Автор выбрал достаточно необычный способ добраться до Байкала – на туристическом поезде. Еще более экзотично, долго и небезопасно добираться автотранспортом. Можно дорого и быстро – самолетом до Иркутска, дальше 65 км – уже мелочи. Просто преклоняешься перед предками, которые добрались до Байкала так сказать в пешем порядке. Или по другому – как же их сильно достали в средние века, что они преодолели путь и испытания, по сравнению с которым воспетые подвиги Ксенофонта – пешая туристическая прогулка.
Величие Байкала чувствуется даже на расстоянии. Вдруг, на фоне мельтешения деревьев в небе сверкнула бирюзово-синяя полоса. Еще мгновенье поезд вырывается из горной долины – Байкал предстает во всей красе. Негромкий возглас – «Байкал…» и купе затаило дыхание. Дорога делает несколько изгибов, позволяя взглянуть на пейзаж под разными углами. Над озером висит таинственная дымка дыхания, из которой встают невысокие, но полные достоинства горы. Еще чуть выше – космы облаков. Ломаная линия скал постепенно, с расширением озера, удаляется и пропадает далеко за горизонтом. Горные пики символизируют достижения людей, их силу, равную силам природы. Ущелья показывают, что люди не всегда ведут себя достойно своей великой силы. Хотелось бы, чтобы к Байкалу, как к священному месту, приближались бы только самые достойные, прошедшие определенные испытания на чистоту мыслей и дел. Благие и абсолютно нереальные пожелания…
Тем временем поезд оказался на станции Слюдянка, от которой вдоль горного хребта и тянется Кругобайкалка. Это тупиковая ветка до устья Ангары, точнее Иркутского водохранилища, покрывшего своими водами оставшийся участок до Иркутска. Дорога трудноописуемой красоты змеится вдоль отрогов горного кряжа, поминутно то проходя туннели, то скользя вдоль галерей и подпорных стенок, то минуя мосты. На скалах гнездится жизнь – растительность использует любую трещинку в древнем скальном массиве. На одной стороне все оттенки синего цвета – на другой зелень на фоне красно-коричнево-зелено-серых скал с яркими вспышками цветов на камнях.
Поезд специально плетется со скоростью 20-25 км/ч, вдоволь давая насытиться этим зрелищем. Если занять место у распахнутого окна или проводники любезно откроют дверь, то можно сделать несколько десятков снимков прямо с хода.
Для тех, кто не добрался на Байкал на «персональном» поезде, по Кругобайкалке мотается электричка, точнее маневровый тепловоз таскает вагоны от электропоезда. Кстати – сие чудо так полуофициально и зовется «Мотаня». Более крутой вариант – ретропоезд, с настояшим паровозом и ретровагонами же. Ну а самый дешевый и сердитый – добраться от Иркутска до той же Слюдянки автотранспортрм или другой электричкой и вперед – пешим маршем, на сколько так сказать хватит ног. По Кругобайкалке автодорога не проложена, пешком или поездом.
В пути было сделано несколько остановок. Любование природой, прогулки, обед и купание на природе же. Байкал – холодное озеро. Плескаться в нем – удовольствие для любителей моржевания. Тем приятнее было, что повезло с погодой и на мелководье вода прогрелась до вполне приемлемой температуры. Потому поплескался с большим удовольствием. Наконец, прибыли на тупиковую станцию – порт Байкал, где высадились, переправились паромом через устье Ангары, где нас ждали автобусы, умчавшие от Байкала в Иркутск.
Байкальские очерки. Байкал, как много в этом слове.
Добавить комментарий