В студенческие времена пришлось мне снимать квартиру. Она была хороша всем: недорогая, располагалась неподалеку от института, просторная и т.д. Было лишь три нюанса: первый этаж (но так как у студентов красть обычно нечего, это меня не особо волновало), затененность из-за соседних домов и деревьев (увы, постоянно задернутые шторы и перерасход электроэнергии), доставшиеся «в наследство» несколько горшков с цветами. Цветы беспокоили больше всего – владельцы квартиры настаивали, чтобы их любимые амариллисы были живы и здоровы, а я понятия не имела, как ухаживать за комнатными растениями, а тем более – за амариллисами. Но думалось, что если их регулярно поливать, то все будет в порядке.
Через год все цветоводы в доме ходили ко мне за луковицами амариллисов, так как каждый хотел обзавестись цветком уникального сорта – цветущим два раза в год, да еще и выбрасывающим от двух до четырех стрелок с каждой луковицы, а на стрелке, между прочим, бывало и до восьми цветков. Мои амариллисы во время цветения представляли удивительной красоты зрелище, которым любовался весь дом (помните – первый этаж!) – пышные, роскошные букеты.
Как оказалось, сами владельцы квартиры и не подозревали, что у них имеются какие-то уникальные цветы. Осторожные расспросы выявили, что они были убеждены – их амариллисы такие же, «как у всех». То есть, цветут раз в году, при этом выбрасывают одну стрелку с двумя небольшими, но довольно симпатичными цветками. Хороши тем, что зелень обильная, листья большие, красивые, гладкие. Очень декоративно смотрится.
Кстати, с зеленью у меня была проблема – листья полностью соответствовали описанию, кроме одного: количества. Их было в общем-то не особенно много.
Такая поразительная разница между тем, что мне рассказывали, и тем, что я видела собственными глазами, не могла не заинтересовать. Расспросив друзей и знакомых, я нашла настоящего знатока и любителя амариллисов. И он рассказал мне удивительные вещи.
Оказалось, что амариллисы родом из Африки. То есть, от природы привыкли к тому, что есть «период дождей» и «сухое время». Вот как у нас зима и лето. В «водяной» период растения бурно цветут, в «сухой» — находятся в состоянии покоя. То есть, не то что никаких цветков, но и никакой зелени! Только подсыхающая луковица.
Отечественные любители комнатных растений отнюдь не были специалистами по африканской экзотике. Они, заботясь о своем зеленом питомце, поливали его если не каждый день, то по крайней мере через день-два. А я чисто случайно, постоянно забывая об амариллисах (они ведь находились за всегда плотно задернутыми шторами), смогла обеспечить им оптимальный режим полива. У меня растения получали как период вегетации, так и столь необходимый им период покоя.
Еще одна счастливая случайность – о цветах я вспоминала в начале осени и в начале весны. Просто по той причине, что именно в это время проводилась глобальная уборка с мытьем окон. Раздвигались плотные шторы и… о ужас! На подоконнике стояли горшки, «украшенные» гирляндами засохших листьев. Помню, поливая «пустые» горшки в первый раз и надеясь на чудо, я одновременно сочиняла оправдания для владельцев квартиры. Отключали отопление зимой, и цветы замерзли, была какая-то цветочная эпидемия и многое другое. Но «пустые» горшки через несколько дней выбросили вполне здоровые стрелки с бутонами!
Специалист объяснил, что именно в начале осени и весны в естественных условиях у амариллисов начинается период вегетации (одновременно с дождями). То есть, именно в это время должно заканчиваться состояние покоя, и растения нуждаются в поливе.
После того, как через несколько лет я переехала, мне рассказывали, что амариллисы вновь зачахли, стали такими же, «как у всех» — много зелени, мало цветов, цветение раз в году. Мои бывшие соседи думали, что цветы скучают по мне, и даже интересовались «цветочными заговорами». Ничего подобного! Растения просто тосковали по периоду покоя. Я думаю, что в своих зеленых снах амариллисы видели еще одну нерадивую, забывчивую студентку, которая задернет шторы на пару месяцев и перестанет мучить их ежедневным поливом.