Сразу оговорюсь – я консерватор. Ретроград. Я уважаю петушков на палочке и терпеть не могу чупа-чупс. Мне нравится старорежимная корпусная мебель, а современные шкафы-купе вызывают подозрение. Я верю в кондовые телефоны Nokia старой модели, но сомневаюсь в длительной работоспособности новомодных навороченных девайсов. И так далее. И вот, как-то, услышав о новых технологиях, внедряемых автопромом, касающихся бортовых компьютеров, я задала вопрос: «А зачем это надо?». Что характерно, ответа не последовало.
Но если подумать, в самом деле – зачем? Зачем в автомобиле бортовой компьютер, который умеет абсолютно все? Он умеет подключаться к интернету, показывает видео, играет музыку, занимается навигацией, дает советы водителю, только что не смешивает коктейли, но скоро, очевидно, начнет делать и это. Но водителю на самом деле нужна только система навигации. Советы компьютера по поводу вождения – это еще один «водитель на заднем сиденье», что является отвлекающим фактором, снижающим безопасность вождения. Как и все остальное – фильмы, музыка, интернет и так далее. Конечно, для пассажиров в дальней дороге подобный сервис – дело хорошее. Но для водителя – помеха вождению. И может применяться разве что в случае, когда салон отделен от водительского места звуконепроницаемой перегородкой. Тем не менее, в автомобили продолжают заталкивать всякие компьютерные новшества и, соответственно, повышают цену на новые модели.
Объясните мне, зачем нужна масса функций обыкновенному мобильному телефону? Новые модели могут подключаться к Интернету, имеют систему навигации, встроенные фотоаппараты, видеокамеры и прочие девайсы. Но – зачем? По настоящему используется только одна функция – телефонная. Все остальное – игрушка на первое время, и быстро надоедает. Зато помогает поднять цену на новые модели, является доказательством применения новых технологий.
Интернет-фанатики, любители онлайн-игр, конечно, выразят протест. Заявят, что им без интернета в мобильнике ну никак не жить. На самом деле тот, кому интернет действительно нужен (например, для работы), не использует с этой целью мобильный телефон, а имеет при себе хотя бы нет-бук, а гораздо чаще ноут-бук. Ведь если с мобильного телефона еще можно просмотреть почту, то работать просто невыносимо.
Расплодилось множество кофеварок, каждая из которых готовит какой-то определенный вид кофе (например, специальная кофеварка для эспрессо). Что интересно, с этой функцией вполне справляется обычная, стандартная кофеварка. Правда, она и стоит гораздо дешевле последней модели, которая – в соответствии с рекламой – имеет множество дополнительных сервисных услуг. Из которых в результате на практике используется только одна – непосредственное приготовление кофе.
И так – практически во всем. Новые технологии появляются направо и налево, утверждая, что техника, которая уже имеется в нашем распоряжении, безнадежно устарела, не модна, да и вообще, не стоит того, чтобы ею пользоваться. А нужно заменить ее на во-он ту новую, рекламируемую, которая умеет и то, и другое, и пятое, и десятое. Правда, результат обычно один: поиграв в многофункциональность, счастливый обладатель новомодной игрушки начинает использовать ее исключительно по прямому назначению. Зато он может гордиться – его прибор умеет еще много всякого и разного. Бесполезного. Но умеет же!
Такое ощущение, что, оснащая технику разнообразными функциями, производители пытаются просто увеличить спрос на свои изделия. В самом деле, что будет с заводами, если покупатели откажутся от новых вещей, предпочитая довольствоваться старыми? Характерно, что сейчас «старой» вещью объявляется любая техника, прослужившая более полугода. Это говорит или о плохом качестве нынешней техники – к примеру, старые телевизоры работали без проблем десятилетиями!, — либо о банальном перепроизводстве.
Так не пора ли нам немного притормозить в покупательском ажиотаже? Не пора ли задуматься: а зачем нам все это нужно? Если для того, чтобы кто-то заработал лишний миллион, продавая ненужную, но модную за счет рекламы, функцию, то лично я предпочитаю, чтобы этот «кто-то» зарабатывал свой миллион без моего участия. Я уж как-нибудь со стареньким телефоном двухлетней давности. Представляете, он работает! И даже выглядит как новенький.