С первого, да и второго взгляда, рассуждения о пенсии и инвестициях для студентов кажутся совершенно неприменимыми:
Ну какая пенсия может быть для человека, даже не начинающего трудовую деятельность? Тем более, стараниями правительства пенсионный возраст планируется сдвинуть за границу средней продолжительности жизни, а уровень пенсии не дотягивает не то что до достойного уровня, а лишь балансирует на уровне выживания.
Вторая причина финансовая. О бедном студенте замолвите слово… Откуда у него взяться возможностям по формированию пенсии или средствам на инвестиции?
Все же автор делает прямо противоположные выводы и попытается их обосновать.
Хорошо, у нас такое плохое правительство общество, не хочет оно засыпать благами. Оно неэффективно управляет пенсиями и не создает условия для инвестиций. Серьезность таким обвинениям могут придать только успехи собственных усилий. Плохо управляет пенсионным фондом – создай такой фонд персонально, управляй им лучше и уже с высоты собственного успеха бросайся обвинениями. Как говориться, языком трепать легче, чем ворочать мешки. То же самое с инвестициями. На инновационном Конвенте, автору представили 23 летнего студента-миллионера. Следует, конечно, отметить, что студент американский и даже для Америки его успех – из ряда выдающихся. Тем не менее, это весомое доказательство, что успех вполне достижим уже в студенческом возрасте.
Идем дальше. В нашем мире финансы играют чрезмерно большую роль. Это неправильно и несправедливо, но это факт. И чем раньше человек приспособится к необходимости финансового планирования, экономий, спекулирования и инвестиционной деятельности, тем лучше. Преодолеть «финансовое» давление, конечно возможно. Но, тогда надо быть готовым, что мало кто оценит этот подвиг. У финансов есть, кстати странное свойство, так замечательно сформулированное Стругацкими. Действительно, по достижении определенного уровня финансов, в них нужда отпадает полностью. Этот рубеж в книгах- руководствах по личному успеху называется «достижением финансовой независимости». Опять же часто достижение возможности не работая жить на сформированный капитал путается с «обязанностью» бездельничать. Нет, главный смысл в том, что самореализации человека при этом не мешает страх лишиться средств к существованию при уходе с разонравившейся работы.
Но до этого финансового рубежа еще надо расти и расти, а среднему студенту чаще предстоит решать более прозаичные задачи экономии и первичного, чисто спекулятивного способа приумножить еще не первичный капитал – а его зародыш или росток – кому как больше нравится. А, поскольку объем сэкономленных студенческих средств невелик, пожалуй единственным доступным сектором рынка инвестиций являются коллективные инвестиции. Рынок паевых фондов в России вполне развит, а механизмы его работы, связанные с ним трудности, доходы и опасности – заслуживают отдельного разговора.