Эту фразу произносит, как известно, Городничий в бессмертной комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». В ней над Городничим сильно посмеялись, и ему стало обидно. Вот он и дал понять всем остальным: сами, вы мол, дураки!
А не было бы у людей чувства юмора, то они и не смеялись бы.
Этого чувства нет только у низших животных, а у высших оно есть, и проявляется прежде всего в поведении, потому что улыбаться и смеяться животные не умеют.
И если у животных юмор ситуационный, поведенческий, то у людей он очень часто бывает социальным, в своеобразной форме выражая ощущения людей от жизни в тех или иных обстоятельствах.
К примеру, так называемый юмор абсурда зародился в Англии на рубеже XVIII-XIX века как ответ на прессинг разных общественных условностей и «приличий».
Самым ярким выразителем юмора абсурда уже в середине и второй половине XIX века стал английский художник и писатель Эдвард Лир, сочинивший множество так называемых лимериков, то есть шуточных одностиший определенного размера. Вот, например:
Один старикан из Перу,
Себя не найдя на пиру,
Покинул свой дом,
И с диким котом
Вопил целый день о Перу!
Глупость, в общем, несусветная. Но смешно!
Юмор абсурда и даже сатира абсурда чуть более чем через сто лет получила яркое развитие на советской эстраде.
Здесь его великолепным выразителем стал поэт-пародист Александр Иванов, который вел ТВ программу «Вокруг смеха», а также Михаил Жванецкий, который в этой программе очень часто выступал.
Тогда о многом прямо сказать было нельзя, и эти двое юмористов-сатириков говорили о том же самом иносказательно.
Удивительно, что слушатели понимали весь этот перевернутый юмор, а на советском телевидении на его основе даже снимались целые фильмы.
Был многосерийный фильм «Люди и манекены», где множество героев и ситуаций изобразил Аркадий Райкин, был фильм на основе миниатюр Михаила Жванецкого. В том фильме все сценки исполнили Роман Карцев и Виктор Ильченко. Ну а «Вокруг смеха» — это был тоже, в общем-то, целый юмористически-сатирический сериал. Очень высокого класса.
Не зря же в «Вокруг смеха» ни разу не выступил Евгений Петросян. Он очень просился. Не пустили. И правильно сделали. Евгений Ваганович — человек удивительно пошлый, склонный к самому примитивному юмору совсем, совсем ниже пояса.
Достаточно посмотреть хоть разок «Кривое зеркало», чтобы в этом убедиться.
Но на нашей современной сцене все-таки и сейчас есть очень неплохие юмористы. Например, всем известные два Владимира из Украины – Данилец и Моисеенко. Они, правда, тоже выступают в «Кривом зеркале», но при этом способны и на много более тонкий юмор, что и демонстрируют постоянно.
Ведь самый главный парадокс юмора заключается в том, что каковы мы сами – таков и наш юмор.
А вовсе не наоборот, как многие ошибочно полагают.