Вы никогда не прислушивались к военным маршам? Они частенько звучат в фильмах. Вам никогда не приходилось сравнивать военные марши различных стран? Очень интересно послушать один за другим русские, немецкие, французские и другие марши. И, вслушиваясь в звонкие ноты, начинаешь понимать – почему то или иное государство выигрывает войны, а другое – проигрывает. Понимать некоторые особенности различных наций и национального самосознания, национальной государственности. Удивительно, но военные марши – оригинальный, но весьма достоверный источник информации.
Французские военные марши больше похожи на танцевальные мелодии. Если подобная музыка и способна позвать в бой, то разве что на семейном фронте. После просмотра мультфильма «Мадагаскар-2» в голове прочно засела ассоциация: лев Алекс на состязаниях, считающий, что ритуальный бой представляет собой танец. Похоже, что именно так выглядела сама суть поведения французской армии во время второй мировой войны: они «танцевали», изображая бой, а противник просто и без затей ударил кулаком. Кстати, весьма характерный момент: уже после начала военных действий, когда французская армия стояла против германской, до самого наступления войск вермахта во французской армии существовали отпуска на выходные дни – для всех военнослужащих.
Любопытны шотландские военные марши. Звуки волынок настолько устрашающи, что одни они способны разогнать слабонервного противника. Но увы, оторванные от родной природы, они уже, что называется, не звучат. Боеспособность шотландцев тесно связана с их родиной. Хотя жуткие песни волынок предрасполагают к определенной военной агрессивности.
Английские военные марши – это джентльмен, собирающийся в поход. Причем, не обязательно в военный. Это вполне может быть прогулка по бульвару, туристический поход и так далее. При этом джентльмен очень озабочен тем, как он будет выглядеть, гораздо больше, чем тем, как он будет идти, чтобы достигнуть цели. После прослушивания английских военных маршей перестаешь удивляться, что несчастный танковый корпус Роммеля гонял по всей Африке английскую армию, как паршивого щенка. Роммель был озабочен достижением цели, а английская армия – правильностью завязывания галстука.
Но не следует забывать о том, что английский джентльмен весьма упрям, и если он уже собрался в поход, он в него отправится. И приложит все силы, чтобы достигнуть конечной точки. Конечно, он потеряет много времени, начищая до блеска ботинки и поправляя галстук, но при этом ни на минуту не забудет, для чего все это делается.
Немецкие военные марши чрезвычайно бравурны и буквально вылизаны. Это не столько призыв к бою, сколько призыв к порядку. Немцы любят порядок. И, соответственно, любят военные марши. Их милитаризм – всего лишь гипертрофированное стремление к порядку. Ибо где еще достигается максимальный порядок, как не в армии? По звонку подъем, по звонку отбой… Ну а если уж армия есть, то ее приходится применять. Помните: «если в первом акте на стене висит ружье…». Точно тот же принцип. А все он, знаменитый немецкий орднунг.
Американские военные марши отличаются разнообразием. То это музыка, призывающая в бой, то почти колыбельная. Так же изменяется отношение американцев к войне: то война для них – зло, то – жизненная необходимость. Очень показательны в этом отношении военные действия во Вьетнаме: то Америка посылает туда солдат, то отказывается признать за вернувшимися солдатами ветеранские привилегии. Америка не любит проигрывать. Если же приходится признать поражение, то гораздо проще заявить, что войны на самом деле никто и не хотел, а всегда и все стремились только к миру – и бравурная музыка немедленно сменяется успокоительными или веселыми танцами.
Русские военные марши отличаются основательностью. Россия долго раскачивается, русский мужик традиционно долго запрягает, но уж если запряг, то будет ехать до победного конца. Например, до Берлина. Поэтому все военные марши России подходят не только для парадов, но и даже для боя – под них вполне можно вести боевые действия. Именно эта особенность русских военных маршей была использована во время знаменитого парада в 1941 году в осажденной Москве, когда солдаты прямо с парада отправлялись в окопы. Марши не расслабляли их, не предлагали танцевальные мотивы. Напротив, суровая, даже несколько угрюмая музыка призывала: «В бой! В бой!». Именно поэтому русские солдаты больше предпочитают нейтральные песни. Вроде «Эх, яблочко, куды ж ты котисси!». Но уж если дело дошло до военных маршей – ждите гостей в Берлине.