Архив рубрики: Факты

«Приключения принца Флоризеля»: Стивенсон против Даля

В 1878 году Роберт Льюис Стивенсон, автор знаменитого романа «Остров сокровищ», написал две повести, ставшие известными почти так же, как и каноническое повествование о кладоискателях: «Клуб самоубийц» и «Алмаз раджи». Тот же легкий стиль, что и в «Острове сокровищ», увлекательные приключения, борьба с преступниками, утверждение рыцарских канонов чести и так далее. Читаются повести на одном дыхании, а сюжет – завораживает. Убийц и грабителей, аристократов и плебеев, очаровательных авантюристок и мужественных военных, детективный сюжет, историю влюбленных – все это и многое другое можно найти на страницах повестей.
«Приключения принца Флоризеля»: Стивенсон против Даля
В 1979 году режиссером Евгением Татарским по этим повестям Стивенсона был снят фильм «Приключения принца Флоризеля». В 90-х годах фильму дали первоначальное название: «Клуб самоубийц». В «Приключениях принца Флоризеля» целое созвездие прекрасных актеров: Олег Даль (принц Флоризель), Донатас Банионис (Председатель), Игорь Дмитриев (полковник Джеральдин), Владимир Басов (инспектор Трентон), Михаил Пуговкин (садовник Рэйберн), Любовь Полищук (Жаннет), Елена Соловей (леди Венделер), Елена Цыплакова (Джоан).

Принц Флоризель – одна из лучших ролей Олега Даля. Неподражаемый Даль сыграл утонченного, скучающего аристократа, который, забывая о своих обязанностях (все же принц!), упорно стремится к опасным приключениям, впрочем, строго соблюдая кодекс чести титулованной особы.

Но если сравнивать принца Флоризеля Стивенсона и персонаж Даля, оказывается, что это две совершенно разные личности! Начать с того, что Флоризель Стивенсона – принц Богемии, а в фильме политкорректность сделала его принцем Баккардии. У Стивенсона принц – дородный мужчина средних лет, Олег Даль же дородностью никогда не отличался, и его Флоризель – молодой человек субтильного телосложения (кстати, полковник Джеральдин в повести – молодой человек, а в фильме мы видим седовласого военного). В финале повести революция в Богемии делает принца лондонским табачником, в финале фильма о революции ни слова, и блистательный принц отправляется на поиски новых аристократических приключений. Оно и правильно, представить Олега Даля табачником затруднительно. Множество различий в характере персонажей, деталях событий и так далее (например, если в повести приключения начинаются с молодого человека, раздающего бесплатные пирожные, то в фильме – с художника, который пытается утопиться в Сене, кстати, у Стивенсона никаких художников и близко нет).

Но что удивительно: при всех этих различиях фильму удалось сохранить настроение, сам дух повестей Стивенсона, изящество и легкость приключений. И даже трагические события (например, убийство Джеральдина-младшего) выглядят почти что не страшными. И в худощавого молодого принца Олега Даля верится так же просто, как и в солидного, умудренного годами принца Стивенсона. Можно даже поверить в такого ковбоя, как Фрэнк Скримджер (Валерий Матвеев), который прогуливается по Лондону в кожаных штанах для верховой езды и сапогах со шпорами.

Тем, кто любит качественные, талантливые актерские работы, рекомендуется посмотреть «Приключения принца Флоризеля» — блестяще сыграны не только главные роли, второстепенные персонажи так же великолепны. Удовольствие доставляет каждый персонаж, появляющийся на экране даже на несколько секунд – актерам удается даже за это время передать не просто сиюсекундную ситуацию, подать «незначащую реплику», но выразить в полной мере весь характер персонажа, его прошлое, настоящее и будущее.

Характерна сцена в клубе самоубийц – игра в карты. Интересное решение: показываются отнюдь не лица игроков, а только их руки, берущие карты. И вот искусство, доступное очень немногим современным киноактерам: руки выражают весь характер персонажа, можно безошибочно определить, где руки художника, а где торговца, где принц, а где его шталмейстер. Руки играют не хуже, чем лица!

Ну а если вы хотите получить двойное удовольствие: читайте Стивенсона и смотрите фильм. Вы не соскучитесь ни над книгой, ни перед экраном. Это – вечная классика литературы и киноискусства, актуальная в любое время суток, года, столетия.

Флоренс Найтингейл. Подвиг преодоления дикости

Флоренс Найтингейл. Подвиг преодоления дикости
Имя этой потрясающей женщины когда-либо, где-либо слышал практически каждый из нас. И многие могут даже вспомнить, что Флоренс Найтингейл была медсестрой, которая совершила какие-то подвиги еще в позапрошлом веке.
Абсолютно верно.
Флоренс Найтингейл и в самом деле была медсестрой, и она в самом деле совершила еще в XIX веке великий подвиг, который выразился в том, что она, вместе со своими сподвижницами, спасла даже не тысячи, а десятки, сотни тысяч жизней, и продолжает их спасать до сих пор, хотя ушла в лучший мир еще в 1910 году.
В этом утверждении нет никакого преувеличения, особенно если вдуматься в суть того, что же именно совершила Флоренс Найтингейл.
А совершила она «всего лишь» то, что ввела во всех военных госпиталях и лазаретах элементарные правила санитарии!
Да, всего лишь это! Но в середине XIX века, когда никаких антибиотиков не было, да, собственно, никаких более-менее эффективных лекарственных средств не было тоже, одно только соблюдение элементарнейших правил гигиены позволило во время Крымской войны 1854-55 годов снизить смертность среди раненых английских солдат с 48% до 2%!
Во время этой войны Флоренс было уже 34 года, и она прибыла прямо в самое пекло во главе целого отряда таких же самоотверженных женщин, как и она сама. И вот все эти женщины стали ПЕРВЫМИ В МИРЕ сестрами милосердия!
Еще раз вдумаемся в этот потрясающий факт: несмотря на то, что испокон веков люди вели множество войн, никто и никогда, до самого появления миссии Флоренс Найтингейл, не создавал в армиях постоянного института младшего медицинского персонала, который бы хоть как-то облегчал страдания раненых.
Ну, подразделения проституток в войсках были, для поддержания боевого духа солдат. Но если кто-то из воинов получал более или менее серьезную рану, его сразу списывали «в расход». Серьезно ранен – значит, погиб!.. А если даже и не серьезно, но в рану попала грязь, и ее вовремя не смыли обыкновенной чистой водой, эффект был тот же самым.
И что же стали делать женщины во главе с Флоренс Найтингейл, многие из которых, как и она сама, были выходцами из очень знатных родов?..
Они начали промывать раны, и просто мыть раненых, включая подмывания, они стали менять им нательное и постельное белье, и добились того, чтобы в лечебных палатах постоянно поддерживалась чистота.
О результате всей этой самоотверженной работы, в которой не было места брезгливости, уже сказано выше.
И этот результат настолько впечатлил армейское командование, что уже в 1856 году Флоренс Найтингейл было поручено реорганизовать всю армейскую медицинскую службу Великобритании.
Что она и сделала. И этот опыт принялись перенимать армии всех других стран.
Но это вовсе не означает, что военное командование вдруг прозрело и прониклось духом гуманизма. Нет, оно прониклось духом расчета!.. Оно поняло, что, если ухаживать за ранеными, то они не просто выздоравливают, но затем возвращаются в строй! И, значит, слегка поврежденный личный состав можно использовать снова. С какой стороны ни посмотри – выгода получается громадная!..
Однако, что бы там ни думали генералы и военные министры, величие подвига Флоренс Найтингейл становится с течением времени только значимее.
И еще один момент.
В 1860-м году Флоренс Найтингейл организовала первую в мире школу медицинских сестер при больнице Святого Фомы в Лондоне. То есть это было всего лишь 150 лет назад. В историческом плане – буквально «вчера»!..
В общем, из первобытной дикости мы начали выходить только совсем недавно. И к настоящей человеческой культуре нам еще шагать и шагать…

О комфорте современных жилищ

О комфорте современных жилищ
Все познается в сравнении. Городские жители, живущие в благоустроенных многоквартирных домах, принимают как само собой разумеющееся, что из водопровода течет и зимой и летом (по возможности…) не только холодная, но и горячая вода, а в холодное время года батареи становятся горячими (ну, тоже по возможности) и остаются таковыми круголосуточно в течение долгих месяцев.
Ну да, у нас же на дворе 21 век как-никак! Цивилизация бушует во всю мощь. И у нас все-таки, несмотря на своеобразие нашей страны, не Африка какая-нибудь! У нас не хижины, а дома. Машины для жилья, можно сказать!
Вспомним, однако, какие усовершенствования произошли в этих «машинах» за истекшие десятилетия.

Избавление от «удобств» на дворе.
Появление в многоквартирных домах современной канализации привело к тому, что взрослые люди совершенно забыли о такой своеобразной вещице, как ночная ваза. Взрослые люди, подчеркиваю. Ибо зимой выбегать по малой нужде на улицу в одном ночном белье не очень-то полезно для здоровья. С малыми детьми ситуация другая, конечно.

Избавление от «титанов» и газовых колонок.
Титан – это был такой мощный агрегат для подогрева воды, на дровах и угле. Потом ему на смену пришли газовые колонки. Ну, собственно, разного рода котлы и колонки для подогрева воды остаются необходимыми еще в очень многих домах, но в полностью благоустроенных квартирах их быть в принципе не должно.

Избавление от печного отопления.
О, это были хитроумные системы печей и вытяжных труб! Ведь раньше в многоэтажных домах отдельная печь или несколько печей были в каждой квартире! Печи топились по-отдельности, а вот дым выводился в единую систему, свидетельством наличия которой было множество дымовых труб на крышах домов. Соответственно, очень актуальной при этом становилась профессия трубочиста. Помните, всех этих франтоватых мужчин в черной одежде и цилиндрах из старых фильмов?.. Вот это они и есть. Причем во многих городах и странах они есть до сих пор, и очень востребованы.
Ну и, само собой, в каждой квартире с печным отоплением должен быть ящик для угля и дров, которые надо вносить в квартиры по лестнице. Та еще работенка!

Избавление от приноса и уноса воды.
С водой — это совсем отдельная песня! Во-первых, она тяжелая. Во-вторых, она мокрая. В-третьих, ее всегда нужно много. К тому же воду приходится не только вносить, но и выносить. В дома и квартиры вносим чистую воду, выносим – грязную.
Хотя, в принципе, в «просвещенной» Европе в средние века воду просто выплескивали из окон, и она стекала по открытым канализационным каналам, если они были…
Так что комфорт современных жилищ избавляет нас от множества трудоемких операций по жизнеобеспечению.
И на этом фоне все-таки очень приятно где-нибудь на даче или в загородном доме растопить печурку, а рядом с домом — мангальчик, для шашлычков!..
Чтобы посидеть потом с полным удовольствием рядом с прогретой печью, с шашлыком в руках и чувством глубокого морального удовлетворения в душе!

Страна ГДР

Страна ГДР
Буквально сегодня разбирал я коробки со старыми книгами и газетами на антресолях, и вдруг наткнулся на стопку пожелтевших газет «Известия» за июль 1990 года. В глаза бросился заголовок одной из статей: «Заявление председателя правительства ГДР»…
Да! И в самом деле, ведь была такая страна – Германская Демократическая Республика. Собственно, как таковая она никуда и не делась, она просто стала частью нынешней единой Германии, но с 7 октября 1949 года по 3 октября 1990 года (по центральноевропейскому времени) эта страна существовала как совершенно самостоятельное государство.
И, во-первых, я сразу же вспоминаю замечательную спортивную программу для всей семьи, которая из ГДР транслировалась на СССР. Это была программа с девизом «Делай как я, делай как мы, делай лучше нас!»
Вел ее слегка упитанный и очень веселый не то тренер, не то клоун, но ведущий он был замечательный. В этой программе соревновались семьи в каких-то простых спортивных конкурсах, но все было так здорово срежиссировано, снято и показано, что и в самом деле всем зрителям тоже хотелось включиться в эти соревнования.
Во-вторых, в ГДР (как и во всех странах Варшавского договора) был размещен значительный контингент советских войск, который только формально назывался «ограниченым». И попасть на службу в ГДР было очень даже почетно для каждого призывника в Советском Союзе. Условия для службы там были очень даже неплохими, и ведь страна-то маленькая была! Во время увольнений можно было сходить в кино, где показывались такие фильмы, какие никогда не показывались в СССР. В том числе и эротические. Да-да!
В-третьих, в ГДР была киностудия «Дефа», где было снято много фильмов на индейскую тематику. Во многих из этих фильмов роль вождя индейцев Чингачгука исполнил югославский актер Гойко Митич. Натурные съемки этих фильмов производились в Монголии. Там есть такие степи, которые ничуть не хуже американских прерий. И эти «гэдээровские» вестерны были так здорово сделаны, что среди кинематографистов даже возник термин «дефа-вестерн».
В-четвертых, в ГДР выпускались такие специальные переводные картинки для взрослых. Не подумайте плохого, это были просто портреты разных артистов. В том числе была и переводная картинка с портретом совсем молодой Аллы Пугачевой. Сам видел и держал в руках! Эти переводные картинки в большом количестве привозили домой демобилизованные солдаты. А советские водители грузовиков и автобусов обожали обклеивать этими картинками свои кабины.
В пятых, именно ГДР выбрал для жизни всемирно известный драматург Бертольд Брехт, который по этому поводу сказал однажды такую историческую фразу: «У меня такие убеждения не потому, что я здесь, а я здесь потому, что у меня такие убеждения».
В-шестых, с 1973 года до самой своей загадочной смерти в 1986 году в ГДР жил знаменитый в Латинской Америке и в странах Восточной Европы киноактер и певец Дин Рид. Он, кстати, тоже снимался в фильмах производства студии «Дефа».
В-седьмых, в ГДР по сравнению с жизнью наших обычных граждан был очень высокий уровень жизни. Но жителям этой страны с течением времени захотелось и еще более его повысить.
Вот они и воссоединились с западными немцами в одну страну.
Ну и стало им хорошо, конечно…

Одежда и культура

Даже во времена пещер и мамонтов одежда была не просто хранилищем тепла, спасителем от мелких ран и царапин, но мерилом культурного уровня. Мода на набедренные повязки из шкуры саблезубых тигров – это не только любовь к теплу или мерило охотничьего мастерства, но и тяга к эстетике.
Одежда и культура
Чем дальше уходила цивилизация в своем развитии, тем сложнее становились одежды. К ним добавлялись различные аксессуары, косметика – для создания единого, гармоничного ансамбля. Усложнялась культура – усложнялась и одежда. Вспомним хотя бы, как во времена Петра I вливание образцов западной культуры в российские реалии привело к такому изменению одежды, что не всякая модница могла одеваться самостоятельно, требовалась помощь нескольких человек.

Как ни странно, к упрощению одежды привело в первую очередь развитие военной техники. Сначала пришлось изменить военную форму – воевать в камзолах с торчащими фалдами, париках с косичками и буклями, в киверах с султанами и т.д. стало невозможно при развитии стрелкового оружия. Представьте на секунду гусара в его шикарном ментике, в обтягивающих лосинах перед автоматчиком. Или даже перед солдатом с винтовкой Мосина (создана в 1887 году) – стрельба из такой винтовки гораздо более прицельная, чем, скажем, из кремневых ружей, бывших в ходу в войне 1812 года. Ну а глобальность первой мировой войны затронула уже не только военную, но и гражданскую одежду. Реалии военных лет требовали упрощения одежды, отказа от вычурных, сложных форм, сдержанности в цветах.

После первой мировой войны мода стала практичной – никаких излишеств, стесняющих движения. И тем не менее, требовалось изящество, изысканность, по-прежнему – гармоничность сочетания отдельных частей туалета, аксессуаров и косметики. Это касалось как женской, так и мужской одежды.

Но даже во времена самых сложных форм одежды далеко не все могли позволить себе «куафу на китовом усе». Изысканность, сложность и гармония всегда были принадлежностью высших классов общества, а также – образованных людей. У интеллигенции во все времена была своя мода – гораздо более практичная, чем мода аристократии, но сохраняющая основные требования – изысканность, изящество и гармония. Фактически мода интеллигенции была отражением культуры. В самом деле, тяжело рассуждать о пьесах Шекспира в армяке или восхищаться Гомером в сарафане.

Любопытно, что при упрощении культуры одежда так же упрощается, причем, в этом случае она не просто становится практичной (иногда даже наоборот), но теряет главное – гармоничность сочетания, изящество.

Характерно, что как только появились издания Толстого «в комиксах» (к примеру, сокращенное издание «Войны и мира» — на 90 страницах!), на улицах появилось множество безвкусно одетых людей. Причем, каждая деталь туалета сама по себе не вызывает нареканий, но вместе они, что называется, не смотрятся. Например, джинсы и туфли на шпильках. Мужчины утратили культуру выбора галстука (если кто-то не знает, то галстук должен соответствовать по цвету носкам, а вовсе не тону рубашки), а уж завязывать его умеют единицы. Женщины могут носить кроссовки с платьем и так далее.

И в то же время нельзя сказать, что это – проблема моды. Мода по-прежнему требует гармонии, изящества и изысканности (да-да, даже если речь идет о тяжелых ботинках на рубчатой подошве – и такая обувь может быть изысканной, если остальной костюм ей соответствует). Вот только все меньше людей, которые могут по-настоящему следовать требованиям моды, а не воспринимать ее примерно так же, как Толстого – в комиксах.

Может быть, стоит отказаться от излишних упрощений? Обратить внимание на культурное наследие, на образование – настоящее, как раньше говорилось – классическое. И не идти по пути наименьшего сопротивления, читая «Войну и мир» на 90 страницах, а представление о Чайковском и «Лебедином озере» получая из мультфильмов о Барби.

Между прочим, сами по себе подобные мультфильмы отнюдь не плохи – для детей. Они способны привить ребенку любовь к музыке, стремление повышать культурный уровень. Плохо, когда на них все и останавливается. А ведь театры оперы и балета по-прежнему готовы принять желающих приобщиться к источнику культуры и вдохновения, книги все еще стоят на библиотечных полках или продаются в магазинах. Так что не стоит сводить все многообразие мира к упрощенной одномерности. И тогда в одежде появится изящество, изысканность и гармоничность, которые требуются модой любого столетия.

Книга – жизнь, смерть и снова жизнь

Книга – жизнь, смерть и снова жизнь
А)
С технологиями подачи информации происходит одна и та же, вполне закономерная вещь – все технологические средства, аппараты, механизмы, устройства обработки информации становятся все сложнее и непонятнее для «простого смертного», зато пользоваться ими все удобнее и легче.
Вот, скажем, до первого компьютера у меня лично очень долго была обыкновенная механическая пишущая машинка «Оптима» производства несуществующей ныне страны ГДР. Механическая – это значит, что нужно было как следует долбануть по клавише, чтобы рычаг с нужной литерой в свою очередь долбанул по бумаге на валике каретки.
Это была очень старая, но очень хорошая машинка, доставшаяся мне по случаю, и при небольшой поломке я мог починить ее собственными руками. Что неоднократно и делал.
Потом у меня появился первый компьютер и прочие прибамбасы, которые починить собственными руками я уже не могу ни под каким видом. Мастера надо вызывать или везти тот же сломавшийся принтер в мастерскую. Ну, картридж-то я, как многие другие, могу заменить и сам, а вот все остальное… Достаточно взглянуть внутрь того же принтера даже невооруженным глазом, чтобы понять – нет, ребята, без специальных знаний и навыков тут делать нечего.
Зато как удобно уже не долбить по клавишам что есть мочи, а лёгонько так набирать текст на мягкой клавиатуре, да еще и редактировать его с полным комфортом!..
И как приятно смотреть, как из принтера лист за листом вылетают уже красиво отпечатанные листы! Прямо хоть бери и сам себе книги выпускай – что многие, кстати, и делают. Выпустил книгу, сделал ей красивую обложку – и ты уже маститый писатель. У тебя книга! Прямо как настоящая.

Б)
Хотя с «настоящими», то есть бумажными книгами, дела сейчас обстоят все хуже. Продажи бумажных книг неуклонно снижаются. Так – везде в мире. Бумажная книга, после 500 летнего царствования в качество основного «средоточия мудрости», постепенно уходит из обихода.
Разумеется, совсем из нашей жизни бумажная книга не уйдет. Будут издаваться учебники, всевозможные пособия, календари, дорогие альбомы, которые так приятно подержать в руках, и, видимо разное легкое чтиво для уничтожения дорожной скуки. Но прежних гигантских тиражей бумажных книг уже не будет.
Что-то в этом есть печальное, конечно. Все-таки бумажная книга полна особого очарования. С другой стороны, бумага – это всего лишь один из носителей. Мы же не грустим об обработанной березовой коре, на которой буквы было не так-то легко выцарапывать! Или о глиняных табличках, когда до их просушки буквы надо было успеть выдавить на мягкой глине!..
И вообще, в понятии «книга» главное ведь не носитель, а текст, который надо суметь сначала сочинить, а потом донести до своего читателя.
Пусть он будет и чисто виртуальным.
Главное, чтобы в нем было что-то этакое, особенное, дающее пищу и уму, и сердцу!..

О современных вооружениях

Как метко написал Дюма, человек нашел только один способ порождать жизнь. И то ему помог Бог. И нет числа способов жизнь отнимать, правда ему «помогал» Дьявол.
По моему скромному, современное оружие делится на два неравных класса. Первое – сверхмощные, дорогие и бесполезные (впрочем, какое оружие полезно?) смертоносные игрушки вроде авианосцев, самолетов и прочая. И оружие локальных конфликтов, легкое и среднее. И тяжелое, но сверхмобильное, ремонтопригодное и легкомонтируемое. После того, как локальный конфликт вспыхнет, подтягиваются «миротворцы» с оружием первого класса, и, на радость оружейным магнатам – отыгрывают свою «партию». Это оружие избиения слабых, для настоящей войны оно не очень приспособлено. Потому что чрезмерно многокомпонентно, высокотехнологично и коллективно управляемо. И, самое главное – вполне способное стереть большинство проявлений жизни при серьезном применении. Так что, на «счастье» Человечества, главным средством отнятия у человека жизни еще очень долго останется легкое оружие пехоты.
Именно поэтому я крайне скептически отношусь к покупкам «Мистралей» и иже с ними. Если уж гробить деньги налогоплательщиков – то на отечественные разработки. Ответ что таких нет – еще более неудовлетворителен. Нравится играть в кораблики – и на конструкторов не жмотитесь. И не начинайте оснащение флота со штабных кораблей. А иное применение нереально, поскольку без своры кораблей сопровождения и авиационного прикрытия «Мистраль» – легкая добыча. Кстати, применение вертолетоносца оправдано при «работе» по пиратам, но что-то никто из стран, владеющих такими кораблями – применять их не торопится. Это мне живо напомнило историю, как во времена очередной русско-турецкой войны флоту долго было запрещено применять купленные торпеды – «потому как слишком дороги!»
Второй скепсис связан с громоздкими комплексами «С» Неважно, 400, 500 или милая новым русским и еще не разработанная 600 серия. Не то чтобы они были не нужны, нет. Но я не вижу более крупную промежуточную модель между легкими переносными «Иглами» и теми же С-ками.О современных вооружениях

Какими видятся перспективные вооружения? Прежде всего, это ракетные средства ПВО. В «бесполетной» зоне эффективность современных армий теряется процентов на 70, если не более. Причем ракетный контейнер или спарка должны монтироваться на любом военном самоходном средстве – от джипа до танка. Неоправданно забытым кажется проект запуска ракет через ствольную артиллерию. Артствол в данном случае и транспортно-пусковой контейнер и средство придания ракетному снаряду большего ускорения вышибным зарядом. Типы зарядов надо дополнить генераторами электромагнитных импульсов и иголками из обедненного урана. Очень интересна идея плазмогенератора, ну тут уже нужны и соответствующие разработки и большие калибры. Вовсе не стоит забывать и кинетические скорострелки. Интересна идея «воздушных мин» — аэростатов с РЛС или пассивными датчиками обнаружения воздушных целей, скомбинированных с подрывными зарядами или теми же блоками скорострелок с автономным наведением.
Государство, могущее закрыть собственное воздушное пространство – существенно способно оградить себя от визита незваных "миротворцев".

О космосе и космонавтике.

Вот уж полвека прошло с того момента, как Человечество впервые и ненадолго шагнуло в космос, а радикальных подвижек в освоении космического пространства пока нет. Да, благодаря освоению космоса в нашу жизнь вошла масса технологий, да в космосе уже вовсю делаются сверхчистые материалы, в околоземном пространстве стало тесно от многочисленных спутников. Но все же, пока уверенное освоение космического пространства заканчивается орбитами геостационарных спутников. Дорога в космос по прежнему остается чрезвычайно опасной, прежде всего из-за недостаточной эффективости двигателей космических аппаратов, их чрезвычайной сложности, малой ремонтопригодности и т.п. По той же причине, космические путешествия крайне малокомфортабельны. Все это вместе придает им заслуженный ореол героизма.

Для более уверенного продвижения в космическое пространство нужны принципиально новые двигатели. Реактивные двигатели имеют существенный недостаток уже в том, что топливо необходимо поднимать на околоземную орбиту, что крайне дорого и требует совершенно непропорциональных расходов того же топлива. Занятной, но не вполне перспективной является идея солнечного паруса. Дело даже не в том, что разгонный эффект солнечного ветра невелик, по солнечному ветру невозможно лавировать, двигатель получается чрезмерно односторонний. Та же ситуация с довольно эффективным электромагнитным ускорителем по типу рейлганов, т.е. артиллерийских систем с электромагнитным разгоном боевой части. Хотя идея медленно удалить, в сторону Луны, например, а еще лучше с мягкой посадкой на нее же пусковую установку с электромагнитным приводом вполне позволит осуществить поистине революционный шаг обмена снарядами. Сразу вспоминается Жюль Верн с его колумбиадой и акционерным обществом по сообщению с Луной )). Правда этой идиллии мешает маленький вопрос – а что собственно нам нужно доставлять с Луны такого, чтобы придать этому мероприятию хотя бы минимальную экономическую целесообразность. Лунные заводы ведь еще не построены )).
О космосе и космонавтике.

Вторым, пожалуй еще более важным ограничителем является мотивация. Пока нет ни крайней ни даже умеренной нужды во внутрисистемных, не говоря уже о межзвездных пилотируемых полетах.
Тем не менее, прогресс понемногу наблюдается и в космической отрасли. Усилия человечества консолидируются. Появляются новые материалы и покрытия, отрабатывается технология проживания на орбите не первопроходцев а уже туристов (в голове всплывает уже Беляев со своим «Прыжком в ничто»). Накапливается энергия прорыва. Что послужит спусковым крючком, старания военных или вездесущие метеоры, массовые техпроцессы требующие специфическо-космических условий, уже не важно. Ощущение таково, что это произойдет скоро. Успеть бы человечеству навести порядок на самой Земле – а то вот ненароком встретим братьев по разуму и будем краснеть: шастаем по Космосу, а дома никакого порядка нет.

Белла Ахмадулина

Белла Ахмадулина
В 1998 году я был проездом в Москве, и мне понадобилось отправить кому-то какую-то посылочку, так что я зашел в здание почтамта где-то в центре столицы. Было это, кстати, зимой, часов в 7 вечера, так что на улице было уже темно и промозгло, как обычно бывает зимой в Москве с ее собственным климатом мегаполиса. А в помещении почтамта было светло, тепло, уютно.
И вот, стоя в очереди к нужному мне окошечку, я вдруг заметил, что в помещение вошла женщина лет 60-ти, очень стильно одетая в какую-то пеструю шубку, небольшую шапочку, черноволосая и с ярко выраженной восточной внешностью.
Очень знакомое было у нее лицо, но вошла она в почтамт совершенно одна, и окружающие как будто бы не обращали на нее никакого внимания. Присмотревшись, я заметил, что эта женщина была довольно сильно подшофе. Ничего она не спрашивала, ни в какие очереди не стремилась, а просто стояла посредине зала и оглядывалась по сторонам со слабой улыбкой, как будто чего-то ожидая.
И тут я ее узнал. Ну, терять мне было нечего, поэтому я подошел к ней, поздоровался и прямо спросил: «Вы – Белла Ахмадулина?» «Да!..» — улыбнулась она с каким-то, как мне показалось, облегчением.
Мы немного поговорили – о поэзии, о жизни, о ее знаменитом стихотворении, на текст которого написан романс Ларисы-бесприданницы в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс», ну а затем я извинился за беспокойство, сказал «до свидания», которого не могло быть, и пошел к своему окошечку.
Почему Белла Ахмадулина оказалась в тот вечер одна, и зачем её занесло на почтамт – неизвестно.
А вообще она никогда не была одна, особенно в молодости, в 60-е годы, когда была особенно популярна. У нее выходили стихотворные сборники, по ней сходили с ума очень знаменитые мужчины, и она даже снималась в кино. В 1964-м году – в роли журналистки в фильме «Живет такой парень», а в 1970-м году, в фильме «Спорт, спорт, спорт», и в 1976-м году, в фильме «Ключ без права передачи» — в роли себя самой.
Это была ее самая важная и самая лучшая в жизни роль, поскольку в первую очередь Белла Ахмадулина была очень талантливой поэтессой. А еще она никогда не боялась говорить вслух именно то, что она думает, в 1979 году участвовала в неподцензурном и скандальном литературном сборнике «Метрополь», защищала поэтов и писателей, гонимых властью… И никто после этого, как ни удивительно, не мешал ей выпускать новые сборники стихов.
Она умела экспериментировать с языком, умела находить новые образы, новые оттенки, новые смыслы в давно известных словах. При этом ее иногда заносило в дебри, за что ее пародировал также очень талантливый поэт-пародист Александр Иванов. Точнее, он пародировал не отдельные ее стихи, а всю Беллу Ахмадулину в целом. При том, что Иванов был человек чрезвычайно острый на язык, способный писать очень едкие пародии, Беллу Ахмадулину он всегда пародировал с какой-то особенной любовью и теплом.
Да, удивительно талантливые были люди, удивительно!..

Жилье из саманных блоков

Жилье из саманных блоков
В процессе своего исторического развития люди наловчились строить себе жилье из тех материалов, которые предлагает данная местность. В лесистых районах дома строят из дерева, в горных — из камня, в степных – из кирпича, который изготавливают из глины. Можно строить дома и просто из одной глины, как это и делается испокон веков в Иране, Ираке, Узбекистане и других странах со сходными геологическими и климатическими условиями. Ведь для изготовления обожженного кирпича требуется довольно много топлива, затраты на которое могут оказаться значительно больше, нежели на саму глину.
Однако если в тех районах, где нет лесов, но есть глина, произрастают разные травы, а еще лучше – злаки, то от них остаются сухие стебли и солома.
И если армировать сырую глину резаной соломой, да придать ей правильную форму, да высушить, то получится замечательный строительный материал, который называется саман.
Обычно саман делается так – в разведенную водой глину добавляется резаная солома, опилки, сухая трава, кизяк или костра, все это тщательно перемешивается, обычно с помощью ног, и затем получившаяся масса выкладывается в специальные деревянные формы. Как правило, такие формы делаются из досок толщиной 25-30 миллиметров. Одна форма делается на один-два саманных блока. Когда блоки отформованы, форма снимается и переставляется на новое место. То есть требуется довольно изрядная свободная площадь, чтобы разместить необходимое количество блоков.
На сушку блоков уходит от 3 до 7 дней. Затем блоки переворачиваются на ребро, досушиваются еще дня 2-3, и перекладываются куда-нибудь в сарай или под навес. В течение одного-двух месяцев можно наготовить достаточное количество блоков, чтобы построить небольшой домик.
Желательно весь процесс заготовки саманных блоков и строительства завершить до наступления холодов, поскольку при минусовой температуре строительство можно вести только с помощью специальных присадок к строительному раствору. А это увеличивает стоимость строительства, тогда как самое главное преимущество жилья из саманных блоков заключается в очень низкой цене этого материала и низкой цене строительных работ.
Впрочем, в нашей стране в послевоенное время в сельской местности с наличными деньгами у простого народа было всегда очень туго, и домики из самана люди ухитрялись строить практически без денег! Для этого надо было всего лишь объединиться нескольким семьям, и вот так, коллективными усилиями, люди помогали друг другу обзаводиться недорогим, теплым и уютным жильем.
В нашей стране он очень широко применялся и продолжает применяться именно в степных районах. Например, на юге Омской области в деревнях и селах все еще довольно много домиков из этого материала.
Такой домик был и у моей бабушки, и в нем всегда было очень тепло и уютно, поскольку глина, как материал, позволяет выдерживать и оптимальный режим влажности, а также тепло и звукоизоляции.
Есть, правда, у саманных блоков и недостатки. Во-первых, высушенная глина хотя и становится прочной, но боится сырости. Во-вторых, в стенах из саманных блоков тоже очень уютное жилье могут устроить себе крысы.
Ну, на крыс есть коты, а для защиты от дождей саманные стены можно оштукатурить да побелить.
И, само собой, любому дому требуется надежная крыша. И когда она есть, тогда все вообще будет в полном порядке!..

Страница 54 из 71
1 51 52 53 54 55 56 57 71