Опера, королевский жанр

Опера, королевский жанр
Классическая опера – и в самом деле королевский жанр, поскольку это очень сложное театральное действие, требующее больших затрат как в материальном, так и в творческом смысле.
В первую очередь, нужно написать интересное либретто, то есть литературную основу, по которой композитор должен написать оригинальную музыку. Затем нужно подобрать главных исполнителей и хористов, которые должны не только великолепно петь, но и владеть искусством актерской игры, и пригласить талантливого и опытного режиссера для руководства всем творческим процессом, и параллельно еще надо изготовить сложные декорации, и отладить работу с ними, и так далее, и тому подобное.
Вот поэтому на заре возникновения европейской оперы, примерно в XIV веке, долгое время этим видом искусства наслаждались одни лишь короли и высшая знать.
Но уже в конце следующего веке в европейских городах начали строиться стационарные театры, именно для постановки опер. В течение XVI века в одной только Венеции таких театров появилось уже 7.
В России классическая опера появилась в XVIII веке, в царствование Анны Иоанновны, когда в Москву по высочайшему приглашению приехала итальянская оперная труппа. Она привезла с собой уже готовый спектакль «Сила любви и ненависти», на музыку Франческо Арайя. Но, поскольку русские придворные и сама царица никаких иностранных языков не знали, то поэт Василий Тредиаковский написал для этой оперы первое русское либретто.
Ну а затем начала развиваться и чисто русская опера, с итальянскими корнями, для которой очень много сделал композиторы Глинка, Мусоргский, Рубинштейн, Римский-Корсаков, и, само собой, Петр Ильич Чайковский.
Как правило, и в Европе, и в России оперы ставятся в стационарных театрах в первую очередь потому, конечно, что там есть специальное оборудование. Но время от времени ставятся грандиозные оперные спектакли и под открытым небом.
Впервые за последние несколько десятилетий такой спектакль под открытым небом был 27 июля этого года поставлен в городе Ельце, причем не по какому-то готовому произведению, а по совершенно самостоятельному сюжету. В 1395 году под Ельцом остановился Тамерлан вместе со своим войском. Вообще-то азиатский завоеватель отправился с походом на Москву, но под Ельцом у него начались разные видения, в результате которых Тамерлан совершенно пал духом, и повернул свои войска назад…
Интересно, что музыку к этой опере написал однофамилец знаменитого композитора Александр Чайковский. Ну да, с такой фамилией оперы нужно сочинять обязательно! И балеты тоже. Либретто сочинили автор из Липецка Николай Карасик в соавторстве с автором из Москвы Радомирой Ползуновой. Сценографию помогли сделать немцы, а оперные партии исполняли актеры из московских, петербургских и местных театров. В массовке участвовали участники местных ролевых объединений и творческих коллективов. В общем, получился полный интернационал.
На этой постановке побывала одна моя знакомая и рассказывает теперь о ней только в самых восторженных выражениях.
Вот так бывший королевский жанр в XXI веке не только развивается, но и становится все более народным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *