Кстати, о сценаристах и мыле… Сценарист «МУРа» явно питает пристрастие к различным бразильским и мексиканским сериалам, в которых фигурируют пропавшие дети, внезапно воссоединяющиеся с семьями, любовь с первого взгляда и прочие благоглупости.
Например, судьба очаровательной Полины (Марина Александрова), жених которой, Артем, уходит на фронт. Полина немедленно влюбляется без памяти в Данилова, а тут – ну надо же, как вовремя! – приходит похоронка на Артема. Ну, пришла похоронка и пришла. На этом бы остановиться. Но нет, сценариста мучит больная фантазия, и через год Артем возвращается домой – без руки, но живой! Ошиблись с похоронкой, ага. Ну, в военное время это, конечно, случалось. Ладно.
И тут, конечно, очередной треугольник. Не успел Данилов избавиться от жены, как у Полины появляется Артем, которого бросить, собственно говоря, как-то даже неловко – безрукий инвалид… Но должно же быть счастье у Данилова! В конце фильма он должен жениться на Полине! И поэтому Артема немедленно отправляют работать в психиатрическую лечебницу санитаром. В ту самую лечебницу, где окопалась очередная банда, которую ловит отдел по борьбе с бандитизмом во главе с Даниловым. И, естественно, при задержании главаря банды, Артем погибает. Спрашивается – зачем его вообще возвращали с фронта? Неужто только для того, чтобы занять экранное время?
В истории следователя Беловой – ляп. Сначала речь идет о том, что ее семья – муж и ребенок – погибают из-за ее работы. Мол, были убиты бандитами, чтобы отомстить ей лично. В конце же оказывается, что ее муж тоже работал в милиции, и месть была направлена против него лично. Кстати, убийца – наркоман – сам, добровольно, рассказывает об этом убийстве, хотя никто у него о нем не спрашивает! И, между прочим, он даже не помнит фамилии следователя, той самой Беловой, которая его и допрашивает, зато прекрасно помнит, как звали убитого им милиционера в Питере несколько лет назад.
А уж отлов Главного Плохиша – Петра Прилуцкого – на протяжении всех шестнадцати серий… Нет, ну сначала – все логично и нормально. Но потом его убивают, а труп исчезает с места происшествия. И выясняется – ха-ха три раза! – что у Прилуцкого редкий медицинский случай, у него сердце расположено с правой стороны. И тот, кто стрелял в него, считал, что попал в сердце, а на самом деле всего лишь пробил легкое, что и дало возможность Прилуцкому исчезнуть.
Что самое интересное – дело происходит зимой, вокруг – изумительно белая снежная целина, Прилуцкий ползет по снегу (есть и такие кадры в фильме), оставляя за собой кровавый след… И – никто его не смог найти! Никто из тех, кто приехал на место происшествия, не удосужился пройти по следу, по которому прошла бы не только розыскная собака, но и пьяный слепец! Ну прямо чудеса в решете. А между прочим, Прилуцкого подобрала женщина – как по заказу молодая и красивая, да еще и имевшая бабку-знахарку, — и нашла она его именно по следу! Вот она – нашла, а НКВД и милиция – не смогли.
В общем, с Главным Плохишом дело явно затянуто и где-то с последней трети сериала принимает фантастический оттенок.
Отдельное «фи» — гримерам. Очаровательный фильм о милиции «Рожденная революцией». В нем показана вся жизнь одного человека – от юношеских лет до преклонного возраста. Играет один актер. И если в первых сериях это – молодой человек, увлекающийся борьбой, изумительной физической силы, этакий деревенский бесшабашный парень, то в последних – это обаятельный интеллигентный пенсионер с абсолютно настоящими морщинами на лице! И само лицо изменяется от юношеского к зрелому, а затем и к старческому! И – совершенно правдоподобно. Не то в «МУРе». Тут максимум гримировального мастерства – седина в волосах персонажей, и то какая-то неуверенная, будто крашеная.
Ляпы присутствуют в интерьерах – некоторые предметы относятся не просто к другим годам, но даже к другим эпохам (вроде ковриков из других десятилетий). Весьма бедные натурные съемки. Вот интересно, что на улицах городов в «Ликвидации» или «Место встречи изменить нельзя» не так уж много людей, но тем не менее, эти города производят впечатление вполне настоящих. В «МУРе» такое ощущение, что снимали не на улицах, а в студии с картонными декорациями. Один и тот же противотанковый еж показывается постоянно, плавно переходя из серии в серию. Включения документальных кадров дело не спасают, даже наоборот – усиливают ощущение неправдоподобности всего остального. К примеру, сцена на крыше – ожидание Полиной и ее пожарной командой зажигательных бомб – однозначно выглядит студийной, да еще и невысокого качества.
Опять же, очень жаль многих персонажей, безвременно выбывших из сериала. Понятно, что работа милиции, особенно в военные годы, дело опасное. Но замены оказались уж очень неравноценными. Вместо весьма харизматичных героев пришли некие серые статисты. Даже создается впечатление, что дело тут исключительно в том, что этим, харизматичным, просто предложили роли в других фильмах, и они покинули сериал. А создателям «МУРа» пришлось в срочном порядке набирать новый состав.
Кстати, об актерских работах. В фильме есть как весьма качественные, так и серые работы. Очень неоднородно. Например, в героиню Елизаветы Боярской я вообще не поверила. Все время просмотра фильма я видела на экране актрису, играющую роль чуть не по тетрадке, а не человека с неоднозначной судьбой. Сероваты и уголовники – за исключением очаровательного Мишки Кострова. Например, бандит Резаный (Александр Яцко) выражается, как выпускник вуза (кстати, играет актер весьма неплохо, но диалоги, увы, не им написаны). Собрание воров в законе совершенно бледное, да и сами законники – просто статисты. Если же сравнить их беседы с сочными диалогами «Ликвидации», то становится весьма грустно.
Но при всем при том… Если не обращать внимания на побочные линии сериала – вроде живописаний личной жизни Данилова или Инны – то сериал получился достаточно смотрибельным. По крайней мере, детективная линия на уровне. Многое основано на реальных событиях. Так что смотреть – можно. Очень даже можно. Но, конечно, при этом приходится закрывать глаза на массу недостатков, которыми постарались испортить хороший сюжет. Хорошо хоть не вышло загубить его окончательно.