14.1 О боли.
Рассуждения о смерти или страхе смерти конечно кажутся чрезмерно схоластическими и довольно противоречивыми. Но, еще более обострятся противоречия, когда мы начнем рассуждать о боли. В этом мире полно боли. И если человек, сумел отгородиться и от собственной боли, и от вида чужой, это не значит, что в мире ее стало меньше. И суть и смысл боли прост и незатейлив. Это сигнал неприемлемости ситуации. Избавляя себя от боли мы даем себе возможность вести себя неприемлемо. Добавим к этому, что избавление от боли может вообще отменить сам предмет боли. Мрачный юмор в духе хирурга: «болит рука – так давай ее отрежем!» Отгораживаясь от своей боли мы можем упустить, и, скорее всего и упустим момент, когда Боржоми пить будет пить несколько поздновато. Избавление от непереносимой боли, помимо прочего, ослабляет генофонд. Обреченные смерти выживают и дают еще более слабое потомство. Но, попробуй объяснить родителям, что они должны пожертвовать ребенком ради живучести вида. В лучшем случае, автор не исключение, повертят у виска. Тем не менее, жизнестойкость поколений, наших дедов и родителей и наших детей и внуков – настолько разная, что становится крайне тревожно. И, пока даже не видно никакого выхода. Мы все более и более становимся таблеткозависимыми. Ирония про легальный или нелегальный оборот наркотиков становится все более и более горькой. И то, что препараты, без которых мы не можем существовать это легальный оборот, утешает крайне слабо. Пока у меня в голове только крайне половинчатое и достаточно уязвимое, но вполне жизнеспособное предложение. С установления сознательного возраста и минимальной самостоятельности, тот, кто хочет дать потомство – помимо всего прочего должен сделать выбор между детьми и таблетками. Т.е. ты пьешь таблетки и отказываешься производить потомство или рискуешь собою (только собою!), отказываясь от таблеток. По крайней мере, такая евгеника морально оправдана. Не заставляя улучшаться других, ты сам и только себя приносишь в возможную жертву жизнестойкости вида. Не стоит меня критиковать, я сам понимаю – что и тут все крайне непросто. Предложите что-либо лучше естественного отбора.
Так что «Эпикур (см. Монтеня) говорит, что богатство не облегчает наших забот, но подменяет одни заботы другими». Вспомнился наш фантаст Ефремов, в одном из романов жестко критиковавшем идею «сыворотки боли». Суть критики была в том, что применение сыворотки боли для ее изучения неотделимо от ее причинения, что безнравственно «вообще». Боли вполне достаточно для ее изучения так сказать в «естественном» виде – нет необходимости изобретать дополнительный способ. Наконец мир несовершенен и «сыворотка боли» могла бы попасть в недостойные руки. Как видно – обезболивающая сыворотка несет ничуть не меньше проблем. Так, «победив» боль мы заменили ее целым букетом проблем, от сверхболи, которую «не берет» никакой анальгетик, до наркомании, которая уничтожает суть личности не трогая, до времени, ее форму. И уж точно, бесчувственный к боли никогда не сможет понять боль чужую. Вот сразу сколько вылезает демонов из бутылочки с благим в общем-то лекарством.
Размышления над томиком «Опытов» Монтеня. Глава 14.1
Добавить комментарий