Про киносериал Джорджа Лукаса «Звездные войны» знают практически все, и видели его тоже практически все. А вот фильм «Отроки во Вселенной» известен только в нашей стране, хотя это не совсем справедливо.
Самый первый фильм «Звездных войн», который, как оказалось позже, является только четвертым фильмом из этой масштабной саги, вышел на экраны в 1977 году. И сразу же поразил всех не столько даже спецэффектами, сколько свежестью открытия совсем новой Вселенной будущего, в котором светлые силы – при помощи фантастической Силы – одерживают верх над тьмой.
Советские зрители тогда практически ничего об этом фильме не знали. До нас тогда долетали только какие-то отголоски, какие-то слухи, да еще подпольно распространяемые фотоснимки, «постеры», как сейчас бы сказали.
Но зато у советских подростков была своя собственная сага-дилогия, «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», и она так же поразила воображение советского зрителя, как «ЗВ» — воображение западного зрителя.
«Москва-Кассиопея» вышла на экраны в 1973 году, «Отроки во Вселенной» — в 1974 году, то есть за 4 и 3 года до выхода «ЗВ», но при этом режиссеру Ричарду Викторову удалось при тогдашних технических возможностях создать совершенно завораживающее зрелище с невероятно увлекательным сюжетом.
В его дилогии не было лазерных мечей, и других подобных «фишек», но роботы, космические корабли, инопланетные пейзажи были сделаны абсолютно реалистично. Они были прямо как настоящие! Казалось, вот еще чуть-чуть – и к ним даже можно прикоснуться, и с помощью нуль-транспортировки оказаться прямо на планете звездной системы Шедар, где и происходили основные события.
И потому всем подросткам, да и более молодым людям, заполнявшим залы кинотеатров во время показа этих фильмов, страстно хотелось оказаться в одной компании с юными космонавтами звездолета «Заря», чтобы тоже сразиться с безжалостными роботами, и непременно победить. Других вариантов, кроме победы, в этом сюжете просто быть не могло.
Кстати о сюжете. Сценаристы Исай Кузнецов и Авенир Зак изначально писали сценарий для одного фильма, но затем, когда объем написанного превысил привычный тогда лимит, было решено делать два фильма. В общем, все происходило естественно, и никто не мешал творческому энтузиазму творцов этого киношедевра.
Ричард Викторов, к сожалению, скончался в 1983 году, когда ему было всего лишь 64 года.
Джордж Лукас живет и здравствует и ныне.
Но лучше бы он не снимал вторую-первую трилогию своих «Звездных войн». Конечно, она сделала огромные сборы, и добавила ему и славы, и личного капитала, только вот по увлекательности сюжета и в подметки не годится первой трилогии.
А еще было очень грустно наблюдать за тем, как темная сторона силы постепенно овладевает Анакином Скайуокером, и он превращается в Дарта Вейдера.
Конечно, всем известно, что в последнем фильме саги остатки добра в нем все-таки победят, и светлые силы в целом восторжествуют, но из-за того, что вся сага «ЗВ» была снята «сзаду наперед», впечатления искажаются.
А вот ощущения от просмотра дилогии «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» и сейчас остаются все такими же светлыми и пронизанными легкой ностальгией по будущему, которое так замечательно было снято в прошлом.
Возможно, те сценаристы и режиссеры знали о нашем будущем больше, чем знаем мы теперь.
Замечательно.