Худеть или не худеть — вот в чем вопрос

Стандарты красотыЭто может показаться странным, но каждая женщина отвечает стандарту красоты. Другое дело, что стандарт может быть не того времени, в котором она живет…

Представления о красоте менялись на протяжении всей жизни человечества, а порой и весьма кардинально. Правда, надо сразу оговориться, что речь дальше пойдет об идеалах красоты женского тела, а не черт лица или всей женщины в целом.

Venus_of_WillendorfПервые представления о красоте женского тела были еще в древних культурах, даже более древних, чем первые цивилизации. Об этом говорят фигурки, найденные в археологических раскопках (обозначать, что скульптура древних людей имела немалое значение, кажется, не стоит; уродов ради развлечения никто не лепил). Дамочки изображены весьма крупными: с большой грудью, необъятным животом и не менее необъятной попой. У этого есть логическое объяснение: в те далекие времена еще имели реальное практическое значения всякие умные и тяжелые слова, например, «выживание». Большие запасы подкожного жира были своеобразным гарантом того, что даже в голод женщина все равно сможет выносить и родить здорового ребенка.

С появлением первых цивилизаций эстетические предпочтения тоже изменились. Изменилась сама жизнь, вопросы выживания отошли на второй план. И идеал красоты здорово похудел. В Древнегреческой (и Древнеримской) цивилизации, Китае и Египте в женщинах начала цениться стройность, правда, каждый стандарт имел свою специфику. В Древнем Египте кроме того, что девушки должны были быть стройными, в идеале они должны были быть еще и высокими.

greece, romeДревнегреческая культура основное внимание уделяла все-таки телу мужчины, и женщины в определенном отношении подстраивались под идеалы мужской красоты. Предполагалось, что женщины, как и мужчины, должны быть натренированными; как следствие метрическое выражение пропорций отходило на второй план. В Китае существовал особый фетиш: «в цене» были женщины маленькие, хрупкие и обязательно с маленькими ногами. Считалось, что ни один уважающий себя мужчина не возьмет в жены женщину с большим размером ноги, поэтому женщинам Китая с детства либо туго бинтовали ступни, либо одевали специальные башмаки. Нетрудно догадаться, как болели эти крошечные очаровательные женские ножки и деформировались кости и суставы. Собственно, можно говорить, что красота начала требовать жертв еще в древнем мире.

Расцвет древности сменили темные века средневековья. Философия тех времен отрицала понятие физической красоты человека. Прямо скажем, она много чего отрицала. Индивидуальность, свободомыслие, умение думать и анализировать (время недаром названо темным). Красота считалась греховной, и говорить о ней в контексте средневековья довольно сложно. В первую очередь ценилась целомудренность и смиренность, а значит, женщины должны были тщательно скрывать свое тело за длинными закрытыми платьями из тяжелых, плотных тканей. Не говоря уже о том, что культа тела в ту пору не существовало в принципе. Как устанавливать стандарты того, что не демонстрируется?

Возрождение внесло коррективы в такое положение дел. Вообще сам термин «возрождение», подразумевает обращение к чему-то более раннему. В области культуры и искусства возрождались античные традиции. В том числе это касается и «бренной оболочки». Однако возрожденные представления о женской красоте все-таки не копировали античные.

8599pВ эпоху Ренессанса ценились пышные формы — округлые бедра, полная грудь, то есть все то, что качественно отличает женщин от мужчин. Чуть позже, в XVIII–XIX веках, начинает появляться мода на фигуру «песочные часы», которая основана на соотношении объема груди и объема бедер к объему талии, а не на конкретных числовых показателях объемов. Отсюда, собственно, небезызвестные корсеты, которые утягивали талию до невероятности и при том сплющивали грудь так, что даже если ее нет — она выпирала из корсетов как слишком большая.

XX век в отношении изменений стандартов красоты наиболее динамичен. За одно столетие мода кардинально поменялась несколько раз.

Объективные мировые процессы, эмансипация и иже с ней, привели к тому, что в 1920-х годах была популярна мальчишеская фигура, слабо выраженная грудь, узкие бедра. платья становятся свободными, скрывающими формы.

moda_20_godov_20_veka_1В культ возводится хрупкость, бледность. Многие женщины туго бинтовали все излишне выступающие части тела. А уже 1950-е снова возвращается мода на округлые формы. Практически можно говорить, что основоположницей нового направления представлений о красоте стала Мэрилин Монро. Ее пропорции не имеют никакого отношения к худобе (92-60-86), и для многих стало некоторым откровением, что можно не изнурять себя голодовками и не заматывать тело в бинты, чтобы выглядеть привлекательно. Однако одновременно с Монро в Голливуде блистала и Одри Хепберн, известная в том числе и своим телосложением: при росте 175 см она весила 45 кг.

Audrey-Hepburn-10 merlin-monroМожно сказать, что в этом противостоянии победила Хепберн. Спустя несколько лет появилась кукла Барби, отражавшая некие идеальные представления об идеальном теле. При переносе параметров куклы на сферическую женщину в вакууме ростом 170 см получались воистину удивительные 99-45-84. Затем начались 1960-е и пьедестал моды озарила культовая модель Твигги (настоящее имя — Лесли Хорнби). Ее можно считать первой супермоделью в истории. Собственно, ее псевдоним образован от английского слова «twig» — «тростинка».

ТвиггиОна открыла моду на женщин-подростков. Ох, немало девушек 60-х искалечили себя в попытках похудеть до ее форм… потому что при росте почти 170 см весить 40 кг без угрозы для здоровья и жизни можно только в том случае, если есть соответствующая генетическая предрасположенность (каковая и была у Твигги — она много раз говорила, что никогда не худела специально).

Начиная с 1970-х представления о красоте женской фигуры снова ощутимо изменились. Последующие за ними 1980-е лишь укрепили новые тенденции. Женщины снова начали уходить от экстремальной худобы, началась эра супермоделей.

madonna fondaВ рамках этой модной идеологии на первый план вышла не худоба, а подтянутость; началась пропаганда фитнеса, женственности с ее округлостями… Яркими представительницами новых кумиров стали Джейн Фонда, открывшая для женщин по всему миру аэробику, и Мадонна — новая секс-бомба. В начале 1990-х стала известной Клаудия Шиффер, тоже не отличающаяся дистрофией.

mossНо в середине 1990-х набрало силу представление о «героиновом шике». Речь снова заходит о худобе как о модной тенденции, а одной из самых высокооплачиваемых моделей становится Кейт Мосс. Ее фигура вкупе с нездоровым образом жизни задали тон моде.

Начало XXI века ознаменовано очередными весьма резкими переменами стандартов. Теперь на первый план выходит уже не модель, а актриса и самая красивая женщина мира — Анджелина Джоли. Надо полагать для модниц, тщательно следящих за своей фигурой, такие перемены стали отдушиной, т.к. Джоли, будучи просто стройной, формы имеет вполне женственные и округлые.

angelina_jolieСегодня стандарт снова смещается в сторону особых пропорций тела, а не конкретных параметров. Что по отношению к милым дамам, конечно, весьма милосердно. Только представьте себе жизнь женщины, которая родилась, например, в 1950-х и тщательно следит за модой…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *