Немало людей, открывая статью об искусственном интеллекте, ожидают увидеть более или менее ужасающие прогнозы о том, как и когда машины захватят человечество. Эта тема — неисчерпаемая кладезь постапокалиптических сюжетов для кинематографа и фантастической литературы. Понятно, что представить то, чего не существует в сегодняшней действительности, можно миллионами разных способов, при этом и разу не повторившись. Однако, как ни странно, аура загадочности, фантастичности или даже мистичности, приросла к понятию «искусственный интеллект» прежде всего потому, что это словосочетание — не самый удачный перевод.
К сожалению для переводчиков и к счастью для несчастного, обреченного на гибель (в далеком будущем, разумеется) человечества, нельзя поставить знак равенства между английским словом intelligence и русским интеллект. Скорее оно обозначает умственные способности, умение разумно рассуждать. Таким образом изначально под тем, что позже окрестили «искусственным интеллектом», понималась возможность машины воссоздавать искусственным путем разумные рассуждения, обучаться и решать задачи, имитировать творческую деятельность. Прерогатива представлять и описывать некую конструкцию, имеющую абсолютно человеческие мотивы поведения — власть над всем миром, обогащение, немножечко «расизма» — осталась у фантастов. Интересно то, что пессимистично настроенные фантасты встречаются не только в России, что можно было бы списать исключительно на перевод.
В ученой среде довольно распространена точка зрения, что интеллект — исключительно биологический феномен. Это косвенно подтверждает тот факт, что попытки создать нечто антропоморфное никогда не приводили к хоть сколько-нибудь успешным результатам. Впрочем, философы тоже не имеют единого представления о природе человеческого интеллекта. Тем труднее сымитировать то, не знаю что.
Тем не менее существует условная вариативность конечного результата: сильный и слабый ИИ. Отличие их в основном в том, что слабый ИИ будет предназначен для решения тех или иных задач, однако избавлен от немалой части человеческих возможностей и ограничен извне, а сильный, наоборот, получит полную автономность, и, соответственно, функционал, включающий в себя возможность осознавать себя и чувствовать (и сочувствовать). Конечно, останется большой философский вопрос, можно ли будет сказать о слабом ИИ, что он именно «думает», а не «вычисляет»? Решение задач по алгоритмам, пусть и очень сложным и разветвленным, все же остается решением задач, в то время как для человеческого интеллекта немалое значение имеет воля.
Сильный ИИ невозможно создать, подходя к проблеме с чисто математической точки зрения. Если предположить, что на сегодняшний день человек — единственное существо, обладающее мышлением, то для воспроизведения мышления в ком-то или чем-то необходимо отталкиваться от человеческой модели. Таким образом логики и математики создали искусственные нейронные сети на основе знаний о биологических нейронных сетях. Перспективность технологии обеспечена тем, что такие сети по сути не программируются, а именно обучаются. Хотя процесс обучения их не быстр и весьма энергозатратен. На сегодняшний день существуют сети, способные описывать содержание видеороликов, распознавать речь и даже предсказывать поломки, однако до автономности им еще очень далеко.
Ученое сообщество тем не менее полно оптимизма, и не безосновательно. Человечество напряженно ждало, когда появится машина, способная пройти тест Тьюринга — и дождалось. Чаще всего под тестом Тьюринга понимается параллельное письменное общение человека с другим человеком и машиной, на основании которого нужно решить, кто есть кто. Задача машины — запутать, заставить участников эксперимента поверить, что они ведут беседу с человеком. Так в науке ИИ возникло целое направление разработок чат-ботов, которые имитируют чью-то реальную или вымышленную личность, и сделаны только для того, чтобы попытаться пройти этот тест. Тест считается пройденным, если в то, что бот — это реальный человек, поверило не менее 30 % участников эксперимента. Программисты из Петербурга в 2014 году смогли убедить более 30 % судей в том, что в Одессе живет реальный 13-летний мальчик Женя Густман.
Здесь надо отметить, что знаменитая статья Алана Тьюринга и, соответственно, тест, не теряли своей актуальности больше 60 лет. И есть подозрение, что со временем условия прохождения ужесточат…
Тема ИИ столь многосторонняя, что лаконично рассказать об этом невозможно. Если классифицировать ИИ как науку, пусть и относительно новую, то возможно выделить довольно много подтем, среди которых история развития науки, философские проблемы, связанные с ИИ, подходы к пониманию проблемы создания ИИ, методы разработки (в основном искусственные нейросети), и многие другие.
Но обо всем по порядку.