сливки общества, знавшие толк в удобствах жизни.
Так вот, «трубы» этого дореволюционного водопровода были сделаны из лиственницы. Лиственничные бревна были распилены и расточены продольно, затем соединены стык в стык и прекрасно служили поставленным целям до самой революции.
И дальше бы служили – потому что «трубы» эти более чем за 50 лет пребывания в земле приобрели просто поразительную прочность. И ни малейшего следа гниения!
Второй факт, индустриальный:
Испокон веков русские мастера-строители использовали лиственницу не только для изготовления потолочных перекрытий и разного рода балок, но и для закладки фундаментов. Этот поразительный факт объясняется очень просто – лиственница настолько прочна, что способна нести на себе очень значительный груз в течение значительного времени.
Правда, с точки зрения промышленной разработки, есть у лиственницы такие недостатки:
Во-первых, в силу свой повышенной плотности, она тонет в воде. И поэтому ее невозможно доставлять на места дальнейшей переработки методом сплава.
Во-вторых, повышенная смолистость, то самое свойство, которое делает лиственницу такой устойчивой к гниению, затрудняет ее обработку. Смолой забиваются режущие кромки инструментов.
Но тут уж ничего не поделаешь. Не было бы этих недостатков, не было бы и достоинств!
А приноровиться можно ко всему.
Третий факт, житейский: несколько лет назад один мой знакомый сломал ногу. Он был молод, горяч, все быстро зажило, и он уже стал ходить без костылей, но на ступне, на месте перелома, у него образовалась так называемая трофическая язва. Самое неприятное свойство таких язв заключается в том, что они очень долго заживают и трудно поддаются лечению.
Знакомый мучился довольно долго, пока, наконец, на приеме у другого, опытного пожилого врача, тот не посоветовал страдальцу воспользоваться для лечения язвы лиственничным маслом.
Нужно было взять это самое масло, смешать его в равных долях со свиным жиром, и полученную смесь накладывать на язву.
Этот человек так и сделал. И язва, не заживавшая в течение двух месяцев, затянулась за одну неделю!
..На зиму лиственница сбрасывает свои листочки-иголочки, зимних морозов не боится, к почве нетребовательна. А там, где почвы переувлажнены, лиственнице самая благодать. В таких местах и возникают обширные лиственничные леса.
Вот какое оно дерево – радует, помогать жить и строить, да еще и лечит!
Действительно, существенный недостаток. Но! Для того, чтобы понять, что это — НЕДОСТАТОК, ещё нужно знать, что основные запасы технически спелой древесины листвнницы у нас нходятся в транспотно неосвоенных районах. Т. е. ни железных, ни автомобильных дорог там нет. А вот реки — есть. Т. е. водный транспорт — ЕДИНСТВЕЫЙ, которым пока можно было бы доставить лиственницу из мест её заготовки к местам переработки. Если бы не её плотность. Которая делает нецелесообразной сам процесс заготовки. Зачем валить лиственницу? Чтобы бросить её на делянке, в виду невозможности транспортировки?
Кстати, ещё одно важное дополнение.
Лиственница — это порода, которая в России занимает первое место по своим запасам. Т. е. лиственничной древесины у нас больше, чем, например, сосновой. Или еловой. Только запасы эти… Не вовлечены в хозяйственный оборот (см. выше).
Ну, я думаю, что не все так фатально. Если нельзя транспортировать лиственницу сплавом, значит, можно перевозить по рекам баржами. Причем, специальными баржами, с повышенной грузоподъемностью, которые можно для этого спроектировать и изготовить. В любом случае, экономически это будет целесообразно.
Просто много у нас всего — еще пока!.. К счастью. Вот и берем сначала то, что лежит ближе.